Семинар-практикум «Образовательная кинезиология в работе с дошкольниками»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шаньгина Анна Юрьевна

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у детей дошкольного возраста легко корригируются речевые нарушения, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способности к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные и структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Таким образом, следует подытожить положительный эффект кинезиологических упражнений для детского физического и психического здоровья:

  • Оптимизация деятельности мозга.
  • Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
  • Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
  • Восстановление работоспособности и продуктивности.
  • Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sp_kinezeologiya_shangina_a.yu_._2022.odt27.76 КБ

Предварительный просмотр:

  1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА»

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Семинар-практикум «Образовательная кинезиология в работе с дошкольниками»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с методом кинезиологии.
  • Рассказать о роли межполушарного взаимодействия в интеллектуальном и речевом развитии детей.
  • Разучить с участниками семинара-практикума кинезиологические упражнения.

Оборудование:

Теоретическая часть.

Следует отметить, что за последние годы увеличилось число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии, общим недоразвитием речи. А современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным.

В период внедрения ФГОС дошкольного образования, когда каждый педагог ищет новые подходы, идеи организации коррекционно-развивающей работы, применение этой технологии в практике позволит детям преодолевать речевые нарушения, улучшая при этом их психическое и физическое здоровье.

Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», что означает «движение». Имеется в виду мышечное движение. Греческое же происхождение имеет и слово «логос», которое обычно переводят как «наука».

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.

В переводе на русский язык «кинезиология» обозначает гимнастика мозга или наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Она вобрала в себя знания йоги, пальчиковой йоги, китайской медицины, пальчиковых игр древней Руси.

В настоящее время кинезиология подразделяется на спортивную кинезиологию, медицинскую, психотерапевтическую, образовательную. Мы будем говорить об образовательной кинезиологии. 

Основная цель кинезиологии: 

  • развитие межполушарных взаимодействий, способствующих активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие памяти, внимания, речи;
  • развитие мышления;
  • снижение утомляемости, формирование произвольного контроля;
  • повышение стрессоустойчивости.

Где применяют кинезиологические упражнения?

  • Коррекция проблем обучения методами кинезиологии в дошкольном и младшем школьном возрасте.
  • Адаптация леворукого ребенка в «праворуком» мире.
  • Кинезиологическая профилактика соматических заболеваний.
  • Использование кинезиологических упражнений для работы с девиантными подростками.
  • Применение кинезиологических приемов в ситуации стресса.
  • Автономная кинезиологическая гимнастика космонавтов.
  • Кинезиологические упражнения необходимо включать в профилактические и развивающие программы, направленные на подготовку к школе.

Развитие головного мозга ребёнка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10-12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. 

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Мозолистое тело, которое находиться между большими полушариями в теменно-затылочной части, необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Учеными доказано, что после двух лет у ребенка начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия. А речь в свою очередь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. А органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Проекция, если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.

В результате нарушаются:

  • пространственная ориентация;
  • адекватное эмоциональное реагирование;
  • координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки;
  • ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении.

Авторы практической кинезиологии считают, что одной из причин дислексии и дисграфии является так называемая “координационная неспособность” к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями. Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции (аналитический мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в его способности к интегративному видению).

Для детей со специфическими нарушениями письма и чтения характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия.
При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.

Применение метода кинезиологии позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Кинезиологические упражнения активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью.

Благодаря кинезиологии организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается.

«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку, достаточно проста в исполнении, может использоваться в любое время. Она занимает немного времени, принося несоизмеримую пользу. Использование кинезиологических упражнений 5 – 10 минут в день помогут вашему ребёнку в процессе любой деятельности.

Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и накапливающийся эффект. Конечно, лучший эффект от этих упражнений будет, если выполнять их ежедневно.

Каждое упражнение по тренировке мозга выполняется не более 2-х минут. Их можно делать в различных сочетаниях. Подобранные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей.

Для результативности проводимой работы необходимо учитывать определенные условия:

  • упражнения проводятся утром;
  • упражнения проводятся ежедневно;
  • обстановка на занятии доброжелательная;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

Комплексы упражнений включают в себя следующие методы и приемы:

  • глазодвигательные упражнения;
  • двигательные упражнения;
  • упражнения на дыхание;
  • упражнения для релаксации;
  • самомассаж.

При регулярном использовании кинезиологических упражнений, в связи с улучшением интегративной функции мозга, у многих детей наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а также управлению своими эмоциями.

Практическая часть.

ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Позволяют расширить поле зрения, улучшить  и расширить объем зрительного восприятия, развивают межполушарное взаимодействие.    Повышают энергетический потенциал.  

Способы выполнения:
а) Слежение
б) Схемы

При слежении  для привлечения внимания ребенка  используются яркие предмет, маленькие игрушки, ручки с ярким наконечником и пр. Сначала ребенок следит за предметом, перемещаемым взрослым, в плоскости справа-налево,  («Следи глазками, голову не поворачивай») Слежение происходит по основным направлениям (верх, вниз,  вправо,  влево),  и вспомогательным - по горизонталям. Во время слежения ребенок стоит или сидит. Тело неподвижно, т.е. не делает лишних движений.  

Затем делает это самостоятельно, под контролем     взрослого, используя схемы, где стрелками указаны направления  движения взгляда. Схему достаточно поместить на некотором расстоянии, на уровне взгляда,  в вертикальной  плоскости.   Выполнение не должно вызывать сопротивления, дискомфорта, переутомления, напряжения. Следить за естественным выполнением.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

  • Помогают успокоится, снять излишнее перевозбуждение.
  • Развивают дыхательную и артикуляционную мускулатуру.
  • развивают самоконтроль и произвольность.
    Гармонизируют психический тонус, снимают нервнопсихическое напряжение.

ПАЛЬЧИКОВАЯ  гимнастика.

Специалисты используют:  шишки,  орехи,  су-джок шарики,  карандаши,  сухие бассейны, счетные палочки и пр.

НЕЙРОМОТОРИКА – уникальный метод. Направление, связывающее мозговую и моторную активность.

Нейромоторные упражнения включают:

-        двуручное рисование

-        нейропрописи

-        нейротренажеры.

Данные упражнения развивают:

- межполушарные взаимодействия.

- зрительно-моторную координацию

- графомоторные навыки

- умение ориентироваться на плоскости

Двуручное рисование активизирует работу обоих полушарий мозга. Когда мы сосредоточиваемся на выполнении непривычных движений, то мы становимся более внимательными. Улучшится пространственная ориентировка.

Во время рисования листок должен быть неподвижен,   по середине должна быть линия – граница для левой и правой стороны.  Простой вариант рисования – обвести несложную фигуру.    Самостоятельное создание рисунка, в этом случае начинать всегда от линии симметрии.  Еще вариант – дорисовывание половины рисунка. Если ведущая правая – то дорисовать надо левую сторону, и наоборот. Ведущая рука  - обводит готовый контур.   Готовые  и самодельные  межполушарные тренажеры  развивают плюсом и мелкую мускулатуру кисти рук,

   Варианты использования двуручных тренажеров.

- выкладывание блоков, карандашей

- обводить готовые контуры правой и левой рукой

- с прищепками

- выкладывать по схеме крышечки

- мн.другое

         Мелкая моторика так же находится в прямой взаимосвязи с развитием интеллектуальной деятельности. Чем лучше развит пальцевой праксис и ручная координация, тем  быстрее и качественнее работает мозг.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ включают:

- перекрестные, симметричные и ассиметричные  движения

- с мячиками

- с использованием координационной лестницы

- с использованием доски для мозжечковой стимуляции

Примеры упражнений  на крупную моторику.

- Марширование

- Соединить  правое колено и левый локоть, потом наоборот

- Рука сзади «здоровается» с левой пяткой и наоборот

При запуске речи решающее значение имеет крупная моторика. Мелкая моторика речь не запускает. Произнесение слов – это сложный моторный навык. Одной мелкой моторики не достаточно. Основа речевого развития – ДВИЖЕНИЕ.

 Поэтому надо обязательно развивать моторное планирование, а это серия движений. Развивать чувство ритма (слово – это тоже ритм) Если ребенок может повторить ритм в движениях, переключаться, то сможет  переключаться при произнесении слогов и слов.

Упражнения с мячами (можно использовать разные виды мячей – по размеру, весу, фактуре.

Примеры упражнений:

- катание между ладонями верх-вниз

- в ладонях по кругу

- сжимание и разжимание мяча

- вращение мяча пальчиками по кругу к себе и от себя

- одкидывание мяча

- перекидывание из руки в руку

- перекладывание мяча за спиной из руки в руку и перед собой (по часовой стрелке и против)

Балансировочная доска для мозжечковой стимуляции.

Тренируем и развиваем мозжечек.  Мозжечок – это место сбора информации, которое поступает изо всех отделов мозга. И его задача быстро переработать ее  и отправить в лобные доли.  Если есть проблемы в работе мозга, то информация поступает в замедленном или неполном объеме.  Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге, определяет скорость работы мозга в целом.  Если нарушены связи между мозжечком и лобными долями, то в развитии ребенка проблемы.  Доска - помощник в  стимулировании работы мозжечка.                    Мозжечковая стимуляция с помощью доски помогает увеличить эффект любых коррекционных воздействий.

САМОМАССАЖ

Кинезиологический массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления, гармонизируют работу головного мозга.

1.«Пунктирное» движение

Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Проделайте то же для другой руки.

2.«Пила»

Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделайте то же для другой руки.

3.«Ладошки»

Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Правой рукой сделайте массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделайте то же для правой руки.

4.«Поглаживание»

Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.

5.«Буравчик»

Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.

УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАСАЦИЮ.

Для успокоения можно делать упражнения на релаксацию.

Их полезно предлагать детям, которые чем – то расстроены, не могут

успокоиться после драки, ссоры; педагогам после тяжелого дня.

“Путешествие на облаке”.

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у детей дошкольного возраста легко корригируются речевые нарушения, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способности к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные и структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Таким образом, следует подытожить положительный эффект кинезиологических упражнений для детского физического и психического здоровья:

  • Оптимизация деятельности мозга.
  • Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
  • Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
  • Восстановление работоспособности и продуктивности.
  • Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками »

Семинар – практикум«Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками »...

Доклад на городском семинаре- практикуме "Использование ИКТ в индивидуальной работе с дошкольниками"

Активное введение в практику работы ДОУ информационных средств развития, позволяет рассматривать их в качестве дополнительных средовых ресурсов, способствующих созданию новой развивающей среды обучени...

семинар-практикум "Нетрадиционные приёмы изодеятельности в работе с дошкольниками"

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой раб...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ. Тема: Работа с дошкольниками по ранней профориентации

Семинар – практикум для педагогов ДОУ. Тема: Работа с дошкольниками по ранней профориентации...

Семинар – практикум для педагогов «Сказкотерапия в работе с дошкольниками».

Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазах.Х. К. АндерсенВ данной презентации я описываю особенности работы со сказками с детьми в разном возрасте, как ценно и важно воспитани...