Дидактическое игровое пособие «Тактильные дощечки. Ощущай, запоминай, сочиняй»
учебно-методическое пособие по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Фердерер Ирина Александровна

Методические рекомендации

по использованию дидактического игрового пособия

«Тактильные дощечки. Ощущай, запоминай, сочиняй»

Целевая аудитория: дидактическое пособие предназначено для детей 4-6 лет.

Многофункциональное дидактическое пособие представляет собой мобильный, полифункциональный, вариативный набор развивающей направленности. Оно позволяет формировать такие мыслительные операции как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация, сенсорные представления;  развивать воображение, речь, память.

Пособие стимулирует познавательную, игровую, коммуникативную деятельность детей.

Цель: создание условий для формирования сенсорных представлений детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: 

Формировать сенсорные представления, активизировать речевую деятельность детей (расширять словарный запас).

Развивающие: 

Развивать внимание, память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные: 

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и педагогам и эмоциональную отзывчивость.

Пособие разработано для детей компенсирующей группы с нарушением зрения, а также для нормально развивающихся сверстников. Данное пособие подходит для подгрупповой, индивидуальной, самостоятельной детской деятельности.

Пособие представляет собой квадратные деревянные  дощечки, на которых наклеен тактильный материал (крупы, ткани, природный материал). У каждой дощечки есть пара.

А также в пособии имеются маленькие фигурки сказочных персонажей и животных.

Варианты игры:

 

1 вариант  «Найди пару». Перед ребенком выкладываются тактильные дощечки. Глаза закрыты специальными очками либо шарфом. На ощупь ребенку предлагается найти пары дощечек.

 

2 вариант «Чудесный мешочек». Перед ребенком лежит по одному образцу дощечек. Остальные спрятаны в мешочек. Ребенку предлагается найти точно такую же, как лежит перед ним, либо найти на ощупь дощечку и подобрать пару из лежащих перед ним.

 

3 вариант «Меморики». Дощечки раскладываются сначала «лицом» вверх в хаотичном порядке, дети смотрят и запоминают, затем они отворачиваются, а педагог переворачивает дощечки рубашкой вверх, после чего каждый воспитанник открывает по очереди по две дощечки, если они совпадают, то забирает себе, если нет, то переворачивает и кладет обратно. Выигрывает тот, у кого больше всего дощечек.   

4 вариант «Сочини сказку». Педагог начинает рассказывать сказку, а ребенок подбирает нужную дощечку. Когда педагог произносит выделенные слова, ребенок подбирает персонаж или соответствующую дощечку. Возможны следующие варианты:

- сначала всю цепочку выкладывает педагог, а затем ребенок, проговаривая сказку;

- педагог задает тему, а ребенок самостоятельно сочиняет сказку.

Варианты сказок можно изменять, дополнять.

 

Сказка 1. Жил-был кот. У него была белая шубка. Захотелось ему увидеть голубое море. Он купил билет на самолет и полетел. Гуляя по песчаному берегу, он встретил рыжую кошку. Сначала они гуляли по ракушечному берегу, а потом по галечному берегу.

Сказка 2. Курочка пришла в ателье и попросила портного сшить ей платье из оранжевого шелка, шубку из белого меха, халат из цветного ситца.

 

Данное дидактическое игровое пособие находится в центре сенсорного развития детей и пользуется большим интересом среди воспитанников группы.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение дидактических игровых пособий при подготовке детей с ОВЗ к обучению грамоте» Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных групп.

Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных рупп при подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Развивающее пособие «Тактильные дощечки»

Развивающее пособие «Тактильные дощечки»Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию развивающее пособие «Тактильные дощечки». Данное пособие предна...

Игровое пособие "Тактильная коробка" своими руками

Игровое пособие "Тактильная коробка" своими руками.Цели и задачи:Развивать моторику рук, тактильные восприятия у детей младшего дошкольного возраста;Изучать и закреплять цвета.​Пособие предн...

Многофункциональное игровое пособие "Тактильная книга"

Пособие позволяет решать задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей как в рамках организованной образовательной деятельности (ООД), так и при проведении ре...

Дидактическое пособие «Тактильные дощечки»

Дидактическое пособие «Тактильные дощечки» предназначено для детей 3-4 лет. Пособие направлено на развитие тактильных ощущений, что в свою очередь способствует речевому, зрительному, познавательному и...

Дидактическое игровое пособие "Тактильные дощечки. "Ощущай, запоминай, сочиняй"

Игра способствует развитию тактильных ощущений, совершенствует запоминание; развивается внимание, терпение, творческое воображение....

Методическая разработка «Формирование тактильно-кинестетической чувствительности и стимулирование речевой деятельности детей дошкольного возраста с использованием пособия «Тактильные дощечки»

Пояснительная записка.1.1.Актуальность. Последнее время отставание детей в речевом развитии прогрессирует, что заставляет родителей и педагогов задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками.У...