Доклад на тему «Использование коррекционной ритмики в работе с детьми с нарушением речи»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Карнаева Миляуша Минасхатовна

Сейчас в работе с детьми с ОВЗ активно применяется коррекционная ритмика как одно из ведущих средств коррекционной педагогики. Фонетическая ритмика - это ритмика для работы с неслышащими. В отличие от логоритмики в ритм-музыке выполняются движения, соответствующие образу той или иной фонемы. Фонетическую ритмику успешно применяла в своей работе Н.А. Власова

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Бирюлинский детский сад «Белочка» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

Доклад на тему: «Использование  коррекционной ритмики в работе с детьми  с нарушением речи»

Учитель-логопед

1 кв. категории

Карнаева М.М.

                                                2022 г

Хорошая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к обучению в школе. У многих детей дошкольного возраста диагностируется одновременное отставание речи и моторики – двух компонентов, тесно связанных друг с другом. Красивая, правильная речь – результат тонкой координации дыхательной и нервной системы, органов артикуляции и слуха. Если хотя бы один из этих компонентов дает сбой, впечатляющего результата уже не получить. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты речи к началу обучения в школе.

Исследования И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, Т.С. Овчинниковой, М.П. Вайзман и других дефектологов показали, что у всех категорий детей с ОВЗ есть отставание моторного развития в разной степени выраженности. Они не пластичны, не ритмичны, у них нарушены все виды координаций, снижены все показатели двигательной памяти.

В 1926 г. профессором В.А. Гиляровским ритмика была включена в комплексную (отвлекающую, по терминологии Гиляровского) терапию у заикающихся. Под комплексным методом реабилитации заикающихся он понимал оздоровление организма (режим, физические упражнения, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение); целенаправленное развитие моторики (координация и ритмизация движений; развитие мелкой артикуляционной моторики и т.п.); речевое дыхание; формирование навыков саморегуляции мышечного тонуса и эмоционального состояния (психотерапия и, в частности, аутогенная тренировка).

Из «системы жесты-речь» Далькроза и метода развития ритмического чувства родилась логоритмика (речевая ритмика), то есть ритмика для речевых больных, в которой теснейшим образом переплетаются речь, музыка и движение. Иногда этот метод называют ритмизированной речью (ритмизированным словом), поскольку человек выполняет движения и произносит слова в ритм музыкального произведения. Научно обосновала метод музыкальной комплексной терапии Ю.А. Флоренская, указавшая, что и сущность которого заключается в слушании и «навязывании» музыки, которая действует как механизм активизации и стимуляции мозга. (слайд 2)

Фонетическая ритмика - это ритмика для работы с неслышащими. В отличие от логоритмики в ритм-музыке выполняются движения, соответствующие образу той или иной фонемы. Фонетическую ритмику успешно применяла в своей работе Н.А. Власова

Сейчас в работе с детьми с ОВЗ активно применяется коррекционная ритмика как одно из ведущих средств коррекционной педагогики, задачи которой заключаются в:

• формировании рефлексивного понимания собственных кинестетических ощущений, поскольку у многих оно или не сформировано, или утрачено;

• обучении детей произвольной регуляции и управлению эмоциональной и мышечной активностью (управление тонусом и темпом движений );

• коррекции всех видов координаций на уровне построения движений: статической, динамической, зрительно-моторной, символической;

• формировании навыка выполнения движения в соответствии с невербальным (музыкальным) или вербальным образом;

• вырабатывании навыка выполнения движений в соответствии с ритмом и темпом любого (вербального, невербального) слухового стимулятора

• научении свободному владению собственным телом на уровне эмоциональной экспрессии и творческого самовыражения. (слайд 3)

Резюмируя вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что ритм -это физическое материальное явление. Поэтому использование его как «организатора» может оказать помощь в любой коррекции, что и послужило основой систем российских ритмистов Н. Власовой, В. Гринер, Ю. Флоренской и др.

Метод коррекционной ритмики включает элементы всех этих технологий, в зависимости от этиопатогенеза и структуры расстройств.

Система работы по развитию музыкально-ритмической деятельности и выразительности движений дошкольников с ОВЗ основывается на принципах коррекционной педагогики:

- единства коррекции и развития. Это означает, что целенаправленная коррекционная работа осуществляется только на основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характеристики нарушений;

- единства диагностики и коррекции развития. Цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамичного изучения ребенка, его дифференциально-диагностического обследования. Осуществляя коррекционную работу, необходимо фиксировать происходящие изменения в состоянии ребенка, при этом процесс коррекции дает материал для более полной диагностики;

- учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития. Определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка;

- оптимистического подхода в коррекционной работе -организация «атмосферы успеха» для ребенка, вера в ее положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений;

- последовательности: реализация в три этапа, задачи которых определяет коррекционный педагог вместе с музыкальным руководителем. (слайд 4)

Как эффективный метод преодоления речевых нарушений широко используют логопедическую ритмику. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. (слайд 5)

Она является частью коррекционно-развивающей работы в речевой группе или группе для детей с ОВЗ. Этому вопросу посвящены, работы Волковой Г.А., Картушиной М.Ю, Анищенковой А.С. и других педагогов.  Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме. Ведь ходьба по комнате с малышом на руках под чтение потешки или под мамино пение колыбельной песенки, – не что иное, как логоритмика.

Логоримика – уникальное средство, которое в увлекательной, занимательной, непринужденной, музыкальной, эмоциональной обстановке помогает решить множество оздоровительных, образовательных, воспитательных, коррекционных задач.  (слайд 6)

Задача логоритмики – стимулировать отстающие компоненты и наладить их слаженную работу. (слайд 7)

        В настоящее время в логопедической практике с успехом применяется коррекционная фонологоритмика .

Фонетическая ритмика — система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь. Как метод работы над произношением слабослышащих детей фонетическая ритмика была заимствована группой российских педагогов под руководством Э. И. Леонгард у специалистов реабилитационного центра в Хорватии. Фонетическая ритмика давно перешагнула рамки работы со слабослышащими детьми. Достоинства этого метода в полной мере оценили логопеды, и фонетическая ритмика заняла прочное место в их практике. Занятия фонетической ритмикой включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры, помогающие обрести раскованность и непринужденность. Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов.
По материалам: Ступак Л. А., Огородова И. С., Челышева А. А., Кимяева С. А. Использование фонетической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 371-374. — URL https://moluch.ru/archive/142/39998/ . . (слайд 8)

Фонологоритмика является дополнением к логопедическим занятиям и повышает эффективность работы по коррекции речевых нарушений. Фонологоритмические упражнения положительно влияют на темп, ритм, выразительность движений и речи, мышечный тонус, формируют двигательные навыки; развивают внимание и память, зрительное и слуховое восприятие, звуковысотный, динамический и музыкальный слух. Фонологоритмика способствует закреплению навыков правильного голосоведения, устранению несформированности фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Творческие задания, игры, инсценировки, импровизации, которые активно используются на фонологоритмических занятиях, развивают воображение, формируют положительный эмоциональный настрой и коммуникативные навыки. Методологическая и методическая основа фонологоритмики раскрывается в работах Г. А. Волковой (2002), Т. М. Власовой, А. Н. Пфафенродт (1996). 5

Целью фонолологоритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

 Задачи:

 1. Оздоровительные (занятия фонологоритмикой укрепляют костномышечный аппарат, способствуют развитию дыхания, моторных функции, формируют правильную осанку, походку, грацию движений).

 2. Образовательные (на фонологоритмических занятиях дети усваивают теоретические знания в области музыкальной культуры, знакомятся с некоторыми музыкальными понятиями, что способствует более эффективному формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и т. д.).

3. Воспитательные (фонологоритмика содействует воспитанию и развитию чувства ритма как музыкального произведения, так и собственного ритма движений; способствует развитию восприятия музыкальных образов, учит перевоплощаться, работать в команде, соблюдать правила, критически относится к своим движениям и речи).

 4. Коррекционно-развивающие (зависят от структуры речевого дефекта, клинической формы, тяжести и симптомокомплекса речевой патологии). . (слайд 9)

Коррекционная фонологоритмика – это составной компонент лечебно-коррекционного воздействия на лиц с нарушениями речи, включающий в себя систему двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков), применяется с целью преодоления нарушений моторных и психических функций, коррекции недоразвития фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. . (слайд 10)

Фонологоритмическая работа включает в себя 5 последовательных этапов: исходно-диагностический, организационный, информационнообучающий, коррекционный, итогово-диагностический (Е. В. Каракулова). . (слайд 11)

Целью исходно-диагностического этапа является проведение логопедического, фонологоритмического обследования детей для определения логопедического заключения и направлений логопедической и фонологоритмической работы.

Организационный этап предполагает комплектование подгрупп детей для проведения фонологоритмических занятий. Помимо этого, на данном этапе организуется взаимодействие в работе логопеда, музыкального руководителя и педагогов образовательного учреждения, работающих с детьми с речевым недоразвитием, дополняется предметно-развивающая среда, составляется расписание коррекционных занятий. . (слайд 12)

 Информационно-обучающий этап необходим для формирования у педагогов и родителей мотивационной готовности к ведению коррекционно-развивающей работы с детьми, направлен на овладение теоретическими и практическими умениями и навыками коррекции недоразвития речи с использованием фонологоритмических средств у детей с речевым недоразвитием. Для реализации поставленных задач проводятся практикумы, мастер-классы, открытые фонологоритмические занятия.

 Коррекционный этап направлен на преодоление речевого недоразвития у детей на коррекционных фонологоритмических занятиях, которые проводятся в дополнение к логопедическим фронтальным и индивидуальным занятиям и учитывают их цели и задачи. Важно, чтобы фонологоритмические упражнения включались в занятия логопеда и повторялись с воспитателем или учителем во время физических пауз, прогулок.

Итогово-диагностический этап включает контрольную диагностику сформированности моторики, устной речи и сенсорных функций у детей. . (слайд 13)

Средства коррекционной фонологоритмики

На фонологоритмических занятиях используются 2 группы средств: музыкально-двигательные и двигательно-речевые. . (слайд 14)

 Музыкально-двигательные средства фонологоритмики способствуют формированию двигательных функций в соответствии с музыкальным темпом и ритмом. К музыкально-двигательным средствам относятся:

1. Ходьба, маршировка, бег.

Коррекционно-развивающие задачи: способствуют формированию темпа и ритма движений, развивают ориентировку в пространстве, используются с целью организации детей, чаще всего на вводном этапе занятия. Методические рекомендации. В качестве музыкального сопровождения используется маршевая музыка, музыка со сменой темпа и ритма. Ходьба, бег и маршировка могут осуществляться за ведущим: парами, паровозиком, на носочках-пяточках, с одновременным движением рук, имитируя животных и движущиеся предметы, со сменой направлений, по кругу, зигзагами, в различных направлениях, с перестроениями, с прыжками и остановками, подскоками, с чередованием бега, ходьбы и прыжков, в полуприсидя, без речевого сопровождения и с произнесением речевого материала различной сложности.

2. Упражнения на развитие внимания и слухоречевой памяти. 

Коррекционно-развивающие задачи: развитие внимания, устойчивости, произвольности, распределяемости; формирование слухоречевой памяти. Методические рекомендации. Под музыку дети свободно двигаются по залу, после окончания движения выполняют определенное действие (замирают, садятся на стул, ищут и берут в руки «свой предмет», берут за руку пару и т. д.).

3. Упражнения на развитие общемоторных навыков. 

Коррекционно-развивающие задачи: формирование статической, динамической координации движений, двигательной памяти с одновременной работой над ритмом движений (повтор, чередование, противопоставление).

Методические рекомендации. Физкультминутки проводятся под музыкальное сопровождение с использованием упражнений лечебной физкультуры для коррекции нарушений осанки, плоскостопия и т. д. (Л. Л. Артамонова, И. С. Красикова), элементов постизометрической релаксации, специального кинезиологического комплекса для развития межполушарно- 31 го взаимодействия (Г. Е. Шанина), психогимнастики (И. П. Чистякова), упражнений нейропсихологической коррекции (А. В. Семенович).

 4. Упражнения на развитие ориентировки в схеме собственного тела. 

Коррекционно-развивающие задачи: формирование ориентировки в схеме собственного тела; закрепление определения правой и левой руки, правых и левых частей тела.

Методические рекомендации. Развитие пространственных представлений подчиняется одному из главных законов развития – закону основной оси. Сначала формируются представления о вертикали, затем по горизонтали вперед – «от себя», затем относительно правой и левой сторон, в последнюю очередь – «сзади».

5. Упражнения на развитие ориентировки в пространстве. 

Коррекционно-развивающие задачи: формирование умения ориентироваться в пространстве; закрепление пространственных наречий; развитие умения двигаться в пространстве по заданию педагога.

Методические рекомендации. Для развития ориентировки в пространстве используем схемы, таблицы, рисунки.

6. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. 

Коррекционно-развивающие задачи: устранение напряжения, скованности, воспитание свободы движений.

Методические рекомендации. Предлагаются задания на расслабление и напряжение мышц. Напряжение должно быть кратковременным, расслабление более длительным. Подбирается сменяющийся музыкальный материал, под который совершаются раскачивание, потряхивание кистей, рук, ног, вращение, имитационные движения полоскания, укачивания, игры «Силач», «Тряпичная кукла», «Снеговик весной растаял» и др. Работа по обучению детей приемам релаксации должна сочетаться с работой по формированию правильного дыхания.

 7. Упражнения на развитие дыхания.

Коррекционно-развивающие задачи: формирование правильного нижнереберного дыхания; дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания); развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.

 Методические рекомендации. Работу начинают с формирования нижнереберного дыхания в положении лежа с контролем движения живота. Затем навык правильного дыхания закрепляется в положении сидя и стоя. В фонетической ритмике используются следующие исходные положения (И.П.) для автоматизации, коррекции неправильного физиологического дыхания.

8. Упражнения на развитие тонких движений пальцев рук. 

Коррекционно-развивающие задачи: формирование кинестетической и кинетической основы движений кистей и пальцев рук; развитие двигательной памяти.

 Методические рекомендации. По ритмичную музыку дети проводят самомассаж пальцев рук (можно использовать шишки, мячи, пружинки и др.), затем выполняют упражнения на статику с удержанием поз: «Коза», «Зайка», «Перекресты пальцев», далее можно сделать комплекс пальчиковой гимнастики, который способствует развитию динамической координации движений. Данные комплексы подбираются в соответствии с темой занятия. Очень большой выбор упражнений пальчиковой гимнастики представлен у Е. А. Алябьевой, И. С. Лопухиной, О. И. Крупенчук, Е. и С. Железновых и других авторов.

9. Упражнения на развитие артикуляционной моторики.

Коррекционно-развивающие задачи: формирование кинестетической и кинетической основы артикуляционных движений, ритмичности выполнения движений; подготовка или закрепление артикуляционной базы звуков.

Методические рекомендации. Подбираются артикуляционные упражнения, доступные всем детям, в соответствии с целью и задачами занятия. Упражнения должны выполняться ритмично, под счет педагога, под метроном или на акцент в музыке. Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти.

10. Упражнения на развитие мимической моторики. 

Коррекционно-развивающие задачи: отрабатываем точность, переключаемость, выразительность мимических движений.

Методические рекомендации. Педагог проговаривает текст, дети выполняют мимическую гимнастику. Можно выполнять отдельные мимические движения под ритмичную музыку. Затем проводится работа над произвольным формированием мимических картин базовых эмоций.

11. Упражнения на формирования темпа.

 Коррекционно-развивающие задачи: формировать представления о темпе, понятиях «быстро», «медленно»; учить выполнять движения в соответствии с темпом музыки; воспроизводить темп, заданный педагогом; учить соотносить темп движений и речи с темпом музыки.

 Методические рекомендации. При формировании представлений о темпе, как о скорости следования звуков, необходимо научить детей подчинять темп собственных движений темпу музыки и речи.

12. Упражнения на формирование метрических отношений. 

Коррекционно-развивающие задачи: формировать умение различать и двигательно выделять отдельные ударные моменты на фоне звучания равной силы; выделять на слух неожиданные акценты в музыке; обучать навыку передачи акустико-двигательным способом метрических отношений, заданных зрительно-наглядной схемой.

 Методические рекомендации. После усвоения эталонов темпа переходят к развитию восприятия и воспроизведения метрических отношений (акцентированные и неакцентированные доли). Все игры и упражнения по этому направлению работы построены на трансформации зрительнонаглядной схемы в звуковой ритм, в моторную серию; акустического образа ритма – в моторную серию, в зрительно-наглядную модель.

13. Упражнение на формирование ритма. 

Коррекционно-развивающие задачи: формировать умение выделять и соблюдать паузы; формировать представления о длительности; учить трансформировать зрительно-наглядные схемы в звуковые ритмы и наоборот; формирование у детей способности выполнять движения в соответствии с музыкально-ритмическим рисунком мелодии. Методические рекомендации. Развитие восприятия и воспроизведения ритмического рисунка, т.е. освоение соотношения длительностей и пауз, является следующим этапом ритмической работы. Сначала следует учить детей выделять и соблюдать паузы, затем познакомить их с понятиями «длинного» и «короткого» звуков, с двигательными моделями ритмических рисунков, давая специальные обозначения: «длинный» звук – отведение рук в стороны (можно проговаривать «та»), «короткий» звук – подъем рук над головой (можно проговаривать «ти»).

14. Танцевально-ритмические упражнения.

 Коррекционно-развивающие задачи: развитие музыкального слуха, чувства ритма; совершенствование двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения. Методические рекомендации. Танцевально-ритмические упражнения носят сюжетный характер и обладают завершенностью. В танцевальных композициях передается характеристика музыкального произведения при помощи движений рук, пластических жестов и выразительных поз. При исполнении ритмических комплексов используются жесты рук и телодвижения, сопровождающиеся звуком (хлопками, шлепками, щелчками пальцев, притопываниями).

15. Упражнения на формирование пантомимики. 

Коррекционно-развивающие задачи: развитие способности экспрессивно выражать эмоции с помощью пантомимических и мимических движений; формирование свободы движений, пластики. Методические рекомендации. Педагог дает задание, проговаривает текст, при необходимости показывает пантомимический этюд в качестве образца, дети выполняют пантомимический этюд. Можно устроить конкурс, определив лучшего «актера» в группе, также детям нравится отгадывать изображённого животного или предмет. Эти задания развивают творческий потенциал детей.

Двигательно-речевые средства фонологоритмики 

1. Упражнения по развитию слухового и речеслухового восприятия и памяти. Коррекционно-развивающие задачи: развитие навыка различения контрастных звуков, музыки, развитие звуковысотного, динамического слуха, слуховой, музыкальной и речевой памяти. Методические рекомендации. Детям предлагаются упражнения на опознание и сравнение между собой различных шумов, звучания музыкальных инструментов и звукоподражаний, а также различение их по высоте, силе и тембру звучания; воспроизведение звуковых и слоговых цепочек; запоминайте цепочек слов, стихотворений, диалогов в инсценировках и др.

2. Упражнения на формирование фонационного дыхания. 

Коррекционно-развивающие задачи: воспитание плавного, длительного фонационного и речевого выдоха

Методические рекомендации. В данных упражнениях работа над речевым дыханием осуществляется с помощью произнесения цепочек звуков, слогов, слов, счета, перечислений дней недели, проговаривания небольших текстов. Педагог контролирует, что бы речевой материал дети произносили на одном выдохе.

3. Фонетическая зарядка. 

Коррекционно-развивающие задачи: формирование речедвигательных навыков, закрепление артикуляции гласных и согласных звуков.

Методические рекомендации. Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками описаны в работах Т. М. Власовой, А. Н. Пфафенродт, Н. Ю. Костылевой. Предлагаем модифицированный вариант фонетической зарядки.

4. Упражнения на формирование силы, высоты голоса, мелодико-интонационной стороны речи. 

Коррекционно-развивающие задачи: формирование навыков модуляции голоса по силе и высоте, развитие мелодико-интонационной стороны речи.

Методические рекомендации. Детям предлагается при одновременном выполнении движений фонетической зарядки на гласный произносить звук с изменением силы голоса от тихого звучания до громкого и наоборот.

5. Упражнения с использованием звукоподражаний. 

Коррекционно-развивающие задачи: развитие способности к звукоподражанию, развитие слухового внимания, обучение детей интонированию звуков с показом характерных движений, автоматизация звуков.

Методические рекомендации. При произнесении стихотворного текста выполняются соответствующие движения. Темп выполнения задания постепенно увеличивается.

6. Чтение стихотворений с музыкальным сопровождением (мелодекламирование). Коррекционно-развивающие задачи: формирование эмоциональной выразительности речи, пластики движений.

Методические рекомендации. Ребенок читает стихотворение под музыкальное сопровождение. Текст стихотворения подбирается в соответствии с возрастом, лексической темой и речевыми возможностями ребенка.

7. Речедвигательные упражнения без музыкального сопровождения.

 Коррекционно-развивающие задачи: развитие координации движений и умения выполнять согласованные движения, способности соотносить текст стихотворения с движениями. Так как тексты, используемые в речедвигательных упражнениях, насыщены глагольной лексикой, они полезны детям с ОНР, помогают закрепить глаголы в пассивном и активном словаре. Методические рекомендации. Движения выполняются соответственно тексту.

8. Речедвигательные упражнения под музыку. 

Коррекционно-развивающие задачи: развитие координации движений и умения выполнять согласованные движения обеими руками, способности соотносить текст песни с движениями.

Методические рекомендации. Ритм стихотворной строки не должен быть длинным, желательно максимальное использование глагольной лек- 55 сики, которую можно легко соотнести с движениями рук и ног. На начальных этапах работы используется хорей. . (слайд 15)

Специфика фонологоритмической работы при разных клинических формах речевой патологии . (слайд 16)

Специфика фонологоритмической работы при дизартрии зависит от выраженности клинической симптоматики, структуры речевого дефекта, возраста детей. Особенностью комплектования групп детей с дизартрией для проведения фонологоритмических занятий является и учет ведущих моторных нарушений:

1. Дети с парезами, неловкие, дискоординированные. Для детей данной группы подбирается музыкальное сопровождение бодрое, ритмичное, стимулирующее движение.

 2. Дети с гиперкинезами, тиками. Для них используется музыка плавная, спокойная, песни с ритмичным припевом и плавным запевом.

3. Дети со спастикой. Дети данной группы нуждаются в мелодичной и спокойной музыке по типу вальса, колыбельной, музыки живой природы.

 Задачи фонологоритмической работы при дизартрии: 1) подавление патологических двигательных реакций, урегулирование безусловнорефлекторной деятельности, нормализация мышечного  тонуса. 2) развитие высших психические функции; 3) развитие кинестетической и кинетической основы общих, пальчиковых, мимических и артикуляционных движений; 4) развитие сомато-пространственной ориентации и зрительномоторных координаций; 5) тренировку высоты и силы звучания голоса; 6) развитие тембровых характеристик голоса; 7) закрепление правильного звукопроизношения; 8) совершенствование слуховых дифференцировок; 9) овладение сложными логико-грамматическими связями языка через двигательную деятельность детей на логоритмических занятиях. . (слайд 17)

Спецификой комплектования групп заикающихся детей для проведения фонологоритмических занятий является учет формы заикания: невротической или неврозоподобной. При каждой форме заикания определены специфические задачи логоритмической работы (Н. А. Рычкова). Задачи фонологоритмической работы при невротическом заикании: 1) воспитание точности, четкости, быстроты движений, умения переключать активное внимание на качество выполнения действий; 2) нормализация мышечного тонуса (с помощью сменяющегося музыкального материала); 3) воспитание воли, уверенности в своих возможностях, коллективизма, умения преодолевать трудности; 4) положительное воздействие на эмоциональную сферу и настроение; 5) формирование темпа, ритма и плавности движений и речи. К задачам фонологоритмической работы при неврозоподобном заикании добавляется: 1) при развитие двигательной сферы – работа над координацией и переключаемостью движений; 2) развитие слухового внимания и восприятия. . (слайд 18)

При комплектовании групп детей-алаликов для поведения фонологоритмических занятий важно учитывать форму алалии (моторная, сенсорная, сенсомоторная) и уровень речевого недоразвития: ОНР 1-4 уровней. По данным Ю. О. Филатовой, Н. Н. Гончаровой, Е. В. Прокопенко, у детей с алалией наибольшие трудности возникают при запоминании двигательной программы и речевого материала, для них характерно более глубокое расстройство ритмической организации речи на всех уровнях речи. Нарушение слогового, словесного и синтагменного ритмов обнаруживается в виде трудностей определения акцента в слоговом ряду, выделения акцентно-ритмической структуры двусложных, трехсложных слов, слов со стечением согласных, комбинаций разных типов искажений слоговой структуры слова, практической невозможности акцентирования слова в синтагме. Специфическим для них является неполное воспроизведение синтагмы и нарушение последовательности элементов в предложении. Для детей данной категории необходимо на фонологоритмических занятиях многократно повторять однотипные упражнения, при развитии речевого ритма особое внимание уделять звукоподражательным образцам на слоговом и словесном материале с соответствующим музыкальным сопровождением, делать опору на зрительный анализатор, формировать подражательность. . (слайд 19) Задачи фонологоритмической работы при алалии: 1) развитие восприятия (оптического, слухового, тактильного гнозиса); 2) активизация стимулирования подражательной деятельности на начальном этапе и самостоятельное выполнение упражнений на заключительном этапе работы; 3) тренировка всех видов памяти при постепенном увеличении объема предъявляемого материала; 4) развитие общего, пальчикового и артикуляционного праксиса; 5) обучение планированию и организации любого действия, которое опирается на смысловую сторону действия с предметом и реализацию схемы любого действия; 6) автоматизация предметных действий при многократном повторении заученных схем; 7) перенесение заученных речедвигательных навыков в самостоятельную речевую и языковую деятельность; 8) развитие реципрокной координации движений для улучшения межполушарного взаимодействия (одновременная смена кулак-ладонь); 9) развитие понимания чужой и собственной речи; 10) формирование фонематического слуха и восприятия;  11) формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи в соответствии с этапами логопедической работы; 12) развитие абстрактного, образного мышления через задачи, загадки, игры-драматизации, элементы хореографического танца, обучение импровизации движений на заданную тему. . (слайд 20)

Подводя итоги вышесказанному, заметим, что дифференциация использования различных технологий коррекционной ритмики заключается в следующем:

- детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата ритмика (кондуктивная гимнастика, кинезиотерапия) позволяет более эффективно корригировать общую моторику и обучать основным движениям и владению собственным телом;

- незрячим и слабовидящим дошкольникам коррекционная ритмика (танцевальная музыкотерапия) позволяет лучше почувствовать свое тело в пространстве, научиться более свободно перемещаться в нем;

- неговорящим логоритмика помогает ритмически организовать речь и тем самым стимулировать артикуляторный аппарат;

- неслышащим фонетическая ритмика с помощью специальных движений позволяет «прочувствовать» фонетику звука;

- детям с интеллектуальными нарушениями интегративная двигательная музыкотерапия позволяет музицировать и с помощью музыкальных инструментов невербально общаться между собой. . (слайд 24)

Показатели результативности занятий по фонологоритмике

Сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен.

Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.  

 Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ

Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.

Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки. . (слайд 25)

Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.

Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма). . (слайд 26)

Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.

Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.

 Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега

Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений. . (слайд 27)

Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.

Положительные  результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с индивидуальными возможностями  (дети  внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).

Улучшение результатов диагностик развития речи. Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата. (слайд 28)

Список литературы. (слайды 29, 30)

1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – СПб.: «Детство – пресс», 1999г.

2. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика: пособие для учителя / Т. М. Власов, А. Н. Пфафенродт. – М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. – 240 с. : ил.

3. Гильбух Ю.З. Проблемы функциональной музыки в зарубежной психологии // Вопр. психологии. - 1971. - № 3. - С. 162-168.

4. Гольдварг И.А. Функциональная музыка. - Пермь, 1968.- 46 с

5. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. - М., 1958.

6. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001.

7. Овчинникова Т.С. Музыкальное воспитание дошкольников с расстройствами речи // Проблемы теории и практики коррекционно-развивающего образования: сб. науч.-метод. тр. - СПб., 2009. - С. 182-187.

8. Овчинникова Т.С. Музыкотерапия и музыкальная педагогика в работе с дошкольниками // Музыкальная психология и психотерапия: науч.-метод. жур. для музыкантов, психологов и психотерапевтов. - 2011. - № 4 (25). - С. 99-105.

9. Овчинникова Т.С., Симкина А.А. Музыка. Движение. Воспитание. - СПб.: КАРО, 2011. - 88 с.

10. Каракулова, Е. В. Коррекционная фонологоритмика в системе комплексной помощи дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст] // Региональная система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии: материалы I научно-практической конференции с международным участием (28-30 сентября 2017) / отв. ред.: д. мед. н О. А. Львова, д. психол. н. Е. Р. Исаева. – Екатеринбург, 2017. – С. 80-86.

11. Ступак Л. А., Огородова И. С., Челышева А. А., Кимяева С. А. Использование фонетической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 371-374. — URL https://moluch.ru/archive/142/39998/ .

12. Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Гуманит. изд. центр BJIAДОС, 2003. — 272 с. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5-691-01002-6.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование коррекционной ритмики в работе с детьми с нарушением речи Составила учитель-логопед Карнаева М.М.

Слайд 2

Логоритмика – один из разделов логопедии и дефектологии, изучающий закономерности развития, воспитания, нарушений психомоторных функций в синдроме речевой патологии. Европа, начало 20 века – Из «системы жесты-речь» Далькроза и метода развития ритмического чувства родилась логоритмика (речевая ритмика), то есть ритмика для речевых больных, в которой теснейшим образом переплетаются речь, музыка и движение . В 1926 г. профессором В.А. Гиляровским ритмика была включена в комплексную (отвлекающую, по терминологии Гиляровского) терапию у заикающихся. Фонетическая ритмика - это ритмика для работы с неслышащими . В отличие от логоритмики в ритм-музыке выполняются движения, соответствующие образу той или иной фонемы. Фонетическую ритмику успешно применяла в своей работе Н.А. Власова Сегодня логопедическая ритмика является обязательным компонентом в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми в логопедической группе. Этому вопросу посвещены работы Волковой Г.А., Картушиной М.Ю, Анищенковой А.С. и других

Слайд 3

К оррекционная ритмика в работе с детьми с ОВЗ активно применяется коррекционная ритмика как одно из ведущих средств коррекционной педагогики, задачи которой заключаются в : • формировании рефлексивного понимания собственных кинестетических ощущений, поскольку у многих оно или не сформировано, или утрачено ; • обучении детей произвольной регуляции и управлению эмоциональной и мышечной активностью (управление тонусом и темпом движений ); • коррекции всех видов координаций на уровне построения движений: статической, динамической, зрительно-моторной, символической ; • формировании навыка выполнения движения в соответствии с невербальным (музыкальным) или вербальным образом ; • вырабатывании навыка выполнения движений в соответствии с ритмом и темпом любого (вербального, невербального) слухового стимулятора • научении свободному владению собственным телом на уровне эмоциональной экспрессии и творческого самовыражения .

Слайд 4

К оррекционная ритмика основывается на принципах коррекционной педагогики: - единства коррекции и развития. Это означает, что целенаправленная коррекционная работа осуществляется только на основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характеристики нарушений; - единства диагностики и коррекции развития. Цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамичного изучения ребенка, его дифференциально-диагностического обследования. Осуществляя коррекционную работу, необходимо фиксировать происходящие изменения в состоянии ребенка, при этом процесс коррекции дает материал для более полной диагностики; - учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития. Определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка; - оптимистического подхода в коррекционной работе -организация «атмосферы успеха» для ребенка, вера в ее положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений; - последовательности: реализация в три этапа, задачи которых определяет коррекционный педагог вместе с музыкальным руководителем. .

Слайд 5

ЛОГОРИТМИКА – система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног, координируются с произношением специального речевого материала … Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Слайд 6

ЗАДАЧИ: -Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания; -Развитие слухового и зрительного восприятия; -Увеличение объема памяти; -Развитие двигательного и артикуляционного праксиса ; -Развитие двигательных кинестезий; -Развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций; -Формирование двигательных навыков.

Слайд 8

Фонетическая ритмика — система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь . Как метод работы над произношением слабослышащих детей фонетическая ритмика была заимствована группой российских педагогов под руководством Э. И. Леонгард у специалистов реабилитационного центра в Хорватии

Слайд 9

Фонетическая ритмика Задачи : 1. Оздоровительные (занятия фонологоритмикой укрепляют костномышечный аппарат, способствуют развитию дыхания, моторных функции, формируют правильную осанку, походку, грацию движений). 2. Образовательные (на фонологоритмических занятиях дети усваивают теоретические знания в области музыкальной культуры, знакомятся с некоторыми музыкальными понятиями, что способствует более эффективному формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и т. д.). 3. Воспитательные ( фонологоритмика содействует воспитанию и развитию чувства ритма как музыкального произведения, так и собственного ритма движений; способствует развитию восприятия музыкальных образов, учит перевоплощаться, работать в команде, соблюдать правила, критически относится к своим движениям и речи). 4. Коррекционно-развивающие (зависят от структуры речевого дефекта, клинической формы, тяжести и симптомокомплекса речевой патологии).

Слайд 10

Коррекционная фонологоритмика – это составной компонент лечебно-коррекционного воздействия на лиц с нарушениями речи, включающий в себя систему двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков), применяется с целью преодоления нарушений моторных и психических функций, коррекции недоразвития фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Слайд 11

Коррекционная фонологоритмика Фонологоритмическая работа включает в себя 5 последовательных этапов: исходно-диагностический, организационный, информационнообучающий , коррекционный , итогово -диагностический ( Е. В. Каракулова ).

Слайд 12

Коррекционная фонологоритмика Целью исходно-диагностического этапа является проведение логопедического, фонологоритмического обследования детей для определения логопедического заключения и направлений логопедической и фонологоритмической работы. Организационный этап предполагает комплектование подгрупп детей для проведения фонологоритмических занятий. Помимо этого, на данном этапе организуется взаимодействие в работе логопеда, музыкального руководителя и педагогов образовательного учреждения, работающих с детьми с речевым недоразвитием, дополняется предметно-развивающая среда, составляется расписание коррекционных занятий.

Слайд 13

Коррекционная фонологоритмика Информационно-обучающий этап необходим для формирования у педагогов и родителей мотивационной готовности к ведению коррекционно-развивающей работы с детьми, направлен на овладение теоретическими и практическими умениями и навыками коррекции недоразвития речи с использованием фонологоритмических средств у детей с речевым недоразвитием. Для реализации поставленных задач проводятся практикумы, мастер-классы, открытые фонологоритмические занятия. Коррекционный этап направлен на преодоление речевого недоразвития у детей на коррекционных фонологоритмических занятиях, которые проводятся в дополнение к логопедическим фронтальным и индивидуальным занятиям и учитывают их цели и задачи. Важно, чтобы фонологоритмические упражнения включались в занятия логопеда и повторялись с воспитателем или учителем во время физических пауз, прогулок. Итогово -диагностический этап включает контрольную диагностику сформированности моторики, устной речи и сенсорных функций у детей.

Слайд 14

Коррекционная фонологоритмика

Слайд 15

Коррекционная фонологоритмика

Слайд 17

Коррекционная фонологоритмика Особенностью комплектования групп детей с дизартрией для проведения фонологоритмических занятий является и учет ведущих моторных нарушений: 1 . Дети с парезами, неловкие, дискоординированные . Для детей данной группы подбирается музыкальное сопровождение бодрое, ритмичное, стимулирующее движение. 2. Дети с гиперкинезами, тиками. Для них используется музыка плавная, спокойная, песни с ритмичным припевом и плавным запевом. 3. Дети со спастикой . Дети данной группы нуждаются в мелодичной и спокойной музыке по типу вальса, колыбельной, музыки живой природы. Задачи фонологоритмической работы при дизартрии: подавление патологических двигательных реакций, урегулирование безусловнорефлекторной деятельности, нормализация мышечного тонуса. 2) развитие высших психические функции; 3 ) развитие кинестетической и кинетической основы общих, пальчиковых, мимических и артикуляционных движений; 4 ) развитие сомато -пространственной ориентации и зрительномоторных координаций ; 5) тренировку высоты и силы звучания голоса; 6 ) развитие тембровых характеристик голоса; 7 ) закрепление правильного звукопроизношения; 8 ) совершенствование слуховых дифференцировок ; 9) овладение сложными логико-грамматическими связями языка через двигательную деятельность детей на логоритмических занятиях.

Слайд 18

Коррекционная фонологоритмика Особенностью комплектования групп заикающихся детей для проведения фонологоритмических занятий Задачи фонологоритмической работы при невротическом заикании : воспитание точности, четкости, быстроты движений, умения переключать активное внимание на качество выполнения действий; 2 ) нормализация мышечного тонуса (с помощью сменяющегося музыкального материала); 3 ) воспитание воли, уверенности в своих возможностях, коллективизма, умения преодолевать трудности; 4 ) положительное воздействие на эмоциональную сферу и настроение; 5 ) формирование темпа, ритма и плавности движений и речи. К задачам фонологоритмической работы при неврозоподобном заикании добавляется: при развитие двигательной сферы – работа над координацией и переключаемостью движений ; 2) развитие слухового внимания и восприятия.

Слайд 19

Коррекционная фонологоритмика Особенностью комплектования групп детей- алаликов для проведения фонологоритмических занятий Важно учитывать форму алалии (моторная, сенсорная, сенсомоторная) и уровень речевого недоразвития: ОНР 1-4 уровней. У детей с алалией наибольшие трудности возникают при запоминании двигательной программы и речевого материала, для них характерно более глубокое расстройство ритмической организации речи на всех уровнях речи ( Ю. О. Филатовой, Н. Н. Гончаровой, Е. В. Прокопенко ). Нарушение слогового, словесного и синтагменного ритмов обнаруживается в виде трудностей определения акцента в слоговом ряду, выделения акцентно-ритмической структуры двусложных, трехсложных слов, слов со стечением согласных, комбинаций разных типов искажений слоговой структуры слова, практической невозможности акцентирования слова в синтагме . Специфическим для них является неполное воспроизведение синтагмы и нарушение последовательности элементов в предложении. Для детей данной категории необходимо на фонологоритмических занятиях многократно повторять однотипные упражнения, при развитии речевого ритма особое внимание уделять звукоподражательным образцам на слоговом и словесном материале с соответствующим музыкальным сопровождением, делать опору на зрительный анализатор, формировать подражательность.

Слайд 20

Задачи фонологоритмической работы при алалии : 1 ) развитие восприятия (оптического, слухового, тактильного гнозиса ); 2 ) активизация стимулирования подражательной деятельности на начальном этапе и самостоятельное выполнение упражнений на заключительном этапе работы; 3 ) тренировка всех видов памяти при постепенном увеличении объема предъявляемого материала ; 4 ) развитие общего, пальчикового и артикуляционного праксиса ; 5 ) обучение планированию и организации любого действия, которое опирается на смысловую сторону действия с предметом и реализацию схемы любого действия; 6 ) автоматизация предметных действий при многократном повторении заученных схем ; 7 ) перенесение заученных речедвигательных навыков в самостоятельную речевую и языковую деятельность; 8 ) развитие реципрокной координации движений для улучшения межполушарного взаимодействия (одновременная смена кулак-ладонь ); 9 ) развитие понимания чужой и собственной речи; 10 ) формирование фонематического слуха и восприятия; 11 ) формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи в соответствии с этапами логопедической работы; 12 ) развитие абстрактного, образного мышления через задачи, загадки, игры-драматизации, элементы хореографического танца, обучение импровизации движений на заданную тему.

Слайд 21

СТРУКТУРА или ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ (структура занятия не всегда может включать все перечисленные элементы) Артикуляционная гимнастика Чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков в соответствие с возрастом детей Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики руки Упражнения под музыку на развитие общей моторики для мышечно-двигательного и координационного тренинга Вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него Фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания

Слайд 22

СТРУКТУРА или ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ (структура занятия не всегда может включать все перечисленные элементы) Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма Музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве Упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления

Слайд 23

СТРУКТУРА или ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ (структура занятия не всегда может включать все перечисленные элементы) Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии,эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения Упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей. ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ

Слайд 25

- Сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен. - Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами. Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ - Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания. -Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ФОНОЛОГОРИТМИКЕ

Слайд 26

- Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела. -Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой ) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма). ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ФОНОЛОГОРИТМИКЕ

Слайд 27

- Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения. -Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении. -Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега -Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ФОНОЛОГОРИТМИКЕ

Слайд 28

-Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти. -Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с индивидуальными возможностями (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения). -Улучшение результатов диагностик развития речи. Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ФОНОЛОГОРИТМИКЕ

Слайд 29

ЛИТЕРАТУРА 1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – СПб.: «Детство – пресс», 1999г . 2. Власова , Т. М. Фонетическая ритмика [Текст] : пособие для учителя / Т. М. Власов, А. Н. Пфафенродт . – М. : Гуманит . изд. центр «ВЛАДОС», 1996. – 240 с. : ил . 3. Гильбух Ю.З. Проблемы функциональной музыки в зарубежной психологии // Вопр . психологии. - 1971. - № 3. - С. 162-168 . 4 . Гольдварг И.А. Функциональная музыка. - Пермь, 1968.- 46 с 5 . Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. - М., 1958. 6 . Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед . учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. 7 . Овчинникова Т.С. Музыкальное воспитание дошкольников с расстройствами речи // Проблемы теории и практики коррекционно-развивающего образования: сб. науч.-метод. тр. - СПб., 2009. - С. 182-187 . 8 . Овчинникова Т.С. Музыкотерапия и музыкальная педагогика в работе с дошкольниками // Музыкальная психология и психотерапия: науч.-метод. жур . для музыкантов, психологов и психотерапевтов. - 2011. - № 4 (25). - С. 99-105. 9 . Овчинникова Т.С., Симкина А.А. Музыка. Движение. Воспитание. - СПб.: КАРО, 2011. - 88 с . 10. Каракулова , Е. В. Коррекционная фонологоритмика в системе комплексной помощи дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст] // Региональная система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии: материалы I научно-практической конференции с международным участием (28-30 сентября 2017) / отв. ред.: д. мед. н О. А. Львова, д. психол. н. Е. Р. Исаева. – Екатеринбург, 2017. – С. 80-86. 11. Ступак Л. А., Огородова И. С., Челышева А. А., Кимяева С. А. Использование фонетической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 371-374. — URL https://moluch.ru/archive/142/39998/ .

Слайд 30

ЛИТЕРАТУРА 10. Каракулова , Е. В. Коррекционная фонологоритмика в системе комплексной помощи дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст] // Региональная система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии: материалы I научно-практической конференции с международным участием (28-30 сентября 2017) / отв. ред.: д. мед. н О. А. Львова, д. психол. н. Е. Р. Исаева. – Екатеринбург, 2017. – С. 80-86 . 11. Ступак Л. А., Огородова И. С., Челышева А. А., Кимяева С. А. Использование фонетической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 371-374. — URL https://moluch.ru/archive/142/39998/ . 12. Яхнина Е.З.Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имею­щими нарушения слуха: Учеб. пособие для студ. высш . учеб. заве­дений / Под ред. Б.П. Пузанова . — М.: Гуманит . изд. центр BJIAДОС, 2003. — 272 с. — (Коррекционная педагогика). ISBN 5-691-01002-6.

Слайд 31

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развитие двигательных качеств у детей с нарушениями речи посредством фитболов»

Опыт работы по теме: «Развитие двигательных качеств у детей с нарушениями речи посредством фитболов» ...

Доклад на тему: "Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)"

Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)....

Доклад "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи через проектную деятельность"

Создание эмоционально-комфортного климата в группе и личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, поддержка инициативы детей-это успешное социально-личностное развитие детей через проек...

Доклад «Общие и специфические закономерности психического развития детей с нарушением речи»

В данном докладе  я раскрываю понятие - дети  с ОВЗ, даю  общие и специфические закономерности нарушенного развития. Описываю особенности развития двигательной, познавательной...

Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»

Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...

Доклад на тему"Игра, как средство общения дошкольников с нарушением слуха и речи".

Игра- это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Сюжетно-ролевая игра – способ познания детьми с нарушением слуха и речи социальн...

ОПЫТ РАБОТЫ : «Моделирование - как инструмент развития связной речи в работе с детьми нарушениями речи.»

Мнемотехника – это система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.Мнемотехника («мнезис» в пере...