консультация "Гиперактивный ребенок"
консультация

Котина Наталья Александровна

консультация для родителей "Гиперактивный ребенок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnyy_rebyonok.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребёнок

Гиперактивный ребенок – это ребенок, имеющий особенности
в поведении. Это импульсивные, сверхподвижные, невнимательные, неусидчивые дети. Родители испытывают трудности в воспитании таких детей. Что такое гиперактивность?
Просто здоровая активность и подвижность любознательного малыша?
Или такое поведение обусловлено тревожностью ребёнка или проявлением синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)?

Признаки гиперактивности

Гиперактивность - это расстройство неврологическо-поведенческого характера, характеризующееся чрезмерной активностью, возбудимостью ребёнка. Если ребёнок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребёнка от гиперактивного заключается именно в том,
что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. То есть даже если он устал,
он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет
и истерит. Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает,
не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы
на них. Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. Ребёнок может быть неуправляемый, при этом он абсолютно
не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детский сад, детская площадка) ведёт себя одинаково активно.
Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерётся, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп.
У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных.

Причины гиперактивности

Существует много теорий относительно того, что вызывает у ребёнка синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Однако на современном этапе исследования СДВГ считаются доминирующими три причины
в развитии синдрома: биологические, генетические, социальные.

Во всем мире основными причинами синдрома дефицита внимания
и гиперактивности признаны биологические факторы – это неврологическая патология и наследственная предрасположенность.

Факторы, провоцирующие развитие гиперактивности:

       токсикозы беременности;

       неблагоприятная беременность (стрессы, курение, неправильный образ жизни заболевания, приём лекарственных препаратов во время беременности);

         признаки внутриутробной асфиксии;

         стремительные, или затяжные роды;

         недоношенная беременность;

       конфликтный климат в семье;

        «диктаторский» стиль воспитания;

         соматические заболевания.

Иногда родители ошибочно полагают, что поступление в дошкольное учреждение и появление новых обязанностей положительно скажется
на ребёнке, и он изменится. Зачастую начало посещения детского сада только провоцирует проблемы ребёнка, ведь изменяются требования к нему при нахождении в детском коллективе и требования к нему в семье: изменения режима, изменения в социальном окружении (требования к питанию, организованные занятия, правила коллективного взаимодействия), «отрыв» от матери. Ребёнку трудно справляться с новой ситуацией, с новыми правилами, он начинает проявлять проблемное поведение, что приводит
к неуспешности, а иногда и к отставанию от сверстников. Расторможенный, неуправляемый ребёнок может поставить в тупик взрослых, которые,
как правило, его наказывают, ругают, упрекают, стыдят и одёргивают. Ребёнок и сам себе не рад, да ничего не может с этим поделать, не может без помощи родителей изменить свое поведение.

 

Критерии выявления гиперактивности у ребёнка:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности
(не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершённого действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтлив.

11. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается
в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую
к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам.

Говорить о гиперактивности можно только в случае, если перечисленные выше признаки сохраняются на протяжении полугода.

В силу установления поспешных выводов о гиперактивности ребёнка нужно проявлять аккуратность в оценке его поведения. Синдром гиперактивности – это медицинский диагноз. И, конечно же, право на его постановку имеет только специалист: психиатр или невролог.
Диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, обследований, наблюдений, а никак не на основе фиксации излишней активности ребёнка.

Диагностика

С проявлением гиперактивного поведения у детей, взрослые могут столкнуться уже с первых дней жизни. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребёнка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть
в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Ребёнок не может сидеть на стуле, ёрзает, шумит. Современные исследования говорят о том, что синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано.

Рекомендации родителям

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

- проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;

- помните, что поступки ребёнка не всегда являются умышленными;

- контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;

- не давайте ребёнку реактивных указаний, избегайте слов «нет»
и «нельзя»;

- стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;

- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребёнку;

- реагируйте на действия ребёнка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребёнка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного (если это не опасно) и т.д.);

- повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз;

- не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения
за проступок;

- выслушивайте то, что хочет сказать ребёнок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

- уделяйте ребёнку достаточно внимания;

- проводите досуг всей семьёй;

- не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

- установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и для всех членов семьи;

- чаще показывайте ребёнку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

- оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере
и просмотра телепередач;

- по возможности избегайте большого скопления людей;

- помните, что переутомление приводит к снижению самоконтроля
и нарастанию гиперактивности;

- организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе

Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...