Роль воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии со специалистами.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Роль воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии со специалистами.

В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям с проблемами в развитии — это обучение и воспитание их в ДОУ компенсирующего вида и в группах компенсирующей направленности.

Для успешного преодоления трудностей в развитии ребенка в группе компенсирующей направленности необходимо тесное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения.

Предлагаю обратить внимания на возрастные особенности детей:

  • Ведущая потребность.
  • Ведущая деятельность.
  • Ведущая функция

 

Предлагаю модель взаимодействия специалистов, которая представлена графически:

 

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (ЗПР).
Заключается в психолого-педагогическая поддержки и помощь ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.
Задачи:
- Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР.
- Осуществление психологической помощи детям с ЗПР.
- Помощь детям с ЗПР в освоении образовательной программы.
- Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ЗПР.

Цель сопровождения: создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

         Содержание деятельности воспитателя в рамках психолого-педагогического сопровождения ребенка с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации включает в себя следующее:

1. Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и информирование семьи о необходимости прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с целью определения ребенку адаптированной образовательной программы.

2. Работа с ребенком

  • Разработка индивидуального образовательного маршрута (персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в интеллектуальном, эмоционально-волевом, деятельностном, нравственно-духовном развитии).
  • Составление индивидуальной карты развития ребенка (документа, включающего в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике).

Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через следующие направления:

  1. Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей.
  2. Организация коррекционно-развивающего обучения.
  3. Консультирование детей, родителей, педагогов.

 

Коррекционно-развивающее направление.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии и др.);
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.

Характерные особенности детей ЗПР

  • Повышенная истощаемость.
  • Неустойчивое внимание.
  • Своеобразное поведение.
  • Недостаточность произвольной памяти.
  • Отставание в развитии мышления.
  • Дефекты звукопроизношения.
  • Бедный словарный запас слов.
  • Низкий навык самоконтроля.
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы.
  • Ограниченный запас общих сведений и представлений.

Основные принципы сопровождения:

- безусловное принятие каждой личности;

- признание уникальности личного опыта конкретного ребенка;

- создание условий для саморазвития, личностного роста.

Направления работы:

  • психологическое просвещение;
  • психологическая диагностика;
  • развитие и психологическая коррекция;
  • консультирование;
  • организационно - методическая деятельность.

Подвижные игры для детей с ЗПР (задержкой психомоторного развития)

Рассмотрим подвижные игры для детей с нарушением интеллекта.

 

«Назови слово». 

Становимся в шеренгу. Психолог бросает каждому из них мяч и называет букву. Педагог должен поймать мяч, присесть, встать, назвав слово, начинающееся на эту букву и бросить мяч обратно. (можно приобщить к теме недели).

 

«Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков – 10-12 человек.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метров в длину.

 

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание – «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

 

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

 

 

«Мяч по кругу»

Цель: развитие внимания и точности движений.

Количество игроков – 5-15 человек.

Инвентарь: волейбольный мяч.

 

Инструкция. Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера – одна команда, вторые номера – другая. Два рядом стоящих игрока – капитаны, в руках у них по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу игрокам своей команды, то есть через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану.

 

Методические указания. Можно условиться и передавать мяч три раза по кругу. Если мячи столкнулись, игру продолжают с этого момента.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   дошкольное образовательное   учреждение

  «Детский сад № 8 «Золотая рыбка»

 общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»    

Семинар практикум

 «Роль воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии со специалистами»

Педагог – психолог:

Чернова Ю.А.

Стрежевой

2018г.

Роль воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ при взаимодействии со специалистами.

В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям с проблемами в развитии — это обучение и воспитание их в ДОУ компенсирующего вида и в группах компенсирующей направленности.

Для успешного преодоления трудностей в развитии ребенка в группе компенсирующей направленности необходимо тесное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения.

Предлагаю обратить внимания на возрастные особенности детей:

  • Ведущая потребность.
  • Ведущая деятельность.
  • Ведущая функция

Предлагаю модель взаимодействия специалистов, которая представлена графически:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/600289/img1.gif

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (ЗПР).
Заключается в психолого-педагогическая поддержки и помощь ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.
Задачи:
- Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР.
- Осуществление психологической помощи детям с ЗПР.
- Помощь детям с ЗПР в освоении образовательной программы.
- Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ЗПР.

Цель сопровождения: создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

        Содержание деятельности воспитателя в рамках психолого-педагогического сопровождения ребенка с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации включает в себя следующее:

1. Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и информирование семьи о необходимости прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с целью определения ребенку адаптированной образовательной программы.

2. Работа с ребенком

  • Разработка индивидуального образовательного маршрута (персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в интеллектуальном, эмоционально-волевом, деятельностном, нравственно-духовном развитии).
  • Составление индивидуальной карты развития ребенка (документа, включающего в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике).

Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через следующие направления:

  1. Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей.
  2. Организация коррекционно-развивающего обучения.
  3. Консультирование детей, родителей, педагогов.

Коррекционно-развивающее направление.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии и др.);
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.

Характерные особенности детей ЗПР

  • Повышенная истощаемость.
  • Неустойчивое внимание.
  • Своеобразное поведение.
  • Недостаточность произвольной памяти.
  • Отставание в развитии мышления.
  • Дефекты звукопроизношения.
  • Бедный словарный запас слов.
  • Низкий навык самоконтроля.
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы.
  • Ограниченный запас общих сведений и представлений.

Основные принципы сопровождения:

- безусловное принятие каждой личности;

- признание уникальности личного опыта конкретного ребенка;

- создание условий для саморазвития, личностного роста.

Направления работы:

  • психологическое просвещение;
  • психологическая диагностика;
  • развитие и психологическая коррекция;
  • консультирование;
  • организационно - методическая деятельность.

Подвижные игры для детей с ЗПР (задержкой психомоторного развития)

Рассмотрим подвижные игры для детей с нарушением интеллекта.

 

«Назови слово». 

Становимся в шеренгу. Психолог бросает каждому из них мяч и называет букву. Педагог должен поймать мяч, присесть, встать, назвав слово, начинающееся на эту букву и бросить мяч обратно. (можно приобщить к теме недели).

«Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков – 10-12 человек.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метров в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание – «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

«Мяч по кругу»

Цель: развитие внимания и точности движений.

Количество игроков – 5-15 человек.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. Играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера – одна команда, вторые номера – другая. Два рядом стоящих игрока – капитаны, в руках у них по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу игрокам своей команды, то есть через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану.

Методические указания. Можно условиться и передавать мяч три раза по кругу. Если мячи столкнулись, игру продолжают с этого момента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...