Консультация "Развитие межполушарного взаимодействия в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, посредством использования балансировочной доски Бильгоу"
консультация по коррекционной педагогике

Выханская Ирина Владимировна

Материал, представленный в консультации, адресован, в первую очередь специалистам коррекционного профиля. Внимание! Есть противопоказания в использованни доски Бильгоу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_mozhzhechkovya_stimulyatsiya.docx14.14 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие межполушарного взаимодействия в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья,

посредством использования

балансировочной доски Бильгоу

В последнее время очень часто можно услышать о значимости  развития межполушарного взаимодействия для общего развития ребёнка.  Так что же такое межполушарное взаимодействие?

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объедения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Информация о процессах, которые развивает каждое полушарие, представлена в таб. №1

                                                                                Таблица №1

Левое полушарие

Правое полушарие

  • музыкальные и художественные способности;
  • ориентацию в пространстве;
  • способность понимать метафоры;
  • обработку большого количества информации одновременно, интуицию;
  • воображение;
  • отвечает за левую половину тела.

  • логическое мышление, память;
  • абстрактное, аналитическое мышление;
  • обработку вербальной информации;
  • анализ информации, делает вывод;
  • отвечает за правую половину тела.

Отсюда вытекает вывод, что только синхронная  работа двух полушарий необходима для улучшения всех мозговых процессов, успеваемости, развития двигательных навыков и всех других когнитивных процессов высшего порядка.

В случае,  если межполушарное взаимодействие не сформировано,  происходит неправильная обработка информации, и у ребёнка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счёте как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации).

Для развития межполушарного взаимодействия существует множество разных вариантов игр и упражнений. В данной статье предложен один из вариантов развития левого и правого полушария головного мозга с помощью балансировочной доски Бильгоу. Прежде всего, следует сказать, что систематическое выполнение представленных упражнений на балансировочной доске положительным образом сказывается на детях с нарушением внимания, гиперактивностью, поведенческими расстройствами, нарушением осанки, нарушениями работы вестибулярного аппарата, проблемами с обучением, нарушениями речи, детям с ММД, ЗРР, ЗПР, СДВГ, детям с аутистическим спектром. Но при этом, существует ряд противопоказаний, по каким использовать данное пособие не рекомендуется. К ним относятся различные формы эпилепсии и повышенной судорожной готовности головного мозга в случае, если выполнение каких-либо упражнений  с прменением данного комплекса провоцирует приступы эпилепсии и/или провоцирует развитие заболевания. Также балансировочный комплекс не используется при органических поражениях головного мозга, психических и нервных заболеваниях, если упражнения с применением данного тренажера приводит к ухудшению состояния ребёнка.

Перед тем, как приступить к занятиям, необходимо убедиться, что ребёнок довольно устойчиво стоит на доске, не испытывает чувство страха и тревоги.  Правильным считается выполнения задания, если ребёнок удерживает устойчивость и равновесие и одновременно правильно выполняет задание.

 Данные упражнения представлены в трёх комплексах, каждый из которых следует выполнять 3 недели подряд и выполняются, стоя на балансировочной доске Бильгоу. Между комплексами используется неделя отдыха. Выполнять упражнения лучше каждый день,  примерно по 5-10 минут (в зависимости от возраста и особенностей ребёнка). В начале занятий упражнения выполняются в медленном темпе, затем ускоряются. Комплексы развивающих упражнений для развития межполушарного взаимодействия представлены в таблице №2.

Комплексы упражнений для развития межполушарного взаимодействия

Таблица №2

Комплекс упражнений

 №1

Упражнение №1 «Колечки»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение №2 «Лезгинка»

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть-восемь раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Упражнение №3 «Замок»

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении последовательно должны участвовать все пальцы обеих рук.

Комплекс упражнений

№2

Упражнение №1 «Дом-ёжик-замок»

«Дом» – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить.

«Ёжик» – поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой.

«Замок» – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.

Упражнение №2 «Флажок-рыбка-лодочка»

Ладонь ребром, большой палец вытянут.

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Рыбка

Пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец.

Лодочка

Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони.

Упражнение №3 «Ножницы-собака-лошадка»

Ножницы

Указательный и средний пальцы вытянуть в сторону, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.

Собака

Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Указательный палец согнуть.

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Лошадка

Большой палец правой руки поднять вверх, сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.

Комплекс упражнений

№3

Упражнение №1 «Ухо—нос»

 Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнение №2. «Змейка»

 Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Упражнение №3 «Горизонтальная восьмерка»

 Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.

После завершения курса занятий в общем развитии ребёнка можно увидеть следующие изменения: улучшение у ребёнка понимания, внимания, поведения; улучшение зрительно-моторной координации; улучшение мануальных и графо-моторных функций; повышение общего уровня интеллекта; быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Презентация педагога-психолога ДОУ на тему: "Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья "...

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Презентация педагога-психолога ДОУ на тему: "Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья "...

Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса.   Опыт...

Презентация на тему: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и р...

Информационно-коммуникационные технологии, как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для...

Использование дидактического пособия «Волшебный фетр» в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Дидактическое пособие «Волшебный фетр», в которое входят игрушки, развивающие книжки, разрезные картинки, дидактические игры, цифры, пальчиковый театр, выполнено  из мягко...

Организация педагогического процессе с детьми имеющие ограниченные возможности здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Это дети, с...