Предшкольная подготовка детей с ОВЗ к обучению в школе
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ялышева Галина Ивановна

В статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся организации подготовки детей, имеющих сложную структуру дефекта, к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predshkolnaya_podgotovka.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предшкольная подготовка детей с ОВЗ к обучению в школе

Отличительной особенностью современного этапа российского образования является поиск новой модели образовательного пространства. Одним из важнейших направлений модернизации является изменение уклада дошкольного звена, обуславливающее внедрение инноваций в практику воспитания, обучения и развития детей до семи лет. В последние годы особое внимание уделяется решению проблемы доступности дошкольного образования, вариативности образования в соответствии с потребностями семьи, обеспечению условий для качественной подготовки детей к обучению в школе, повышению уровня квалификации педагогов и родителей, преемственности дошкольного и начального образования.

Проведенный Министерством образования анализ состояния российской системы дошкольного образования позволил выявить объективную потребность и наличие необходимых предпосылок для реализации предшкольной подготовки детей 6-7 лет. Такая подготовка должна представлять собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, выполняющий функцию социального контроля состояния физического, психологического, интеллектуального развития детей перед поступлением в школу (как детей с нормальным развитием, так и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья).

В настоящее время сложилась специфическая ситуация, характеризующаяся увеличением рождаемости детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии. Помимо количественного увеличения нарушений в развитии, наблюдаются качественные изменения, которые все чаще носят множественный характер, затрагивая как физическую, так и психическую сферу, вызывая вторичные нарушения. Вне зависимости от характера дефекта по отношению к такому ребёнку перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы и инструменты решения образовательных задач, рассчитанные на нормальное развитие. В связи с этим ещё более повышается значимость тщательного комплексного, системного, динамического подхода к дифференциальной диагностике и созданию технологий специализированной помощи таким детям на этапе предшкольной подготовки.

Объективная необходимость создания системы предшкольной подготовки детей с ограниченными возможностями продиктована следующими факторами:

· защиты общественных и государственных приоритетов дошкольного образования как развивающей и развивающейся системы, пропаганды его идей в современном обществе;

· выравнивания стартовых возможностей всех детей;

· поддержки родителей, заинтересованных в развитии и воспитаний детей старшего дошкольного возраста, включая детей с ограниченными возможностями здоровья;

· обновления механизмов, стимулирующих профессиональный рост педагогических кадров, работающих с детьми, имеющими нарушения в развитии.

В научной психолого-педагогической литературе существует понятие для определения состояния детей в период их перехода к обучению в школе – «готовность к школьному обучению». Под этим понятием подразумевается интегральное целостное новообразование социально-личностного, интеллектуального и физического развития ребёнка, которое обладает сложной структурой и формируется в дошкольном возрасте в условиях целенаправленного воспитания.

Все же, несмотря на изученность проблемы, вопрос готовности к школе детей с отклонениями в развитии требует специфического подхода с учетом особенностей структуры и проявления дефекта.

Среди детей, имеющих нарушения в развитии, большую часть составляют дети с задержками психического развития, часто осложненные тяжелыми нарушениями речи.

Попытки раскрыть готовность детей с проблемами в развитии к школьному обучению осуществляли многие дефектологи, логопеды, психологи: Н.В. Бабкина, В.В. Воронкова, Т.Н. Князева, Е.Г. Речицкая, Т.Б. Филичева, М.С.  Певзнер, С.Г. Шевченко и др. Они показали, что эта категория детей оказывается не готовой к школьному обучению по основным перечисленным параметрам (интеллектуальная, личностная, физическая готовность). У них выявлены существенные нарушения познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы, пониженная умственная работоспособность, недостаточное развитие отдельных психических функций, стойкие трудности в усвоении учебных знаний, умений и навыков. Характерными проявлениями инфантильных черт психики этих детей  являются: эмоциональная поверхностность и непосредственность, неспособность к волевому усилию, недоразвитие мотивации, критичности, аффективная возбудимость, двигательная расторможенность или вялость, апатичность, снижение потребности к речевому общению. Нередко стойкое речевое недоразвитие осложняется неврологическими синдромами и расстройствами вегетативных функций.

Интеллектуальная и личностная неготовность к школьному обучению у таких детей  зачастую усугубляется ослабленным общим физическим и функциональным состоянием их здоровья, ведущим к низкой работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости. Все это сказывается на формировании элементарных школьных навыков.

           У большинства детей этой категории к моменту поступления в школу доминируют игровые мотивы.

Таким образом, для детей с отклонениями в речевой и психической сфере характерно:

  • затрудненность усвоения способов общественного опыта;
  • низкая познавательная активность;
  • задержка формирования ведущей деятельности на разных этапах развития (эмоциональное общение с взрослым, предметная, игровая, учебная деятельность);
  • позднее начало, замедленный темп или качественное своеобразие формирования основных психологических новообразований раннего, дошкольного и школьного возраста (ходьба, речь, восприятие, воображение, письмо и т.д.)
  • грубое нарушение речевого развития, низкая потребность в общении с взрослыми и сверстниками;
  • недостаточность моторного развития (запаздывание определения ведущей руки, слабость мышц, трудности при переключении с движения на движение, общая моторная неловкость, нарушение зрительно-двигательной координации);
  • низкий уровень развития психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления);
  • отставание в формировании предпосылок к овладению предметной, игровой, продуктивной, учебной деятельностью;
  • снижение произвольности психических процессов, деятельности и поведения, приводящих к существенной задержке развития личностных качеств;
  • слабость мотивационной и эмоционально-волевой сферы;
  • нарушение процессов социализации.

Эти особенности психического развития могут отмечаться у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии в разных комбинациях и степени выраженности, вследствие чего эти дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации в школе.

Реализация системы предшкольного образования детей с отклонениями в развитии осуществляется в следующих формах:

  • Группы полнодневного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида, реализующих комплексные коррекционно-развивающие программы.
  • Группы кратковременного пребывания детей с отклонениями в развитии в ДОУ, ОУ начальная школа - детский сад, центрах развития ребенка, 2-3 раза в неделю.
  • Предшкольная подготовка детей с отклонениями в развитии, не посещающих образовательные коррекционные учреждения в домашних условиях под патронажем отдела образования.
  • Консультативные пункты для родителей с привлечением квалифицированных специалистов. Данная форма организации предшкольного образования предназначена для оказания помощи родителям (лицам их замещающим) в подготовке  к школе детей 6-7 лет с отклонениями в развитии.

Оптимальная форма предшкольной подготовки для детей с проблемами в развитии, существует в  образовательном учреждении компенсирующего вида (с отделениями дошкольного и начального школьного обучения), где такие дети могут получить надлежащую помощь в силу целостности системы и непрерывности образовательного процесса.

Целью предшкольной подготовки детей со сложными дефектами в ОУ является создание условий для развития интеллектуального, эмоционального, социального  потенциала ребенка и способствование формированию интегративных качеств выпускника.

Для достижения поставленной цели выполняются следующие задачи:

  • Сохранение и укрепление здоровья ребенка;
  • Коррекция психических и речевых нарушений;
  • Создание развивающей среды, способствующей развитию детей, с учетом структуры дефекта, интересов и индивидуальных особенностей;
  • Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности;
  • Предупреждение вторичных отклонений в развитии, вызывающих сложности в обучении на начальном этапе.

Специфика предшкольной подготовка детей в дошкольном отделении ОУ такова, что весь коллектив сотрудников направляет усилия на создание условий для благоприятного развития каждого ребенка.

Основные направления работы специалистов следующие:

  • Учитель-логопед – логопедическая диагностика, развитие речи и коррекция речевых нарушений, профилактика дисграфии и дислексии, разработка рекомендаций по использованию рациональных приемов подготовки ребенка к школе.
  • Учитель-дефектолог – педагогическая диагностика, определение индивидуальных образовательных маршрутов, проведение занятий в соответствии с программами коррекционного обучения с учетом ФГОС.
  • Педагог-психолог – психологическая диагностика, консультирование, психокоррекция, разработка и оформление рекомендаций по подготовке детей к школе с учетом результатов психодиагностики.
  • Воспитатель – по результатам элементарных педагогических наблюдений определяет сформированность умений и навыков по различным областям в соответствии с ФГОС, планирует коррекционно-образовательную деятельность по подготовке детей к школе с учетом рекомендаций специалистов.
  • Учитель начальных классов школьного отделения ОУ – участие в медико- психолого-педагогических совещаниях дошкольного отделения по набору детей в начальные классы; отслеживание динамики развития будущих первоклассников, посещение занятий специалистов и воспитателей дошкольного отделения, разработка рекомендаций для педагогов дошкольного отделения, осуществляющих предшкольную подготовку, проведение открытых мероприятий для родителей.
  • Музыкальный руководитель – реализация программ музыкального воспитания с элементами логоритмики, театрализованной деятельности с учетом рекомендаций учителя- логопеда и педагога- психолога.
  • Социальный педагог – объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка с проблемами в развитии, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье, обеспечения законодательно закрепленных льгот, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.
  • Врачи (невропатолог, психиатр, педиатр) – организация медицинской диагностики и проведение в соответствии со специализацией, уточнение схем медикаментозного, физиотерапевтического и фитотерапевтического лечения, контроль организации питания детей, разработка дальнейших рекомендаций по выбору образовательного маршрута для каждого ребенка в соответствии с состоянием здоровья и структурой дефекта.
  • Средний медицинский персонал (старшая медицинская сестра, медсестра физиотерапии, ортоптист) – обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль соматического состояния воспитанников, проведение процедур и назначений врачей-специалистов, доведение сведений и рекомендаций врачей до педагогического персонала и родителей.
  • Старший воспитатель – координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль организации педагогической работы и анализ её эффективности.

Создавая систему предшкольной коррекционной подготовки в ОУ компенсирующей направленности, в первую очередь учитывается общая  психическая незрелость детей и состояние их здоровья, так как ведущее место принадлежит здоровьесбережению и здоровьесозиданию. С этой целью продумывается и составляется щадящий режим жизни детей:

  • Количество воспитанников в  группах соответствует требованиям СанПиН;
  • За здоровьем каждого ребенка устанавливается контроль со стороны педагогов и медицинского персонала;
  • Увеличивается время для прогулок;
  • Увеличивается время дневного сна;
  • Проводится диагностическая работа, направленная на выявление психофизиологических особенностей детей;
  • Образовательный процесс строится в соответствиями с ФГОС;
  • НОД  в первой половине учебного года несколько сокращается по времени;
  • Основной формой работы с детьми является игра;
  • Образовательная деятельность носит интегрированный характер в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников,  осуществляется в процессе организации  различных видов детской деятельности и режимных моментах;
  • Разрабатывается план работы с родителями (практические советы, рекомендации, тренинги, совместные праздники);
  •  Планирование работы осуществляется в тесном взаимодействии педагогов дошкольного и школьного отделения, с целью облегчения адаптации воспитанников при переходе с одной ступени обучения на другую.

Педагоги ГБОУ начальной школы – детского сада № 662 Кронштадтского района Санкт-Петербурга разработали и с успехом используют в своей работе инновационную образовательную  программу «Маленькими шагами к большим успехам». Данная программа была представлена на конкурсе ОУ г. Санкт-Петербурга, внедряющие инновационные образовательные технологии. Отличительной особенностью программы является то, что в ней гармонично сочетаются и использованы традиционные и нетрадиционные подходы к образовательной деятельности и здоровьесозиданию, которые осуществляются в процессе организации различных видов деятельности и соответствуют основным направлениям развития дошкольника и младшего школьника, определяемыми ФГОС. Программа позволяет комплексно решать задачи оздоровительной, коррекционно-развивающей, воспитательной направленности и способствует обеспечению успешной предшкольной подготовке и социализации детей с ОВЗ в среде здоровых сверстников.

В настоящее время программа продолжает дополняться, корректируется и внедряется в образовательный процесс.

Таким образом, подготовка к обучению в школе детей со сложной структурой дефекта осуществляется с целью оказания помощи на начальной ступени обучения в освоении необходимых знаний, умений и навыков, способов учебной работы и адаптации в традиционной или специальной (коррекционной) системе обучения. С этой точки зрения предшкольная подготовка рассматривается не как самоцель, а как одно из средств формирования социальной компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Методическая разработка - сборник игр и упражнений для подготовке к школе. Применяется на различных занятиях в течении года....

Советы родителям по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Несколько советов родителям о том, как сделать процесс обучения увлекательным и интересным, вызвать у ребёнка желание учиться в школе....

Конструирование как средство подготовки детей подготовительной группы к обучению в школе.

Презентация по теме: "Конструирование как средств подготовки детей подготовительной группы к обучению в школе."...

Программа психолого-педагогических занятий по подготовке детей подготовительной группы к обучению в школе «Приключения будущих первоклассников» (для детей 6 – 7 лет)

Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад «Солнышко», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошколь...

Проект Амплификация предшкольной подготовки детей с ТНР «По ступенькам к школе»

Поступление в школу - серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходит...