Памятка" Ребёнок с умственной отсталость в ДОУ: "особый" подход"
материал по коррекционной педагогике

Выханская Ирина Владимировна

Материал для педагогов, работающих с детьми с умственнгой отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_uo.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

"Ребёнок с умственной отсталостью в ДОУ: "особый" подход"

        Современный воспитатель должен уметь оказать своему воспитаннику помощь, как педагогическую, так и психологическую, суметь скорректировать его поведение таким образом, чтобы общество приобрело личность, которая готова к самостоятельной жизни в социуме.

     Важная роль отводится коррекционно-воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами — выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окрeofющих и самих себя, нравственного отношения к окружающим.

       Воспитатель, имеющий умственно отсталого ребенка в своей группе, должен применять особый подход в обучении и воспитании. Он необходим для достижения максимально возможного результата обучения ребенка в условиях массовой группы.Взаимодействие воспитателя с особым ребёнком — это огромная ответственность.

          Следует отметить, что обучение и развитие осуществляется наиболее успешно при условии правильной организации и систематическом применении коррекционно-развивающих занятий, построенных с учётом возрастных и психофизических особенностей ребёнка, его интеллектуального развития и потенциальных возможностей. Очень многое зависит от взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества воспитателя с психологом, дефектологом, с другими педагогами и конечно родителями. Важно отметить, что хороший способ собрать информацию о ребёнке — это внимательно слушать родителей, поскольку они лучше всех его знают и наблюдают за ним в безопасной обстановке, когда ребёнок максимально расслаблен и не испытывает стресса от присутствия постороннего человека. Умение внимательно слушать, сосредоточившись только на личности говорящего и на информации, которую он сообщает, очень важный профессиональный навык.

    Необходимо повышать самооценку детей, поощрять развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет и многое знает.

Темп подачи образовательного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.

Обязательно создавать максимально спокойную обстановку на занятиях и других видах деятельности, поддерживать атмосферу доброжелательности.

Трудность заданий должна возрастать постепенно, по принципу от простого к сложному.

Стараться облегчить образовательную деятельность использованием зрительных опор на занятии (картин, схем, мнемотаблиц).

Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения.

Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

  Воспитатель должен побуждать умственно отсталых воспитанников высказываться, не бояться допускать ошибки, не читать нравоучений. Ведь это порождает в воспитанниках робость. Боязнь допустить ошибку сковывает инициативу воспитанников в постановке и решении проблемы. Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную задачу – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого.

Не нужно требовать немедленного включения в работу.

 На каждом занятии обязательно вводить организационный момент, т.к. данная категория дошкольников с трудом переключается с предыдущей деятельности.

Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.

В момент выполнения задания недопустимо отвлекать ребёнка на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.

Воспитатель должен давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления.

Воспитатель обязательно должен поощрять детей за любые, даже малейшие успехи. Необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).

Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

Главные правила в воспитании и обучении детей с УО:

  • Постарайтесь построить занятия с малышом в игровой форме. Старайтесь играть с ребенком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь. Вносите в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу.
  • На занятиях с ребенком обязательно применяйте наглядные средства, вовлекайте в практическую деятельность. Показывайте ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяйте необходимые действия, в результате чего у него выработаются несложные умения и навыки.
  • Главное в воспитании – это формирование привычек. Причем только своевременное проведение этой работы даст положительные результаты. Например, ребенку 4-6 лет предложите игрушки, картинки, палочки. Учите его складывать эти предметы в определенное место, иначе у малыша возникнет и укрепится привычка разбрасывать их. Систематически предъявляемые требования помогут воспитать у малыша положительные привычки.
  • Занимаясь с ребенком, помните, что каждое следующее задание должно отличаться от предыдущего пусть с небольшой, но увеличенной степенью трудности. Это позволит ему с вашей помощью или путем подражания выполнить упражнение и, таким образом, подняться на более высокую ступень развития.
  • Хвалите ребенка, поглаживайте его по голове, поощряйте в виде какого-либо подарка. Разговаривайте с ребенком спокойным, доброжелательным тоном, всегда положительно оценивайте его попытки справиться с заданием. 

Материал подготовлен с использованием интернет-источника

https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/$

Рекомендации по организации взаимодействия воспитателя с умственно-отсталым дошкольником, учитывая особенности его эмоциональной сферы. (edu-time.ru)

Консультация

для педагогов средней  группы "В" комбинированной направленности

 "Ребёнок с умственной отсталостью: особенности взаимодействия"

    подготовила

       учитель-дефектолог

                                                          "Детский сад "Родничок" г. Надыма"

Выханская И.В.

Надым, 2021

Памятка

для педагогов средней группы "В" комбинированной направленности

 "Формирование сенсорных эталонов у детей с умственной отсталостью"

    подготовила

       учитель-дефектолог

                                                          "Детский сад "Родничок" г. Надыма"

Выханская И.В.

Надым, 2021

Умственная отсталость - это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики и  личности в целом, которые являются результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Исследования ученых показали, что у умственно отсталых детей имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

В процессе формирования сенсорных эталонов у дошкольников с умственной отсталостью реализуется ряд мероприятий направленных на развитие ощущений, эмоциональной сферы детей в процессе взаимодействия с предметами, это необходимо для запоминания и дальнейшего использование чувственного опыта в повседневной жизни.

 Сенсорное воспитание осуществляется во время формирования основных видов деятельности, которые свойственны детям как с нормальным, так и с нарушенным развитием – предметной, игровой, изобразительной, конструктивной и др.

Важным условием развития сенсорной сферы ребенка является необходимость использования всех доступных ребенку способов передачи сенсорного опыта, подбор программных задач в соответствии с требованиями сенсорного развития независимо от уровня речевого развития ребенка; повседневное формирование и закрепление собственного речевого опыта ребенка, создание образов представлений, которые могут быть актуализированы по слову . 

В систему сенсорного воспитания детей с умственной отсталостью должна включаться специальная работа по овладению всеми способами усвоения сенсорного опыта: понимание жестовой инструкции, подражания, анализ образца, самостоятельный анализ задачи, действие по словесной инструкции или по словесному описанию.

Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью должно выстраиваться на следующих принципах: 

–                   В основе первого принципа лежит обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей широкой ориентации в предметном окружении.

–                   Второй принцип предполагает сочетание обучения детей сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности.

–                   Третий принцип предопределяет сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей среде.

–                   Четвертый принцип предполагает формирование систематических представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с теми знаниями и опытом, который уже имеет.

Для развития сенсорных ощущений ребенку очень важно, чтобы он учился воспринимать, характеризовать, передавать изображение окружающих его «Восприятие цвета»

Работа с каждым цветом отдельно (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, оранжевый, фиолетовый, голубой коричневый) – по схеме: называние, сортировка (выбор предметов одного цвета: из прищепок, пуговиц, кубиков, губок), соотнесение с таким же (подбор цветной чайной посуды, раскладывание мячей в ведерки, пуговиц в коробки, развешивание прищепок на веревки), группировка (выбор различных игрушек одного цвета; имеющих разные оттенки), формирование представления о постоянном признаке (помидор – красный, снег – белый), раскрашивание с использованием поролоновых валиков, работа с глиной. Дома родитель организует ежедневно: называние вещей определенного оттенка, продуктов питания изучаемого цвета, использование лэпбуков (самостоятельно изготовленных интерактивных папок, книг с кармашками), повторение материалов каждого занятия.

 «Восприятие формы»

На занятиях: называние, узнавание на рисунке, определение на ощупь, обведение контура игрушки, раскладывание шаблонов форм по инструкции, определение лишней детали, составление целого из частей по образцу, группировка предметов одной формы, словесное обозначение (какой?), практическая деятельность (обведение шаблона, аппликация, раскрашивание). Используются плоскостные фигуры, сенсорные мешочки и сумочки с различными геометрическими сюжетами (дом, аквариум, воздушные шары, подсолнух, еж, бусы, мухомор, яблоня, рыбка, божья коровка, елочка), геоборды (математические планшеты), которые взрослые могут изготовить сами. Дома взрослый организует: называние фигур, нахождение предметов похожей формы, повторение заданий с занятий.

«Восприятие величины»

 Работа включает: называние трех величин, прикладывание, измерение объемных игрушек, плоскостных фигур, объектов на рисунках, представление реальных предметов, сравнение трех величин. Мама дома организует игры с реальными предметами: называние величин, сравнение, использование бизибордов (развивающих панелей), сделанных отцом.

Материал подготовлен с использованием интернет-источника

https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/;

Особенности формирования сенсорных эталонов у детей с умственной отсталостью (infourok.ru);

Статья «Формирование сенсорных эталонов у дошкольников
с ограниченными возможностями здоровья с включением в процесс родителей» в научном журнале (gyrnal.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности методик обследования функции словообразования у детей с сохранным интеллектуальным развитием и умственно отсталых школьников

Основные этапы становления словообразования у детей логопедических групп в сравнении с развитием особенностей словообразования у детей с умственной отсталостью....

Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей

Моделирование комплексного подхода педагогической реабилитации ребенка в условиях ДДИ, презентация. Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей....

Особенности речевого развития умственно отсталых детей

Презентация об особенностях речевого развития умственно отсталых детей....

Статья "Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых дошкольников и её формирование"

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значим...

Творческая работа.Презентация.Групповая работа воспитателя,направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью

Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познает другого человека, но и самого себя....

Методическая разработка по теме "Групповая работа воспитателя, направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ".

Для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе детских домов – интернатов.Основной формой для развития основ общени...

Конспект занятия по лепке с умственно отсталыми детьми «Ягоды для птички» (вторая младшая группа)

Задачи: формировать представления детей о птицах, продолжать отрабатывать умения детей в работе с пластилином, используя его свойства,- пластичность,податливость при раскатывании; развивать мелкую мот...