Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Башкова Анна Викторовна

Дошкольный возраст – это особый период, в котором закладывается фундамент будущей личности, складываются и индивидуализируются психические свойства, развиваются эмоциональные процессы, являющиеся мощным регулятором поведения и деятельности ребенка.

В современном технологически развитом обществе, с его постоянно развивающими нагрузками на организм (увеличивающийся информационный поток, конкуренция, ответственность) человеку все тяжелее регулировать свое состояние, что неизбежно отражается на эмоциональной сфере, приводит к ее нарушению. Изменения, происходящие в обществе, отражаются и на дошкольниках. Как и к взрослому, к ребенку-дошкольнику предъявляются повышенные требования, что приводит к постоянному возрастанию частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок. В связи с этим особую значимость приобретает проблема эффективного управления ребенком своими эмоциями посредством разных видов деятельности уже на этапе дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 96

_____________________________________________________________________________

664043 г. Иркутск, б-р Рябикова, 46; тел. 30-87-18

                                                                                   Утверждено:

Заведующий МБДОУ № 96

                                                                                           Е.Б. Смоленцева

                                                                                                            _______________________

                                                                                                            «____» _____________2020

Коррекционно - развивающая программа,

направленная на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

«В мире эмоций»

Составитель: педагог-психолог Башкова Анна Викторовна,

  МБДОУ г. Иркутска, детский сад № 96

СОДЕРЖАНИЕ

I Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка …………………………………………………………………….3

1.2. Цели и задачи программы…………………………………………………………………..4

1.3. Новизна и актуальность…………………………………………………………………….4

1.4. Методологические и теоретические основы программы…………………………………4

1.5. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы…………..5

1.6. Планируемые результаты освоения программы…………………………………………..5

II Содержательный раздел

2.1. План работы с детьми старшего дошкольного возраста………………………………….6

2.2. Взаимодействие с родителями педагога - психолога……………………………………10

 

III Организационный раздел

3.1. Общий объем учебной нагрузки………………………………………………………….10

3.2. Формы и приемы организации образовательного процесса…………………………….11

3.3. Технологии обучения……………………………………………………………………...12

3.4. Формы организации обучения……………………………………………………………12

3.5. Предметно-развивающая среда…………………………………………………………...12

3.6. Заключение…………………………………………………………………………………12

3.7. Список литературы………………………………………………………………………...14

I Целевой раздел

  1.  Пояснительная записка

Дошкольный возраст – это особый период, в котором закладывается фундамент будущей личности, складываются и индивидуализируются психические свойства, развиваются эмоциональные процессы, являющиеся мощным регулятором поведения и деятельности ребенка.

В современном технологически развитом обществе, с его постоянно развивающими нагрузками на организм (увеличивающийся информационный поток, конкуренция, ответственность) человеку все тяжелее регулировать свое состояние, что неизбежно отражается на эмоциональной сфере, приводит к ее нарушению. Изменения, происходящие в обществе, отражаются и на дошкольниках. Как и к взрослому, к ребенку-дошкольнику предъявляются повышенные требования, что приводит к постоянному возрастанию частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок. В связи с этим особую значимость приобретает проблема эффективного управления ребенком своими эмоциями посредством разных видов деятельности уже на этапе дошкольного возраста.

Психологи отмечают, что неэффективное управление эмоциями приводит к неврозам, нарушению психического, физического здоровья ребенка (Н.Г. Гаранян, В.М. Мельников, Г.И. Мишин, Ю.М. Орлов, В.И. Петрушин, А.Б. Холмогорова и др.).

В последнее время все чаще наблюдаются эмоциональные нарушения в поведении детей, проявляющиеся в виде разных симптомов расстройств и не составляющие клинических форм заболеваний, а относящиеся к непатологическим формам пограничного характера. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребенка (возбудимое или подавленное настроение), в виде особенностей характера (акцентуации по типу раздражительного, гневливого или чрезвычайно угодливого поведения), в виде некоторых социально неприемлемых состояний (агрессия, страх, фобия и др.).

Кроме этого за последние годы в системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция к ранней интеллектуализации и раннему развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы, обучению эффективным способам регуляции собственного поведения уделяется незаслуженно мало внимания. Как справедливо указывал Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых видов деятельности.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. К тому же обеднённая эмоциональная сфера является причиной замедления развития сферы интеллектуальной. Дети мало интересуются чем-то новым, их игры лишены творчества, а некоторые малыши вообще не умеют играть. Дети обращают внимание в основном на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам) и имеют недостаточные представления об эмоциональных состояниях человека и их проявлениях. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Эмоции оказывают влияние на личностное развитие ребенка, определяя индивидуально-типологические особенности, характер, поведение, воздействуют на его деятельность, обусловливая ее ход и результат. В тоже время сами эмоции обусловлены ходом и результатом деятельности (С.Л. Рубинштейн).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Требования к Программе и ее объему» одним из аспектов социально-коммуникативного развития дошкольника является эмоциональный интеллект, одним из компонентов которого является эмоциональная саморегуляция. Поэтому так важно формировать у дошкольников умение регулировать свое эмоциональное состояние разными способами и средствами.

  1.  Цели и задачи

Цель: коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности.  

Задачи программы:

  • формировать у детей адекватную самооценку;
  • развивать и совершенствовать умение распознавать собственные эмоциональные состояния и эмоциональные проявления других людей;
  • развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми;
  • расширить знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения, обогатить словарь за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
  • способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими и так далее).

  1.  Актуальность

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена:

  • социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, способного к эмоциональной регуляции, столь необходимой на фоне роста эмоциональных нарушений в поведении детей (тревожность, агрессия, страх, фобии и т.д.);
  • необходимость создания целостной здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении;
  • существующими в практике работы дошкольных учреждений затруднений в вопросах формирования эмоциональной саморегуляции детей;

  1. Методологические и теоретические основы программы

В основе предлагаемой программы лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и педагог, и ребенок в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают свободой в построении своей деятельности, осуществляют свой выбор. Основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к самореализации, творческому росту и инициативность как форма выражения отношений на основе взаимопринятия и взаимопонимания.  

Сформированность эмоционально-волевой сферы зависит от ряда условий:  

  1. Эмоции и волевые качества формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах со сверстниками может проявляться задержка эмоционального развития.  
  2. Эмоции интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников в виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.  

В связи с этим работа по программе строится в групповой форме с использованием игровых методов.  

Основной подход, используемый в программе – поведенческий. Главная задача коррекции в рамках поведенческого подхода - помочь ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные психорегулирующие упражнения закрепляют усвоенные реакции.

  1.  Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

Программа построена с учетом основных принципов коррекционно-педагогической деятельности: 

  1. Ведущим в системе целенаправленной коррекционно-педагогической деятельности является принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Программа коррекции направлена не только на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, а и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка и гармоничного развития его личности.  
  2. Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Крайне важным является всестороннее обследование и оценка интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, особенностей его психического развития.  
  3. Принцип системного и целостного изучения ребенка во взаимосвязи и взаимозависимости отдельных отклонений в психическом развитии и первичных нарушений, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, соотношения первичных и вторичных отклонений.  
  4. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе, предполагает учет «нормативности» развития личности, учет последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.  
  5. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей при которой исходным моментом в достижении целей является организация активной деятельности ребенка.  
  6. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности, т.е. решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, состояния развития психических функций, работоспособности, сложности задания, формы работы, интенсивности нагрузки. Комплексность также предполагает, во-первых, использование всего психолого-педагогического и коррекционно-развивающего инструментария, во-вторых, междисциплинарное взаимодействие специалистов разного профиля для оказания эффективной помощи ребенку, в-третьих, при работе учитываются все психические функции и процессы, их взаимосвязь и взаимовлияние.  
  7. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонения в развитии и поведении есть не только результат психофизиологического состояния ребенка, но и активного воздействия родителей, ближайших друзей, сверстников, педагогического и детского коллективов.  
  8. Принцип динамического изучения уровня развития ребенка, актуального и потенциального уровня, определение зоны его ближайшего развития в сотрудничестве с родителями при усвоении ребенком новых способов действий.  

  1.  Планируемые результаты освоения программы
  1. Получение ребенком представления о внешних проявлениях эмоций у человека и причинах их возникновения.
  2. Овладение разными средствами и способами регулирования своего эмоционального состояния.
  3. Наличие желания регулировать свое поведение в разных эмоциональных состояниях.
  4. Нормализация взаимоотношений со сверстниками, снижение количества неадекватных импульсивных реакций, устойчивость настроения, способность вербализировать свои чувства, понимание взаимосвязи ситуации и эмоции.

II Содержательный раздел

  1.  План работы с детьми старшего дошкольного возраста

№ п/п

Тема

Цель

 занятия

Содержание занятия

Раздел I «МОИ ЭМОЦИИ»

1.

«Знакомство»

Развитие чувства принадлежности к группе; развитие навыка позитивного социального поведения; установка на дальнейшую работу.

Ритуал приветствия «Лучики солнышка».

Упражнение «Давайте знакомиться», упр. «Мое имя», игра «Узнай по голосу», игра «Я люблю больше всего», рисование на тему «Я люблю больше всего».

Ритуал прощания: «Лучики солнышка»

2.

«Я и мои эмоции»

Снятие психоэмоционального напряжения; развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умение его выразить.

Ритуал приветствия «Лучики солнышка».

Инсценировка «Сказка про эмоции», упражнение «Определи эмоцию», упражнение «Зеркало», этюд «Выбери настроение», игра «Разное настроение», игра «Облако», упр. «Коллаж эмоций».

Ритуал прощания: «Лучики солнышка».

3.

«Знакомство с эмоцией радости»

Расширение представления детей об эмоции «радость»; формирование положительных эмоций, чувств; расширение представлений детей о поступках, которые приносят радость.

Ритуал приветствия «Лучики солнышка».

Упр. «Дружба начинается с улыбки», упр. «Страна радости», этюд «Встреча с другом», игра «Я радуюсь, когда», упр. «Как порадовать другого человека» (рисование).

Ритуал прощания: «Лучики солнышка».

4.

«Веселое настроение»

Тренировка радостных эмоций; развитие умения понимать свое внутреннее состояние путем ассоциации с цветом; расширение представлений детей о поступках, которые приносит радость; развитие внимания к своим мышечным и эмоциональным ощущениям.

Ритуал приветствия «Лучики солнышка».

Упр. «Вспоминалки», игра «Комплимент», Сказка про гномика –весельчика», этюд «Негаданная радость», игра «Подари движение», упр. «Дерево радости» (рисунок)

Ритуал прощания: «Лучики солнышка».

5.

«Знакомство с эмоцией грусти»

Развитие умения узнавать эмоцию грусти по внешним проявлениям; снятие напряжения, стабилизация психических процессов.

Ритуал приветствия «Лучики солнышка».

Игра «Я грущу, когда…», упр. «Покажи эмоцию», игра «В магазине зеркал», этюд «Растеряша Мери», этюд «Пропала собака», упр. «Салон красоты» (рисование).

Ритуал прощания: «Лучики солнышка».

6.

«Грустное настроение»

Предоставление детям возможности для актуализации и осознания своей грусти; формирование представления о проявлении грусти в теле. Создание условий для преодоления грусти посредством двигательной, музыкальной деятельности.

Ритуал приветствия «Лучики солнышка».

Упр. «Моя грусть», упр. «Раскрашивание фигур», релаксационнные упражнения: «Лимон», «Шалтай-болтай», «Потягивание», «Росток», «Сугроб», упр. «Веселый танец».

Ритуал прощания: «Лучики солнышка».

7.

«Знакомство с эмоцией удивления"

Формирование умения узнавать эмоцию удивления по внешним проявлениям; снятие напряжения.

Ритуал приветствия «Лучики солнышка».

Упр. «Маски», игра «Круглые глаза», этюд «Живая шляпа», упр. «Зеркало», этюд «Вожатый удивился» игра «Изобрази».

Ритуал прощания: «Лучики солнышка».

8.

«Знакомство с эмоцией страха»

Развитие умения узнавать эмоцию страха по внешним проявлениям; расширение представления о страхе и причинах его возникновения; осознание своих страхов.

Ритуал приветствия «Лучики солнышка».

История «Как котенок потерялся», игра «Обрыв», игра «Боюсь-не боюсь», упр. «Мой страх» (рисование).

Ритуал прощания: «Лучики солнышка».

9.

«Где живет страх»

Подвести детей к осознанию проявления страха в теле. Познакомить детей со способами преодоления страха посредством изобразительной деятельности.

Ритуал приветствия «Лучики солнышка».

Упр. «Зеркало», игра «Конкурс боюсек», упр. «Победим страх», упр. «Победи свой страх» (коррекционная техника).

Ритуал прощания: «Лучики солнышка».

10.

«Знакомство с эмоцией злости»

Расширение представления детей о злости и вариантах ее проявления. Создание условий для актуализации и осознания своей злости.

Ритуал приветствия «Лучики солнышка».

Рассказ «Как злость Танечку и Ванечку в плен поймала», упр. «Шкала злости», этюд «Злой принц», игра «Моя злость похожа на…», упр. «Моя злость» (рисование).

Ритуал прощания: «Лучики солнышка».

11.

«Телесные проявления злости и способы ее преодоления»

Подвести детей к осознанию проявления злости в теле. Создать условия для преодоления злости посредством двигательной деятельности.

Ритуал приветствия «Лучики солнышка».

Упр. «Прогони злость», игра «Порви круг», упр. «Где в моем теле живет злость», упр. «Надуть волшебный шарик злостью». Релаксационные упражнения: «Рот на замочке», «Орешек», «Злюка», «Задуваем свечу».

Ритуал прощания: «Лучики солнышка».

12.

«Мы узнали много нового»

Расширение представления детей об эмоциях «радость», «грусть», «удивление», «страх», «злость». Закрепление умения детей выражать свои эмоции и чувства с помощью слов, позы, мимики и жестов.

Ритуал приветствия «Лучики солнышка».

Упр. «Узнай эмоцию», упр. «Сравниваем эмоции», этюд «Еж и лягушка», Рисунок «Какая эмоция мне больше нравится».

Ритуал прощания: «Лучики солнышка».

13.

«Наши эмоции»

Закрепление полученных знаний об эмоциях; развитие умения понимать свои чувства.

Ритуал приветствия: «Лучики солнышка».

Игра «Придумай сказку», игра «Джинн», игра «Азбука настроения», игра «Кривые зеркала», упр. «Мне понравилось упражнение…» (рисунок).

Ритуал прощания: «Лучики солнышка».

РАЗДЕЛ II «Я И ДРУГИЕ»

14.

«Я и другие»

Развитие способности понимать друг друга; развитие наблюдательности; создание доброжелательной атмосферы в группе.

Ритуал приветствия: «Нежное объятие».

Упр. «Как можно назвать по –другому?», игра «Зеркало», беседа «Что такое радость?», упр. «Кто как радуется», игра «День рождения».

Ритуал прощания: «Нежное объятие».

15.

«Мы так похожи»

Развитие способности находить сходства между людьми, сплочение коллектива.

Ритуал приветствия: «Нежное объятие».

Игра «Конкурс хвастунов», игра «Доброе животное», игра «Снежная королева», упр. «Разные, но похожие», упр. «Пять качеств».

Ритуал прощания: «Нежное объятие».

16.

«Мы такие разные»

Развитие умения понимать, что все люди разные, каждый человек индивидуален.

Ритуал приветствия: «Нежное объятие».

Игра «Мы разные», игра «Испорченный телефон», игра «Незаконченные предложения», упр. «Разные мнения», упр. «Кляксография».

Ритуал прощания: «Нежное объятие».

17.

«Давайте жить дружно»

Формирование представления о нравственных нормах дружбы и стремление следовать им в коллективе детей. Расширение знаний о взаимоотношениях людей, сплочение коллектива.

Ритуал приветствия: «Нежное объятие».

Игра «Живая скульптура», упр. «Договорись взглядом», игра «Камушек в ботинке», упр. «Мостик дружбы», упр. «Помоги другу», беседа «Какие чувства мешают дружить».

Ритуал прощания: «Нежное объятие».

18.

«Я умею преодолевать трудности»

Способствовать разрядке агрессивных импульсов, развитие эмоционально-волевой сферы.

Ритуал приветствия: «Нежное объятие».

Игра «Хочукалки», упр. «Мысли и настроение», упр. «Даже, если в любом случае…», упр. «Я справился», игра «Слепой и повадырь», упр. «Противоречия».

Ритуал прощания: «Нежное объятие».

20.

«Я учусь решать конфликты»

Помочь освоить способы самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, учитывая при этом состояние и настроение другого человека. Воспитание взаимопонимания и сочувствия.

Ритуал приветствия: «Нежное объятие».

Игра «Поздоровайся с помощью рук», игра «Башни замка», упр. «Возьми себя в руки», упр. «Врасти в землю», упр. «Поступки», игра «Капризуля».

Ритуал прощания: «Нежное объятие».

21.

«Я больше не ругаюсь»

Формирование адекватных норм поведения, снятие напряжения у детей; регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара ребенка.

Ритуал приветствия: «Нежное объятие».

Игра «Человек среди людей», игра «Ссора», игра «примирение», «этюд с содержанием проблемной ситуации», игра «Сладкая проблема», игра «Коврик мира».

Ритуал прощания: «Нежное объятие».

РАЗДЕЛ III «Я ОБЩАЮСЬ»

22.

«Средства общения» (слово, жесты, мимика, интонация)

Обучение детей установлению контакта с помощью речевых и неречевых средств общения.

Ритуал приветствия: «Пожми руку соседу».

Игра «Покажи руками», игра «Походки», игра «Расскажи стих руками», упр. «Ребята и зверята», упр. «Пантомима», этюд «Я слушаю друга», игра «Без слов».

Ритуал прощания: «Плечом к плечу».

23.

«Правила общения»

Познакомить детей с правилами поведения в общении с окружающими, показать, как влияет поведение общающегося на чувства собеседника.

Ритуал приветствия: «Пожми руку соседу».

Упр. «Необычное приветствие», игра «Лишнее слово», упр. «Назови соседа ласково», игра «Поезд», игра «Передай мячик», игра «Рукавички», игра «Вулкан».

Ритуал прощания: «Плечом к плечу».

24.

«Вместе веселее»

Развитие у детей коммуникативных навыков, умения работать с партнером, развитие эмпатии.

Ритуал приветствия: «Пожми руку соседу».

Игра «собери игрушки», игра «Не урони мяч», игра «Сядь на стул», игра «Рисуем вместе», игра «Остров».

Ритуал прощания: «Плечом к плечу».

25.

«Наша группа»

Формирование умения общаться со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Ритуал приветствия: «Пожми руку соседу».

Упр. «Мое настроение утром», игра «Про Обидку и Грустинку», подвижная игра «Мы играем вместе», этюд «Разные ситуации», упр. «Невидимая нить».

Ритуал прощания: «Плечом к плечу».

26.

«Взаимоотношения»

Обучение умению соразмерять свои ожидания и требования с групповыми нормами и правилами. Развитие понимания желаемого и нежелательного того или иного поведения.

Ритуал приветствия: «Пожми руку соседу».

Игра «Уступи место», игра «Уступи игрушку», игра «Путаница»; проигрывание условных, реальных историй из жизни детей, отражающих их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; импровизация «Болото», импровизация «Снежная королева».

Ритуал прощания: «Плечом к плечу».

27.

«Обида»

Развитие способности осознать причины непродуктивности взаимоотношений детей и педагогов, своих обид. Отреагирование проблем во взаимоотношениях с педагогом и детьми.

Ритуал приветствия: «Пожми руку соседу».

Игра «Кинь мяч и скажи любое слово», игра «Колечко». Проигрывание рассказанных детьми обид («Однажды в детском саду произошло…»). Игра «Защити товарища», упр. «Мусорное ведро»

Ритуал прощания: «Плечом к плечу».

28.

«Про

 друзей»

Формирование у детей позитивных способов общения со сверстниками.

Ритуал приветствия: «Пожми руку соседу».

Этюд «Рыжик», упр. «Обезьянки», этюд «Самый большой гриб», игра «Отдам тебе то, что есть у меня, «Сиамскте близнецы»,  рисунок «Мой друг».

Ритуал прощания: «Плечом к плечу».

29.

«Про взрослых»

Формирование у детей позитивных способов общения со взрослыми.

Ритуал приветствия: «Пожми руку соседу».

Этюд «Неподаренный подарок», этюд «В троллейбусе», этюд «Золотая осень», чтение сказки «Кукушка», беседа по сказке.

Ритуал прощания: «Плечом к плечу».

2.2. Взаимодействие с родителями педагога-психолога

Содержание работы педагога-психолога в этом направлении заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними.

Этапы работы:

  • налаживание контакта с родителями.
  • работа по разъяснению родителям возрастных и психологических особенностей детей (осуществляется в процессе индивидуальных консультаций). Цель - помочь родителям принять ребенка таким. Какой он есть.
  • выработка единого подхода к воспитанию ребенка.

На всех этапах работы важно учитывать уровень педагогической культуры родителей.

Фомы работы с родителями:

  • Индивидуальные консультации.
  • Подгрупповые консультации (7-10 человек).
  • Общие и групповые родительские собрания.
  • Стендовая информация для родителей по вопросам эмоционального развития дошкольников.
  • Открытые просмотры психолого-педагогической деятельности (показы психо-коррекционных занятий с детьми).
  • Анкетирование, тестирование и интервьюирование родителей.
  • Организация работы клуба «Школа родителей» по вопросам психического развития детей, в т.ч. и социально-эмоционального.
  • Организация совместной деятельности родителей и детей (совместный труд, подготовка к утренникам и т.д.).

III Организационный раздел

3.1. Общий объем учебной нагрузки

Коррекционно-развивающие занятия проводятся с октября по апрель с периодичностью одно занятие один раз в неделю.

Общее число занятий: 28

Продолжительность занятия составляет – 25 - 30 минут.

Занятия проводятся во второй половине дня.

Количество детей в группе: 6-7 человек.

Форма проведения занятия - подгрупповая. В занятиях принимают участие все дети старшего дошкольного возраста.

3.2. Формы и приемы организации образовательного процесса

В процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. В программе желательно использовать полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.

Ролевые методы – предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику. Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов.

Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей.

Коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать.

Игры, направленные на развитие воображения – вербальные игры – придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми того или иного живого существа или неживого предмета. «Мысленные картинки» - закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.

Эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы.

Релаксационные методы – в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинетические техники.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с использованием:  

  • развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
  • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
  •  этюды;
  • рассматривание рисунков и фотографий;
  • чтение художественных произведений;
  •  рассказ психолога и рассказы детей;
  •  сочинение историй;
  •  беседы;
  •  моделирование и анализ заданных ситуаций;
  •  слушание музыки;
  • Рисование.

3.3. Технологии обучения

  • Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
  • Технология проблемного обучения – создание проблемных ситуаций.
  • Игровые технологии – использование различных игр и упражнений.

3.4. Формы организации обучения

Групповая форма коррекционно-развивающей работы. Группа делится на подгруппы в произвольном порядке, но не по уровням развития. Педагогу-психологу важно обеспечить взаимодействие детей в процессе коррекционно-развивающей работы.

3.5. Предметно-развивающая среда

  1. Оснащение кабинета педагога-психолога

Кабинет педагога-психолога оборудован таким образом, чтобы способствовать реализации трех основных функций: диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной.

Созданная пространственно – предметная среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально – волевой сферы.

Зона для проведения коррекционно – развивающих индивидуальных и групповых занятий хорошо освещена и включает в себя:

  • магнитная доска;
  • столы детские;
  • стулья детские;
  •  песочница.

Консультативная зона включает в себя:

  • Рабочий стол педагога – психолога;
  • Шкаф для хранения документов;
  • Документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога;
  • Ноутбук, принтер;
  • Набор диагностических методик;
  • Стимульный материал для проведения диагностики.

В кабинете педагога-психолога также имеются:

  • Игрушки, способствующие установлению контакта с детьми;
  • Комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе;
  • Шкафы  для хранения игрушек, наглядных пособий, дидактических игр.

3.6. Заключение

Эффективность использования программы

Оценка эффективности работы по программе производится в 2 этапа:

  1. На основе критериев результативности, разработанных с учетом задач программы.
  2. На основе диагностического обследования эмоционально-волевой сферы ребенка.

Итоговые показатели фиксируются в оценочном листе «Динамика коррекционной работы педагога-психолога» на каждого ребенка и в отчете работы группы. Эффективность работы педагога-психолога по программе оценивается с помощью расчета процента детей от общего количества участников группы, у которых отмечается позитивная динамика и рост показателей эмоционально-волевой сферы от начала к концу совместной работы.

При проведении  психодиагностического обследования  (как  входящей диагностики, так и итоговой) используется следующий психодиагностический инструментарий:

Задачи

Критерии результативности

Диагностические методы

Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения; формировать у детей адекватную самооценку.

Ребенок знает свои индивидуальные особенности (внешность, черты лица, пол) и свои отличия от других детей.  Ребенок осознает свои физические и эмоциональные ощущения.  Самооценка ребенка соответствует возрасту.  Позитивная динамика эмоционального состояния и поведения ребенка.  

Наблюдение  

Методика «Лесенка» (В.Г.Щур)

Тест «Рисунок человека»

Помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.

Наличие позитивной динамики в умениях ребенка узнавать, называть основные эмоциональные состояния.   Наличие позитивной динамики в умениях ребенка графически изображать основные эмоциональные состояния.   Умение ребенка передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации и различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений.   Позитивная динамика у ребенка в выражении эмоциональных состояний социально приемлемыми способами.   Позитивная динамика в развитии произвольной саморегуляции  эмоционального состояния ребенка.

Минаева В.М. Задания для изучения эмоциональной сферы ребенка.

Урунтаева Г.А., АфонькинаЮ.А. «Понимание эмоциональных состояний»

Развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе  

Рост продуктивной активности, инициативности ребенка, рост проявления ими позитивных чувств.   Ребенок может оказывать помощь другому ребенку в игре и совместной деятельности, делиться с другими детьми игрушками.   Ребенок умеет оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих, умеет остановить другого ребенка, если он делает чтото плохое.   Дети могут уступать друг другу в конфликтных ситуациях

  Методика «Рисунок семьи»        

Учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи

Позитивная динамика в развитии способности к сотрудничеству и сопереживанию.   Ребенок знает состав своей семьи; правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).  Ребенок умеет выражать благодарность за проявление к нему внимания и доброты.  

Тест Сказка Л.Дюсс

3.7. Список литературы

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помоч ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е издание.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 283 с.
  2. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: Сфера , 2003.
  3. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. М.: Сфера, 2003.
  4. Васильева И.Ю. «Волшебная книга игр». – СПб.: «Речь», 2010
  5. Васильева И. «Книга сказочных игр» ». – СПб.: «Речь», 2010
  6. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., .Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М., 2004.
  7. Ермолаева М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М. - Воронеж Модек,1998.
  8. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. – М.: Баласс, 2012. – 160 с.
  9. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
  10. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.– М., 2003.
  11. Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны» Программа эмоционально-волевого развития детей. – СПб.: «Речь», 2011
  12. Кряжева Н.Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У - Фрактория, 2006. с. 18, 57–64.
  13. Монакова Н.И. «Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников». – СПб.: «Речь», 2008
  14. Ошкина А.А., Цыганкова И.Г. Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 128 с.
  15. Пазухина И.А. Давай познакомимся! – СПб, 2004.
  16. Пилипко Н.В. «Приглашение в мир общения». - М.: УЦ «Перспектива», 2001
  17. Погудкина И.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками. Цикл коррекционных занятий». – М.: Книголюб, 2008
  18. Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давай дружить». – М.: Книголюб, 2008
  19. Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – 4-е изд.,испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010. – 72 с.
  20. Ульенкова У. В., Лебедева О. В.. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М. : Владос, 2002.
  21. Уханова А. «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка». - СПб.: «Речь»,2011
  22. Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры и упражнения». - Москва: «Генезис», 2006
  23. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я». - М.: «Генезис», 2009
  24. Чистякова М.И. Психогимнастика/ Под ред. Буянова М.И. – М.: Просвещение, 1990. с. 12–20, 74, 77, 82, 92, 96.
  25. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.. Азбука общения. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы для детей среднего и старшего дошкольного возраста, испытывающих сложности в общении

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста со сложностями в общении...

Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы:Формирование осознанного восприятия эмоций.Умение адекватно выражать эмоциональные сос...

Групповая коррекционно-развивающая программа: "Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ТНР, ЗПР"

Групповая коррекционно-развивающая программа:«Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы   у дошкольников с ТНР, ЗПР» Пояснительная записка...

Роль командных спортивных игр на развитие эмоционально-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста

Роль командных спортивных игр на развитие эмоционально-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста...

Комплекс развивающих игр, направленных на развитие волевой саморегуляции для детей старшего дошкольного возраста.

Комплекс развивающих игр, направленных на развитие волевой саморегуляции для детей старшего дошкольного возраста...

Программа самообразования: «Логосказка в коррекционной развивающей работе как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как с развитием речи связано формирование как личности в целом,...

Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение агрессивных тенденций у детей старшего дошкольного возраста

      Коррекционная программа по данной тематике очень актуальна в наши дни, так как сейчас количество агрессивных детей увеличивается. Психологические исследования и практически...