Консультация для родителей "Неврологическое нарушение слуха"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Жеребцова Юлия Яковлевна

Причины нарущения слуха. Методики обследования  слуха. Рекомендации родителям детей с нарушением слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Особо стоит рассказать о нарушениях фонематического слуха у детей с расстройствами речевого развития. Какой характер имеет это нарушение: педагогический или медицинский?

✏Многие родители дошкольников отмечают, что их дети плохо воспринимают речевую информацию в шумных помещениях, в толпе, при включенном телевизоре, не понимают быструю, косноязычную речь и речь с большим количеством длинных и новых слов. На занятиях по подготовке к школе педагоги отмечают, что у таких детей есть снижение фонематического слуха.

✏Специалисты выделяют четыре типа нарушения слуха:

• Проводниковое. Этот тип нарушения дают повреждения, заболевания или неправильное формирование наружного и среднего уха. Часто причиной этого нарушения становится отит. Этот вид потери слуха может быть как временным, так и постоянным.
• Нейросенсорное. Повреждение или неправильное развитие внутреннего уха или слухового нерва вызывают нейросенсорную потерю слуха. Нейросенсорная потеря слуха обычно является постоянной.
• Смешанное. Это комбинации проводниковой и нейросенсорной потери слуха.
• Центральное неврологическое. Возникает в результате повреждения слуховых центров мозга, которые искаженно и не в полном объеме воспринимают слуховые сигналы. Ребенок с таким типом повреждения слуха слышит, но не все понимает в услышанной речи. Это и есть нарушение, которое мы называем нарушением фонематического слуха.

✏Это нарушение выявляется при исследовании слуха методом слуховых вызванных потенциалов. Слуховые вызванные потенциалы называют еще стволовыми, потому что основная часть звукового пути проходит по стволу мозга. А ребенок рождается стволовым существом, потому что другие части мозга у него еще не развиты, и именно ствол мозга обеспечивает ребенку все необходимое для начального жизнеобеспечения.

✏Центральные нарушения слуха отоларингологи не лечат – это патология неврологическая. Но без специальных исследований невролог не может поставить верный диагноз, и ребенку могут быть поставлены такие диагнозы, как ЗРР, ММД, СДВГ. В результате чего ребенок остается без правильного лечения и коррекции.

✏Эта проблема находится на стыке интересов оториноларингологов, нейропсихологов и дефектологов, но ни один из этих специалистов не способен решить проблему, потому что для ее решения нужны неврологическая диагностика и лечение.

✏Родовые травмы, гипоксия во время беременности и родов, нарушения кровоснабжения мозга и другие патологические состояния в начале жизни ребенка часто и достаточно грубо нарушают работу слуховой нервной системы, и в дальнейшем у ребенка возникают неврологические нарушения слуха, которые отрицательно влияют на развитие и обучение ребенка.

👂🏻Основные симптомы неврологического нарушения слуха:

• ребенок плохо воспринимает обращенную речь в шумном помещении;
• ребенок плохо воспринимает речь по телефону;
• ребенок не может поддерживать долгую беседу;
• у ребенка трудности при запоминании сложных слов;
• у ребенка дефицит слуховой памяти (трудности с запоминанием звуковой информации);
• ребенку трудно поддерживать беседу, если его отвлекают другие звуки;
• ребенку сложно выполнить речевую инструкцию, если она состоит из нескольких пунктов;
• у ребенка возникают трудности при обучении чтению;
• ребенок с трудом воспринимает невербальную информацию (например, музыку).

✏Для постановки диагноза «неврологическое нарушение слуха» необходимо исключить простое периферическое нарушение слуха. Если же оториноларинголог не находит патологии, а аудиометрическое исследование не выявляет снижение слуха, то проводится специальное исследование, в которое входят тщательное неврологическое исследование, электрофизиологические исследования, доплеровское исследование кровотока мозга, электроэнцефалография и др.

✏ Неврологические нарушения слуха могут встречаться при неврологических заболеваниях, таких как судорожные состояния, эпилепсия, опухоли центральной слуховой системы. Однако наиболее распространенная причина таких нарушений – задержка созревания центральных слуховых путей.

Подходы к коррекции и лечению неврологического нарушения слуха можно разделить на три категории:

1. улучшение восприятия ребенком слуховой информации;
2. улучшение когнитивных и речевых навыков ребенка;
3. улучшение качества слухового сигнала.

✏Используются стимулирующая лекарственная терапия, массаж речевых точек и зон, занятия с логопедом. Детям с такой патологией полезны тренирующие слух процедуры и тренинги фонематического слуха.

Педагоги и родители помогут ребенку, если будут говорить медленно, четко произнося все звуки, упрощая сложные фразы, используя зрительную поддержку в дополнение к речевой информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Создание слухоречевой среды для детей с нарушением слуха".

В данной консультации даны рекомендации родителям по созданию слухоречевой среды дома. Также эта информация будет полезна начинающим педагогам, работающим с детьми с нарушением слуха....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « Знакомство младших дошкольников с нарушенным слухом с природой».

Данная консультация поможет родителям и воспитателям младших дошкольников с нарушенным слухом правильно знакомить детей с природой....

Музыкальные занятия - важное средство развития слуха и голоса у детей с нарушением слуха

Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения детей с нарушением слуха и имеет коррекционно-компенсаторную направленность.     Коррекция нарушений осущест...

Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"

Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...

Проблема ранней коррекции слуха и речи детей с нарушением слуха

Материал предназначен для педагогов, работающих  с детьми с нарушением слуха...

Конкурс-игра по развитию речевого слуха с детьми старшей и подготовительной к школе группы, имеющими нарушения слуха.

Конкурс-игра по развитию речевого слуха с детьми старшей и подготовительной к школе группы, имеющими нарушения слуха. Цель: совершенствовать произносительные навыки детей, речевое дыхание; развив...

Организация слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха.

В данной статье содержится информация о необходимости и значимости создания слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха....