Организация ранней лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии
консультация по коррекционной педагогике

Епифанова Оксана Витальевна

Родители детей с различными нарушениями должны понимать, что ранняя помощь как им самим, так и ребенку, поможет в дальнейшем скорректировать нарушенные функции у ребенка , а родителю более спокойно принять всю необходимую информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация ранней лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

Условно организацию лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии можно разделить на три этапа.

Первый этап – это специализированная помощь детям раннего возраста с поражением центральной нервной системы и детям группы риска. Эта помощь начинается с родильного дома и продолжается в специализированных психоневрологических стационарах и отделениях многопрофильных больниц для новорожденных и грудных детей, затем в амбулаторных условиях под наблюдением детского невропатолога или психиатра, а также в специализированных детских яслях и домах ребенка.

На этом этапе особо важное значение придается медицинской помощи и комплексным лечебно-коррекционным мероприятиям, направленным на исправление имеющихся нарушений и предупреждение возможных дальнейших отклонений в психомоторном развитии. Первый этап наряду с лечебными задачами имеет общее профилактическое направление, поскольку от своевременной и рациональной помощи новорожденным, детям грудного и раннего возраста часто зависит тяжесть последующих отклонений в развитии.

В родильных домах имеются специализированные палаты для лечения и выхаживания детей, родившихся в асфиксии, перенесших родовую травму, недоношенных, а также детей  с врожденными пороками развития или имеющих признаки повреждения центральной нервной системы. В лаборатории крупных родильных домов с помощью биохимических, иммунологических и цитогенетических методов обследования, а также использования ультразвуковой аппаратуры возможно ранняя диагностика многих заболеваний центральной нервной системы.

В родильном доме имеются также палаты интенсивного лечения. Детей с наиболее тяжелыми поражениями центральной нервной системы переводят в специальные центры новорожденных, где проводят интенсивное лечение, в отдельных случаях с ранними нейрохирургическими вмешательствами, направленными на предупреждение необратимых изменений головного мозга. В дальнейшем их направляют в специализированные стационары для новорожденных и грудных детей. В стационарах уточняется диагностика патологии нервной системы и проводится восстановительное лечение, которое кроме медикаментозного включает специальные комплексы лечебной гимнастики и массажа, физиотерапию, ортопедические мероприятия, а также раннюю логопедическую работу.

После выписки из стационара дети с поражением центральной нервной системы, а также из групп риска проходят лечение в амбулаторных условиях под наблюдением детского невропатолога и психиатра. В районных поликлиниках организуются отделения восстановительного лечения, в которых работают врачи и методисты лечебной физкультуры, логопеды, имеются также кабинеты физиотерапии. Районный невропатолог определяет необходимость повторного лечения в стационаре или направляет в специализированные ясли и санатории (детей с церебральными параличами, олигофренией и другими заболеваниями нервной и психической сферы).  Существуют также специальные детские ясли для детей отставанием в речевом развитии.

В специализированных яслях и санаториях проводятся комплексные лечебно-педагогические мероприятия с участием врача-психоневролога или невропатолога, логопеда, дефектолога, методиста лечебной физкультуры, воспитателя. Весь комплекс мероприятий в этих учреждениях направлен на стимуляцию возрастного развития двигательных, речевых и психических функций.

На втором этапе специализированная помощь детям с отклонениями в развитии дошкольного возраста проводится в специализированных стационарах, санаториях, детских садах, детских домах, районных поликлиниках и психоневрологических диспансерах.

Направление в детские сады и детские дома осуществляется районными, областными и городскими медико-педагогическими комиссиями, на которые детей направляют районные невропатологи или психоневрологи.

На втором этапе комплексных лечебно-оздоровительных мероприятий все большее внимание уделяется педагогической и воспитательной работе. В этих учреждениях работают педагоги-дефектологи и логопеды. Детские сады различают в зависимости от характера отклонений в развитии и степени тяжести дефекта.

Коррекционная педагогическая работа с детьми дошкольного возраста проводится по специально разработанным программам. Каждый раздел программы имеет как общеразвивающую,  так и коррекционную направленность.

В специализированных детских садах проводят работу по следующим разделам: физическое воспитание, игра, изобразительная деятельность и конструирование, труд, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, музыкальное воспитание, индивидуальная коррекционная работа по восстановлению нарушенных функций.

На третьем этапе специализированная помощь детям с отклонениями в развитии осуществляется районными поликлиниками и психоневрологическими диспансерами, специализированными стационарами, санаторными школами, специальными школами и специальными школами-интернатами, детскими домами и домами инвалидов.

Новые формы организации коррекционно-педагогического процесса: группы кратковременного пребывания в специальном учреждении, группы надомного обучения для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, интегрированные группы предоставляют родителям широкие возможности выбора маршрута развития своего ребенка.

Медицинские мероприятия являются составной частью реабилитационных программ, включающих педагогическую, психологическую и социальную помощь ребенку и его семье.

В последние годы создаются общественные организации, задача которых – помощь семьям в воспитании «особого» ребенка. В них родители могут получить консультации. Принять участие в благотворительных мероприятиях.

В реабилитационных центрах атмосфера максимально приближена к домашней. Такие центры заключают договоры с научно-исследовательскими организациями о научном и методическом сотрудничестве по реализации новых подходов к содержанию обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.

В негосударственных учреждениях для детей с отклонениями стремятся максимально привлечь родителей как партнеров  к работе с ребенком: приглашают их на занятия, совместно с педагогами составляют планы индивидуальной коррекции.

Таким образом, воспитывать и обучать детей с недостатками развития не только можно, но и нужно. Дети могут воспитываться и обучаться как в домах-интернатах, так и в специальных коррекционных учреждениях и реабилитационных центрах, но где бы ни обучался ребенок, в первую очередь родители должны быть его опорой и поддержкой, первыми учителями и воспитателями, так как ни одно дошкольное или школьное учреждение не может дать ребенку той любви и поддержки, которую он получит в своей семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии

Система ранней помощи призвана оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с отклонениями в развитии, их родителям и специалистам. Знание родителей, специалистов обеспечит каждой семье возможно...

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Современные социально - экономические условия в России определяют необходимость усовершенствования содержания специального образования с учетом требований общества, направленное не только на всес...

Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии

Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии...

Консультация для воспитателей «Организация ранней коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ»

Статья посвящена педагогом, работающим с детьми с ОВЗ. В ней представлена система работы по организации сотрудничества взрослого и ребенка с аномалиями развития по формированию способов передачи и усв...

Организация службы ранней помощи детям с ментальными проблемами развития в условиях консультационного пункта дошкольного образовательного учреждения».

В данной статье рассказывается о работе консультационного пункта, его специалистов, функционирующего на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад № 209»...