Игра, как средство активизации познавательной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дубенская Елена Владимировна
Игра - есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. Игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет игровая деятельность, которая в жизни ребёнка дошкольного возраста занимает первостепенное место. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igra.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Игра,  как средство активизации познавательной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием.

Игра - есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. Игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического фонда.

Важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет игровая деятельность, которая в жизни ребёнка дошкольного возраста занимает первостепенное место. Игра занимает большую часть жизни дошкольника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.

Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. В игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становится ребенок, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование его поведения, взаимоотношений с другими детьми, на воспитание активной позиции.

Учитывая, что  биологический возраст детей с интеллектуальным недоразвитием не совпадает с их психологическим возрастом, ведущая роль в обучении дошкольников с разной степенью умственной отсталости принадлежит игровой деятельности. В настоящее время назрела теоретическая и практическая необходимость комплексного изучения возможностей формирования игровой деятельности этих воспитанников, что послужит залогом успешного развития их психической сферы в целом и социально-бытовой адаптации, в частности.

Формирование игровой деятельности дошкольников с умеренной  умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, которое в первую очередь обуславливается низким уровнем развития предметных, игровых действий детей, недоразвитием пространственной ориентировки, бессистемного проявления двигательной активности, низким уровнем развития моторики и несформированностью психических процессов, неумением четко выделять цели и задачи игры, осуществлять игровое действие.

Игра - это радость  общения, дающая ощущение полноты  жизни, которая  в неменьшей,  степени важна тем людям, возможности которых ограничены в силу тех или иных причин. Предстоит работа по развитию всех видов деятельности: социальная, игровая, трудовая, учебная. Все виды деятельности осуществляются через игру.

Цель игры имеет 4 аспекта:

Познавательный  (обучающий) аспект: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, способов действия,  необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитательный аспект:   воспитание самостоятельности, воли. Формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок. Воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности.

Развивающий аспект: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующий: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали во все виды деятельности, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.

Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребёнка.  Игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, создающие атмосферу свободного и радостного творчества.

Литература

  1. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. СПБ.: «Союз», 2001.
  2. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.- М.: Просвещение, 1980.
  3.  Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 1993.
  4. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. М.: Институт социальной работы, 1996.
  5. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Нисневич J1.A. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
  6. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: АРКТИ, 2000. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников". консультация для воспитателей

Ребёнок растёт, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая бесконечные вопросы. Мы должны помочь ребёнку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством ме...

Программа по самообразованию 2014-2018 г. по теме: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»

 Данная тема выбрана не случайно. Научные исследования доказывают недостаточную эффективность применения методов и приёмов работы, привычных для воспитания детей дошкольного возраста, ...

Консультации для воспитателей "Игра, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников".

       Почему дети часто ломают игрушки, вещи, мебель? Из-за неаккуратности? Из вредности? Вовсе нет. Просто ребёнку интересен окружающий мир, и он, пытается разобраться в н...

Презентация: "Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста"

Что такое дидактическая игра:Это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в ...

Игра как средство активизации познавательной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием.

Дубенская Е.В., Толмачева Г.В.МБДОУ «Детский сад № 56 «Гусельки», г.ТамбовИгра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. И...

Журнал для родителей и детей "Театральная копилка" Тема выпуска: "Театральная азбука маленького актёра" Театральная игра как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей старшего дошкольного возраста.   Предложенный материал этого выпуска журнала   поможет родителям познакомиться ...