Конспект занятия по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на тему: "Перелётные птицы"
план-конспект урока по коррекционной педагогике (старшая группа)

Подъёлышева Анна Анатольевна

  Занятия  по  социально-бытовой ориентировки направлены на оказание коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением зрения. Дети данной категории не способны четко видеть и  различать предметы окружающей действительности. Данное занятие  помогают расширить  и углубить  знания  и представления  о предметах окружающего мира. Обучает  умению определять признаки опознания предметов. Формирует  развитие мыслительной деятельности. Способствует развитию   речи  дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия211.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

  Занятия  по  социально-бытовой ориентировки направлены на оказание коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением зрения. Дети данной категории не способны четко видеть и  различать предметы окружающей действительности. Данное занятие  помогают расширить  и углубить  знания  и представления  о предметах окружающего мира. Обучает  умению определять признаки опознания предметов. Формирует  развитие мыслительной деятельности. Способствует развитию   речи  дошкольников.

Цель: развивать навык составления описательного рассказа по схеме.

Задачи:

Образовательная: Формировать умение старших дошкольников составлять описательный рассказ о птице с помощью опорной схемы-плана.

Развивающая: Развивать слуховое и зрительное внимание

Воспитательная: Воспитывать интерес  к жизни  птиц, умение внимательно слушать педагога и друг друга. 

Коррекционная: Способность развития зрительного восприятия и мелкой моторики.

Материалы и оборудование: картинки перелётных птиц цветные и силуэтные (грач, скворец, аист, иволга, кукушка, ласточка), световой планшет, кисточки, аудиозапись с голосами перелётных  птиц и звуками весеннего леса, карточки с перелетными птицами, фишки, схема описание птиц, картинка скворечника, палочки Кьюзинера,  дерево, перелётные птицы большого и маленького размера.

Организационный момент

Дети стоят в кругу.

 « Доброе утро» солнцу и птицам

 « Доброе утро» улыбчивым лицам.
 И каждый становится добрым, доверчивым!
 Пусть доброе утро длится до вечера!

(упражнение пальчики здороваются)

Учитель-дефектолог: Здравствуйте ребята, в детский сад пришло письмо, а принесла его сорока, давайте его прочитаем. Здесь загадка:

Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает?  

Дети: Весной.

Учитель-дефектолог: Давайте вспомним  весенние приметы. Педагог бросает мяч, дети называют признаки весны  (весной пригревает солнышко, появляются проталины, тает снег,  бегут ручьи, начинается капель, просыпаются насекомые, появляются цветы – первоцветы,  появляется зеленая травка, на деревьях набухают почки, прилетают птицы и начинают строить гнезда).

Но в письме написано, что птицы не прилетят из теплых стран, их заколдовала злая колдунья, а чтобы их расколдовать мы должны выполнить задания. Поможем ребята.

Дети: Да, конечно.

Основная часть

Учитель-дефектолог: А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? 

Дети: Перелётные.

Учитель-дефектолог: Вот сейчас и узнаем, как много вы знаете о перелётных птицах.

1задание: Д/И «Четвертый лишний»

Учитель-дефектолог: Я буду называть птиц, а вы должны сказать какая птица лишняя (скворец, аист, трясогузка, кукушка).

Дети: Лишняя птица трясогузка, потому что это зимующая птица, а остальные перелётные.

Учитель-дефектолог: цапля, грач, курица, ласточка.

Дети: Лишня курица, потому что она домашняя птица.

Учитель-дефектолог: Все правильно.

2 задание: Д/И «Найди и назови птиц»

Учитель-дефектолог: Ребята перед вами световой планшет, под песком спрятаны картинки птиц, ваша задача с помощью кисточки найти картинки с изображением птиц и назвать их. Дети по очереди находят силуэтные картинки  птиц и называют их. Педагог выставляет цветные  картинки птиц. Это грач, скворец, соловей, аист, кукушка, ласточка.

Учитель-дефектолог: Что общее есть у всех птиц?

Дети: Это перелётные птицы. У них есть клюв, 2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца.

Учитель-дефектолог: Молодцы ребята.

3 задание: Д/И «Узнай птицу по голосу»

Учитель-дефектолог: Перед вами карточка с птицами, вы должны узнать птицу по голосу, найти одинаковых птиц и  закрыть их одинаковыми фишками.

C:\Users\user\Desktop\Безымянный.jpg

Звучит фонограмма пения птиц. Дети выполняют задание.

Учитель-дефектолог: Хорошо, все справились с этим заданием.

Физкультминутка

Учитель-дефектолог: А теперь давайте немного отдохнем.

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы).
Чёрные сидят грачи (присели).
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой).
Распушили пёрышки  (встать, руки в стороны).
Греются на солнышке (погладить себя по рукам).
Головой вертят (повороты головой вправо, влево).
Полететь хотят (Руки в стороны – взмах).
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках).
Полетели, прилетели (летают).
И опять все в гнёзда сели (присели).

4 задание: Д/И «Опиши птицу по схеме»

Учитель-дефектолог: Сейчас я вам прочитаю загадку,  и вы узнаете,  какую птицу мы будем описывать.

Желанный гость с далекого края,
Вернулся домой о весне, распевая.
Очень ловкий молодец,
А зовут его…

Дети: Это скворец.

Учитель-дефектолог: Молодцы. Посмотрите на схему, на ней изображены опорные картинки, которые помогут нам составить описательный  рассказ о скворце.

C:\Users\user\Desktop\dR_SVcDRBmw (2).jpg

Дети описывают скворца, опираясь на схему.

Зрительная гимнастика.

Учитель-дефектолог: Наши глазки устали, им пора отдохнуть. Подходите к столу и выбирайте себе птичку на палочке.

Летели птички,             Прослеживание глазами за предметом по кругу 

Собой невелички.        

Как они летели,            Движения глазами вправо – влево

Все люди глядели.

Как они садились,       Движения глазами вверх – вниз

Все люди дивились.

5 задание: Д/И «Построй дом для скворца»

Учитель-дефектолог: Посмотрите на доску, как называется этот домик? (педагог показывает картинку скворечника).

Дети: Это скворечник.

Учитель-дефектолог: Правильно. А кто его построил и  для какой птички?

Дети: Скворечник построил человек для скворца.

Учитель-дефектолог: А хотите  научиться строить скворечник? Мы его выложим из палочек Кьюзинера. Посмотрите на схему и посчитайте, сколько палочек нам понадобиться для скворечника (педагог показывает схему выкладывания скворечника из палочек).

C:\Users\user\Desktop\i_009.png

Дети: Нам понадобятся 8 палочек. Дети приступают к выкладыванию.

Учитель-дефектолог: Какие красивые скворечники у вас получились, вы большие молодцы.

Мы выполнили все задания и расколдовали перелетных птиц, теперь будем ждать их прилета к нам.

Заключительная часть

Учитель-дефектолог: А сейчас я предлагаю вам подойти к доске. Вы видите дерево. Расселите на нем  птиц: больших, если вам задания показались легкими, а маленьких, если вам было трудно выполнять задания.

Звучим фонограмма: звуки весеннего леса.

Конспект занятия по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения  старшего дошкольного возраста на тему:

«Перелётные птицы».

Выполнила:

         Учитель-дефектолог  

Подъёлышева Анна Анатольевна.

Йошкар-Ола 2021 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного познавательного интегрированного развлечения на тему "Космическое приключение" для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

В конспекте раскрывается опыт совместной работы логопеда и тифлопедагога по лексической теме "Космос" для детей с нарушением зрения (как вариант закрепления и расширения знаний детей по данной теме). ...

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Конспект подгрупповой НОД для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста "Чудеса на зимней полянке"

Занятие проведено в рамках городского методического объединения учителей - логопедов....

Конспект коррекционно-развивающего занятия в специализированной группе для детей с нарушением зрения (старший дошкольный возраст). Тема: «На лесной полянке».

На занятии решаются коррекционно-развивающие задачи:·       -        формировать зрительно-пространственную ориентацию, зрительно-моторные...

Коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

      Издание 1-ое,  написанное  в соответствии с ФГОС ДО. Книга может быть интересна и полезна тифлопедагогам, учителям-дефектологам, воспитателям, работающим в коррек...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей с нарушениями зрения среднего дошкольного возраста (4-5 лет) Ориентировка в пространстве « Путешествие по лесу»

Данная разработка непосредственно-образовательной деятельности предназначена для познавательного развития дошкольников 4-5 лет, с нарушениями зрения. Направлена на развитие зрительного восприятия и на...

Конспект занятия по социально-бытовой адаптациив группе для детей с нарушением зрения 4-5 лет Тема "Очки"

Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к современным условиям жизни.Воспитание у детей сознательного отношения к проб...