Программа кружковой работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Речецветик»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Жилинская Анна Сергеевна

Речевая функция является одной из важнейших функций человека.

Фонематические нарушения у детей дошкольного возраста являются распространенными, имеют стойкий характер, оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи: лексико-грамматических, связных высказываний, звукопроизношения, что впоследствии приводит к общему недоразвитию речи (ОНР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цели и задачи  реализации программы

3

1.1.2.

Характеристика особенностей речевого развития детей

4

1.1.3.

Планируемые результаты

4

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Содержание образовательной коррекционно-логопедической  деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребёнка

5

2.2.

Примерное комплексно-тематическое планирование

6

2.3.

Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей

10

2.4.

Особенности взаимодействия учителя-логопеда  с  семьями воспитанников

10

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Список детей посещающих кружок                                                                             Табель посещения

11

3.2.

Методическое обеспечение программы

14

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Речевая функция является одной из важнейших функций человека.

Фонематические нарушения у детей дошкольного возраста являются распространенными, имеют стойкий характер, оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи: лексико-грамматических, связных высказываний, звукопроизношения, что впоследствии приводит к общему недоразвитию речи (ОНР).

Раннее выявление речевой патологии и своевременная её коррекция, а так же профилактика вторичных речевых и нервно – психических нарушений – важнейшие задачи перед логопедами, педагогами, врачами, и родителями детей.

Дети с речевыми дефектами не могут успешно усвоить школьную программу. Широкая распространённость и стойкость фонетико-фонематического нарушения речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия.

Увеличение роста числа детей с нарушением фонематической стороны речи говорит о том, что развитие фонематического восприятия представляет в настоящее время актуальную проблему.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.

Способность воспринимать и различать звуки речи формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Только при наличии фонематического слуха возможно понимание смысла отдельных слов. Именно поэтому фонематический слух называют смысловым.

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе, слоговой структуры слов. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.

  1. Цели и задачи реализации программы

Цель: Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством специальных игр и упражнений.

Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

- обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи;

- формирование фонематических противопоставлений:

а) выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух;

б) выработка у детей умения дифференцировать фонемы в собственной речи.

- формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза;

- развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Задачи курса:

  • развитие фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики;
  • формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
  • формирование умение различать на слух и в произношении смешиваемые звуки.

Настоящая программа составлена на основе содержания программ: "Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей" Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой; "Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН" Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной; "Подготовка к школе детей с недостатками речи" Г. А. Каше.

Для исследования детей, имеющих речевые нарушения, используется методика изучения уровня развития фонематического восприятия: "Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста" В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Диагностика проводиться два раза в год с целью обеспечения коррекционной направленности обучения детей.

  1. Характеристика особенностей речевого развития детей

Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую наполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи  указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия, артикуляторной моторики,  не сформированность физиологического и речевого дыхания. Данная категория детей нуждается в коррекционной логопедической работе.

Фонематическое восприятие.

1-я подгруппа. Дети уверенно справляются с выделением заданного звука в ряду других звуков, слышат и определяют место изучаемого звука в слове, овладевают навыком звукослогового анализа и синтеза прямого слога и односложных слов типа мак.

2-я подгруппа. У детей при выполнении специальных заданий возникают специфические трудности: они не удерживают слоговой ряд (вместо трех слогов называют два), фразу; с ошибками определяют место звука в слове; испытывают трудности в овладении звуковым анализом прямого слога и односложных слов (опускают гласный звук).

  1. Планируемые результаты

К концу старшей группы ребенок должен:

- определять предмет по характеру звучания;

- различать близкие звучания, шумы;

- узнавать голоса животного мира;

- определять силу звучания;

- различать по тембру максимально сокращенный звукокомплекс;

- различать реплики по высоте звучания;

- воспроизводить изменения эмоциональной окраски одного и того же звука;

- различать интонации;

- узнавать знакомые голоса;

- выполнять 4-6 действий по словесной инструкции;

- воспроизводить определенного количества звуков;

- называть сходные слова по звуковому составу или звучанию;

- называть слова, полученные в результате добавления одного-двух звуков;

- работать с рядами звуков, слогов и слов.

К концу подготовительной группы ребенок должен:

- различать слова на слух по звуковому составу;

- различать сходные фонемы в произношении;

- подбирать слова, сходные по звучанию (рифма);

- воспроизводить звуковой ряд со сменой ударного звука;

- воспроизводить слоговые сочетания:

  •  с одним согласным и разными гласными звуками;
  •  с общим гласным и разными согласными звуками;
  •  с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости, мягкости-твердости;

- воспроизводить слоговые пары:

  •  с наращиванием стечения согласных звуков;
  •  со сменой позиций звуков в их стечении;

- выделять в звуковом потоке гласный, согласный звуки;

- называть место звука в слове;

- называть звуки в различных звукосочетаниях;

- называть все звуки в слове по порядку;

- уметь дифференцировать оппозиционные звуки.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Содержание образовательной коррекционно-логопедической  деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребёнка

Планирование и содержательное наполнение  коррекционного обучения определяется рабочей программой, методическими материалами и индивидуальными проявлениями речевых нарушений детей.

Система коррекционной работы

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы кружка и проводится только в игровой форме.

Этапы работы:

1. узнавание неречевых звуков: по звучанию, по силе, высоте и тембру голоса;

2. развитие слухового внимания и слуховой памяти;  

3. выполнение сложных мыслительных операций (запоминание, воспроизведение);

4. различение слов, близких по звуковому составу;

5. дифференциация;

6. звуковой анализ и синтез.

  1. Примерное комплексно-тематическое планирование

Старшая группа

I. Игры на развитие слухового внимания.

Месяц

Название игры

Цель игры

Сентябрь

1. «Где раздается звук»

2.«Жмурки» (звучащие игрушки)

3. «Угадай по звуку»

4. «Сделай также»

5. «Короб – коробок, подай голосок»

6. «Что ты слышишь»

Закрепление – слуховые ориентации.

Закрепление – слуховые ориентации.

Определение предмета по характеру звука.

Различение близких звучаний, шумов.

Октябрь

7. «Пограничники»

8. «Кто как кричит» (грамзапись)

9. «Найди игрушку»

10. «Все или один»

11. «Тихо – громко»

Определение направления шороха.

Узнавание голосов животных.

Определение силы звучания.

Различение интонаций.

Определение громкости звучания.

Ноябрь

12. «Узнай по голосу»

13. «Подвигаемся» (стихотворная форма)

14. «Остановись»

15. «Будь внимателен»

Узнавание знакомого голоса.

Правильное выполнение действий по указанию.

Остановка выполнения действий по указанию.

Выполнение действий и ответ на вопрос.

II. Игры на развитие слуховой памяти.

Месяц

Название игры

Цель игры

Декабрь

16.«Запоминай и выполняй»

Выполнение 4-6 действий по словесной инструкции

17. «Посмотри и запомни» (картинки)

18. «Правильно отберешь – фишку возьмешь»

19. «Угадай, что на картинке»

20. «Наведи порядок»

Разная интерпретация рисунка,  называние картинок по памяти, использование мяча.

Январь

21. «Что я назвала»

22. «Продавец»

23. «Наседка и цыплята»

24. «Кидай и слушай»

Воспроизведение определенного количества стуков.

III. Игры на развитие речевого слуха.

Месяц

Название игры

Цель игры

Февраль

25.«Кто к нам пришел»

26. «Телефон»

27. «Называй, не зевай»

28. «Хорошо послушай»

Многократное повторение сходных слов с заранее обусловленным звукопроизношением.

Словесное передавание сказанного.

Называние сходных слов по звуковому составу.

Называние слов близких по звучанию.

Март

29. «Найди пару»

30. «Добавим и запомним»

Называние слов, полученных в результате прибавления одного – двух звуков.

Повторение слов со сходным звучанием и с добавлением нового.

IV. Развитие фонематического слуха (игровые приемы в работе с гласными звуками).

1). Работа с рядами гласных звуков.

Месяц

Название игры

Апрель

1.        «Узнай плач Аленушки».

2.        «Когда болят зубы».

3.        «Кто услышит жеребенка».

4.        «Осторожно паровоз».

5.        «Послушаем эхо».

6.        «Прощальный сигнал парохода».

7.        «Живые звуки».

8.        «Споем начало (середину, конец)».

9.        «Что исчезло?».

10.        «Что добавилось?».

11.        «Назови второй (пятый) звук».

12.        «Назови по – порядку».

13.        «Узнай по губам».

2). Игровые приемы в работе со слогами.

Месяц

Название игры

Апрель

1.         «Не пропусти слог».

2.        «Живые слоги».

3.        «Цепочка».

4.        «Посчитай».

5.        «Вспомни чужой голосок».

6.        «Какой слог лишний».

7.        «Запомни и повтори».

3). Игры на узнавание звука в слове.

Месяц

Название игры

Май

1. «Покажи картинку (игрушку, предмет)».

2. «Покажи фонарик (колокольчик, грибок)».

3. «Изобрази».

4. «Назови».

5. «Найди одинаковый звук».

6. «Остановись».

7. «Выбери правильно».

8. «Звук в конце (середине, начале)».

9. «Раздели на три».

10. «Где звук».

11. «Кто больше».

Подготовительная группа

Месяц

Название игры

Цель игры

Сентябрь

1. «Что звучит?» (№2)

2. «Знакомые предметы» (№3)

3. «Волшебная коробочка» (№4)

4. «Музыканты» (№5)

6. «Кто я?» (№6)

7. «Гномики» (№9)

8. «Кто как кричит?» (№10)

Различение близких звучаний, шумов.

Воспроизведение ритмического рисунка.

Различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса.

Воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

Октябрь

9. «Утки и окуни» (№2а)

10. «Дружные звуки» (№3а)

11. «Красный - зеленый» (№11)

12. «Веселый перезвон» (№12)

13. «Что лишнее?» (№13)

14. «Ненужный предмет» (№14)

15. «Подбери слово» (№15)

16. «Дружные слова» (№16)

17. «Подбери рифму» (№17)

Закреплять узнавание на слух и различение в словах ударных гласных О и У.

Закреплять узнавание звуков, произносимых с утрированной интонацией.

Различение слов по звуковому составу.

Различение сходных фонем в произношении.

Выделение отличного по звучанию слова.

Знакомство с рифмой. Учить подбирать слова, сходные по звучанию.

Ноябрь

18. «Нужное слово» (№18)

19. «Маленький молоточек» (№19)

20. «Большой молоток» (№20)

21. «Незадачливый попугай»

22. «Звонкий-глухой»

23. «Твердый-мягкий»

24. «Длинный-короткий»

25. «Малыш разговорился»

26. «Разговор соседей»

Учить выбирать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Воспроизведение слогового ряда.

Воспроизведение слоговых сочетаний, различающимися по звонкости-глухости, мягкости-твердости.

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием звуков.

Декабрь

27. «Кто первый?» (№29)

28. «Внимательные ушки»

(№32-33)

29. «Вагончики» (№35)

30. «Найди звук» (№36)

31. «Сколько слов со звуком…?» (№5а)

32. «Подскажи Петрушке звук» (№7а)

33. «Какое слово задумала?» (№8а)

Называние звуков в сочетаниях.

Называние первого, последнего звука в словах.

Научить находить слова с заданным звуком.

Определение наличия звуков в словах.

Январь

34. «Подарки гостям» (№9а)

35. «Пропускаем мы во двор слов особенный набор» (№10а)

36. «Предмет и имя» (№11а)

37. Лото «Назови картинку и найди первый звук» (№13а)

Подбор слов на заданный звук.

Февраль

38. «Построй звуки» (№46)

39. «Не перепутай» (№54)

40. «Чудесная удочка» (№12а)

41. «Замкни цепочку» (№14а)

Определение порядка звуков в звукосочетаниях и словах.

Называние первого и последнего звуков в словах.

Подбор слов на определенный звук.

Март

42. «Поезд» (№15а)

43. «Доскажи звук» (№16а)

44. «Найди сбежавший звук» (№17а)

45. «Распредели картинки» (№19а)

Отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.

Выделение в слове последнего звука по представлению.

Определение первого звука в словах собственной речи.

Определение места звука в слове.

Апрель

46. «Чьи игрушки?» (№21а)

47. «Звуковое дерево» (№22а)

48. «Чем отличаются слова?» (№25а)

49. «Телеграфисты» (№26а)

Определение первого звука в слове.

Определение звонкости-глухости звуков.

Последовательный звуковой анализ по представлению.

Май

50. «Поймай звук» (№27а)

51. «Слоговая цепочка» (№28а)

52. «Разгадай ребус» (№29а)

Называние звука в слове по его пространственной характеристике.

Выделение в словах первого и последнего слогов.

Составление слов из слогов.

  1. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей

Основной формой проведения кружковой работы являются подгрупповые занятия.

Подгрупповые занятия проводятся один раз в неделю в старшей группе 15 – 20 минут, в подготовительной группе 20 – 25 минут.

Все занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и игровыми упражнениями.

Коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей.

Условия реализации: занятия проводятся в специально оборудованном кабинете

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

  • игровые,
  • наглядно - демонстрационные,
  • словесные.

Формы организации деятельности детей:

- групповая,

- работа в парах,

- индивидуальная.

  1. Особенности взаимодействия учителя-логопеда  

с  семьями воспитанников

Самым важным для ребёнка является чувство поддержки со стороны родителей: этим чувством определяется доверие к миру и уверенность ребёнка в самом себе.

Учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах по понедельникам, а так же присутствуют на совместных занятиях с ребенком.

  1. Методическое обеспечение программы
  1. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989.
  2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда. – М., 1991.
  3. Козырева Л.М. «Развитие речи и внимания», «Развитие речи и памяти». Академия развития, 2007.
  4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
  5. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  6. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,1994.
  7. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Дидактическая игра – одно из средств уточнения,  закрепления и расширения знаний, которые дети получают в процессе коррекционно-образовательной деятельности...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Статья на тему: "Логопедическая работа по развитию восприятия текста у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В настоящее время  наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на...

Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В публикации рассматриваются вопросы развития фонематического воприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у детей с ОНР....

Методические рекомендации для педагогов по развитию фонематической подсистемы языка у детей с общим недоразвитием речи

Одним из важнейших условий эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов. В работе по развитию фонематических процессов можно выделит...

Развитие фонематического восприятия(слуха) у детей с общим недоразвитием речи старшего и подготовительного возраста.

Проведённые мною исследования показали необходимость осуществления логопедической работы по преодолению недоразвития фонематического восприятия, построенной с учетом индивидуально-типологи...