Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога на тему «Путешествие в волшебную Страну звуков» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительный возраст)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Антоненкова Наталья Валерьевна

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР имеет огромное значение. Данное занятие направлено на создание условий для разностороннего развития детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_logopeda_i_psihologa.docx42.95 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 г. Ярцева Смоленской области

Интегрированное занятие

учителя-логопеда и педагога-психолога

на тему «Путешествие в волшебную Страну звуков»

в группе компенсирующей направленности

для детей с ТНР (подготовительный возраст)

 

                                                              Подготовили: Антоненкова Н.В., учитель-логопед,

                                                                                                        Киселева Ю.А., педагог-психолог

г. Ярцево, 2022 г.

Цель: создать условия для разностороннего развития детей с ТНР.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить понятия «звук», «буква», «гласный», «согласный», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук»;

- формировать умение опознавать и различать фонемы по твердости – мягкости, по звонкости – глухости;

- формирование умения различать эмоциональное состояние по его внешнему проявлению.

Коррекционно-развивающие:

- формировать артикуляторные умения и навыки;

- развивать слуховое внимание и творческое воображение в процессе восприятия музыки; память, мышление.

- развивать мелкую моторику;

- снижение психоэмоционального напряжения.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать умение уважительно относиться к мнению других.
Оборудование: сундучок, предметы: зеркало, варежки  6 штук (красный - 2, синий -2, зелёный -2), кубик, ватка, колокольчик, буква), колокольчики по количеству детей, мяч, мешочек с горохом и буквами, аудиозапись песни «Гномы, гномы», схемы артикуляции губ гласных звуков, карточки «Весёлые певцы», подносы со шнурками, палочками, камушками по количеству детей, презентация Power Point «Путешествие в волшебную Страну звуков», кружочки.

Предварительная работа: повторить с детьми схемы, обозначающие гласные, согласные, твердые, согласные мягкие, глухие и звонкие звуки. Подготовить оформление зала (деревья, листья).

Ход занятия:

1. Упражнение «Наши помощники» (педагог-психолог)
Дети заходят в музыкальный зал, встают в круг.

Педагог-психолог: Давайте поздороваемся, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа слева. Мы потремся ладошками с (имя): доброе утро, (имя)!  

- Замечательно! Присаживайтесь на кружочки!

2. Сообщение темы занятия:

СЛАЙД 2 (звук плача)

Учитель-логопед: Ой, ребята, вы слышите… Что это? (кто-то плачет)

- Действительно, кто-то плачет. Чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку:

Он носит вместо шапки

Весёлый колпачок.

И ростом он всего лишь

С ребячий башмачок.

С фонариком и с песней

Идёт в лесу ночном.

Не ошибёшься, если

Ты скажешь: это...(гном)

СЛАЙД 2 (грустный Гном)

Учитель-логопед: Посмотрите на гномика. Какое у него настроение? (грусть)

- А почему наш Гномик грустный, как вы думаете? (ответы детей)

- Предлагаю узнать, что же у него случилось?

СЛАЙД 3 (аудиозапись голоса Гнома)

«Дорогие ребята, мои друзья-гномики очень скоро пойдут в Волшебную школу, а меня не берут. В нашем Волшебном садике я только любил играть, но не заниматься. Я не научился тому, что должен знать и уметь каждый Гномик при поступлении в Волшебную школу. Что делать, я не знаю»

- Ребята, кто хочет помочь нашему гостю пойти в Волшебную школу для Гномов? (ответы детей) 

- Как мы можем тебе помочь?

СЛАЙД 4 (аудиозапись голоса Гнома)

«Нужно найти в Волшебной стране звуков мой сундучок.  В нём находятся предметы, с помощью которых я получу знания и умения, необходимые мне в Волшебной школе».

Учитель-логопед: Вспомните, что мы для этого должны сделать?  (найти сундучок с предметами)

3. Релаксация (педагог-психолог) (ритуал вхождения в Волшебную страну звуков). Педагог-психолог: Для того, чтобы попасть в волшебную страну, нам надо найти себе удобное место на ковре и лечь на спину, закрыть глаза, два-три раза глубоко вдохнуть и выдохнуть и внимательно слушать мой голос. (Дети в свободной позе лежат на ковре, в это время учитель-логопед расставляет осенние деревья, листья, шишки).

СЛАЙД 5 (звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса» и картинка «Осенний лес»)

- Представьте себе осенний золотой лес. Кроны деревьев раскрашены всеми оттенками от зеленых до пурпурных. На земле, ковром стелясь, опадают красные, желтые, бурые, золотистые листья. Сквозь кроны деревьев видны облака, светит яркое осеннее солнце, его теплые лучики пробиваются через листву многовековых деревьев-великанов и ласково касаются ваших волос, вашего лица. Легкий ветерок превращаясь в порывистый ветер, поднимает вверх листья, и они кружатся в своем осеннем вальсе. Вы слышите шелест и шорох листвы, шептание ветра.  Вы слышите пение птиц. Они готовятся улететь в тёплые края. В лесу так спокойно, так хорошо…  Это осени цвета, а осенняя природа – это просто красота.  Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо…

Педагог-психолог: А теперь открываем глаза, потянулись, встаем потихоньку.  Посмотрите вокруг, вот мы и попали в сказочный лес волшебной Страны звуков.

СЛАЙД 6 (Гном на фоне осеннего леса)

Учитель-логопед (дети ходят вместе с логопедом, осматривают оформление зала)
– Оглянитесь вокруг деревья, ели, над головой  светит солнышко, а на тропинках под ногами шишки и листва. Мы оказались в настоящем лесу.

- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
Значит наш лес какой?
(Осенний)
Деревья какие?
(Осенние)
Солнышко какое?
(Осеннее)

- Ребята, Гномик вам напоминает, что наш лес находится в волшебной стране звуков. Здесь можно услышать много разных звуков.

4. Игры с сундучком Гномика-Звуковичка.

Учитель-логопед: Послушайте, кажется, какие-то звуки?  

СЛАЙД 7 («Гномики-Звуковички» (красный, зеленый) и аудиозапись звона колокольчиков)

- Да это же друзья нашего героя - Гномы-Звуковички, собирают свои сундучки в Волшебную школу.

-  Посмотрите на гномиков внимательнее, какое настроение у них? (ответы детей)

- Ребята, вы не забыли, зачем мы здесь? (ответы детей)

1. Коммуникативная игра «Тропинка» (педагог-психолог)

Педагог-психолог: Я предлагаю вам, отправится по тропинке в поисках сундучка нашего Гномика-Звуковичка. Для этого внимательно послушайте правила путешествия по тропинке, ведь она не простая, а волшебная.

Возьмитесь за руки и по команде «гуляем» - идете по кругу;

По команде «Тропинка» - кладёте  руки на плечи впереди стоящему и наклоняете головы вниз.

По команде «Копна» - поднимаете руки над головой.

По команде «Кочки!» - все приседают.

- Молодцы! Вот мы и пришли. Где же сундучок? (дети находят сундучок под деревом)

СЛАЙД 8 (картинка - Сундучок). 

Учитель-логопед: Ребята, сундучок мы нашли, давайте посмотрим, что в нём? Присаживайтесь на свои кружочки. (открываем сундучок)

- В сундучке самые любимые предметы Звуковичков. Но наш Гномик не знает, для чего эти предметы, что с ними нужно делать? Он просит научить его.
2. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Учитель-логопед достаёт из сундучка зеркало:

- Ребята, что это? (зеркало)

- Что с помощью зеркала можно делать? (гимнастику для язычка)

- Для чего нужно делать гимнастику? (ответы детей)

- Вы готовы научить Звуковичка делать гимнастику для язычка?

СЛАЙД 9 (аудиозапись песни «Гномы, гномы»)

Дети по показу учителя-логопеда выполняют артикуляционную гимнастику под музыку (движения рук и язычка)

Артикуляционные упражнения:

- «Окошко»

- «Качели»

- «Часики»

- «Вкусное варенье»

-  Чему мы сейчас научили Гномика-Звуковичка? (ответы детей)

3. Беседа «Гласный, согласный»

- Предлагаю посмотреть, что ещё есть в сундучке? (учитель-логопед достаёт варежки 3-х цветов)

- Что это? Каких цветов они? Почему в сундучке лежат варежки именно этих 3-х цветов?
- Что эти цвета могут обозначать?
(звуки)

- Какие звуки обозначает варежка красного цвета? (гласные)

- Какие звуки обозначает варежка синего цвета? (согласные, твёрдые)

- Какие звуки обозначает варежка зеленого цвета? (согласные, мягкие)

- Чем отличия гласные от согласных звуков?  (Когда произносим гласные звуки, воздух проходит через рот свободно без преград, а когда произносим согласные звуки, то воздух встречает преграду – зубы, губы, язык)

- Возьмите себе каждый по одной варежке любого цвета. Наденьте варежку на руку и поднимите её вверх.  (дети берут по 1 варежке из мешочка).

4. Игра «Ушки на макушке» (учитель-логопед)

Учитель-логопед: Чтобы в сказочной стране звуков не заблудиться, нужно уметь очень внимательно слушать! Давайте потренируем свои ушки и поиграем с Гномиком в игру «Ушки на макушке».

- Для этого я предлагаю вам объединиться в пары по цвету варежки.

- Гномик-Звуковичок будет называть вам звуки, слоги, слова, а вы должны внимательно слушать, определить, какой первый звук назвал Гномик и поднять варежку нужного цвета.

Аудиозапись голоса Гнома-Звуковичка:

Звуки: СЛАЙД 10, СЛАЙД 11, СЛАЙД 12, СЛАЙД 13, СЛАЙД 14 (пауза)

Слоги: СЛАЙД 15, СЛАЙД 16, СЛАЙД 17, СЛАЙД 18, СЛАЙД 19 (пауза)

Слова: СЛАЙД 20, СЛАЙД 21, СЛАЙД 22

- Ребята, чему мы научили нашего Гномика? (слышать звуки)

5. Игра «Весёлые певцы» (учитель-логопед)

Учитель-логопед: Давайте посмотрим, что ещё лежит в сундучке? (Психолог достает и показывает из сундучка схемы артикуляции губ гласных звуков  А, О, У, И) (гласные звуки)

- Что означают эти схемы? Назовите, какой гласный звук обозначает большой круг, овал, маленький круг?

- Что мы с вами знаем про гласные звуки?

- Ребята, предлагаю поиграть в игру «Весёлые певцы» и научить нашего Гномика петь гласные звуки. (По схемам артикуляции дети догадываются, какой гласный звук «поёт» певец (животное).
- Какие звуки пели «Весёлые певцы»?
(Гласные)

6. Этюд на различные эмоциональные проявления «Маски» (педагог-психолог)

Педагог- психолог: Ребята, вы не забыли, что мы находимся в волшебной стране в гостях у Гномиков! И у них, как и у нас, тоже бывает разное настроение. Я предлагаю взять по одной карточке и показать то эмоциональное настроение, которое изображает каждый Гномик. Другие дети должны отгадать эту эмоцию. (Эмоции: радость, грусть, удивление, злость, задумчивость (безразличие), страх)

- Молодцы!

7. Игра с колокольчиком «Звонкий – глухой» (учитель-логопед)

Учитель-логопед: В сундучке, ребята, есть еще что-то. (достает колокольчик)

- Кто догадался, что может обозначать колокольчик? (звонкий звук или глухой)

- Как определить звонкий звук или глухой? (Надо положить ладошку на горлышко. Если звук глухой, то горлышко молчит, а если звук звонкий, то горлышко поет)

- Предлагаю научить Гномика различать звонкие и мягкие согласные звуки и поиграть в игру «Звонкий-глухой».

Учитель-логопед раздает колокольчики:

-  Я произнесу звук, а вы если звук звонкий, позвените колокольчиком, а если звук глухой, то колокольчик молчит.

8. Игра в мяч «Твердый-мягкий» (учитель-логопед)

Учитель-логопед: Ребята, а сундучок у нас ещё не пустой. Открываем? (открывает сундучок и достает кубик и вату):

- Что могут обозначать эти предметы? (твёрдые и мягкие звуки)

- Предлагаю научить Гномика различать согласные звуки по твёрдости-мягкости?

- Я буду бросать мяч и произносить твердый звук (слог), а вы будете возвращать мне мяч, произнося мягкий звук (слог), затем наоборот.

- Молодцы, Гномик уже многому у нас научился.

9.  Игра «Угадай букву» (учитель-логопед)
Учитель-логопед
: Ребята, в сундучке что-то яркое ещё лежит! В нём ….. (открывает сундучок и показывает детям – буквы).

- А на письме как мы обозначаем звуки?
- Что мы можем делать с буквами?
(Буквы мы можем видеть, читать, писать)
- Ребята, а звуки мы можем видеть? Почему?
(Нет, не можем! Потому что звуки, мы только слышим и произносим. Они невидимы)
- Вспомним правило про звуки и буквы.  
(картинка: звуки мы слышим и произносим. А буквы видим, пишем и читаем)

- Предлагаю поиграть в игру «Угадай букву» и научить Гномика на ощупь угадывать букву.  (Дети из мешочка с горохом достают и на ощупь угадывают букву)

- Молодцы! Вам понравилось угадывать буквы?  

5. Релаксация «Тихое озеро» (педагог-психолог) (ритуал возвращения из волшебной страны)
СЛАЙД 23 (появляется веселый гномик)

- Наше путешествие по сказочной Стране звуков заканчивается.  Мы многому научили Гномика-Звуковичка.  Посмотрите, какое настроение теперь у нашего гостя? (ответы детей)

- Как вы думаете, сможет теперь Гномик пойти в Волшебную школу со своими друзьями?

СЛАЙД 24 (аудиозапись голоса Гномика)
«Дорогие мои ребята, спасибо Вам огромное, что научили меня различать, слышать  звуки. Теперь я готов пойти в Волшебную школу со своими друзьями. Я приготовил Вам подарок, который оставил в вашем детском саду. До новых встреч»

- Ребята, нам пора возвращаться в наш детский сад, а для этого располагайтесь удобно на кружочках, закройте глаза, расслабьтесь.

СЛАЙД 25 (аудиозапись спокойная музыка)

- Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Приятная истома охватывает вас, вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня.

Педагог-психолог: Встаньте, взявшись за руки, почувствуйте друг друга, поделитесь своим хорошим настроением с друзьями.

Дети вместе с психологом произносят все вместе, держась за руки, установку:

«Мы хотим быть умными, сильными, красивыми,

Мы хотим быть добрыми и трудолюбивыми.

Один, два три, четыре, пять, будем это исполнять.

Десять, девять, восемь, семь, мы умелые совсем».

6. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Рефлексия:
Учитель-логопед:
Что понравилось больше всего в нашем путешествии?

- Какое задание Вам показалось самым трудным?

- А ты как думаешь?

- Ребята, вы не забыли, что Гномик-Звуковичок оставил нам подарок.  Каждый из вас помнит, какую букву он нашёл в мешочке?  Посмотрите на тарелочках Гномик оставил для вас разный материал: это и камешки, шнурки, шишки, фигурки.  Выложите свою  букву из любого материала, которого захотите.

(Дети выполняют задание)
СЛАЙД 26 (Спасибо)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ».

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ»....

Конспект занятия "Волшебная страна" в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме "Насекомые"

В игровой форме дети закрепляют и пополняют знания по лексической теме "Насекомые"...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре Тема: «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»

Цель: совершенствование речи дошкольников посредством интеграции образовательных областей: физическое развитие и речевое развитие.Задачи:1. Образовательные:- Расширять и уточнять словарный запас,...

Конспект логопедического занятия на тему «Путешествие в волшебную Страну звуков» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительный возраст)

Занятие направлено на создание условий для разностороннего развития детей с ТНР. Может быть вводным в плане занятий  учителя-логопеда по формированию произносительной стороны речи и подготов...