РМО май, 2022 г. Педагогическая лаборатория. «Методическая и технологическая компетентность учителя – логопеда в условиях ФГОС»
материал по коррекционной педагогике

Методобъединение логопедов Краснокаменска

На РМО были рассмотрены современные требования к ведению документации учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности, общие ошибки в ее оформлении. И было принято решение о необходимости разработки рекомендаций по единому оформлению.

Также в рамках РМО участники Съезда логопедов от 28.04.22г. поделились своими впечатлениями и новыми знаниями.

Отчет об участии логопедов МАДОУ г. Краснокаменска во II-ом Краевом съезде специальных педагогов «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: доступность, качество, профессионализм»

Доклад д.п.н., профессора кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Забайкальского государственного университета Зволейко Е.В. «Актуальные проблемы и дискуссионные аспекты в практике подготовки логопедов» https://uchzap.com/wp-content/uploads/061120051115...

Доклад «Методическое объединение службы сопровождения, как условие повышения качества деятельности специальных педагогов г.Краснокаменска» Баранова Ю.В., учитель-логопед МАДОУ детский сад 16

Методические рекомендации по оформлению документации учителей-логопедов МАДОУ г.Краснокаменска.https://disk.yandex.ru/d/OZJ6fdYW9iv_SA

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

II-ой Краевой съезд специальных педагогов «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: доступность, качество, профессионализм».

Отчет об участии логопедов МАДОУ г. Краснокаменска.

Подготовила: руководитель РМО Баранова Ю.В.,

учитель-логопед МАДОУ-детский сад №16 «Дюймовочка»

 28 апреля 2022 года в Чите состоялся II Краевой съезд специальных педагогов «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: доступность, качество, профессионализм». Более 250 дефектологов со всего Забайкалья приняли участие в этом событии.  Логопеды дошкольных образовательных учреждений г. Краснокаменска были одними из самых ярких и активных участников Съезда.

Цель проведения Съезда: профессиональная консолидация, развитие и укрепление профессиональных связей между специалистами дефектологической службы региона, содействие повышению престижа профессии специалистов в области коррекционной педагогики.

Во время работы Съезда функционировала выставка выставка-презентация пособий, методических материалов специальных педагогов Забайкальского края.  Съезд дал, прекрасную возможность поделиться собственным опытом и получить видео-консультации от ведущих специалистов в области коррекционной педагогики:

  • Морозова Сергея Алексеевича, к.биол.наук, доцента ФИРО Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва.
  • Грибовой Ольги Евгеньевны, к.п.н., ведущего научного сотрудника лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушением речи, ИКП.
  • Зонтовой Ольги Викторовны, методиста-организатора реабилитации после кохлеарной имплантации СПб НИИ ЛОР, заместитель руководителя программы «Я слышу мир!», автор и методист курсов формирования и развития речи.

Во время пленарного заседания мною был зачитан доклад «Методическое объединение службы сопровождения, как условие повышения качества деятельности специальных педагогов г.Краснокаменска. В котором:

  • напомнила историю становления логопедической службы, берущей своё начало в 1972 г.;
  • отметила деятельность Службы психолого-педагогического и социального сопровождения муниципального района «Город Краснокаменск  и Краснокаменский район» под руководством председателя координационного совета, главного специалиста КУО Петровой Ирины Валерьевны;
  • обозначила направления и формы и структуру проведения  заседаний методических объединений;
  • представила успехи достижения в профессиональной сфере учителей-логопедов и дефектологов г.Краснокаменска;
  • презентовала сайт логопедов и дефектологов г.Краснокаменска, как вариант работы методического объединения в дистанционном формате.

На одном из интерактивных мероприятий съезда: «Презентационная площадка: Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации» - Маркина Т.С. представляла модель «Комплексно-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в МАДОУ детский сад № 14 «Дельфинчик» https://youtu.be/SBByMC1x5aE 

Еще на одном из интерактивных мероприятий «Логопедический образовательный салон. Современные подходы к коррекции речевых нарушений в условиях образовательной организации» были проведены мастер-классы:

Барановой Ю.В. по применению «Звуко-буквенного планшета «Обучайка» в работе с детьми с ТНР при обучении основам грамоты;

Миромановой Г.М., представившей комплект тематических карточек в работе по обучению грамоте, как одну из технологий индивидуализации образовательного процесса в решении задач развития дошкольников с ТНР; C:\Users\Pro\Downloads\20220620_105041.jpgC:\Users\Pro\Downloads\IMG-cf6070625df22d08509191d4f3205d56-V.jpg

Овчинниковой Т.А. с коррекционно-развивающее пособие «Занимательный планшет».

Также логопеды г.Краснокаменска приняли участие в подготовке материала для  Информационного Вестника «Вместе ради детей».

В целом, работа Съезда была очень интересной и продуктивной, оставив только положительные эмоции. Позитивный настрой чувствовался на протяжении всего мероприятия. Предлагаем посмотреть небольшой видеоролик - приветствие от дошкольных логопедов г.Краснокаменска  https://youtu.be/SbnltvZXZb0

         



Предварительный просмотр:

Методическое объединение службы сопровождения, как условие повышения качества деятельности специальных педагогов г. Краснокаменска.

Баранова Ю.В., руководитель МО логопедов и дефектологов,

 учитель-логопед МАДОУ детский сад № 16 «Дюймовочка»

 г.Краснокаменска

Второй по величине город Забайкальского края после краевого центра – г.Краснока́менск был основан в 1969 году. Спустя 3 года,  в 1972 году на базе детского сада № 4 «Тополёк», которым руководила заведующий Волкова Н.Г. была организована первая логопедическая группа. Коррекционно-развивающую  работу осуществляла логопед Козлова Э.С. Таким образом, в этом году логопедической службе г. Краснокаменска исполняется 50 лет. А в прошлом году исполнилось 30 лет Службе психолого-педагогического и социального сопровождения муниципального района «Город Краснокаменск  и Краснокаменский район».                      

В настоящее время в  г. Краснокаменске  14  дошкольных образовательных учреждений, из них два ДОУ компенсирующей направленности. Посещают, дошкольные учреждения более 3000 детей. Функционируют   группы компенсирующей направленности  для детей с ФФНр,  ОНР,  ЗПР,  для детей с нарушением зрения; опорно-двигательного аппарата и 1 логопункт.

Коррекционно-педагогическую работу осуществляют 30 логопедов, 12 дефектологов и 11 психологов. Непосредственное участие в коррекционном процессе принимает 99 воспитателей групп компенсирующей направленности. Педагоги  постоянно повышают свой уровень профессиональной компетентности на курсах повышения квалификации, таких как «Обновление содержания дошкольного образования в контексте ФГОС ДО», «Организация логопедического сопровождения детей с нарушением речи в дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО» и т.д.

За высокие результаты в педагогической деятельности 2 логопеда и 3 дефектолога удостоены министерской награды: «Почётный работник общего образования РФ», 1 логопед  «Отличник народного просвещения»,  2 имеют звание "Заслуженный работник образования Читинской области". Научно-методическое обеспечение деятельности Службы психолого-педагогического и социального сопровождения осуществляет Координационный совет Службы, председателем которого является главный специалист Петрова И.В., Почетный работник  общего образования.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей-логопедов является хорошо организованная методическая работа. Главной структурой, организующей методическую работу учителей, является методическое объединение.

В современных условиях учитель-логопед должен обладать такими знаниями, умениями и навыками, которые позволяют максимально высоко повысить эффективность коррекционно-развивающей работы, что становится возможным только путём взаимодействия с другими участниками педагогического процесса. Следовательно, повышение личностно-профессиональной компетенции учителя-логопеда становится неотъемлемой частью коррекционно-педагогической деятельности.

Приоритетными направлениями работы являются: информационно-методическое обеспечение учителей-логопедов; оказание логопедам помощи в практическом овладении навыками коррекционно-развивающих технологий; распространение опыта.

Работа методического объединения учителей – логопедов и дефектологов г. Краснокаменска направлена на создание благоприятных условий для профессионального роста педагогов, совершенствования профессиональных компетенций, развития их творческого потенциала, инициативы, создание условий для возможностей перенимания опыта профессионального мастерства среди педагогов. Активная деятельность в рамках РМО активизирует процесс сотрудничества, повышает творческий потенциал каждого педагога.

Все заседания, проводимые в течение года, включают в себя теоретическую и практическую части. Формы проведения заседаний могут быть разнообразны: посещение и анализ открытых логопедических занятий, презентации опыта работы, выступления и сообщения, показ мастер-классов, семинары-практикумы, круглые столы, просмотр и обсуждение видеоматериалов, знакомство с новинками литературы, играми, пособиями.

Каждое заседание посвящено одной теме или проблеме. Для планирования работы в конце учебного года проводится анкетирование, целью которого является выявление потребностей педагогов в новых знаниях и возможности представления  ими собственного опыта.

Таким   образом,   работа коллег   в   методическом   объединении  строится в соответствии с тем, чтобы она была:

  • результативной и эффективной (каждый имел возможность для реализации собственных планов, проектов, демонстрации результатов своей профессиональной деятельности);
  • продуктивной (чтобы каждое заседание было действенным);
  • способствующей повышению профессионального роста.

Имея богатый  опыт и являясь грамотными специалистами, логопеды в г. Краснокаменске занимают активную профессиональную позицию.  Поэтому своим опытом они делятся на различных уровнях, многие регулярно печатаются в профессиональных изданиях. Так, в октябре 2017г. вышел журнал «Логопед», где все статьи были написаны воспитателями и логопедами г. Краснокаменска.

 В 2020 г. в конкурсе, организованном  Ассоциацией  специальных педагогов Забайкальского края  среди логопедов  в номинации «Мастер-класс для родителей детей с ОВЗ» награждены Маркина Т.С., Мироманова Г.М., Венедиктова Т.П. Дипломами  1 степени.

Учитель-логопед Т.С. Маркина дважды является победителем в  конкурсе на Грант, организованном  Урановым холдингом «АРМЗ»,  с  проектами «Логопедическая тропа к красивой правильной речи»» (ноябрь 2019г) и  «Веселый Рюкзачок приглашает детей в поход» (ноябрь, 2020 г.)

Уже традиционно, в рамках Методического объединения  учителя-логопеды  г. Краснокаменска создают совместные видеоролики, посвященные их  работе в дошкольных учреждениях.

В 2020 г. это был фильм «Нетрадиционные технологии, используемые при проведении артикуляционной гимнастики» из которого можно взять много неоценимого материала о том, как можно разнообразить артикуляционную гимнастику.

https://youtu.be/zCTROlfdxEE     

В 2021г. создан видеоролик «Новые логопедические модули – новое веяние времени», в котором рассказывается о новых, интересных логопедических пособиях, модулях,  приобретённых благодаря  народной программе «Мы вместе» от партии «Единая Россия». https://youtu.be/deogF5CeFow 

Ежегодно учителя-логопеды и дефектологи со своими воспитанниками принимают активное участие в муниципальном конкурсе детских проектных работ «Мой проект». Основная цель которого – развитие интеллектуального потенциала личности ребенка путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития творческих способностей.

2021 год, был посвящен Году науки и технологиям, были  представлены очень такие работы: «Время течёт» руководитель: Тимофеева Е. Н., «В защиту бабы Яги», руководитель  Лоскутова Н.П., «Удивительный шнурок», руководитель: Овчинникова Т. А., «Игрушки антистресс – необходимость или дань моде» руководитель: Николаева Н.Ю.

2022 год  посвящен Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов. Поэтому все темы были тесно связаны с народной культурой.

«Русская печь – царица дома» руководитель: Лоскутова Н.П., «Посиделки в горнице» руководитель: Фёдорова Е.И.,  «Детский анекдот – это смешно!» руководитель: Резаева О.А. «В гостях у сказки» руководитель Николаева О.Б. «Игры наших бабушек и дедушек» руководитель: Баранова Ю.В.

Изменения, связанные с пандемией COVID-19,  начиная с 2020 года, затронули весь мир. И оказали огромное влияние на все ступени образования. В том числе эпидемиологическая ситуация внесла значительные коррективы, и в работу учителей-логопедов и дефектологов. В соответствии со сложившейся ситуацией мы приобрели опыт его передачи в дистанционном формате.  

Так, несмотря на дистанционный режим, не прекращалась работа Методического объединения логопедов и дефектологов. За этот период начал более эффективно развиваться сайт логопедов и дефектологов г.Краснокаменска., проводилась активная работа в мессенджерах. Свою роль в этом сыграл  Форум Педагогов России, под руководством Пиджаковой В.В. Наши специалисты являясь постоянными и активными участниками Форума, освоили множество инструментов, которые помогли впоследствии в нашей  работе в режиме онлайн.

Так, заседание одного из  методических объединений в режиме онлайн от декабря, 2020 г. было полностью посвящено теме:   «Дистанционное образование в ДОУ. Это реально?». Были рассмотрены такие темы «Как построить  онлайн-занятие  для  детей группы    компенсирующей направленности», где Маркиной Т.С.  предлагался  цикл  квест–занятий для дошкольников. Представлен опыт дистанционного обучения  в  коррекционно- образовательном процессе  учителем-логопедом Васильевой В.А. Консультация учителя – логопеда Тимофеевой Е.Н. «QR-код – новый способ оптимизировать стенды для родителей» с практическим примером использования QR —​ кодов при оформлении стенда для родителей.

Таким образом, на сайте сохраняется полезная и интересная информация, к которой логопеды могут вернуться в любое удобное время. Открывает страницу нашего мини сайта фраза «Лучший путь к успеху – это влюбиться в то, что делаешь» – и как показывает опыт и практика логопеды и дефектологи г.Краснокаменска влюблены в своё дело. Они готовы общаться, делиться опытом, передавать свои знания и умения в любой не стандартной ситуации.

Конечно, ничто не заменит и  не сравниться с живым общением. Мы очень рады присутствовать сегодня здесь, на съезде и впитывать в себя новый опыт. А воспринятое, найдет своё отражение в тематике следующего методобъединения.  

Большое спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО".

Данная статья раскрывает возможности работы учителя-логопеда в современных условиях....

Мастер класс "Использование современных интерактивных игр в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

Мастер класс предназначен для логопедов ДОО. Приведены примеры использования интерактивных игр портала "Мерсибо" в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....

Пути совершенствования системы работы учителя - логопеда в условиях ФГОС ДО

Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО...

РМО. Май 2021г. Методический марафон «Методическая и технологическая компетентность учителя-логопеда в условиях подготовки к внедрению «Профстандарта»»

Уважаемые коллеги!Вашему вниманию представлены материалы итогового методобъединения учителей-логопедов г. Краснокаменска Забайкальского края.Фрагмент занятия по обучению грамоте на тему "Звук К и...

Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.  Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...