Действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие реализацию инклюзивного образования в современной России.
статья по коррекционной педагогике

Ушкалова Татьяна Владимировна

В предоставленном материале указываются Федеральные законы, постановления правительства, приказы Министерства образования и науки РФ, регламентирующие реализацию инклюзивного образования в современной России; а также региональные нормативные акты по Ростовской области об обучении детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Действующие нормативно – правовые акты, регламентирующие реализацию инклюзивного образования в современной России.

Подготовила:  Ушкалова Т. В.

I. Федеральные законы:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (разработана в соответствии с международными нормами и принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

      Статья 17 (Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц).

      Статья 43 (Каждый имеет право на образование).

 2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ  (Принят Государственной Думой 20 июля 1995 г. Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 г. Редакция от 29.06.2015 №176-ФЗ) (о поддержке общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов)

       Статья 19 Образование инвалидов (Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки).

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Глава 1. Общие положения.

       Статья 2 Основные понятия (16)обучающийся с ограниченными возможностями здоровья; 27) инклюзивное образование;  28) адаптированная образовательная программа).

       Статья 3 Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (об обеспечении права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования).

         Статья 5 Право на образование (о создании необходимых условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и т.д.).

        Статья 8 Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (об организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации).

      Статья 9 Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования (об организации предоставления общедоступного и бесплатного образования).

Глава 2  Система образования.

       Статья 11 Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты (об установлении федеральных государственных образовательных стандартов образования в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).

      Статья 17 Формы получения образования и формы обучения (об обучении в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и вне организаций).

Глава 3 Лица, осуществляющие образовательную деятельность.

       Статья 23 Типы образовательных организаций (о подразделении на типы образовательных организаций в соответствии с образовательными программами).

        Статья 34 Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования (о предоставлении академического права на: выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность; предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья; обучение по индивидуальному учебному плану).

       Статья 41 Охрана здоровья обучающихся (о создании обучающих организаций санаторного типа).

      Статья 42 Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (о психолого-педагогическом консультировании, коррекционно-развивающих и компенсирующих занятиях  с обучающимися, комплексе реабилитационных и других медицинских мероприятий и т.д.).

        Статья 44 Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихс.я

Глава 6 Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений.

      Статья 59 Итоговая аттестация (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  детей-инвалидов и инвалидов).

      Статья 60 Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении (для лиц с ОВЗ).

      Статья 66 . Начальное общее, основное общее и среднее общее образование (о порядке направления несовершеннолетних граждан в специальные учебно- воспитательные учреждения открытого и закрытого типов и условия  пребывания в них).

Глава 8  Профессиональное образование

      Статья 71 Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета (о квотах и праве на приём детей-инвалидов в учебные организации).

Глава 11 Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся

      Статья 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными

возможностями здоровья  ( об общем образовании обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья, которое осуществляется в организациях, осуществляющих

образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам).

        

Постановления правительства:

4. Постановление правительства РФ «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» от 1 декабря 2015 г. №1297  (о создании условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее – обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений ПМПК).

Приказы Министерства образования и науки РФ:

        

5. Решение Министерства образования Российской Федерации  «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования». «Концепция реформирования системы специального образования» (принятая коллегией министерства образования РФ) от 09 февраля 1999 г. № 3/1 (о совершенствовании дифференцированной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, специфике психолого-педагогической помощи, основных проблемах и основных направлениях реформирования системы специального образования).

6. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении  порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013 г. № 1014 (об особенностях  организация образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья).

7. Приказ Министерства образования и науки РФ  «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального основного общего и среднего образования» от 30 августа 2013 г. № 1015 (об особенностях организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья).

8. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» от 20 сентября 2013 г. № 1082 (об основных направлениях деятельности и правах комиссии).

9. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155 (требования к структуре, условиям реализации, результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования).

10. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014 г. № 1598 (требования к структуре, условиям, результатам освоения АООП НОО).

11. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014 № 1599 (Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Требования к структуре АООП, условиям реализации и результатам освоения АООП).

 12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  от 10 июля 2015 г. № 26  (Санитарно-эпидемиологические требования к режимам организаций для обучающихся с ОВЗ, в том числе и при организации медицинского обслуживания  таких обучающихся).  

13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПМПк)» от 27 марта 2000 г. № 27/901-6 (о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (пмпк) образовательного учреждения).

14. Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 (рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации).

15. Письмо Министерства образования и науки РФ «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 07 июня 2013 г. № ИР 535/07

16. Письмо Заместителя министра Минобрнауки России "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" от 07.06.2013 № ИР-535/07

17. Письмо Минобрнауки России "О сохранении сети отдельных организаций,

осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам" от 13.11.2014 г. № ВК-2422/07

18. Письмо Минобрнауки России «Об организации и проведении ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ для лиц с ОВЗ и формировании предметных комиссий» от 25.02.2015

№ 02-60

19. Письмо Минобрнауки России «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ» от 16.02.2015 № ВК-333/07

20. Письмо Минобрнауки России  «О совершенствовании деятельности центров психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи» от 10.02.2015 № ВК-268/07

21. Письмо Минобрнауки России «О направлении методических рекомендаций (лучшие практики инклюзивного образования в РФ)» от 13.11.2015 № 07-3735

22. Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК 452-07 «О введении ФГОС ОВЗ (методические рекомендации)» от 11.03.2016 № ВК 452-07

23. Постановление Главного государственного врача санитарного врача российской Федерации  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15» «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10 июля 2015 г. № 26

24. Разработан и утвержден Приказом Минтруда России профессиональный стандарт  "Педагог (педагогическая дошкольного, начального среднего общего образования) (воспитатель, учитель), (с изм. от 25.12.2014) от 18.10.2013 № 544н

25.  Разработан и утвержден Приказом Минтруда профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» от 24.07 2015 № 514н

 26. Разработаны  проекты профессиональных стандартов  «Педагог-дефектолог» и «Тьютор» и размещены на  сайте Минтруда России.

Региональные нормативные акты об обучении детей  с ОВЗ

(по Ростовской области):

1. Закон Ростовской области «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013 № 26-ЗС.

2. Государственная Программа Ростовской области «Развитие образования», утвержденная Постановлением Правительства Ростовской области 25 сентября 2013 г. № 596 (с изменениями на 13 декабря 2018 года)

3. Постановление правительства Ростовской области об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования» от 03.06.2015 № 378.

4. Приказ Минобразования Ростовской области «Об утверждении Положения об организации дистанционного образования детей-инвалидов, реализуемого подведомственными  минобразованию Ростовской области» от 25.11.2010 № 925 ( о  создании условий для получения качественного образования детьми  с ОВЗ).

5. Приказ Минобразования Ростовской области  «Об утверждении примерных региональных учебных планов начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 09.06.2016 № 429 (о реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ).

6.  Приказ Минобразования Ростовской области «Об организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий  Ростовской области»  от 29.12.2016

№ 859

7.Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области "Об организации работы по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов" от 27.06.2014 № 439 (об организации мероприятий по формированию данной сети учреждений).

8. Постановление Министерства общего и профессионального образования Ростовской области  «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Доступная среда» от 25.09.2013 г. № 585 (об утверждении государственной  программы и контроле за выполнением постановления).

9. Постановление Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»  от 21.12.2017 г. № 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие инклюзивного образования в современной дошкольной образовательной организации в рамках реализации ФГОС»

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в нашем центре развития ребенка является одной из актуальных проблем, хотя оно находится на стадии формирования, как и в других дошко...

Названия действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих реализацию инклюзивного образования в современной России.

Данная информация заинтересует учителей-логопедов, психологов и дефектологов при составлении нормативно-правовой базы в портфолио....

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...

Нормативно-правовые документы МБДОУ, регламентирующие деятельность педагога

Нормативные документы по деятельности педагога МБДОУ ДС № 7 "Жар-птица" - Галуновой Ю.В....