Консультация "Семейное воспитание дошкольников с нарушениями зрения"
консультация

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Ребенок с нарушением зрения может преодолеть жизненные трудности, если родители помогут ему реализовать его возможности и научат познавать окружающий мир, используя сохранные анализаторы.

    Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами.

Поэтому необходимо создавать условия, которые будут соответствовать возможностям ребенка, имеющего нарушения зрения. Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста необходимо воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией.

Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  

«Семейное воспитание дошкольника с нарушениями зрения»

Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнении в развитии, вызванных зрительной депривацией.

Одним из самых отрицательных моментов в семейном воспитании ребенка, имеющего нарушение зрения, является ограничение его коммуникативных связей. Подчас, стесняясь того, что их ребенок не такой, как другие дети, родители никуда не ходят с ним, тем самым лишая его общения со сверстниками, а также возможности получения информации об окружающем мире. Как правило, это тормозит развитие личности ребенка, приводит к искажению его представлений об окружающем.

Между тем, родители ребенка с патологией зрения должны стать активными участниками игр своего ребенка с нормально развивающимися детьми, направлять и корригировать их поведение, способствовать успешному взаимодействию. Наиболее удачными являются такие ситуации, когда, ребенок с нарушением зрения общается с более старшими, нормально видящими детьми. В этом случае родители могут объяснить им проблемы своего ребенка, попросить помочь ему, поучить его играть.

Очень важно правильное отношение родителей к дефекту своего ребенка, понимание его реальных возможностей. Следует предлагать ребенку делать только то, что он в данный момент (на данном этапе своего развития) в состоянии выполнить.

В случаях отказа ребенка от выполнения предложенного занятия   не стоит заставлять его.

Надо настроить ребенка, постепенно подвести к этому. Чтобы заинтересовать ребенка, необходимо создать игровую ситуацию. Для этого рекомендуем использовать хорошо знакомые детям игрушки (куклу, зайчика, мишку). Например: «Мишка тоже будет делать с нами», «Кукла будет смотреть, как мы делаем», «Зайчик поиграет вместе с нами» и т.д. Использование родителями в обучении ребенка его любимых игрушек создает положительный эмоциональный настрой, активизирует действия ребенка.

Для ребенка с нарушением зрения необычайно важно эмоциональное общение с родителями, их доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка. Это позволяет ему быть уверенным в себе, чувствовать себя защищенным. В то же время не должно быть чрезмерной опеки со стороны родителей, выражающейся в предупреждении любого желания ребенка. Так, недооценивая возможности своего ребенка, родители подавляют малейшее проявление активности и самостоятельности с его стороны, все делая за него. Приводит это к тому, что ребенок вырастает эгоцентричным, неприспособленным к жизни, полностью зависимым от окружающих.

Когда возможности ребенка переоцениваются, родители предъявляют к нему завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить. Как ив первом случае, ребенок становится беспомощным даже в самых несложных жизненных ситуациях.

Необходимо формировать у ребенка с патологией зрения навыки самостоятельной деятельности, начиная с самых элементарных: пользоваться туалетом, умываться, принимать пищу, играть.

Родители должны понять, что ребенок с низкой остротой зрения, в силу искаженного зрительного восприятия окружающего, не имеет возможности увидеть все четко, в полном объеме, со всеми деталями. Его возможности в подражании резко ограничены. Поэтому, чтобы научить маленького ребенка со зрительной патологией играть с какой-то игрушкой, родителям следует вмести с ним обследовать эту игрушку (с помощью зрения, осязания и др. анализаторов), показать ребенку основные части игрушки, познакомить с тем, какие действия можно с ней производить. И только в результате повторений, после нескольких совместных игр, ребенок овладевает необходимыми действиями, позволяющими ему играть самостоятельно.

Предлагаем родителям некоторые рекомендации по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения.

- Больше разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово, было связано с каким-то предметом, ей действительности, которые вы можете наглядно продемонстрировать ребенку.

- Вас не должно удивлять, что нередко приходится повторять обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения. Это связано с неустойчивостью внимания. Учите своего ребенка внимательно и до конца выслушивать и отвечать на вопросы.

- Воспитывайте у своего ребенка привычку выполнять различные действия в определенной последовательности. Например, сначала надо вымыть руки, затем почистить зубы, прополоскать рот, вымыть лицо и т.д. приобретенные навыки практической деятельности автоматизируются, что позволяет ребенку выполнять их самостоятельно.

- Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте. Например, «Сейчас мы будем умываться. Вот мыло» (возьмите руки ребенка в свои и ощупайте мыло; обратите внимание ребенка на его цвет, форму, запах. Покажите ребенку, как намыливать руки и смывать мыло водой. Сделайте это вместе с ним).

- Не только сами проговаривайте все свои и совместные с ребенком действия, но учите этому ребенка. Сначала предлагайте ему повторять за вами. Задавайте такие вопросы: «Что ты сейчас делаешь?», «Как называется этот предмет?», «Для чего он нужен?» и т.д.

- Когда вы впервые показываете ребенку какие-то действия, возьмите его руки в свои и покажите, что и как надо делать, направляя руки ребенка. После нескольких упражнений предложите ребенку сделать это самостоятельно.

- Учите своего малыша обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания (т.е. ощупь). Делается это так. Возьмите руки ребенка в свои и проведите по предмету (например, это стул) сверху вниз. Проговаривайте: «Это стул. А это у него спинка, это - сиденье, это ножки стула. Давай посчитаем, сколько их». Направляйте своими руками руки ребенка для обследования частей стула.

- Когда вы даете ребенку для знакомства куклу, сначала проведите его руками по всей кукле (сверху вниз), затем покажите голову, куклы, туловище, руки, ноги. Также знакомят детей с мишкой, зайцем и др. каждую новую игрушку не просто дайте ребенку в руки, а вместе с ним рассмотрите, обследуйте с помощью осязания, покажите и расскажите, как с ней играть.                                                                                                    

- Обращайте внимание ребенка на различные признаки и качества игрушек, предметов (их цвет, форму, величину, особенности строения, материала, из которого они сделаны и другие материальные признаки). Например, при обследовании пластмассового кубика: «Это кубик (возьмите руки ребенка в свои и обхватите кубик). Посмотрите глазами внимательно - кубик красного цвета. Потрогай, какой кубик гладкий. Подержи кубик одной рукой, на ладошке. Кубик легкий, потому что он пластмассовый». Затем направьте руки ребенка для обследования углов и сторон кубика: «У кубика есть углы. Вот они. И стороны. Вот они».

- Упражняйте ребенка в различении предметов и игрушек по величине. Для этого подберите игрушки, предметы (например, два мяча, две пирамидки, две тарелки, две ленточки разной величины). Совместное с ребенком обследование этих предметов сопровождайте объяснениями: «3тот мяч большой, а этот маленький; эта пирамидка высокая, а эта низкая; эта ленточка длинная, а эта короткая; эта тарелка глубокая, а эта мелкая».

- Учите ребенка ориентироваться на собственном теле. Ребенок должен знать название частей своего тела и их расположение. Сначала дотрагивайтесь своей рукой до называемой вами части тела ребенка: «Это голова, она вверху» и т.д. затем предложите ребенку самому показать и назвать части своего тела.

- Научите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на поверхности стола). Предложите ребенку положить руки на стол ладошками вниз. Объясните: «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правой руки - справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо налево от ребенка.

- Во время еды обратите внимание ребенка на то, что тарелка стоит перед ним, ложка лежит справа, а хлеб слева от него. Свои слова сопровождайте совместными обследующими действиями.

- Обращайте внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учите различать их и определять, с какой стороны расположен звучащий предмет. Например: «Послушай внимательно, с какой стороны от тебя звонит телефон». Попросите ребенка показать рукой в сторону звучащего предмета.

- Родители должны знать, что низкое зрение делают маленького ребенка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша поддержка действий ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительная оценка того, что он делает: «Какой ты молодец, быстро разделся!», «Ты очень старался, молодец!», «Как красиво ты поставил игрушки!» и Т.п. это поможет ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.

Необходимо подчеркнуть, что чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретет ребенок с патологией зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дельнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями как средство гуманизации воспитания дошкольников с нарушением зрения.

В статье говорится о проблемах,  формах и результатах работы с родителямия. имеющих нетипичного ребёнка....

«Музыкальное воспитание дошкольников с нарушением зрения»

Начиная с середины двадцатого века, врачи отмечают рост числа глазных  заболеваний, вызванных различными факторами современной жизни - изменением рациона питания, повышением умственной нагрузки, ...

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников с нарушением зрения"

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с нарушением зрения в условиях специального, коррекционно-образовательного процесса...

Сенсомоторное воспитание дошкольников с нарушением зрения

Дети с нарушением зрения нуждаются в развитии сенсомоторики , так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев компенсирует недостаточность зрения....

Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения в условиях ДОУ компенсирующего вида

Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внуш...

Рекомендации по организации обучения и воспитания дошкольников с нарушением зрения

Рекомендации родителям как организовать интересные занятия для дошкольников с нарушением зрения в домашних условиях...

Роль дидактической игры в обучении и воспитании дошкольников с нарушением зрения

Эта стья расскажет о пользе дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста....