Рабочая программа кружка «Школа будущего первоклассника»
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Грищенко Наталья Владимировна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Школа будущего первоклассника» для детей 6 – 7 лет по образовательной области «Познавательное развитие» на период 2021-2022 учебный год.

Начало обучения в школе — качественно новый этап в жизни ребенка, и главное, чтобы при переходе на эту новую ступень у него была сформирована психологическая, прежде всего мотивационная готовность к учебной деятельности, желание учиться. К концу дошкольного возраста ребенок достигает достаточно высокого уровня познавательного и личностного развития, осваивает мир вещей, у него формируется позиция школьника. Но быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать, это означает быть готовым всему этому научиться. Готовность к школе включает в себя следующие параметры:

— психологическая готовность - состояние психики, нервной системы, мотивации к учебной деятельности;

— интеллектуальная готовность - наличие у ребенка широкого кругозора, развитых познавательных процессов;

— эмоционально-волевая готовность - умение управлять эмоциями, строить взаимоотношения с окружающим миром;

— физическая готовность - состояние здоровья ребенка (как дополнительный компонент).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx45.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей  № 13 «Звездочка»

(МБДОУ д/с № 13)

СОГЛАСОВАНО

Родительским комитетом

МБДОУ д/с № 13

Приказ № ___ от « ___ » ____________ 2022 г.          

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБДОУ Д/С № 13

протокол №  ___ от «___ » __________ 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ д/с  № 13

 _____________  О.Л. Истомина

Приказ № ___ от « ___ » ___________ 2022 г.          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Школа будущего первоклассника»

для детей 6 – 7 лет

по образовательной области «Познавательное развитие»

на период 2021-2022 учебный год.

Составитель:

Н.В. Грищенко

педагог-психолог

г. Зеленогорск, 2022 г.

Раздел 1. Целевой

1.1. Пояснительная записка

Я сердце детям отдаю,

В ученье стану им опорой,

 С любовью в детский мир войду,

 Душой взращу надежду новую...

Татьяна Руденко

Начало обучения в школе — качественно новый этап в жизни ребенка, и главное, чтобы при переходе на эту новую ступень у него была сформирована психологическая, прежде всего мотивационная готовность к учебной деятельности, желание учиться. К концу дошкольного возраста ребенок достигает достаточно высокого уровня познавательного и личностного развития, осваивает мир вещей, у него формируется позиция школьника. Но быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать, это означает быть готовым всему этому научиться. Готовность к школе включает в себя следующие параметры:

— психологическая готовность - состояние психики, нервной системы, мотивации к учебной деятельности;

— интеллектуальная готовность - наличие у ребенка широкого кругозора, развитых познавательных процессов;

— эмоционально-волевая готовность - умение управлять эмоциями, строить взаимоотношения с окружающим миром;

— физическая готовность - состояние здоровья ребенка (как дополнительный компонент).

Большую роль в создании фундамента успешной учебной деятельности играет развитие познавательных процессов: мышления, памяти, речи и, что не менее важно, восприятия, внимания, работоспособности, а также эмоционально-волевой сферы и навыков общения.

В программе заложено содержание, позволяющее обеспечить каждому ребенку необходимые стартовые возможности для поступления и дальнейшего успешного обучения в школе. Создаются условия для развития внимательности, умения рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, совершенствовать познавательную активность, при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. В ходе работы формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

*Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

*ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Также программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Цель программы — сопровождение старших дошкольников к успешному обучению в школе путем развития познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, обогащения необходимыми знаниями, которые помогут им чувствовать себя уверенно и комфортно при поступлении в школу и на протяжении школьных лет.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

  • Определить уровни готовности детей к обучению в школе (проведение первичного и повторного психолого-педагогического обследования).
  • Расширить кругозора.
  • Оценить и способствовать развитию мотивации к учебной деятельности, интеллектуальной активности (исполнительских способностей, волевых качеств) ребенка.
  • Формировать личностную, социально-психологическую, интеллектуальную и эмоционально-волевую готовность.
  • Развивать высшие психические функции.
  • Развивать навыки произвольной регуляции поведения.
  • Развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми, творческих способностей; доверия, группового сотрудничества.
  • Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.

Основные принципы формирования рабочей программы:

1. уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

2. комплексный подход при разработке занятий;

3. систематичность и последовательность занятий;

4. вариативность содержания и форм проведения занятий;

5. наглядность;

6. адекватность нагрузок и требований, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;

7. постепенность и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых знаний к более сложным;

8. повторяемость материала, формирование и закрепление полученных знаний.

На занятии каждый ребенок включается в деятельность с учетом его возможностей и способностей, уровня подготовки. Таким образом, создаются условия для его самореализации.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности. 

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая познавательное развитие ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.     

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создаёт ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними всё более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. 

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от педагога), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится взрослым широко, создаёт основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.

Серьёзное внимание необходимо уделять развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в развивающих играх, головоломках. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

  • сформировано позитивное отношение к обучению;
  • отсутствует страх перед поступлением в школу;
  • сформирована мотивация к учебной деятельности, интеллектуальной активности (исполнительских способностей, волевых качеств) ребенка;
  • сформирована личностная, социально-психологическая, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность;
  • развиты в соответствии с возрастом высшие психические функции (память, мышление, внимание, восприятие, воображение, речь с опорой на способности ребенка);
  • сформированы навыки произвольной регуляции поведения.

Раздел 2. Содержательный

2.1. Содержание рабочей программы

Программа предназначена для организации подготовки детей 6-7 лет, посещающих ДОУ, к обучению в школе. Она направлена на развитие, как познавательной деятельности, так и психологической готовности. Занятия, включающие разнообразные игровые этюды, психологические упражнения, пальчиковые игры, практические логические задания, релаксационные упражнения, элементы психогимнастики, способствуют развитию коммуникативных навыков, созданию дружеской атмосферы в группе; развивают внимание, память, логику, нестандартное мышление, расширяют кругозор ребенка, развивают зрительно-моторную координацию. Релаксационные упражнения снимают мышечное и эмоциональное напряжение, создают доверительную атмосферу в детском коллективе. Игровые занятия помогают ребенку принять роль ученика, формируют эмоционально-положительное отношение к школе, повышают мотивацию к учебной деятельности.

Основная форма работы - фронтальное учебно-игровое занятие с использованием стандартных и нестандартных форм, приемов и видов деятельности: психологических игр, этюдов, релаксационных упражнений, логических заданий, рассказа, бесед, рисунков, графических диктантов, загадок.

Категория участников: дети подготовительных к школе групп (6-7 лет).

Срок освоения программы

Программа рассчитана на один год обучения детей 6 -7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут во вторую половину дня. Общее количество занятий 30.

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

Методы и приемы песочной терапии:

- игровые этюды,

- психологические упражнения,

- пальчиковые игры,

- практические логические задания,

- релаксационные упражнения,

- элементы психогимнастики,

- релаксационные упражнения.

2.3. Взаимодействие с семьями

Взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей.

Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания и обучения, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Непосредственное взаимодействие осуществляется черед рабочие тетради воспитанников.

Раздел 3. Организационный

3.1. Распорядок дня

Встречи проходят в форме групповой образовательной деятельности по установленному расписанию. С октября по май месяцы.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Участники программы дети подготовительных к школе групп.

Численность группы – вся группа.

Форма организации занятий – групповая. Периодичность занятий - 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Длительность занятий25-30 минут.

Место проведения: группа.  

3.3. Перспективное планирование работы педагога

Тема занятия

Задачи

Игровое занятие

«Кинолента»

- Создать непринужденную атмосферу, установление контакта в группе.

- Развивать воображение, наблюдательность, память, невербальные средства общения,

- Способствовать снятию эмоционального напряжения, мышечного расслабления.

Игровое занятие

«Золотая маска»

- Способствовать снятию напряжения и неуверенности, установление контакта, создание комфортной обстановки.

- Знакомить с элементами выразительных движений, мимикой, позой.

- Способствовать снятию эмоционального напряжения.

1. Королева буква «А»

- Знакомство, создать дружественную атмосферу в группе, настрой на совместную деятельность.

- Развивать внимание, фонематический слух, мелкую и общую моторику, зрительно-моторные координации, слуховую кратковременную память, логическое мышление.

- Формировать позитивное отношение к школе.

2. Королева буква «Б»

- Актуализировать знания, полученные на прошлом занятии.

- Обучать соблюдению групповых правил.

- Развивать долговременную память, внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику, зрительно-моторные координации.

3. Королева буква «В»

- Создавать психологически непринужденную атмосферу в группе.

- Актуализировать знания, полученные на прошлом занятии.

- Развивать воображение, внимание, слуховую память, мелкую и общую моторику, зрительно-моторные координации, умения ориентироваться на листе бумаги; закреплять понятия «лево—право».

- Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.

4. Королева буква «Г»

- Актуализировать знания, полученные на прошлом занятии.

- Развивать воображение, внимание, память, моторику, умение ориентироваться на листе бумаги.

- Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.

5. Королева буква «Д»

- Актуализировать знания, полученные на прошлом занятии.

- Развивать воображение, внимание, память, моторику, умение ориентироваться на листе бумаги, закреплять понятия «лево—право»

- Закреплять знания геометрических фигур, счет в пределах 5.

6. Королева буква «Е»

- Актуализировать знания, полученные на прошлом занятии.

- Развивать воображение, внимание, память, моторику, умение ориентироваться на листе бумаги, закреплять понятия «лево—право»

- Закреплять знания геометрических фигур, выявление закономерностей распределения геометрических фигур.

7. Королева буква «Ж»

- Формировать сплоченность, обучать умению следовать групповым правилам.

- Актуализировать знания, полученные на предыдущем занятии.

- Развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации, долговременную и кратковременную слуховую память, мышление, внимание, слуховое и зрительное восприятие.

- Закреплять счет в пределах пяти.

8. Королева буква «3»

- Актуализировать знания, полученные на предыдущем занятии.

- Развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации, долговременную и кратковременную слуховую память, мышление, внимание, слуховое и зрительное восприятие.

9. Королева буква «И»

- Создать положительный настрой на занятие, развивать наблюдательность, коммуникативные навыки.

- Развивать внимание, долговременную и кратковременную слуховую память, мелкую моторику, зрительно-моторные координации, мышление, зрительное восприятие, умение находить закономерность.

10. Королева буква «К»

- Актуализировать знания, полученные на прошлом занятии.

- Развивать воображение, внимание, память, моторику, умение ориентироваться на листе бумаги.

- Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.

11. Королева буква «Л»

- Актуализировать знания, полученные на прошлом занятии.

- Развивать воображение, внимание, память, моторику, умение ориентироваться на листе бумаги.

- Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.

12. Королева буква «М»

- Создать положительный настрой на занятие, развивать наблюдательность, коммуникативные навыки.

- Развивать внимание, долговременную и кратковременную слуховую память, мелкую моторику, зрительно-моторные координации, мышление, зрительное восприятие, умение находить закономерность.

13. Королева буква «Н»

- Развивать эмпатию, умение выражать поддержку другому человеку.

- Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.

- Развивать внимание, долговременную и кратковременную слуховую память, мелкую моторику, зрительно-моторные координации, мышление, зрительное восприятие, умение находить закономерность.

- Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.

14. Королева буква «О»

- Создать положительный настрой на занятие, развивать наблюдательность, коммуникативные навыки.

- Развивать внимание, долговременную и кратковременную слуховую память, мелкую моторику, зрительно-моторные координации, мышление, зрительное восприятие, умение находить закономерность.

15. Королева буква «П»

- Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.

- Развивать внимание, долговременную и кратковременную слуховую память, мелкую моторику, зрительно-моторные координации, мышление, зрительное восприятие, умение находить закономерность, развитие воображение.

16. Королева буква «Р»

- Формировать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности.

- Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.

- Развивать внимание, долговременную и кратковременную слуховую память, мелкую моторику, зрительно-моторные координации, мышление, зрительное восприятие, умение находить закономерность, развитие воображение.

17. Королева буква «С»

- Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.

- Развивать внимание, долговременную и кратковременную слуховую память, мелкую моторику, зрительно-моторные координации, мышление, зрительное восприятие, умение находить закономерность, развитие воображение.

18.

Королева буква «Т»

- Развивать умение согласовывать с окружающими свои движения.

- Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.

- Развивать внимание, долговременную и кратковременную слуховую память, мелкую моторику, зрительно-моторные координации, мышление, зрительное восприятие, умение находить закономерность, развитие воображение.

19. Королева буква «У»

- Развивать эмпатию, умение выражать поддержку другому человеку.

- Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.

- Развивать внимание, долговременную и кратковременную слуховую память, мелкую моторику, зрительно-моторные координации, мышление, зрительное восприятие, умение находить закономерность.

- Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.

20. Королева буква «Ф»

- Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.

- Развивать внимание, долговременную и кратковременную слуховую память, мелкую моторику, зрительно-моторные координации.

- Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.

21. Королева буква «X»

- Развивать эмпатию, умение выражать поддержку другому человеку.

- Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.

- Развивать внимание, долговременную и кратковременную слуховую память, мелкую моторику, умение находить закономерность.

- Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.

22. Королева буква «Ц»

- Развивать внимание, долговременную и кратковременную слуховую память, мелкую моторику, зрительно-моторные координации, мышление, зрительное восприятие, умение находить закономерность.

- Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.

23. Королева буква «Ч»

- Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.

- Развивать внимание, долговременную и кратковременную слуховую память, мелкую моторику, зрительно-моторные координации, мышление, зрительное восприятие, умение находить закономерность.

- Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.

24. Королева буква «Ш»

- Развивать эмпатию, умение выражать поддержку другому человеку.

- Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.

- Развивать внимание, долговременную и кратковременную слуховую память, мелкую моторику, зрительно-моторные координации, мышление, зрительное восприятие, умение находить закономерность.

- Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.

25. Королева буква «Щ»

- Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.

- Развивать внимание, долговременную и кратковременную слуховую память, мелкую моторику, зрительно-моторные координации, мышление, зрительное восприятие, умение находить закономерность.

- Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.

26. Королева буква «Э»

- Развивать эмпатию, умение выражать поддержку другому человеку.

- Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.

- Развивать внимание, долговременную и кратковременную слуховую память, мелкую моторику, зрительно-моторные координации, мышление, зрительное восприятие, умение находить закономерность.

27. Королева буква «Ю»

- Развивать эмпатию, умение выражать поддержку другому человеку.

- Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.

- Развивать внимание, долговременную и кратковременную слуховую память, мелкую моторику, зрительно-моторные координации, мышление, зрительное восприятие, умение находить закономерность.

- Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.

28. Королева буква «Я»

- Обучать детей одному из приемов саморегуляции.

- Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.

- Развивать внимание, долговременную и кратковременную слуховую память, мелкую моторику, зрительно-моторные координации, мышление, зрительное восприятие, умение находить закономерность.

- Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.

Список литературы:

1. Т.А. Руденко. Психологическая подготовка к школе: «Год до школы от А до Я». (взята за основу)

2. Е.Д. Шваб. «В школу с радостью»

3. Г.Ф. Марцинкевич. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста».

4. Под редакцией Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу».

5. «Большая книга развития мелкой моторики и быстрого обучения грамоте». (Школа будущих отличников).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Школа здорового человека"

рабочая программа кружковой работы рассчитана на 4 учебных года (младшая -подготовительная группа)...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

Рабочая программа кружка "Школа юного книголюба "

Рабочая программа кружка "Школа юного книголюба"...

Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников "Мэри Поппинс"

Программа готовит детей к системному обучению в школе, осуществляя преемственность дошкольного и начального общего образования...

Модифицированная рабочая программа консультационного пункта «Будущий первоклассник» детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: формирование положительной мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов; подготовка к умению писать графическим пишущим инструментом, развитие реч...

Рабочая программа кружка "Школа этикета" для детей среднего дошкольного возраста ( 4- 5 лет)

Кружок «Школа этикета» на основе дополнительной образовательной программы «Школа вежливости» направлена на изучение культуры поведения, культуры общения и повседневного этикета...

Рабочая программа кружка "Школа юного книголюба" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования старшая - подготовительная группа.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения...