Проект «Яблочный спас» для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Данный проект - это приобщение детей к старинным праздникам, к традициям родной земли, умению наших предков жить в гармонии с окружающим миром. Это организация работы по ознакомлению детей с ценностью и пользой яблок и яблочных продуктов, пониманию значимости яблок в питании растущего детского организма.

Если человек хорошо знает с детства народное творчество, он сможет возродить те же традиции, а в наше время почти все традиции, связанные с праздником «Яблочный Спас», забылись. Поэтому, необходимо приобщать детей к старинным праздникам знакомить их с традициями родной земли, красотой природы, умением наших предков жить в гармонии с окружающим миром.

Кроме того, воздействие народных праздников на ребенка является эффективным средством обогащения его духовной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yablochnyy_spas.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 «Ново – Девяткинский детский сад комбинированного вида № 1»

Проект «Яблочный спас»

для детей старшего дошкольного возраста

с задержкой психического развития

Подготовили и провели

Учителя – логопеды:

Полозкова Т.И.

2021-2022 учебный год

Актуальность: 

метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Данный проект - это приобщение детей к старинным праздникам, к традициям родной земли, умению наших предков жить в гармонии с окружающим миром. Это организация работы по ознакомлению детей с ценностью и пользой яблок и яблочных продуктов, пониманию значимости яблок в питании растущего детского организма.

Если человек хорошо знает с детства народное творчество, он сможет возродить те же традиции, а в наше время почти все традиции, связанные с праздником «Яблочный Спас», забылись. Поэтому, необходимо приобщать детей к старинным праздникам знакомить их с традициями родной земли, красотой природы, умением наших предков жить в гармонии с окружающим миром.

Кроме того, воздействие народных праздников на ребенка является эффективным средством обогащения его духовной культуры.

Цель:

- изучение и возрождение народных традиций, знакомство с фольклорными традициями, обрядовыми действиями, народными играми;

- обогащение знаний детей о яблоках, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.

Задачи:

-  познакомить детей с обрядами и обычаями русского народа во время проведения праздника «Яблочный Спас»;

- учить детей чтить народные традиции, бережно относиться к историческому прошлому русского народа;

- расширять кругозор детей о яблоках, яблочных продуктах и их пользе для здоровья;

- развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое;

- развивать желание делиться информацией, участвовать в экспериментальной деятельности;

- формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.

- воспитывать бережное отношение к природе как источнику осенних даров.

Интеграция образовательных областей: 

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Тип проекта:

познавательно-исследовательский, тематический, творческий, практико-ориентированный.

Длительность проекта: краткосрочный.

Сроки проведения проекта: 15 августа 2022 г. – 23 августа 2022 г.

Гипотеза:

данный проект поможет ребенку больше узнать о пользе яблок. Яблоки – ценный продукт для организма.

Обеспечение:

Материально-техническое:

Бумага формата А4, гуашь, кисти, цветная бумага, клей, цветные карандаши, ножницы, русский народный костюм для ведущего, атрибутика для игр и для оформления помещения, яблоки.

Учебно-методическое:

- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008

Предполагаемые результаты:

в результате работы над осуществлением проекта воспитанники должны овладеть следующими ключевыми компетенциями:

1. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают обряды и обычаи русского народа).

2. Развивается познавательный интерес к исследовательской деятельности,

3. Воспитывается бережное отношение к природе.

Этапы проведения:

I Подготовительный:

обозначение актуальности и темы будущего проекта, постановка цели и задач, работа с методическим материалом по данной теме, подготовка материалов для реализации проекта, оформление помещения группы, холла символикой Яблочного Спаса, организация родительско-детской деятельности – создания экспонатов для выставки.

II Основной:

- беседы с использованием ИКТ на тему «Яблочный Спас»;

- создание коллективной работы, рисунков и аппликаций «Яблочный Спас», оформление выставки «Яблочный Спас»;

- организация выставки детско-родительских работ «Яблочный Спас»;

- проведение досуга «Яблочный Спас».

III Заключительный:

публикация статьи из опыта работы по проведению проекта на сайте ДОУ

Основные формы реализации проекта: 

беседы с использованием наглядно-дидактических пособий и ИКТ, занятия по художественно-эстетическому развитию по теме проекта (рисование, аппликация), оформление выставки детско-родительских работ, проведение праздника.

Деятельность по осуществлению проекта:

1. Информативная деятельность:

- Беседа «Три спаса» (презентация).

- Беседы «Образ яблока в сказках» (презентация).

- Беседа «Наливные яблочки» (презентация).

- Занятие «Секрет яблока».

2. Художественная литература:

произведение Н. Абрамцевой «Сказка о весёлой пчёлке»,

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»,

Владимир Сутеев – «Мешок яблок»,

стихи, загадки, пословицы.

3. Игры:

 «Карусели», «Передай яблоко по кругу», «Собери урожай яблок (по цвету). «Перенеси яблоко».

Игры –забавы:

- кто больше соберет яблок в корзину,

- пронесли яблоко в ложке к этому лукошку.

4. Творческая деятельность

 «Пчелок дружный хоровод» (поделки из бумаги)

 «Яблоня» (аппликация)

«Что за яблоко чудесное! Оно соку сладкого полно…» (лепка)

Исследовательская работа:

1) рассматривание: яблоко снаружи покрыто кожицей, а основу яблока составляет мякоть белого цвета, бывает зеленоватой, желтоватой. Кожица защищает яблоко от порчи и увядания. По форме сорта яблок различают: округлые, яйцевидные, цилиндрические, плоские, полукруглые.

2) проба на вкус: яблоки делятся на сладкие, кислые и кисло- сладкие.

Дидактическая игра «Различи по вкусу»

Экспериментирование:

как можно использовать в своем питании яблоки (презентация) предложить родителям провести дома (консультация):

А) Запекание

Печеные яблоки - это не только любимое, но и самое полезное блюдо из яблок для детей. Во время запекания в яблоках сохраняются необходимые витамины и элементы, а вкусный и сладкий десерт придется по душе ребенку. Приготовить печеные яблоки в духовке очень просто, а самое главное, что это будет максимально полезно. Вымытые яблоки положили на противень и в духовку минут на 15.

Б) Сушка яблок

Для сушки подходят отсортированные, твердые с плотной белой мякотью кислые, кисло-сладкие, летние и осенние сорта, Яблоки помыли, просушили, затем нарезали дольками, потом опустили в подсоленную воду на несколько минут (во избежании потемнения). Яблочки сушим в духовке, можно и на солнце, в электросушилке. Хранить надо в х/б мешочках, картонной коробке.

В) Приготовления компота.

Помыли яблоки, нарезали дольками и запускаем в кипящую, подслащенную воду. Компот кипит 10 минут, выключаем и настаиваем еще 10 минут. Компот готов.

Г) Яблочное пюре

Берем наливное яблочко, моем, разрезаем попалам и чайной ложечкой скаблим по мякоти и в рот –вкусняшка.

Досуг «Яблочный спас»:

Ведущая: Здравствуйте, детки!

Будьте здоровы и счастливы. А наша встреча пусть будет веселой и радостной, потому что она посвящена русскому народному празднику с красивым названием «Яблочный спас». Близится время урожайных сборов. Первым поводом к радости о щедрости земли стал сегодняшний день. Пришел Спас – яблочко припас.

В это яблочное лето

Закрома полным — полны,

Солнцем радостным согреты,

Красны яблоки, крупны.

На ладошке у ребенка

Солнце яркое лежит.

Улыбаются глазенки,

Сок по пальчикам бежит.

Все хрустят сегодня сладко,

Унеслась далеко грусть.

Возит яблоки лошадка,

Пахнет яблоками Русь.

Ведущая:  19 августа, праздник Яблочного Спаса. В день Преображения Господня, называемый вторым Спасом, освящали в церкви яблоки. Яблочный Спас считали на Руси главным праздником лета. Днем пили яблочный квас и компот, ели пироги с яблочной начинкой, катали с горки яблоки: чье дальше. Вечером выходили на полянки, пели и водили хороводы.

Ведущая: А сейчас мы поиграем, яблоки нам помогут выявить самых ловких, веселых, смекалистых.

Звучит музыка

1.Игра: «Перенеси яблоки из одной корзины в другую». Участвуют 2 команды. Переносят в ложке муляжи яблок

2. Игра «Похвали яблоню!» Участвуют 2 человека: кто больше хвалебных слов скажет о своем яблоке (для детей подготовительной к школе группы)

3. Игра «Чье яблоко дальше укатится!». Использовать 2 накладные доски.

4. Игра «Передай яблоко по кругу»: 2 команды, Дети под музыку передают яблоко друг другу без помощи рук – зажав подбородком у груди/руками, у кого по окончании музыки яблоко остаётся в руках тот исполняет танец/кланяется.

Ведущая: У дороги яблонька стоит

На яблоньке яблочко висит

Вот я яблоньку потряс

Раз и яблочко у нас.

5. Игра «Откуси, яблоко не трогая руками». Яблоки привешены на нитке (по 1 яблоку на ребенка), дети кусают, яблоко не трогая руками.

Ведущая: ребята думаю, мы славно повеселились, а теперь хочу загадать вам загадки

1. Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь - гладко,

Откусишь - сладко.

2. Кислое и сладкое

С кожицею гладкою.

Сочное, душистое

С мякотью лучистою.

Людям всем полезно.

Лечит от болезней!

Даже птичкам зябликам

Вкусно. Это ж... ( яблоко ).

3. Душистые, румяные,

Есть сладкие, есть пряные,

Есть кислые, есть терпкие,

Есть мягкие, есть крепкие.

Есть свежие, сушеные...(яблоки).

4. Белым цветёт,

Зелёным висит,

Красным падает.

5. Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.

6. По синей Тарелке

Золотое Яблоко катится.

(Солнце и Небо.)

7. Что из яблок можно сделать?

- варенье;

- пироги;

- компот;

- засушить;

- печеные яблоки;

- повидло;

- шалотка (кекс);

- салат из яблок с морковкой ( и в другие салаты)

8. Начинается на «Я», и кончается на «Я»,

И на каждой ветке детки, детки тоже с буквы «Я». (для старшего звена)

Дети отвечают.

Ведущая: Правильно! Это яблоня, а детки — яблоки.

Ведущая: Ребята, давайте угадаем, что у меня в корзине — круглое да гладкое. Да тут, не одно яблоко, а целая корзина — на всех хватит.

Ведущая: Угощайтесь,  ребята!

Ведущая угощает ребят яблоками

Ведущая: Раньше, проглатывая на Яблочный Спас первый кусочек яблока, загадывали «спасовое» желание. Оно обязательно должно было исполниться. Давайте и мы попробуем яблочки и загадаем желание.

Дети откусывают яблоки и загадывают желание.

Ведущая: Много хороших слов было сказано о яблоке, оно и понятно, так как его любят все и взрослые, и дети, а почему, да потому, что оно не только вкусное, но и очень полезное. Яблоки считаются лучшим естественным лекарством — богато витаминами. А теперь наш праздник подошел к концу, благодарим всех за веселье и хорошее

настроение, которым мы поделились друг с другом!

Мероприятия, проводимые с родителями:

Консультация для родителей «Народная мудрость в фольклорных праздниках. Три Спаса».

Консультация «Готовим блюда из яблок».

Создание тематической выставки детско-родительский работ.

Заключение

Воздействие народных праздников на детей является эффективным средством обогащения его духовной культуры.

В результате работы над проектом дети расширили свои знания о старинных праздниках, познакомились с традициями родной земли, красотой природы, умением наших предков жить в гармонии с окружающим миром.

Расширились знания детей и о яблоках: яблоки не просто вкусный и сладко-кислый продукт, но и ценный для детского питания. В ходе исследовательской деятельности дети собирали и использовали художественную литературу, наблюдали, экспериментировали, задавали вопросы, делали умозаключения и выводы.

Исследовательский метод, который использовался в проекте, развивал у детей творческие способности, мышление и речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурное занятие для детей старшей группы с задержкой психического развития " За героями времен"

Физкультурное занятие посвященное 23 февраля. Направленное на воспитание патриотических чувств к Родине, с злементами самомассажа и пальчиковой гимнастики....

Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей старшей группы с задержкой психического развития по лексической теме: «Продукты питания»

Конспект занятия по  коррекционной ритмике  для детей  старшей группы с задержкой психического развития  по лексической теме: «Продукты питания»Представляемый материал поможет пров...

Конспект развлечения "Яблочный спас" для детей старшего дошкольного возраста

Знакомство детей с народным христианским праздником "Яблочный спас"....

сценарий праздника "Яблочный спас " для детей старшего дошкольного возраста

сценария праздника"яблочный спас" для детей старшего дошкольного возраста...

Игры для развития мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития

Игры для развития мышления у дошкольников с задержкой психологического развития...

Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития

Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития...

СЦЕНАРИЙ Праздника «Яблочный Спас» для детей старшего дошкольного возраста

СЦЕНАРИЙ  Праздника «Яблочный Спас» для детей старшего дошкольного возраста                  ...