Конспект деловой игры.Тема: «Развитие детей с задержкой психического развития через обучение лепке».
презентация по коррекционной педагогике

 

Конспект деловой игры.Тема: «Развитие детей с задержкой психического развития через обучение лепке».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад компенсирующего вида № 14»  г. Туймазы

            муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

       Конспект деловой игры

     Тема:  

      «Развитие детей с задержкой психического развития                  

                                     через обучение лепке».

                                                                             Из опыта работы воспитателя

                                                                            Шаяхметовой З.Ф.

                                                                                   

 г. Туймазы  2017

Значение лепки для обучения и воспитания

 детей с задержкой психического развития.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.А.Антакова - Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Поэтому, одной из важных задач перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития является - развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию, а значит и успешному обучению в школе.

Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию у них различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей, в частности, способности к продуктивным видам деятельности - лепке, аппликации, рисованию и конструированию.

У большинства детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения двигательных способностей – движения неловки, часто неконтролируемы, нарушена согласованность в движении рук и глаз. Наиболее страдает у детей моторика кистей пальцев рук. Это проявляется в различных видах детской деятельности - в навыках самообслуживания, трудовых навыках, а также в продуктивных видах деятельности. Дети неумело держат ложку, кисточку и карандаш, зажимая их в кулачке. В работе с пластическими материалами у детей дети с большим трудом производят прямые и круговые движения руками, движения пальцев слабые и неуверенные.

Руки ребенка являются основными инструментами в разных видах деятельности, а, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.

В современной педагогической литературе уделяется много внимания организации деятельности с детьми продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией.

Возникновению у детей изобразительной деятельности и ее развитию посвятили свои исследования советские педагоги, психологи Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Н.Б.Халезова, Н.А.Ветлугина и другие. Большинство из них сходятся во мнении о том, что обучение должно быть направлено на развитие у ребенка эстетического восприятия; на развитие способности отражать в произведении окружающую действительность, на поиски детьми способов изображения.

В своих работах Т.Г.Казакова обращает внимание на то, обучению изобразительной деятельности необходимо уделять большое внимание не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в условиях семьи.

В работе с детьми с ЗПР, я отдаю предпочтение работе с пластическими материалами, считая их наиболее доступными с точки зрения техники, как в детском саду, так и дома.

Лепка входит в повседневную жизнь ребенка вместе с рисованием, конструированием, разными играми. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ведь в ней ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах.

Хорошо, когда дома или в детском саду есть пластилин. Тогда интересно и весело лепить фигурки, а потом разыгрывать на столе или в большой картонной коробке представления. Способности к творчеству в лепке реализуются даже при минимуме материалов. Из одного комка пластилина можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет, поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой стороны - сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Пока еще не изучено, как влияет на ребенка то, что он творит «по своей руке», по своим умениям и способностям. Но можно предположить, что каждый шаг в развитии (будь то мелкая моторика или пространственное мышление) сразу отражается в лепке.

Организация работы с дошкольниками

с задержкой психического развития.

Работая с детьми дошкольного возраста с ЗПР, я столкнулась с тем, что дети не в состоянии вылепить простейшую фигуру даже при помощи взрослого. Это обусловлено особенностями развития.

Основной формой работы являются занятия по лепке, которые проводятся еженедельно в соответствии с тематическим планом учителя-дефектолога, что способствует преемственности в работе специалистов и наиболее полному усвоению детьми программного материала.

С детьми, не усвоившими материал на занятии, проводится индивидуальная работа.

Ежедневно в группе проводятся пальчиковые игры и упражнения. Особо нравятся детям игры с речевым сопровождением с использованием прищепок, пуговиц, камней.

Организуются тематические занятия: «Зоопарк», «Мы на луг ходили», «Аквамир», «Космос», где дети по желанию принимают участие в создании общей композиции на протяжении нескольких занятий.

Также с детьми проводятся игры и упражнения по развитию мелкой моторики и ручной умелости (с водой, крупами, песком, магнитом и т.д.).

Кроме этого использую на занятиях песни, потешки, стихи, загадки; музыкальные произведения для накопления опыта музыкального переживания; иллюстративный материал по теме недели; рассматриваем с детьми игрушек народно-прикладного искусства.

Также очень активно дети включились в создание разных композиций в технике пластилинография. Детям  нравится принимать участие в создании коллективных композиций.

Я считаю, что организованная система мероприятий, включающая в себя занятия лепкой, игры и упражнения на развитие мелкой моторики и ручной умелости комплексно воздействует на развитие детей:

  • повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • развивает пространственное, логическое и конструктивное мышление;
  • развивает общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук;
  • формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
  • развивает творчество, фантазию и воображение;
  • способствует развитию речевой и познавательной активности;
  • развивает ребенка эстетически, учит ребенка видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Все это способствует интеллектуальному и речевому развитию детей, а значит, успешной подготовке к обучению в школе.

Параллельно проводится работа с родителями. Наиболее эффективными формами  

       являются – родительское собрание, консультации, беседы, просмотр

       видеоматериалов, еженедельные выставки детских работ.

Викторина «Забавное изотворчество»

 1. Какой русский художник нарисовал картину для фантиков любимых детворой шоколадных    конфет «Мишек»? (И.И. Шишкин.)

           

2. Какая школьная отметка «проживает» в Третьяковской галерее?

(Двойка. Картина Ф.П. Решетникова «Опять двойка».)

3.Скверная девушка - статуя девушки в ... Где? (В сквере.)

4. Какую скульптуру часто приводят в пример детям, пытаясь отучить их от привычки грызть ногти: «Вот что с тобой будет!»?

(Венеру Милосскую: «будешь грызть ногти, и у тебя не будет рук».)

5. Назовите российских художников с «красочной фамилией».

(Суриков И.В. Сурик - минеральная красно-оранжевая или красно-коричневая краска. Серов Валентин Александрович.)

6. Известная скульптура, один из классических символов советской эпохи, украшавшая сотни парков СССР называлась:

 «Девушка с ослом»

«Девочка с гитарой»

«Девушка с веслом»

«Вас здесь  вообще не стояло!»

7. Представитель семейства шарообразных, юный талантливый и всеми любимый персонаж известной сказки, имеющий форму эллипсоидального тела, изготовленный в технике «тестопластика» пластическим способом лепки, жизнь которого оборвалась так нелепо и трагически в пасти коварной соблазнительницы.

Колобок  идентифицируемого современными учеными как (Colobocus obiknovenus),

8. Еще один известный трагический персонаж русской народной сказки, изготовленный из сезонного природного материала комбинированным способом лепки, причины гибели которого до сих пор имеют разные версии. По одной из них героиня погибла из- за отсутствия элементарных знаний ОБЖ, от неосторожного обращения с огнем, по другой версии – от чрезмерного увлечения солнечными ваннами.

Снегурочка.

9. Как называется особа женского пола, позирующая художникам?

А. Сиделка.                         В. Натурщица.

Б. Позёрка.                           Г. Моделька.

10.Как в повести Н. Носова звали художника, приятеля Незнайки?

А. Карандаш.                         В. Кисточка.

Б. Тюбик.                              Г. Мольбертик.

11.Как называется картина Ильи Репина?

А. «Бурлаки на «Жигулях».

Б. «Бурлаки на «Волге».

В. «Бурлаки на «Запорожце».

Г. «Запорожцы на «Оке».

(Только нужно убрать лишние кавычки.)

12. Что говорят о человеке, который драматизирует ситуацию?

А. Точит карандаши.           В. Моет кисти.

Б. Сгущает краски.            Г. Ломает палитру.

 13. Кто изображён на знаменитой картине Васнецова?

А. Три богатыря.                     В. Три мушкетёра.

Б. Три поросёнка.                      Г. Три толстяка.

Литература

  1. Борякова Н.Ю. «Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития» // ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»№1, 2004.
  2. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить» (Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей).//М. «ГНОМ и Д», 2007.
  3. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем». // М.: Творческий центр «СФЕРА», 2001.
  4. Маркова Л.С. «Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития»// «АЙРИС-ДИДАКТИКА».-2005.
  5. Шевченко С.Г. «Обучение детей с задержкой психического развития», // ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №1, 2004.



Предварительный просмотр:

https://cloud.mail.ru/public/nAgk/htPh2tCdY


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Один дома" № 1. (Конспект коррекционного группового занятия для детей с задержкой психического развития)

Конспект коррекционного группового занятия для детей с задержкой психического развития. Цель: Научить детей адекватным способам поведения в трудной ситуации. Снятие уровня тревожности....

план-конспект занятия в средней группе детей с задержкой психического развития

Данное мероприятие направлено на развития чувства эмпатии у детей, самоконтроля, умения работать рядом....

Конспект деловой игры.Тема: «Развитие детей с задержкой психического развития через обучение лепке».

Конспект деловой игры.Тема: «Развитие детей с задержкой психического развития через обучение лепке»....