Социально-бытовая ориентировка детей с ТМНР
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике

Котина Наталья Александровна

Формирование социально-бытовых навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-бытовая ориентировка у детей с ТМНР

Рекомендации по проведению занятий.

        Очень важно, чтобы занятия были привлекательными для ребенка, ведь зачастую он не осознает их важности, а значит, у него нет должной мотивации к занятиям. Они могут быть построены в форме игр. Например, для того чтобы ребенок просунул руку в рукав, ему в эту руку дается машинка и педагог говорит: «Ты должен провести машинку через тоннель». Тоннелем является рукав. Ребенок, играя, выполняет упражнение. Или упражнение «Куколка заблудилась» помоги куколке пройти через рукав.

        Очень эффективным, особенно для детей с крайне выраженными нарушениями, является поощрение чем-нибудь сладким, например дать кусочек конфеты или яблока. Ребенок запоминает ощущение, которое он получал при выполнении упражнения, и будет стремиться получить его снова, выполняя упражения. Ребенка необходимо поощрять за то, что он уже сделал, похвалить его.

        Обучение навыкам самообслуживания окажется неэффективным, если оно не будет внедрено в повседневную жизнь ребенка. Очень важно сотрудничество педагога и родителей.

Задачи обучения социально-бытовым навыкам:

1.Обучать питью из кружки.

2.Обучать еде ложкой.

3.Обучать проглатыванию жидкой и кашеобразной пищи.

4.Обучать надеванию и снятию одежды.

5.Обучать откусыванию и пережевыванию пищи.

6.Обучать застегиванию пуговиц, липучек, молнии, завязыванию шнурков.

7.Обучать мытью и вытиранию рук.

8.Обучать пользоваться туалетом.

9.Обучать обслуживанию себя самому, не требуя особой помощи.

Рекомендации по оборудованию развивающей среды:

         В группе должны быть функциональные зоны: «Кухня», «Одежда», «Туалет», зона для развития мелкой моторики.

       «Кухня» - отрабатывается навык питья и еды при помощи обычных или специальных ложек, тарелок и кружки. Здесь используются стол, стулья обеденные, стулья ортопедические для придания ребенку удобной позы при сидении. Также при действии тонических рефлексов, контрактурах, нарушениях мелкой моторики для обучения навыкам еды используются специальные ложки: ложка с Т- образной ручкой, ложка с утолщенной ручкой, серповидная ложка, ложка с манжетообразной ручкой. Навык еды отрабатывается при помощи сыпучего материала (горох, финиковые косточки, которые насыпаны в тарелку).

        «Одежда» - в этой зоне происходит обучение навыкам, необходимым при одевании: одеванию куртки или рубашки, одеванию брюк, застегиванию пуговиц, молний, липучек, завязыванию шнурка. В этой зоне может находиться специальный комбинезон трех размеров (малый, средний, большой) для обучения одеванию; вешалка, зеркало, мат, щит социально-бытовой адаптации «Одежда». Навыки застегивания одежды, шнуровки отрабатываются на щите социально-бытовой адаптации «Одежда». На щите располагаются панели для застегивания пуговиц, для шнуровки и завязывания шнурков, для застегивания ремня, для застегивания разъемной молнии, для застегивания липучки.

         

Содержание коррекционного процесса по развитию социально-бытовых навыков

Группа

I – УРОВЕНЬ

«Сложные дефекты»

II – УРОВЕНЬ

«Сложные дефекты»

III- УРОВЕНЬ

«Сложные дефекты»

Сентябрь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Формировать умение у детей самостоятельно

мыть руки, правильно пользоваться мылом, намыливать руки круговыми движениями.

Упражнения: «Мойдодыр», «Наши ручки»

Формировать  у детей  умение  последовательным  

действиям,  связанным  с

 мытьем  рук.

Упражнения: «Водичка, водичка», «Наши ручки»

Развивать  у  детей потребность  во  взаимодействии  со

  взрослым  в  процессе   выполнения   простых      действий.

Упражнения: «Водичка, водичка»

Октябрь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Формировать у детей интерес

к уходу за своей внешностью

и телом.

Учить детей самостоятельно

мыть руки, правильно пользоваться мылом, намыливать руки круговыми движениями.

Упражнения:

«Мойдодыр», Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик», «Наши ручки»

Формировать у детей навык опрятности.

Формировать  у детей  умение  последовательным   действиям,  связанным  с мытьем  рук.

Упражнения:

Пальчиковая гимнастика «Где же наши ручки», «Водичка, водичка»

Развивать  у  детей потребность  во  взаимодействии  со  взрослым  в  процессе   выполнения   простых      действий.

Знакомить детей с туалетной комнатой,  с ее назначением.

Формировать у детей навык

мытья  рук  (держать  руки  под  текущей  водой, тереть руки  друг о  друга).

Упражнения: «Водичка, водичка»

Ноябрь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Формировать  у  детей  навык

самостоятельной  еды  и  умение  пользоваться  салфеткой.

Привлекать  внимание  детей

к   действиям  взрослых,  формируя  первичные  представления  о  труде  взрослых.

Воспитывать  доброжелательное  отношение  друг к другу.

Упражнения: «Трудолюбивый мишка», «Наш обед»

Формировать  у  детей  умение

набирать  в  ложку  умеренное

количество  пищи,  тщательно

пережёвывать  твердую  пищу.

Формировать  у  детей  умение

подносить  ложку  ко  рту  плавным  движением руки.

Упражнения:

«Покормим зайку», «Я сам»

Продолжать  развивать  у  детей потребность  во  взаимодействии  со  взрослым  в  процессе   выполнения   простых      действий.

Формировать  у  детей  навык  держать  ложку и   доносить   до  рта.

Упражнения: Потешки «А ту-ту-ту-ту! Не вари кашу круту!»

 «Сорока-белобока»

Декабрь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Знакомить детей с застегиванием и расстегиванием  одежды –пользование  молнией и липучками.

Формировать  у  детей  умение

самостоятельно  снимать  и  надевать  одежду.

Упражнения:

Панно «Пуговицы», «Молнии», «Оденем куклу на прогулку», «Поможем кукле раздеться», «Если хочешь прогуляться, надо быстро одеваться»

Формировать  умение  понимать  название  предметов  одежды,  связанных  с  формируемыми

навыками.

Формировать  у  детей  навык

раздевания  и  одевания  совместно со  взрослым.

Упражнения:

«Вот они, сапожки!»,  «Пойдём гулять!»

Продолжать  развивать  у  детей потребность  во  взаимодействии  со  взрослым  в  процессе   выполнения   простых      действий.

Формировать  у  детей  навык

раздевания  и  одевания  с  помощью взрослого.

Упражнения:

«Пойдём гулять», «Как мы раздеваемся»

Январь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

 Формировать  у  детей  умение

проверять  свой  внешний  вид  перед  зеркалом,  при  необходимости  устранять   недостатки.

Упражнения:

«Что не правильно одели?», «Умницы»

 Формировать  у  детей  умение  рассматривать

себя  в   зеркале,  исправлять

недостатки  в одежде  и внешности совместно со  взрослым.

Упражнения:

«Как Маша одевается»

 Формировать  у  детей  умение  рассматривать

себя  в   зеркале.

Упражнения:

«Кто там в зеркале глядит?»

Февраль

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Продолжать формировать  у  детей  умение

самостоятельно  снимать  и  надевать  одежду, аккуратно вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик.

Упражнения:

«Аккуратный Мишка», «Мы пришли с прогулки»

Продолжать формировать  у  детей  навык

раздевания  и  одевания  совместно со  взрослым.

Упражнения:

«Оденемся на прогулку», «Раздеваемся сами»

Продолжать  развивать  у  детей потребность  во  взаимодействии  со  взрослым  в  процессе   выполнения   простых      действий.

Формировать  у  детей  навык

раздевания  и  одевания  с  помощью взрослого.

Упражнения: «Наша одежда»

Март

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Продолжать закреплять у детей навык аккуратной  еды и умения пользоваться салфеткой.

Закреплять у детей навык мыть руки после пользования туалетом и перед едой.

Упражнения:

«Водичка, водичка», «Надо, надо умываться»

Продолжать  формировать  у  детей  навыки  и  умения  в  совместных  со  взрослым  действиях.

Упражнения:

«Водичка, водичка», «Зайка умывается»

Продолжать  развивать  у  детей потребность  во  взаимодействии  со  взрослым  в  процессе   выполнения   простых      действий.

Упражнения:

«Зайка умывается»

Апрель

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Продолжать  привлекать  внимание  детей

к   действиям  взрослых,  формируя  первичные  представления  о  труде  взрослых.

Продолжать воспитывать  доброжелательное  отношение  друг к другу.

Упражнения: «Помощники», «Польём цветочки», «Бегают ножки по чистым дорожкам»

Продолжать  формировать у детей навык опрятности.

Обращать   внимание  детей  на  то, как  и что делают  взрослые,  создавая  предпосылки  формирования

у  детей первичных   представлений  о  труде  взрослых.

Упражнения: «Аккуратный мишка», «Помощники»

Продолжать  развивать  у  детей потребность  во  взаимодействии  со  взрослым  в  процессе   выполнения   простых      действий.

Продолжать  формировать у детей навык

мытья  рук  (держать  руки  под  текущей  водой, тереть руки  друг о  друга).

Упражнения:  «Водичка-водичка»

Май

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Продолжать формировать   умение самостоятельно  снимать  и  надевать  одежду, аккуратно вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик.

Упражнения: «Аккуратный Мишка», «Мы одеваемся»

Продолжать  формировать  у  детей  навыки  и  умения  в  совместных  со  взрослым  действиях.

Упражнения:

«Водичка, водичка», «Зайка умывается»

Продолжать  развивать  у  детей потребность  во  взаимодействии  со  взрослым  в  процессе   выполнения   простых      действий.

Упражнения: «Зайка умывается»

Июнь

1-я неделя

2-я неделя

Закреплять  навык  умения   детей  есть  не торопясь,  хорошо  пережевывая  пищу.

Продолжать формировать  у  детей  умение самостоятельно  снимать  и  надевать  одежду, аккуратно вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик.

Упражнения:

«Как мы кушаем», «Аккуратный мишка», «Одеваемся на прогулку»

Продолжать формировать  у  детей  навык

раздевания  и  одевания  совместно со  взрослым.

Упражнения:

«Аккуратный мишка», «Одеваемся на прогулку»

Продолжать  развивать  у  детей потребность  во  взаимодействии  со  взрослым  в  процессе   выполнения   простых      действий.

Продолжать формировать  у  детей  умение  рассматривать

себя  в   зеркале.

Упражнения:

«Кто там в зеркале глядит?»

Август

3-я неделя

4-я неделя

Продолжать  формировать  у  детей  навык самостоятельной  еды  и  умение  пользоваться  салфеткой.

Привлекать  внимание  детей

к   действиям  взрослых,  формируя  первичные  представления  о  труде  взрослых.

Воспитывать  доброжелательное  отношение  друг к другу.

Упражнения:

«Помощники», «По чистеньким дорожкам»

Приучать  детей  в  процессе одевания  и  раздевания  соблюдать   определенную последовательность.

Продолжать  формировать у детей навык опрятности.

Упражнения:

«По чистеньким дорожкам»

Продолжать  развивать  у  детей потребность  во  взаимодействии  со  взрослым  в  процессе   выполнения   простых      действий.

Продолжать формировать  у  детей  навык

раздевания  и  одевания  с  помощью взрослого.

Упражнения:

«Послушный зайка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально - бытовых навыков у детей с РДА

У большинства аутичных детей, независимо от уровня их ин­теллектуального развития, овладение социально-бытовыми навыками вызывает значительные (иногда почти непреодоли­мые) трудности. Это связан...

Формирование социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения

Сообщение из опыта работы.Рекомендуемые игры и задания....

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых ...

Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Нарушения двигате...

Консультация для родителей на тему «Формирование навыков самообслуживания и социально – бытовой ориентации для детей с ДЦП».

Цель: дать родителям информацию о том, как сформировать навыки самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья....

Развитие социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста, страдающих ранним детским аутизмом.

Развитие социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста, страдающих ранним детским аутизмом....