« Театрализованная деятельность- как средство всестороннего развития и оздоровительного эффекта детей в современном мире».
статья по коррекционной педагогике

Луковенкова Татьяна Васильевна

Сегодня современые дети растут в виртуальном и очень насыщенном высокотехнологичными достижениями мире. Интернет, компьютерные игры, планшеты, смартфоны - виртуальная жизнь заменяет детям живое общение. Ребёнок сталкивается с такими проблеммами, как неумение общаться со сверстниками, зажатость, замкнутость,непонимание его самого от неумения выражать речью свою мысль. А ведь дошкольный возраст - самый благоприятный период для развития речевых,эмоциональных , творческих способностей , а так же инициативности и самостоятельности.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

« Театрализованная деятельность- как средство всестороннего развития и оздоровительного  эффекта детей в современном мире».

Музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Луковенкова Татьяна Васильевна

МБДОУ детский сад №39 г. Арзамас

Сластями, печеньями и конфетами нельзя вырастить из детей здоровых людей. Подобно телесной пище, духовная тоже должна быть простой и питательной.

Р. Шуман

     Состояние здоровья наших детей вызывает огромную тревогу у психологов, физиологов, педагогов. По результатам их исследований, 60 % детей имеет целый «букет» хронических заболеваний, большинство из которых относится к категории, так называемых психосоматических.

   Сегодня современные дети растут в виртуальном и очень насыщенном высокотехнологичными достижениями мире. Интернет , компьютерные игры, планшеты, смартфоны  - виртуальная реальность, заменяет детям живое общение. Ребёнок сталкивается с такими проблемами, как неумение общаться со сверстниками, зажатость, замкнутость, непонимание его самого от неумения выражать речью свою мысль. А ведь дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития  речевых,  эмоциональных, творческих способностей, а так же инициативности, самостоятельности. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности. Именно этот вид деятельности активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А речь – это главное средство общения. Как писал С.А. Рубинштейн: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам». Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие современного, интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

     Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, отношения, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь на этом этапе развития оказывают занятия театрализованной деятельностью.

Основной целью моей работы - сделать жизнь детей интересной, содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

  • развитие фантазии, мышления, воображения, памяти;
  • преодоление зажатости и скованности, развитие уверенности в себе;
  • повышение уровня интеллектуальной культуры;
  • выработка у ребёнка эмоциональной отзывчивости;
  • обогащение и активизация словарного запаса дошкольника;
  • совершенствование интонационной выразительности речи детей;
  • развитие диалогической и монологической речи воспитанников;
  • формирование эстетического отношения к окружающему миру,
  • закрепление представлений детей о различных видах кукольных театров;
  • воспитание доброжелательности, взаимоподдержки, ответственности.

Работа с воспитанниками строится на основных принципах образовательного процесса:

  1. Последовательность – освоение нового на закреплении пройденного;
  2. Наглядность  - увидеть, услышать, потрогать, примерить чтобы воплотить самому;
  3. Дифференцированный подход – подбор условий обучения к индивидуальным особенностям  каждого ребёнка;
  4. Подход преемственности ДОУ и семьи;
  5. Интегративный подход  всех видов деятельности в образовательном процессе (чтение художественной литературы, музыкальное сопровождение, сольные вокальные номера, хореографические постановки, изготовление оформления и т. Д. )

Подготовительную работу провожу , применяя разнообразные приёмы:

  • Ритмопластика, 
  • речевая гимнастика,
  • культура и техника речи, 
  • театральная игра.

Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог).Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных постановках.

Стихотворный текст, как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

         Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через её образы, краски, звуки, музыку. Умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе репетиций активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается её диалогическая речь, её грамматический строй.

     Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. А мы знаем что театр – это игра, вот мы и развиваем все эти качества, играя, пусть сначала это театральная роль, но вживаясь в эту маленькую живую игру, ребёнок много почерпнёт для себя самого. Творческая игра-драматизация является условием, в котором развиваются коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков; формируется умение показать свое отношение, как в личностном, так и в сознательном плане. Формирование выразительных средств, для передачи образа героя предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а также формирование чувства партнера, т.е. умения действовать совместно с другими детьми. Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения, ведь все театральные постановки учат дружбе, взаимовыручке, честности, смелости и т.п. Проблемные ситуации, решаемые от лица персонажа, помогают ребёнку побороть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом , театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

   Очень часто материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки, несущие в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка. Сказка дает возможность использовать диалоговые методы коррекции. Сценические диалоги идеальные, «правильные», т.е. выверенные хронологически, логически, эмоционально.

Выступление на сцене в качестве исполнителя роли, признание и поддержка зрителей значительно повышают собственную самооценку, помогают развитию уверенности, самостоятельности, веру в собственные силы. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.

Распределяя роли в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь самовыразиться. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с застенчивостью. Желание получить роль какого-либо персонажа — мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на индивидуальных занятиях: учатся «рычать как мишка», «жужжать как пчела», «шипеть как гусь». «Высший пилотаж» в театрализованной деятельности — участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной и выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью. В процессе драматизации моделируются различные ситуации общения, развивается связная речь – необходимое условие адаптации ребёнка в обществе.

ВЫВОД

Занятия театральной деятельностью влияют на психическое состояние ребенка, устраняют проявления негативного психоэмоционального психосостояния, снижает уровень невратизации, снимает психическое и физическое напряжение, улучшает общее состояние ребенка, помогает ребенку проявить свою индивидуальность, приобретает навыки: общения с партнером , элементарного актерского мастерства, образного восприятия окружающего мира, адекватного и образного реагирования на внешние раздражители, коллективного творчества. А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Литература

  1. Татьяна Доронова «Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет» -учебно-методическое пособие. – М.:Обруч,2014.
  2. Наталия Сорокина, Людмила Миланович «Куклы и дети» .Кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет. – М.: Обруч, 2012
  3. Музыкальные сказки. –М.: Советский композитор
  4. Журналы «Музыкальный руководитель»
  5. Журналы «Справочник музыкального руководителя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества, это большой простор для творческих фантазий ребенка. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко...

Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей в условиях ДОУ».

Ранний возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Это период интенсивного развития речи, который является условием личностного становления ребенка. Полноц...

Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны

Решая, социально-личностные задачи воспитания,  необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...

Презентация «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей в условиях ДОУ»

В этой презентации рассмотрена театрализованная игра как активная форма обучения дошкольника....

«Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей в условиях ДОУ»

Театральная деятельность оказывает влияние практически на все сферы развития ребенка....

"Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста....