Игра как движущая сила интеллектуального и психического развития
статья по коррекционной педагогике

В статье раскрывается информация об игре как универсальном средстве детского развития. А также представлена рекомендуемая литература для родителей и работников детских учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-dvizhushch_sila_razvitiya_rebyonka.docx456.11 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как движущая сила интеллектуального и психического развития  детей дошкольного возраста

В современном образовании согласно ФГОС ДО [1.2 п.4], содержание пяти образовательных областей (направлений развития ребенка) реализуется в различных видах деятельности.   Содержание примерной образовательной  программы  предполагает включение дошкольников,  как в игровую деятельность, так  и в другие виды разнообразной творческой и продуктивной деятельности: коммуникативную, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы,  самообслуживание, конструирование, изобразительную, музыкальную, двигательную. Каждый из этих видов деятельности имеет свои особенности, требует владения особыми способами действия и оказывает своё специфическое влияние на развитие ребёнка.  «Однако игре принадлежит ведущая роль в психическом развитии дошкольника» [3, с.12, 1973]. И этому есть теоретические обоснования.

По мнению многих исследователей и психологов,  игра является той движущей силой, которая способствует интеллектуальному развитию дошкольников, в том числе и дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР).https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0fd5/0005efbc-99c62f75/hello_html_m6dfb8cf0.jpg

Дошкольный возраст, по мнению психологов всего мира, это возраст  интенсивного психического развития ребёнка и  период формирования  гармонически развитой личности. Сложный путь развития ребёнка в дошкольном периоде находится в тесной зависимости от его активной и разнообразной деятельности. Поэтому исключительную ценность в жизни ребёнка приобретает именно игровая деятельность, рассматриваемая многими исследователями, как  способ понимания жизни, отвечающая их жизненным интересам и возможностям и являющаяся главной формой активности ребенка.

Так, например, отечественный психолог В.В. Зеньковский, который занимался психологическим анализом игры, понимал игру как  важнейшую и центральную форму активности ребёнка, которая необходима для социально-психического созревания детей и является важным педагогическим средством, суть которой заключается в способности, отображая, преображать действительность.

Д.Б. Эльконин  в своих работах выделил четыре основных психических новообразования, которые формируются именно в игровой деятельности и определяют весь дальнейший ход психологического развития ребёнка – это формирование умственных действий,  произвольности, преодоление познавательного эгоцентризма и развитие мотивационно-потребностной сферы (1).  Он  отмечает, что в процессе игровой деятельности  не только развиваются отдельные психические функции, но происходит изменение психики ребёнка в целом (2).

Все исследовательские работы доказали, что развивающий эффект игры заключен в ней самой. Её образно-символический характер развивает воображение, наглядно-образное и интуитивное мышление. Дети учатся оперировать символами, что становится предпосылкой развития логического мышления. Эмоциональная насыщенность и личностный смысл игрового взаимодействия формируют эмоциональное восприятие мира, сознание ребёнком себя как индивидуума, определение своего места среди других.

Исследования  Д.Б. Эльконина, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой выделили закономерности онтогенеза игровой деятельности, который связан с развитием, усложнением  игрового действия и изменением мотивов детской активности, которые заложены в ней самой.   К.Д. Ушинский в своей теории дошкольного воспитания подчеркивал, что игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослого.  

В онтогенезе  ребёнка линия развития игровой деятельности связана с линией развития его психического развития. Так в числе первых самостоятельных видов игр ребёнка в раннем возрасте Г.Г. Кравцов называет режиссерские игры, которые схожи с предметно-манипулятивной деятельностью. Чуть позже появляются игры-драматизации.  Следующий вид детской игры, возникающий  в  среднем дошкольном возрасте и продолжающий до конца дошкольного возраста, является сюжетно-ролевая игра, отражающая социальные отношения взрослых.  

И к концу дошкольного периода возникает ещё один вид – игры  с правилами, в процессе которых деятельность детей приближается по своему характеру к принципиально новой деятельности – учебной.  Так как игры с правилами – это всегда совместная, достаточно жесткая, формализованная   деятельность,   реальные и однозначные действия детей задаются правилами, имеющие формализованный и осознанный характер,  заданный результат в виде выигрыша,  что предполагает от детей сознательного управления своими действиями, самоконтроль и контроль других участников детей (Н.Я Михайленко).  

Все ранее  освоенные виды детской игры не исчезают, а  продолжают развиваться, становясь всё более сложными, совершенными.  И каждый отдельный вид  игровой деятельности обладает развивающими эффектами, которые по-разному воздействуют на разные сферы развития ребёнка в определенный возрастной период,  в том числе и на умственное развитие.

Так, например, по мнению Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева сюжетно-ролевая игра, являющаяся ведущей деятельностью дошкольного возраста,  оказывает влияние на развитие мотивационно-потребностной сферы, наглядно-образного мышления ребенка.  В свою очередь, это связано с формированием символической функцией, формированием внутреннего плана действий и произвольности поведения и деятельности и определяя тем самым формирование всех основных психологических новообразований дошкольного возраста.

Театрализованные игры стимулируют познавательную, продуктивную, художественно-творческую деятельности. Способствуют развитию связной речи и обогащению словаря ребёнка.

Особый развивающий эффект имеют игры с правилами, так как наличие тех или иных правил в игре способствует формированию у дошкольника способности подчинять  им своё поведение. В процессе игры формируются сложные механизмы  волевого поведения, которые будут иметь большое значение к моменту прихода ребёнка в школу, где ему придётся подчиняться требованиям взрослых при выполнении того или иного задания. Данная способность должна использоваться для формирования умения преодолевать затруднения в процессе деятельности и доводить начатое дело до конца, ответственность за порученное задание, будь то в игре или в другом виде деятельности.  http://itd1.mycdn.me/image?id=899138239849&t=20&plc=MOBILE&tkn=*dW8Ovfq8ez39-V-SeH9N9kl-0t4

Среди большого многообразия игр с правилами для дошкольников, особая роль принадлежит дидактической игре. Она  рассматривается как  одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка,  способствующая его  познавательному и интеллектуальному развитию и в рамках игровой деятельности,  является звеном между учебной и самостоятельной игровой деятельностью  (4, 2019).

Как видно из онтогенеза развития игровой деятельности, наблюдается динамика её  развития от практического манипулирования, до развития сюжетно-ролевой игры с правилами, где прослеживается линия нарастания произвольности ребёнка и явного соблюдения правил.  

То есть (как отражено в лекционных заметках Л.С. Выготского по детской психологии) по мере развития игры происходит осознание её цели и  совершается переход от мотивов, имеющих форму подсознательно аффективно окрашенных непосредственных желаний к мотивам, имеющих сознательный характер (5).

Таким образом, в игре меняется поведение ребёнка от непроизвольного к произвольному,  где малыш учится действовать в соответствии с образцом, представленного в форме универсального правила или модели поведения другого человека, которое является эталоном.  Выделение условных правил, никак не связанных с сюжетом происходит к концу дошкольного возраста и является одним  из симптомов готовности ребенка к школе  (5, 6).    

Всё выше сказанное позволяет рассматривать игровую деятельность   универсальным средством детского развития.

Рекомендуемая  литература  для родителей и работников детских учреждений:

  • Прекрасная книга для родителей, дефектологов, психологов, воспитателей  детских садов:  «Игровая педагогика. Таблица развития, подбор и описание игр», И.Ю. Захарова, Е.В. Моржина, 2018. Авторы, специалисты с большим опытом психолого-педагогической работы с детьми, эксперты московского Центра лечебной педагогики, основываясь на многолетнем опыте работы с самыми разными детьми, представляют в книге свой взгляд на игру и игровую педагогику. https://e-univers.ru/upload/iblock/919/91977b7e9b32bc4ead087cba56757485.jpg

Методика авторов дает возможность подобрать игры как для нормативно развивающихся детей от рождения до 7 лет, так и для детей с различными особенностями развития (РАС, ЗПР, СДВГ, ДЦП, множественные нарушения и др.).

  • «Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха», Хайке Баум, 2008.  Замечательная книга игр для детского сада (например, после активной и шумной первой половины дня) и дома, в дождливую погоду. Для родителей и работников детских учреждений.
    В книге собраны 178 игр, направленных на гармоничное развитие у детей внимания, эмоций, двигательных функций, фантазии и изобретательности. Развитие внимания, мелкой моторики, сенсорной сферы детей – на  первом месте, и без сомнения, не на последнем - развлечение и веселье.
     undefined

Список используемой литературы:

  1. Авдулова Т.П. Психология игры: учебник для вузов / Т.П. Авдулова. -2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 232с.
  2. Эльконин Д. Б. Психология игры  – М.: Владос, 1999 г. - 360 с.
  3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп. М., «Просвещение», 1973 – 175 с.
  4. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2019. – 256 с.
  5. Выготский Л. C. Стенограмма лекции,  прочитанной в 1933 г.   в ЛГПИ им. А.И. Герцена.    «Игра и её роль в психическом  развитии  ребёнка»,  1933 г. // Семейный архив Л. С. Выготского, с. 26 https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200500510
  6. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: «Педагогика» , 1978. – 304с., с. 20

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Движущие силы психического развития

Каждый возрастной период имеет свою особую цен­ность, свой потенциал развития, свое значение в обеспе­чении перехода на следующий возрастной этап. Можно ускорить и интенсифицировать прохождение тех ил...

Педагогический процесс сущность, структура, движущие силы

СОДЕРЖАНИЕВведение1.      Педагогический процесс, как целостная система2.      Формы организации педагогического процесса3....

Презентация «КРИЗИС - ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ»

Кризис трех лет должен состояться в жизни каждого ребенка обязательно. Если его нет, с малышом что-то не так. Кризис - это хорошо! Да, вас ждет трудный период, но он определяет новую ступень развития ...

Игра – это движущая сила интеллектуального развития ребёнка

Именно в игре малыш развивается эмоционально, интеллектуально и физически. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром и учится существовать в нём....

«Педагогические условия реализации сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с задержкой психического развития»

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жи...

Памятка для родителей: "Кризис - движущая сила развития"

Периодизация развития ребёнка.Шпаргалка для родителей: возрастные кризисы....

Презентация "Психическое развитие ребёнка сущность, движущие силы, факторы и закономерности"

Психическое развитие ребёнка сущность, движущие силы, факторы и закономерности...