Значение сенсорного развития в период раннего детства
статья по коррекционной педагогике

Устьянцева Евгения Андреевна

Общеизвестно, что раннее детство - это особый период становления всех органов и систем ребенка; это возраст, когда происходит «закладка» основ здоровья и характера человека. Именно поэтому крайне важно создать маленькому ребенку максимально благоприятные условия для роста, воспитания и развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22-23.-sensor.vosp_.ustyantseva_e.a.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А. Устьянцева

учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад №26 компенсирующего вида Пушкинского района СПб

Тема: «Значение сенсорного развития в период раннего детства»

Общеизвестно, что раннее детство - это особый период становления всех органов и систем ребенка; это возраст, когда происходит «закладка» основ здоровья и характера человека. Именно поэтому крайне важно создать маленькому ребенку максимально благоприятные условия для роста, воспитания и развития.

Период раннего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

В настоящее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, общении, трудностями адаптации. Одним из основных факторов, влияющих на возникновение этих отклонений, являются, как правило, нарушения процессов внутриутробного и раннего постнатального развития, в связи с этим  важное значение приобретает сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Значение сенсорного развития в детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления опыта об окружающем мире. Сенсорное развитие позволяет повысить продуктивность протекания психических процессов, улучшает у ребенка внимание, память, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику.

Основой умственного развития и воспитания ребенка является сенсорное воспитание, которое направлено, прежде всего, на развитие ощущений и восприятий. Ребенок познает окружающий мир через ощущения и восприятия. Уровень ощущений и восприятий определяет и успешность познавательной деятельности.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе, и для многих видов труда. Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Согласно исследованиям ощущение и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка -  значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями. С помощью перцептивных действий ребенок воспринимает в  предмете новые качества и свойства: поглаживает, чтобы узнать, какова поверхность (гладкая, шершавая); сжимает, чтобы определить твердость (мягкость, эластичность) и т.д. Социальная ситуация развития в период раннего детства, по мнению Л.С. Выготского, состоит в том, что вся жизнь и поведение ребенка опосредуется взрослым либо реализуется в сотрудничестве с ним.

Восприятие формируется в связи с развитием и усложнением деятельности анализаторов. Ребенок ежедневно сталкивается с разными людьми и окружающими предметами, в результате чего он постоянно испытывает зрительные, слуховые, кожные и другие раздражения. Постепенно раздражения, вызываемые определенным предметом, выделяются из всех воздействий окружающих предметов и явлений, связываются между собой, и это приводит к возникновению восприятия особенностей данного предмета. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны.

На протяжении первых трех лет жизни у ребенка быстро совершенствуется зрительная оценка небольших расстояний, а также правильные определения с помощью зрения местоположения предметов. Восприятие и образование представлений о свойствах предметов в раннем возрасте тесно связаны с развитием речи ребенка, в результате речевого общения с окружающими людьми все большую роль в восприятии ребенка начинает играть слово.

Взрослый помогает ребенку в развитии речи, называя те или иные предметы, он привлекает к ним внимание малыша, заставляет наблюдать характерные их особенности, последовательно переходить от одной детали к другой. Также называние взрослым, а затем и самим ребенком воспринимаемых предметов и явлений привлекает прошлый опыт, связанный с данным словом, и это придает восприятию осмысленный, сознательный характер.

Каждый возрастной этап для сенсорного воспитания ставит свои задачи.

Основная задача  первого года жизни состоит  в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к задержкам общего развития.

На втором – третьем году жизни задача сенсорного воспитания существенно усложняется. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств – семью цветами спектра, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение составляет ознакомление с величиной предметов. Она воспринимается только в сравнение с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, которой в этом случае является маленьким. И это соотношение может быть зафиксировано только в словесной форме.

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несоответствие. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную.

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (вкладывание мозаики, складывание простейших предметов строительного  материла). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимание на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения  им сенсорной культуры.

Необходимо отметить, что без руководства взрослого сенсорный опыт ребёнка не становится фундаментом для его развития.

Литература:

1. Гаврина. С.Е «Школа для дошколят. Тренируем мышление», Росмен,2003г

2.Бурдина. С.В «Цвет, форма, величина»  и «Тетрадь с заданиями. Знакомимся с геометрией», Дом печати-  Вятка, 2004г.

3. Богуславская. З.М «Развивающие игры для детей мл. школьного возраста», Москва «Просвещение», 1991г.

4.Петрова И.В. «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста», ТЦ «Москва», 2012г.

5.Высокова Т.П. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста», Волгоград,  «Учитель»,2010г.

6.Нищева Н.В. «Сенсомоторное развитие детей  дошкольного возраста», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2011г.

7.Игры – занятия с малышами./ А.Н.Фролова, - К., Рад. школа, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль отца в развитии ребенка период раннего детства.

     Во все времена, во всех культурах роль папы в охране здоровья и развитии ребенка в воспитании малыша раннего возраста оценивалась в лучшем случае как второстепенная. Мужчина...

Значение сенсорного развития для детей раннего возраста

Для детей раннего возраста сенсорное развитие имеет большое значение, т. к. оно является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти и внимания....

Консультация для родителей "Значение сенсорного развития для детей раннего возраста (с 1 года до 2 лет)"

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями....

консультация на тему "Значение сенсорного развития для детей раннего возраста"

консультация на тему "Значение сенсорного развития для детей раннего возраста"...

Консультация для родителей "Значение сенсорного развития для детей раннего возраста 1,5 до 2 лет"

Сенсорное развитие является важным условием для развития детей раннего возраста. Оно играет основную роль в течении первых лет жизни каждого ребенка.Сенсорное развитие-это процесс формирования восприя...