Проект «Яблочный спас» для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Данный проект - это приобщение детей к старинным праздникам, к традициям родной земли, умению наших предков жить в гармонии с окружающим миром. Это организация работы по ознакомлению детей с ценностью и пользой яблок и яблочных продуктов, пониманию значимости яблок в питании растущего детского организма.
Если человек хорошо знает с детства народное творчество, он сможет возродить те же традиции, а в наше время почти все традиции, связанные с праздником «Яблочный Спас», забылись. Поэтому, необходимо приобщать детей к старинным праздникам знакомить их с традициями родной земли, красотой природы, умением наших предков жить в гармонии с окружающим миром.
Кроме того, воздействие народных праздников на ребенка является эффективным средством обогащения его духовной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yablochnyy_spas.docx | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Ново – Девяткинский детский сад комбинированного вида № 1»
Проект «Яблочный спас»
для детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития
Подготовили и провели
Учителя – логопеды:
Полозкова Т.И.
2021-2022 учебный год
Актуальность:
метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Данный проект - это приобщение детей к старинным праздникам, к традициям родной земли, умению наших предков жить в гармонии с окружающим миром. Это организация работы по ознакомлению детей с ценностью и пользой яблок и яблочных продуктов, пониманию значимости яблок в питании растущего детского организма.
Если человек хорошо знает с детства народное творчество, он сможет возродить те же традиции, а в наше время почти все традиции, связанные с праздником «Яблочный Спас», забылись. Поэтому, необходимо приобщать детей к старинным праздникам знакомить их с традициями родной земли, красотой природы, умением наших предков жить в гармонии с окружающим миром.
Кроме того, воздействие народных праздников на ребенка является эффективным средством обогащения его духовной культуры.
Цель:
- изучение и возрождение народных традиций, знакомство с фольклорными традициями, обрядовыми действиями, народными играми;
- обогащение знаний детей о яблоках, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.
Задачи:
- познакомить детей с обрядами и обычаями русского народа во время проведения праздника «Яблочный Спас»;
- учить детей чтить народные традиции, бережно относиться к историческому прошлому русского народа;
- расширять кругозор детей о яблоках, яблочных продуктах и их пользе для здоровья;
- развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое;
- развивать желание делиться информацией, участвовать в экспериментальной деятельности;
- формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.
- воспитывать бережное отношение к природе как источнику осенних даров.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Тип проекта:
познавательно-исследовательский, тематический, творческий, практико-ориентированный.
Длительность проекта: краткосрочный.
Сроки проведения проекта: 15 августа 2022 г. – 23 августа 2022 г.
Гипотеза:
данный проект поможет ребенку больше узнать о пользе яблок. Яблоки – ценный продукт для организма.
Обеспечение:
Материально-техническое:
Бумага формата А4, гуашь, кисти, цветная бумага, клей, цветные карандаши, ножницы, русский народный костюм для ведущего, атрибутика для игр и для оформления помещения, яблоки.
Учебно-методическое:
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008
Предполагаемые результаты:
в результате работы над осуществлением проекта воспитанники должны овладеть следующими ключевыми компетенциями:
1. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают обряды и обычаи русского народа).
2. Развивается познавательный интерес к исследовательской деятельности,
3. Воспитывается бережное отношение к природе.
Этапы проведения:
I Подготовительный:
обозначение актуальности и темы будущего проекта, постановка цели и задач, работа с методическим материалом по данной теме, подготовка материалов для реализации проекта, оформление помещения группы, холла символикой Яблочного Спаса, организация родительско-детской деятельности – создания экспонатов для выставки.
II Основной:
- беседы с использованием ИКТ на тему «Яблочный Спас»;
- создание коллективной работы, рисунков и аппликаций «Яблочный Спас», оформление выставки «Яблочный Спас»;
- организация выставки детско-родительских работ «Яблочный Спас»;
- проведение досуга «Яблочный Спас».
III Заключительный:
публикация статьи из опыта работы по проведению проекта на сайте ДОУ
Основные формы реализации проекта:
беседы с использованием наглядно-дидактических пособий и ИКТ, занятия по художественно-эстетическому развитию по теме проекта (рисование, аппликация), оформление выставки детско-родительских работ, проведение праздника.
Деятельность по осуществлению проекта:
1. Информативная деятельность:
- Беседа «Три спаса» (презентация).
- Беседы «Образ яблока в сказках» (презентация).
- Беседа «Наливные яблочки» (презентация).
- Занятие «Секрет яблока».
2. Художественная литература:
произведение Н. Абрамцевой «Сказка о весёлой пчёлке»,
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»,
Владимир Сутеев – «Мешок яблок»,
стихи, загадки, пословицы.
3. Игры:
«Карусели», «Передай яблоко по кругу», «Собери урожай яблок (по цвету). «Перенеси яблоко».
Игры –забавы:
- кто больше соберет яблок в корзину,
- пронесли яблоко в ложке к этому лукошку.
4. Творческая деятельность
«Пчелок дружный хоровод» (поделки из бумаги)
«Яблоня» (аппликация)
«Что за яблоко чудесное! Оно соку сладкого полно…» (лепка)
Исследовательская работа:
1) рассматривание: яблоко снаружи покрыто кожицей, а основу яблока составляет мякоть белого цвета, бывает зеленоватой, желтоватой. Кожица защищает яблоко от порчи и увядания. По форме сорта яблок различают: округлые, яйцевидные, цилиндрические, плоские, полукруглые.
2) проба на вкус: яблоки делятся на сладкие, кислые и кисло- сладкие.
Дидактическая игра «Различи по вкусу»
Экспериментирование:
как можно использовать в своем питании яблоки (презентация) предложить родителям провести дома (консультация):
А) Запекание
Печеные яблоки - это не только любимое, но и самое полезное блюдо из яблок для детей. Во время запекания в яблоках сохраняются необходимые витамины и элементы, а вкусный и сладкий десерт придется по душе ребенку. Приготовить печеные яблоки в духовке очень просто, а самое главное, что это будет максимально полезно. Вымытые яблоки положили на противень и в духовку минут на 15.
Б) Сушка яблок
Для сушки подходят отсортированные, твердые с плотной белой мякотью кислые, кисло-сладкие, летние и осенние сорта, Яблоки помыли, просушили, затем нарезали дольками, потом опустили в подсоленную воду на несколько минут (во избежании потемнения). Яблочки сушим в духовке, можно и на солнце, в электросушилке. Хранить надо в х/б мешочках, картонной коробке.
В) Приготовления компота.
Помыли яблоки, нарезали дольками и запускаем в кипящую, подслащенную воду. Компот кипит 10 минут, выключаем и настаиваем еще 10 минут. Компот готов.
Г) Яблочное пюре
Берем наливное яблочко, моем, разрезаем попалам и чайной ложечкой скаблим по мякоти и в рот –вкусняшка.
Досуг «Яблочный спас»:
Ведущая: Здравствуйте, детки!
Будьте здоровы и счастливы. А наша встреча пусть будет веселой и радостной, потому что она посвящена русскому народному празднику с красивым названием «Яблочный спас». Близится время урожайных сборов. Первым поводом к радости о щедрости земли стал сегодняшний день. Пришел Спас – яблочко припас.
В это яблочное лето
Закрома полным — полны,
Солнцем радостным согреты,
Красны яблоки, крупны.
На ладошке у ребенка
Солнце яркое лежит.
Улыбаются глазенки,
Сок по пальчикам бежит.
Все хрустят сегодня сладко,
Унеслась далеко грусть.
Возит яблоки лошадка,
Пахнет яблоками Русь.
Ведущая: 19 августа, праздник Яблочного Спаса. В день Преображения Господня, называемый вторым Спасом, освящали в церкви яблоки. Яблочный Спас считали на Руси главным праздником лета. Днем пили яблочный квас и компот, ели пироги с яблочной начинкой, катали с горки яблоки: чье дальше. Вечером выходили на полянки, пели и водили хороводы.
Ведущая: А сейчас мы поиграем, яблоки нам помогут выявить самых ловких, веселых, смекалистых.
Звучит музыка
1.Игра: «Перенеси яблоки из одной корзины в другую». Участвуют 2 команды. Переносят в ложке муляжи яблок
2. Игра «Похвали яблоню!» Участвуют 2 человека: кто больше хвалебных слов скажет о своем яблоке (для детей подготовительной к школе группы)
3. Игра «Чье яблоко дальше укатится!». Использовать 2 накладные доски.
4. Игра «Передай яблоко по кругу»: 2 команды, Дети под музыку передают яблоко друг другу без помощи рук – зажав подбородком у груди/руками, у кого по окончании музыки яблоко остаётся в руках тот исполняет танец/кланяется.
Ведущая: У дороги яблонька стоит
На яблоньке яблочко висит
Вот я яблоньку потряс
Раз и яблочко у нас.
5. Игра «Откуси, яблоко не трогая руками». Яблоки привешены на нитке (по 1 яблоку на ребенка), дети кусают, яблоко не трогая руками.
Ведущая: ребята думаю, мы славно повеселились, а теперь хочу загадать вам загадки
1. Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь - гладко,
Откусишь - сладко.
2. Кислое и сладкое
С кожицею гладкою.
Сочное, душистое
С мякотью лучистою.
Людям всем полезно.
Лечит от болезней!
Даже птичкам зябликам
Вкусно. Это ж... ( яблоко ).
3. Душистые, румяные,
Есть сладкие, есть пряные,
Есть кислые, есть терпкие,
Есть мягкие, есть крепкие.
Есть свежие, сушеные...(яблоки).
4. Белым цветёт,
Зелёным висит,
Красным падает.
5. Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
6. По синей Тарелке
Золотое Яблоко катится.
(Солнце и Небо.)
7. Что из яблок можно сделать?
- варенье;
- пироги;
- компот;
- засушить;
- печеные яблоки;
- повидло;
- шалотка (кекс);
- салат из яблок с морковкой ( и в другие салаты)
8. Начинается на «Я», и кончается на «Я»,
И на каждой ветке детки, детки тоже с буквы «Я». (для старшего звена)
Дети отвечают.
Ведущая: Правильно! Это яблоня, а детки — яблоки.
Ведущая: Ребята, давайте угадаем, что у меня в корзине — круглое да гладкое. Да тут, не одно яблоко, а целая корзина — на всех хватит.
Ведущая: Угощайтесь, ребята!
Ведущая угощает ребят яблоками
Ведущая: Раньше, проглатывая на Яблочный Спас первый кусочек яблока, загадывали «спасовое» желание. Оно обязательно должно было исполниться. Давайте и мы попробуем яблочки и загадаем желание.
Дети откусывают яблоки и загадывают желание.
Ведущая: Много хороших слов было сказано о яблоке, оно и понятно, так как его любят все и взрослые, и дети, а почему, да потому, что оно не только вкусное, но и очень полезное. Яблоки считаются лучшим естественным лекарством — богато витаминами. А теперь наш праздник подошел к концу, благодарим всех за веселье и хорошее
настроение, которым мы поделились друг с другом!
Мероприятия, проводимые с родителями:
Консультация для родителей «Народная мудрость в фольклорных праздниках. Три Спаса».
Консультация «Готовим блюда из яблок».
Создание тематической выставки детско-родительский работ.
Заключение
Воздействие народных праздников на детей является эффективным средством обогащения его духовной культуры.
В результате работы над проектом дети расширили свои знания о старинных праздниках, познакомились с традициями родной земли, красотой природы, умением наших предков жить в гармонии с окружающим миром.
Расширились знания детей и о яблоках: яблоки не просто вкусный и сладко-кислый продукт, но и ценный для детского питания. В ходе исследовательской деятельности дети собирали и использовали художественную литературу, наблюдали, экспериментировали, задавали вопросы, делали умозаключения и выводы.
Исследовательский метод, который использовался в проекте, развивал у детей творческие способности, мышление и речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурное занятие для детей старшей группы с задержкой психического развития " За героями времен"
Физкультурное занятие посвященное 23 февраля. Направленное на воспитание патриотических чувств к Родине, с злементами самомассажа и пальчиковой гимнастики....
Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей старшей группы с задержкой психического развития по лексической теме: «Продукты питания»
Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей старшей группы с задержкой психического развития по лексической теме: «Продукты питания»Представляемый материал поможет пров...
Конспект развлечения "Яблочный спас" для детей старшего дошкольного возраста
Знакомство детей с народным христианским праздником "Яблочный спас"....
сценарий праздника "Яблочный спас " для детей старшего дошкольного возраста
сценария праздника"яблочный спас" для детей старшего дошкольного возраста...
Игры для развития мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития
Игры для развития мышления у дошкольников с задержкой психологического развития...
Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития
Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития...
СЦЕНАРИЙ Праздника «Яблочный Спас» для детей старшего дошкольного возраста
СЦЕНАРИЙ Праздника «Яблочный Спас» для детей старшего дошкольного возраста ...