Консультация "Ребёнок с нарушением зрения в ДОУ"
консультация по коррекционной педагогике

Выханская Ирина Владимировна

Материал адресован педагогам, которые работают с детьми, имеющими нарушения зрения. Информация, предоставленна в консультации, поможет педагогам быстрее установить контакт, понять "особенностти" развития ребёнка с нарушением зрительной функции, и, тем самым, проводить учебный процесс с максимальной пользой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebyonok_s_narusheniem_zreniya.docx11.84 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

"Ребёнок с нарушением зрения в ДОУ"

   

               учитель-дефектолог

                                     МДОУ "Детский сад "Родничок" г. Надыма"

      Выханская Ирина Владимировна

       Когда в группе детского сада появляется ребёнок с нарушением зрения, воспитатель наряду с осуществлением задач обучения и воспитания решает и специальные задачи, обусловленные особенным контингентом детей. К ним относятся:· создание дополнительных гигиенических и педагогических условий для развития и воспитания ребенка с нарушением зрения;· осуществление мероприятий по охране и восстановлению зрения;· повышение ответственности за здоровье детей и их физическое развитие, за организацию специфического режима (строгое ограничение зрительной нагрузки во время занятий и т. д.).Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача – офтальмолога и тифлопедагога.

       Одним из основных коррекционных направлений в работе группы является развитие способов зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения. Развитие зрительного восприятия осуществляется воспитателем ежедневно в процессе целенаправленной деятельности под руководством тифлопедагога и врача – офтальмолога.В зависимости от возраста ребенка на фронтальных занятиях решаются разные коррекционные задачи.

     Сенсорное и физическое воспитание – является также важной частью коррекционной работы, поэтому дидактические и подвижные игры с выделением коррекционных задач планируются гораздо чаще, чем в обычном детском саду.Эффективным средством коррекционной работы является прогулка, где воспитатель должен проводить дидактические подвижные игры на развитие глазомера, точности движения, на ориентировку в пространстве. Для этого подбираются яркие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия. Вся окружающая обстановка на прогулке используется для формирования зрительных представлений детей, развития полисенсорного восприятия.Воспитатель должен выделять коррекционные задачи в календарном плане работы в течение всего дня: утром, вечером, на прогулке, на занятиях.Работая с детьми с нарушенным зрением, следует чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводить его контур, часть).На занятиях по развитию речи использовать дополнительный материал: контурное, силуэтное, цветное изображение предмета, мелкие предметные картинки, игрушки, индивидуальные картинки для слабовидящих детей.При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, т. к. детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысление задачи повторного рассматривания.

Правила посадки детей с нарушением зрения

Детей с амблиопией и косоглазием рекомендуется рассаживать относительно месторасположения воспитателя по следующему принципу:

1 ряд – дети с очень низкой остротой зрения (- 0,4);2 ряд – дети с остротой зрения от – 0,4 до – 0,6;3 ряд и далее – дети с хорошей остротой зрения (- 0,6 – 1).

Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от воспитателя, если у ребенка окклюзия правого глаза, то – слева от воспитателя; дети с расходящимся косоглазием размещаются по центру во 2-3 ряд, а парезами глазных мышц – по центру в зависимости от остроты зрения.· при косоглазии без амблиопии следует сидеть в среднем ряду за партой в соответствии с видом косоглазия:· при сходящемся – настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения;· при расхождении косоглазии – как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения. 

Некосящий глаз должен быть направлен прямо на доску.· при косоглазии с амблиопией – в среднем ряду на первой парте (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске);· детям с диагнозом астигматизм – показан для рассаживания средний ряд. Парта зависит от остроты зрения.

При рассматривании объекта картины детей рекомендуется рассаживать таким образом:·

 в 2-3 ряда, соблюдая право – левостороннюю окклюзию глаз;· не широким полукругом;· “параллельно” – справа и слева от воспитателя по одному ряду детей.Во всех указанных положениях соблюдается окклюзия глаз, острота зрения, вид косоглазия.

Детей с очень низкой остротой зрения (ниже – 0,4) следует сажать за первую парту так, чтобы освещение падало слева и сверху. Материал для демонстрации предъявляется не далее одного метра от глаз.Необходимо постоянно следить за позой детей в разных видах деятельности, за организацией игрового места вне занятий (свет, поза, подбор игрового материала определенного размера, яркости), за сменой деятельности вне занятий (через 15-20 минут игры с наклоном головы следует предложить ребенку подвижные игры с подъемом головы).А теперь хочу предложить вам рассадить котов, относительно их зрительного диагноза.Занятия для детей с нарушением зрения проводятся по традиционному варианту: вводная часть, основная, заключительная, но помимо этого вводятся зрительные гимнастики и физминутки, так как дети быстро утомляются на занятиях. Особенности проведения фронтальных занятий с детьми с нарушением зрения:· на одном занятии используются 3-4 одинаковых объекта для более точного их восприятия, используется также индивидуальная наглядность для детей с низкой остротой зрения;· детям разрешается не вставать при ответе, подходить к объекту в процессе занятия.· На фронтальных и подгрупповых занятиях необходимо осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям, учитывая рекомендации тифлопедагога, уровень развития и возможностей детей, уровень владения ребенком приемами зрительного восприятия, этап лечения, на котором находится ребенок. Дифференцированный подход к детям осуществляется через определение степени самостоятельности ребенка при выполнении задания; через подбор индивидуальных пособий, соответствующих зрительным возможностям детей; через упрощенный или усложненный вариант задания; через дифференцированную оценку результата работы детей.

При работе с подгруппой детей педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить детей с ответом, необходимо дать им 1-2 минуты на обдумывание. Если ребенок не может ответить, то дать дополнительное разъяснение, затем повторно задать вопрос и дождаться ответа. Следует большое внимание обращать на руки педагога при обследовании предмета, обводки и т. д. Руки двигаются медленно, каждое движение сопровождается словом, показом. Обязательно индивидуальная оценка ребенка после каждого выполненного задания, необходимо подчеркивать положительные стороны его деятельности, самостоятельность.

    В индивидуальной работе с детьми необходимо учитывать остроту зрения и возможности ребенка в зависимости от этого; быстрое или медленное вхождение ребенка в контакт со взрослым в процессе обучения; темп выполнения заданий; реакцию ребенка на оценку его деятельности (пассивность, огорчение, радость); устойчивость внимания во время работы. В индивидуальной работе необходимо соблюдать последовательность, чтобы сформировать систему знаний у ребенка; следует постепенно отрабатывать каждый прием, но без повторения одного и того же задания на одном занятии, один и тот же прием должен отрабатываться на разном содержании.Очень важно учить ребенка видеть свое рабочее место, знать учебные пособия, убирать рабочее место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Пьеса-сказка с элементами инклюзии для детей с нарушением зрения «Снеговики» для детей с нарушением зрения

Адаптированная сказка для детей с нарушением зрения с применением кукольного театра и вокальных номеров на основе статьи Ирины Бодраченко, журнал «Начальная школа», №3, 2006г....

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»

предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения "Формирование правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения"

Познакомить родителей с педагогическими средствами, которые могут сформировать у слепых и слабовидящих детей правильное отношение к своему дефекту....

Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»

Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения» (в старшей возрастной группе)

     Главным условием адекватного отношения ребенка к своему дефекту является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а с д...