Индивидуальный образовательный маршрут
консультация по коррекционной педагогике

Мачинская Татьяна Васильевна

Памятка по разработке ИОМ в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx229.84 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка

«Создание ИОМ (индивидуального образовательного маршрута) ребёнка»

        Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения.

Цель — создать благоприятные условия, стимулирующие активность, раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка.

Задача педагога — обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты (рисунок 1): Рисунок 1.

Для создания индивидуального образовательного маршрута педагог, должен действовать примерно по такой схеме (рисунок 2).

1. Наблюдение, выявление уровня сформированности психологических, социальных и интеллектуальных качеств личности дошкольника, необходимых для его продуктивной деятельности в какой-либо образовательной области. Этап наблюдения предполагает безучастный подход педагога, позицию невмешательства при наблюдении за ребёнком.

2. Диагностика стартового объёма и качественных характеристик конкретных предметных знаний, умений и навыков. Специалисты проводят тестирования, в ходе которых определяются проблемные зоны и «зоны успеха».

3. Построение персонального плана коррекционной работы на ближайшую перспективу (до 1 года с обязательным промежуточным мониторингом каждые 3 месяца) с опорой на «зоны успеха», индивидуальный подбор эффективных методик и приёмов педагогической работы.

4. Активная деятельность по осуществлению индивидуального маршрута: проведение занятий, беседы с родителями, домашние задания.

5. Аналитический этап — подведение итогов, оценка полученных результатов: демонстрация результатов работы воспитанника в форме презентации или выставки поделок, выступления перед детьми и взрослыми.

        Рисунок 2.

Разделы образовательного маршрута.

 Имеется несколько важных разделов для разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника, которые будут рассмотрены далее.

1. Общая информация о ребёнке и семье 

  • Указывается, откуда поступил (семья или переведён из другого ДОО), постоянно ли посещал ДОО, если были длительные перерывы, то указать причину.
  • Отметить уровень адаптации воспитанника в новых условиях по пятибалльной шкале.
  • Состав семьи: указать всех членов семьи, с которыми проживает воспитанник.

Охарактеризовать тип семьи: благополучная — стабильная, крепкая семья, имеющая достойный культурный уровень воспитания; неблагополучная — обладает низким уровнем педагогической осведомлённости, малыш обделён родительской заботой и вниманием, конфликтная эмоциональная атмосфера в семье травмирует ребёнка, порождает психологические комплексы, к ребёнку применяют физические методы воздействия. Кто из взрослых воспитывает ребёнка.

Стиль отношений ребёнка со взрослыми членами семьи: авторитарный — жёсткий диктат и подавление свободы, унижение достоинства ребёнка; контроль и опека — ограничение самостоятельности, ограждение от забот и проблем, «тепличные условия»; попустительство — потакание желаниям ребёнка, избалованность ребёнка при пассивности взрослых; уважение и сотрудничество — помощь и поддержка, совместное переживание трудностей.

  • Внешний вид.

Необходимо отметить манеры, жестикуляцию, описать особенности мимики, походки и осанки, степень аккуратности и ухоженности.

2. Соматическое здоровье.

  • Группа здоровья, наличие хронических заболеваний, характеристики аппетита, выработана ли привычка дневного сна, страдает ли малыш энурезом.
  • Моторика:

общая моторика соответствует возрастной норме или отмечаются нарушения координации движения;

указывается диапазон возможностей мелкой моторики с характеристиками координации, темпа и объёма двигательных функции кисти руки, левша или правша.

3. Познавательные умения и навыки.

  • Внимание — способности концентрировать и удерживать внимание, качественные характеристики (произвольное, непроизвольное).
  • Память — скорость запоминания, объём материала, который ребёнок в состоянии воспроизвести наизусть или пересказать самостоятельно по памяти, какой вид памяти (слуховая или зрительная) является доминирующим.
  • Мышление:

степень понимания пространственных ориентиров (сверху, снизу, слева, справа и т. д.);

способность подобрать обобщающее слово к нескольким однородным объектам (мебель, овощи, фрукты, животные и т. д.);

умение выделять главное;

навыки выявления простейших причинно-следственных связей (лето — жарко, снег — зима и т. д.);

ориентация во временных параметрах (день, ночь, год, месяц и т. д.).

  • Объём знаний:

 первичные знания о себе и окружающем мире: знает своё имя, возраст, членов своей семьи, адрес проживания, называет признаки времён года, владеет общими знаниями о животном и растительном мире согласно программным требованиям;

развитие навыков конструирования, рисования, лепки;

уровень владения элементарными математическими понятиями — навыки порядкового счёта, решение простейших примеров;

навыки определения и различения формы, цвета.

Поведение во время учебной деятельности.

 Развитие самоконтроля, дисциплины, организованности, целеустремлённости и осознанности действий на занятиях.

4. Развитие речи.

 Звуковые характеристики, качество произношения, словарный запас, грамматическая организация и структурированность речи.

5. Характеристика деятельности ребёнка (эссе ребёнка)

уровень владения навыками самообслуживания;

заинтересованность и личная активность, демонстрируемая в игровой деятельности.

6. Особенности характера и поведения 

эмоциональный портрет ребёнка — жизнерадостность, депрессивность, плаксивость, позитивность, подавленность, спокойный или гиперактивный и т. д.;

черты характера, особенности темперамента — активность или пассивность, агрессивность или уравновешенность, уверенность или робость, предпочитает индивидуальные или коллективные формы работы;

развитие нравственных ориентиров, культуры поведения и общения.

Необходимо отметить трудности или личные предпочтения, сферу творческой или интеллектуальной одарённости малыша. 

        Образец для заполнения общих и диагностических данных в ИОМ — (таблица).

 ФИО воспитанника

Дата рождения

Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование

Фамилия имя отчество папы, возраст, образование

Дата начала ИОМ

Причина постановки на учёт: Стойкое не усвоение ООП ДОУ в связи с болезнью и др.

Возраст на начало коррекционно-развивающей работы: 1-2 года

Цели ИОМ:

Открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ, обогащение ребёнка как личности;

помощь в адаптации к коллективу детей, развитие, поощрение и стимулирование в ребёнке индивидуальных возможностей;

вовлечение родителей в творческий процесс.

Задачи:

Выявить особые образовательные потребности ребёнка;

осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребёнку; способствовать усвоению ребёнком образовательной программы дошкольного образования;

обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребёнка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей;

оказать методическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Количество занятий в неделю: 2 занятия.

Формы проведения: Игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа.

Ожидаемый результат.

Форма работы с родителями: Консультации, практикум, собеседование, обмен опытом.

7. Диагностика развития ребёнка

Цель педагогического мониторинга: Обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

 Виды трудностей (педагогическая симптоматика):

Причины трудностей:

Физическое развитие

Соматическое развитие

Речевое развитие

Особенности развития познавательных процессов:

Память:

Внимание:

Восприятие:

Мышление:

Содержание коррекционной работы (деятельность воспитателя)

После диагностики и определения целей и задач составленного маршрута воспитатель и специалисты определяют, какие именно игры, упражнения и другие виды деятельности будут применяться при работе с малышом. Это тоже находит своё отражение в тексте ИОМ.

Составил:

старший воспитатель МБДОУ ДС №1

Мачинская Татьяна Васильевна

Источник:  http://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/individualnyiy-obrazovatelnyiy-marshrut-doshkolnika-po-fgos.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...