ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Айнутдинова Надежда Алексеевна

Обратите внимание! Замечено, что речь начинает хорошо развиваться, когда движения пальцами становятся точными.

 

Пальчиковая гимнастика важна для детей любого возраста. Она способствует развитию речи, стимулирует мозговую деятельность, развивает фантазию и позволяет проявлять детям творческий потенциал. Особенно важны такие упражнения для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchik.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Подготовила: Айнутдинова Н.А.

МАДОУ «ДС № 68 СП г.Челябинска»

Пальчиковая гимнастика важна для детей любого возраста. Она способствует развитию речи, стимулирует мозговую деятельность, развивает фантазию и позволяет проявлять детям творческий потенциал. Особенно важны такие упражнения для детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — это период, когда ребёнок хорошо поддаётся обучению, но нагружать мозг сверх меры в это время не нужно. Занятия должны проходить в легкой и непринужденной форме. А новые знания и умения хорошо усваиваются в процессе игры. Поэтому в это время и проводят разнообразные пальчиковые игры

Цели пальчиковой гимнастики в работе с детьми

Пальчиковая гимнастика важна для детей. В процессе таких занятий происходит возбуждение речевых центров совместно с усилением работы речевых зон, что провоцирует их развитие.

Обратите внимание! Замечено, что речь начинает хорошо развиваться, когда движения пальцами становятся точными.

Таким образом, основной целью пальчиковой гимнастики является прогрессирование работы обоих мозговых полушарий, координирование их совместной работы. Ведь, как известно, мысленные образы возникают в правом полушарии, а за речь отвечает левое. И чем скоординированнее будет их работа, тем лучше будут развиты внимание и мышление ребенка.

Картотека пальчиковых игр в старшей группе

1.«НАША ГРУППА»

В нашей группе все друзья.

(ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший – это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

(разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

 

2. «КАК У НАС СЕМЬЯ БОЛЬШАЯ»

Как у нас семья большая

Да весёлая.

(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят,

(загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,

(загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются.

(загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются.

(загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются.

(загнуть мизинцы)

 

3. «ФРУКТОВАЯ ЛАДОШКА»

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка,

начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

 

4. «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв 

«птицы поют».

 

5. «ХЛЕБ»

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная

с мизинца.

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

 

            6.«ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА»

«Животные Севера»

Тепы-тяпы, тепы-тяпы,

Это ласты, а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу (руки при этом неподвижны).

           7. «ПРОФЕССИИ»

Новый дом

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Молоток бери, мой друг!

Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.

Мы построим новый дом,

Ставят рядом ладошки - « стены»

Есть окошко в доме том.

Есть еще одно, повыше,

Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей».

Есть труба вверху на крыше.

Мизинец отставляют в сторону —

труба.

Дом готов, зовем гостей:

«Приходите поскорей»

Делают приглашающий жест рукой.

Сколько в доме этажей?

Этот дом — одноэтажный.

Этот дом — он двухэтажный.

А вот этот — трехэтажный.

Этот дом — он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

«Дом»

Тук, тук молотком,

Строим. Строим новый дом.

Этот дом – для Маши.

Этот дом – для Саши,

Этот дом – для Даши,

Этот для Наташи.

Этот дом – для Ксюши.

Этот для Андрюши.

Все соседи, все друзья.

Жить без дружбы им нельзя.

«Пальчики – строители»

Пальчики – мальчики, вы – строители,

На стройке поработать не хотите ли?

Этот пальчик цемент и песок засыпает,

Этот воду туда добавляет,

Этот включает бетономешалку,

Чтобы раствор был похож на сметанку.

На этот раствор кирпичи по линейке

Каменщик уложит. Получится стенка.

Кровельщик крышу покроет железом.

Там высоко, мы туда не полезем.

Вот штукатур. Он выровнял стенку.

Маляр постарался – покрасил панели.

Электрик свет уже включил, Сантехник воду подключил.

Осталось только подать газ –

Прекрасный дом будет у нас.

Новоселье отпразднуем в эту субботу.

Спасибо, строители, вам за работу!

(выполнение движений руками по тексту).

Наша армия

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота —

Рота за ротой!

Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.

             8.«8 –е МАРТА, ЖЕНСКИЕ ПРОФЕССИИ»

«Наши мамы»

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель

Мамы разные нужны,

Мамы разные важны!

Разводят руки, поднимают ладошками вверх.

          9.«ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ»

Подводный мир

Посмотри скорей вокруг!

Делают ладошку у лба «козырьком»

Что ты видишь, милый друг?

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

Какие бывают рыбы?

Мы в подводном мире, друг,

Выполняют движения руками, как будто плывут.

Рыбы плавают вокруг:

Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой.

Рыба-меч, рыба-молот

и рыба-пила,

Рыба-удильщик и рыба-игла.

Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.

Рыбки весело резвятся

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

Соединить ладошки, двигать

ими вправо, влево.

То сожмутся, разожмутся,

Сжать и разжать пальчики.

То зароются в песке.

Соединить ладошки, описать ими круг.

«Краб»

Тихо, тихо краб ползет

И добычу стережет.

«Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся. Разожмутся.

То зароются в песке.

«Речка и рыбка»

Рыбка – малютка по речке плывет,

Рыбка – малютка хвостиком бьет.

(волнообразные движения кистями рук)

        10. «ВЕСНА»

«Одуванчики»

Одуванчики начинают расти: растут, растут, - выросли.

Подул ветер – одуванчики качаются.

Наступил вечер – одуванчики закрываются.

Выглянуло солнце – одуванчики проснулись,

головками качают, радуются солнцу.

Вот такие веселые одуванчики растут на нашей поляне.

(действия руками по тексту).

«Цветки»

Наши алые цветки

Ладони соединить лодочкой перед собой.

Распускают лепестки,

По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными.

Ветерок чуть дышит,

Подуть на руки-« цветки».

Лепестки колышет.

Подвигать пальцами вперед-назад.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой

Головой качают,

Покачать ладонями вправо-влево.

Тихо засыпают.

Положить голову на сложенные ладони.

«Цветок»

Солнце поднимается –

цветочек распускается!

Солнышко садится –

Цветочек спать ложится.

(открывать и закрывать ладони рук).

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

(выполнение движений по тексту).

          11.«ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

«Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка — Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж —

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв — «птицы поют».

Ой, летели птички

Ой, летали птички,

Птички-невелички.

Все летали, все летали.

Крыльями махали.

Махать руками, как крыльями.

На дорожку сели,

Зернышки поели.

Клю, клю, клю, клю,

Клю, клю, клю, клю,

Как я зернышки люблю.

Присесть на корточки. Указательными пальчиками постучать по полу.

Перышки почистим,

Чтобы были чище.

Вот так, вот так,

Вот так, вот так,

Чтобы были чище.

Руками « почистить» предплечья, как бы обнимая себя.

А собачка прибежала

И всех птичек распугала.

Кыш – полетели,

На головку сели,

Сели, посидели

И опять полетели.

Махи руками.

Руки положить на голову.

Полетели, полетели,

На животик сели,

Сели, посидели и опять полетели.

Полетели, полетели,

На плечи сели,

Сели посидели и опять полетели.

Полетели, полетели,

На колени сели…

Сели, посидели и совсем улетели.

Махи руками.

«Вертишейки»

В дупле у пестрой вертишейки

Птенцы покручивают шейкой.

Язык высовывают клейкий,

На всех шипят сердитой змейкой.

А. Барто

          12. «ТРАНСПОРТ»

Транспорт

Будем пальчики сгибать

Сжимают и разжимают пальчики.

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак

зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.

«Посчитаем»

Раз, два, три, четыре, пять —

Буду транспорт я считать.

Сжимают и разжимают пальчики.

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.

***

Мы с первым пальцем малышом

В трамвайный парк пойдем пешком.

С другим – поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая

А с третьим сядем мы в такси,

Попросим в порт нас отвезти!

С четвертым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись – ка, пятый, в самолет,

С тобой отправимся в полет.

(выполнение движений по тексту).

«Самолет»

Летит самолет высоко – высоко,

Ему на посадку зайти не легко!

Летчик за кругом делает круг…

Ему самолет и товарищ и друг!

На взлетную полосу сел самолет,

Вперед побежал – и закончен полет.

Двери открылись под трапом земля,

И пассажиров встречают друзья.

Перевод с немецкого О. Асписовой.

(выполнение движений по тексту).

«Лодочка»

Маленькая лодочка по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

(волнообразные движения руками).

«Пароход»

Пароход плывет по речке,

И труба дымит как печка.

«Лодочка»

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья,-

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

(Движения руками по тексту).

           13.«БЫТОВАЯ ТЕХНИКА И ИНСТРУМЕНТЫ»

Что за шум на кухне этой?

Будем жарить мы котлеты.

Мясорубку мы возьмем,

Быстро мясо провернем.

Миксером взбиваем дружно.

Чтобы торт скорей испечь,

Включим мы Электропечь.

Электроприборы – это чудо!

Жить без них нам было б худо!

(выполнение движений по тексту)

Е.Игнатьева.

«Пылесос»

Пылесос, пылесос,

Ты куда суешь свой нос?

- Я жужжу, я жужжу,

Я порядок навожу!

(Сжимание и разжимание пальцев рук к ладони).

           14.«НАСЕКОМЫЕ»

Насекомые

Дружно пальчики считаем —

Насекомых называем.

Сжимают и разжимают пальцы.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращают мизинцем.

«Сороконожка»

Две сороконожки

Бежали по дорожке.

«Пчела»

Жу – жу – жу, жу – жу – жу,

Над цветами я кружу!

(указательными пальцами делать круговые движения).

«Лягушка»

Вот лягушка по дорожке

Скачет вытянувши ножки.

Увидала комара,

Закричала: ква – ква – ква8.       

          15.«ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(плавные волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(спокойно укладывают ладони на стол)

 

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шёл неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

(часто и ритмично бьют в ладоши)

Ох!

(один хлопок)

И ушёл. Газон засох.

(ритмичные хлопки по столу)

 

16. «ПОСУДА»

Девочка Иринка порядок наводила.

Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений

 

17. «ОДНАЖДЫ ХОЗЯЙКА С БАЗАРА ПРИШЛА»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

(шагают пальчиками по столу)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу.

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

(попеременные удары кулачками и ладонями)

Картошка? Капуста? Морковка?

Горох? Петрушка иль свёкла?

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

(стучат ребром каждой ладони по столу)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу.

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(ладони складывают крест-накрест на столе)

Картошка, капуста, морковка,

Горох, петрушка и свёкла.

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

И суп овощной оказался неплох!

 (показывают, как едят суп)

 

18. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Довольна корова своими

телятами,

Овечка довольна своими

ягнятами,

Кошка довольна своими

котятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

Довольна коза своими

козлятами,

А я довольна своими ребятами!

Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.

 Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

 

19. «ГРИБЫ»

Топ-топ – пять шагов,

(дети «шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный –

Гриб опасный.

(сгибают и разгибают кулачки)

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

(на каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры для старшей группы.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует р...

Конспект открытого занятия по развитию речи через пальчиковые игры в старшей группе «Прогулка в зоопарк»

Тема «Прогулка в зоопарк»Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Животные зоопарка». Закрепить приемы аппликации в технике торцеван...

Пальчиковые игры средняя, старшая группа

Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких д...

" Пальчиковые игры" для СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Веселые упражнения для пальчиков и рук....

Пальчиковые игры для старшей группы на тему "Осень"

Пальчиковые игры для старшей группы на тему "Осень"...