Сенсорные игры как возможность установления контакта с детьми с задержкой психического развития и аутистическими расстройствами
материал

Белявина Анастасия Сергеевна

Сенсорные игры как возможность установления контакта с детьми с задержкой психического развития и аутистическими расстройствами

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornye_igry_kak_vozmozhnost.docx505.98 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорные игры как возможность

установления контакта с детьми

с задержкой психического развития и

аутистическими расстройствами

Процесс изучения мира ребенком с ЗПР и аутистическими расстройствами проходит по-иному. И здесь можно выделить следующие закономерности:

1) для ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста. При этом интерес к предмету у аутичного ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан (подбрасывает высоко вверх журналы и следит за их полетом, который сопровождается шелестом страниц; рвет на куски тесто, но отказывается слепить из него пирожки; ребенок исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь);

2) ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства, пробует на вкус все подряд (от стирального порошка и зубной пасты до пластилина и свечки), подбрасывает различные предметы без учета последствий (от куска пенопласта и кубиков до посуды и будильника) и т.п. Такое отношение и неумение предвидеть неприятные последствия действий влечет за собой возникновение различных опасных ситуаций;

3) интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребенка. Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых игр: у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и характеристик.

Проведение специально организованных сенсорных игр решает следующие задачи:

переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;

возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;

получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

внесение в игру новых социальных смысловпосредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

Виды сенсорных игр, используемые в работе с детьми:

  1.  Игры с красками.

«Цветная вода»

Описание: расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красный, жёлтый, синий, зелёный и разведите в одном из стаканов. Постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую жёлтую краску, вот так. А теперь… опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!» Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая воду кисточкой - ребёнок же своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится.http://dar-baby.ru/images/games/33-3.jpg

«Смешиваем краски»

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/07f4/00086c63-26e8d558/img15.jpg

Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан, либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе.

  1. Игры с водой.

Переливание воды» https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza16/4403246840219.files/image006.jpg

«Чтобы ребёнку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые

бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных

размеров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль,

потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь-полная».

Можно переливать воду из одной посуды в другую.

«Открывай-закрывай»https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0be4/0004ede3-d6294470/img7.jpg

Переверните наполненную водой бутылку.

Затем подставьте ладонь под вытекающую

из горлышка струю. Комментируйте своё действие

словами: «Закрыли водичку!

Как ты попросишь открыть воду?

Скажи: «Открывай! Вот, открыла- снова потекла

водичка, буль-буль-буль!» В следующий раз

действуйте ладонью ребёнка, побуждая его закрыть и открыть воду.

  1. Игры с крупой.

«Прячем ручки»

Оборудование: гречневая крупа, глубокая миска.

Описание: насыпать в миску крупу, опустить в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите её структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками. А теперь потри ладошки друг о друга - немножко колется, да?». На следующих занятиях можно использовать другие крупы.http://www.detsko.com/upload/blogs/a865065a7682d42f673e02f6bdd58a2a.jpg

«Пересыпание крупы»https://petuhova-solnishko.edumsko.ru/uploads/27200/27141/section/559628/.thumbs/MG_88681.jpg?1521894280

Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной ёмкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.

«Покормим птичку»http://itd3.mycdn.me/image?id=771778220230&t=20&plc=WEB&tkn=*8I5eBIBpukxzE83Ku6ikKiXOZqE

Оборудование: гречневая крупа или рисовая, игрушечные фигурки или картинки птичек.

Описание: «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыпем птичкам зернышек. Кушайте, птички, зернышки!»

Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности работы по формированию психических процессов с детьми с задержкой психического развития»

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в д...

Методическая разработка «Синквейн» как эффективный прием в формировании монологического высказывания у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития)

Методический материал подготовили: учитель - дефектолог Е.И. Маевская,  учитель - логопед Т.П. СеребренниковаИспользование различных видов деятельности в коррекционно – развивающ...

Игры и игровые упражнения с детьми с задержкой психического развития

Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети, стоя у своих стульчиков, смотрят на водящего, и повторяют за ним все движения, которые он показыва...

Консультация для родителей "Сенсорные игры как средство установления контакта с аутичным ребенком"

Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию материал об использовании сенсорных игр для установления контакта с аутичными детьми. Здесь вы найдете рекомен...

Программа по развитию социальной перцепции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и расстройством аутистического спектра (РАС)

Данная программа направлена на развивитие навыков социального взаимодействия у детей с задержкой психического развития и расстройством аутистического спектра. Ребенка необходимо научить просить предм...

Роль сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста

Проблемы затруднений в психическом развитии у детей дошкольного возраста остаются актуальными в современном обществе. Сенсорная интеграция представляет собой важное направление коррекционной работы с ...