Развитие высших психических функций на логопедических занятиях. Доклад-выступление
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

В этом докладе освещен небольшой опыт по использованию дидактических игр, направленных на решение коррекционных задая по теме занятия и по развитию внимания, памяти, восприятия и мышления.

Ниже представлен конспект открытого логопедического занятия, на котором все задания  связаны с основной темой занятия и  направлены на развитие внимания, памяти, восприятия и мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Все психические процессы у ребенка – память, внимание, восприятие, воображение, мышление  – развиваются при непосредственном участии речи. Для детей с ОНР характерными являются:

  • неустойчивость внимания, снижение его объема, ограниченные возможности его распределения;

  • снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;

  • отставание в развитии словесно-логического мышления.
  • низкий уровень сформированности восприятия.

В своей логопедической работе по коррекции речевых нарушений стараюсь воздействовать на те отклонения психического развития, которые прямо или косвенно мешают нормальному функционированию речевой деятельности или задерживают коррекцию.

При подготовке к совместной деятельности с ребёнком обеспечиваю постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий. При отборе программного материала учитываю зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения; предусматриваю приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную работу и познавательную деятельность.

Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всесторонние гармоническое развитие. Учитывая единство формирования познавательной и речевой деятельности в процессе онтогенеза, включение в структуру логопедической работы специального содержания, обеспечивающего развитие познавательной деятельности, позволяет повысить эффективность преодоления общего недоразвития речи.

На подгрупповых и индивидуальных занятиях использую различные серии игр и упражнений, соответствующие темам коррекционных занятий и направленные на развитие, формирование, коррекцию и совершенствование всех параметров восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения, при этом учитываю возрастные особенности детей. Стараюсь тщательно подходить к подбору наглядного материала для занятий, что тоже оказывает свое коррекционное воздействие.

Основу игр и упражнений составляют рекомендации, представленные в методических пособиях и книга таких авторов, как: Агранович З.Е., Смирнова Л.Н., Тихомирова Л.Ф., Русланова Н.С., Пожиленко Е.А., Алтухова Т.А., Стребелева Е.А., Катаева А.А., Ткаченко Т.А., Филичива Т.Б., Чиркина Г.В., Каше Г.А., Морозова И.А., Граб Л.М.    

Включение в логопедические занятия заданий по коррекции и развитию познавательных процессов позволяет повысить уровень развития памяти, внимания, восприятия, мышления детей с ОНР и тем самым увеличить эффективность логопедической работы.

и др.  

Примерный перечень игр и упражнений, используемых в логопедической работе:

Восприятие

  • «Разрезные картинки»
  • «Чего не хватает? »
  • «Волшебный мешочек»
  • «Узнай на вкус, по запаху»
  • «Наложенное изображение предметов»
  • «Узнай по контору, по тени»
  • «Картинки с зашумлением»
  • «Понимание текста»
  • «Назови, какой формы предмет или его часть»
  • «Лото по лексическим темам»
  • «Топни/хлопни»
  • «Определи предмет по части»
  • «Робот»
  • «Что и где?» (пространственные представления)
  • «Найди по адресу»
  • «Подарки»
  • «Телефон»
  • «Кто в клетке»
  • «Кто за забором» и т.д.

 

Внимание

  • «Лабиринты»
  • «Исправь ошибки Незнайки»
  • «Да и нет не говорить»
  • «Найди и вычеркни»
  • «Сравни предметы»
  • «Хлопни/топни»
  • «Живые картинки»
  • «Телефон»

 

Память

  • «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Живые картинки»
  • «Добавь слово»
  • «Заучивание стихотворений по мнемотаблицам»
  • «Повтори, не ошибись»

 

Мышление

  • «Загадки»
  • «Четвёртый лишний»
  • «Классификация»
  • «Что перепутал художник?»
  • «На что похож предмет?»
  • «Подскажи словечко»
  • «Что сначала, что потом (последовательность событий)»
  • «Кому что дадим? Кому что нужно?»
  • «Бывает/не бывает»
  • «Нелепицы»

 



Предварительный просмотр:

МДОУ ЦРР-д/с «Родничок»   г. Беломорск  2018 г.

Учитель - логопед Прохорова С.П.

Тема ОД: «Антонимы» (подготовительная группа)

Цель: Формирование у детей представлений о словах-антонимах.

Задачи:

    I. Коррекционно – образовательные:

  • Продолжать учить находить противоположные понятия, сравнивать их, выделять главное и анализировать.
  • Закрепить понятие «слова-антонимы».
  • Упражнять в подборе антонимов.
  • Упражнять в составлении предложений.

II. Коррекционно – развивающие:

  • Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, память, логическое мышление, ориентировку в пространстве.

III. Коррекционно – воспитательные цели:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия.

Ход ОД.

I. Организационный этап.

Логопед показывает детям «волшебную» книгу и предлагает отправиться в путешествие в страну «Разных слов». Но сначала надо снять замочки с обложки и подобрать противоположные слова. Дети снимают замочки с книги, читают слова и подбирают антонимы к прилагательным.

II. Этап обучения. Введение в тему.

Первая страница: Знакомство с мальчиками – неприятелями  из страны «Разных слов».  Дети рассматривают героев книжки, сравнивают, находят противоположности. Логопед сообщает детям, что  выполняя задания жителей   страны  «Наоборот», мы   узнаем о словах-антонимах (словах, противоположных по значению).

III. Этап закрепления полученных знаний на фронтальном материале.

1. Вторая страница книги «Живые картинки».

Логопед выставляет на наборное полотно несколько сюжетных картинок, на оборотной стороне которых  те же сюжеты с противоположным действием.  Вместе с детьми проговаривают предложения и запоминают картинки.  Логопед незаметно переворачивают одну из них. Дети отгадывают, какая картинка «ожила» и   составляют предложение, затем находят противоположное действие.

 

2. Третья страница книги «Кривое зеркало» (презентация):

Логопед рассказывает детям, что в этой волшебной стране есть кривые зеркала, которые показывают все наоборот. Дети составляют предложения по картинке «Мальчик испачкал новые ботинки». Логопед предлагает в этом предложении назвать действие «испачкал» и подумать, какое действие покажет  кривое зеркало, дети отгадывают, составляют фразу и в кривом зеркале появляется картинка «Мальчик чистит старые ботинки». Затем дети еще находят и противоположные слова-признаки. Для закрепления предлагается еще несколько картинок.

Четвертая страница книги:

Динамическая пауза 

           Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем,

           Влево шаг и … (вправо)  шаг, шаг вперёд – шаг … (назад).

           Мы шагаем, мы шагаем, ноги дружно поднимаем,

           Шаг немного замедляем, постепенно … (ускоряем).

           Сейчас быстро мы идём, затем … (медленно) пойдём.

           Руки вверх мы поднимаем, очень плавно … (опускаем).

           А теперь мы полетаем, в мяч немного поиграем.

           Теперь сядем за столы… Снова стали мы бодры!

 Находят в тексте слова-антонимы.

VI. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном материале материале.

 Пятая страница книги  «Лабиринт».  Логопед раздает индивидуальные лабиринты  с антонимами, каждому ребенку помечена заданная картинка звездочкой, дети называют заданное слово и по лабиринту находят соответствующую картинку с антонимом.

Шестая страница книги «Разрезные картинки». Логопед раздает конвертики с разрезными картинками и предлагает детям собрать картинки, составить предложения и найти свою пару с антонимами на картинке.

«Папа поднимает тяжелую сумку с земли. Папа ставит легкую сумку на землю».

Маша развешивает мокрое белье на веревку. Маша снимает сухое белье с веревки».

«Дима строит низкую башню. Дима ломает высокую башню». И т.д.

V. Итог.

Седьмая страница книги. Дети загадывают загадки по мнемотаблицам. Подбирают антонимы. Прощаются с  мальчиками-неприятелями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию высших психических функций в старшей группе (ЗПР) тема «Транспорт»

В конспекте занятия представлены игры и упражнения по развитию высших психических функций  (память, внимание, мышление), мелкой моторики у детей с задержкой психического развития. Оригиналь...

Сценарий занятия по развитию высших психических функций младших школьников с использованием сказкотерапевтической технологии

Сценарий занятия по развитию высших психических функций младших школьников с использованием сказкотерапевтической технологии:  «Путешествие в Волшебный мир царевны Ярославы»...

Конспект логопедического занятия. Тема: развитие высших психических функций.

Цель: развитие речевого внимания у детей; развитие слухового внимания; развитие словесно-логического мышления....

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...

Конспект логопедического занятия. Тема: развитие высших психических функций" Незнайкины друзья "

Цели занятия:1.            Тренировка навыков мыслительной деятельности;2.            Сове...