«Раннее выявление детей с ОВЗ»
презентация по коррекционной педагогике

Емельянова Елена Владимировна

«Раннее выявление  детей с ОВЗ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rannee_vyyavlenie_detey_s_ovz.zip433.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №6»

г. Назарово Красноярского края

 

«Раннее выявление  детей с ОВЗ»

Учитель – логопед Емельянова Е.В.

2021-2022 г

«Раннее выявление  детей с ОВЗ»

«Детская речь. Что следует знать педагогу об отклонениях от «нормы» речевого развития»

К вам в группу пришел новый ребенок. На что вы в первую очередь обратите внимание в речевом развитии?

  • Понимание  обращенной речи
  • Реакция  на простые речевые инструкции
  • Пассивный и  активный словарь – слова, которые ребенок понимает и может произнести
  • Высказывания  в основном фразами из мультиков и книжек, не строя собственные предложения
  • Зеркальное  повторение того, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту
  • Ребенок  не смотрит в глаза
  • Отсутствие  речи у ребенка и особенности поведения

Вас  может насторожить отсутствие речи и особенности поведения у ребенка.

Когда ребенок не смотрит в глаза, когда ребенок не откликается на имя, когда ребенок не выполняет простые инструкции, не взаимодействует с родителями, достаточно активно и как-то нецелесообразно передвигается, бегает, «машет крылышками», и при этом отсутствует речь – это повод для того, чтобы отправиться к специалистам.

Каким способом можно узнать, как развита речь ребенка?

Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много:

  • Наблюдение  за «речевым поведением ребёнка
  • Беседы, анкетирование родителей
  • Изучение  продуктов детской речевой и неречевой деятельности
  • Ознакомление  с условиями жизни в семье
  • Проведение  несложных экспериментов в виде специальных заданий

          упражнений или дидактических игр.

Какие стимульные материалы возможно использовать для речевого обследования?

Для обследования речевого развития детей необходимы так называемые «стимульные материалы»:

  • Игрушки
  • Картинки

  • Дидактические пособия (настольно-печатные игры)
  • Дидактические  игры
  • Книги с иллюстрациями
  • Различные «театры» и т.д.
  • Репродукции  и т. д.

Перед обследованием какой-либо из сторон речи педагог обычно обдумывает и разрабатывает план общения, включает ребенка в естественную для него деятельность (игровую, конструктивную, трудовую и т. д.), требующую актуализации определенных умений и навыков. Для каждого возраста подбираются свои игры, материалы, тестовые (оценивающие) задания и вопросы.

Что следует знать воспитателю об отклонениях от «нормы» речевого развития?

  • Ребёнок  не задаёт вопросов
  • Не   может назвать предмет
  • Не  умеет подражать голосам животных
  • Отказывается  слушать сказки
  • Не  принимает участия в сюжетно-ролевых играх.

Считается, что норма речевого развития – обязательная точка отсчёта для определения всех проявлений – как отклонений, так и опережений в развитии речи.

Педагоги,  прежде всего, замечают отставание в сроках и темпах речевого развития, а затем уже особенности в восприятии речи, нарушения в речевом общении, в речевом поведении.

Тем не менее, при поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение воспитателю, необходимо иметь некоторые представления о наиболее часто встречающихся отклонениях, путем наблюдений, возможно, выявить нарушения и довести до сведения родителей и вовремя направить его к специалистам.

Педагогам следует обратить внимание на следующие формы отклонений от речевой нормы у детей от 2 - 4 лет:

  • Совсем  не говорит;
  • Начал  говорить со значительным опозданием;
  • К  2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;
  • К  2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;

  • В   3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;
  • В   4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения;

Формы отклонений от речевой нормы  у детей дошкольного возраста:

  • В 5 лет речь не разборчива и не понятна для окружающих.
  • В 6 лет малыш не может пересказать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа.
  • Не правильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух.
  • Не  реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени.
  • Не  прислушивается (как это делают слабослышащие дети), не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей;
  • Повторяет  первые слоги или целые слова в начале фразы;
  • Затрудняется  перед началом речи;
  • При  полном отсутствии речи.

Педагог, заметив отставание в сроках и темпах речевого развития ребенка, не имеет права ставить диагноз и самостоятельно исправлять, корригировать речь. Он должен рекомендовать родителям обратиться к специалистам.

Диагноз ребенку ставят несколько специалистов на ПМПК. Задача дошкольных педагогов выявить, корректно донести до родителей проблемы развития их детей и убедить обратиться за помощью  к специалистам. Если у малыша проблемы с речью, значит, у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности (внимания, памяти, восприятия логического мышления).

Анкета воспитанника с ОВЗ

Для раннего выявление детей с ОВЗ дошкольного возраста  мы  предлагаем бланк наблюдения.  В  бланке заполняются данные воспитанников, нуждающихся в организации специальных образовательных условиях для педагогов массовых групп, чтобы заранее иметь представления, на что конкретно больше обратить внимания при обследовании ребенка и в связи с тем, что  воспитатели на группе имеют больше возможности понаблюдать за ребенком и его отношениями  со сверстниками и родителями.

Выводы: Ранее выявление детей с нарушениями  в ДОУ способствует оказанию ранней комплексной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (и их законным представителям), также  позволяет эффективно компенсировать отклонения в речевом и психическом развитии детей. Только совместная работа и сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет выявить детей нуждающихся в специальных условиях образования и оказать им своевременную помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»

практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период...

Консультация для родителей и молодых специалистов групп раннего возраста "Соблюдение режима дня в раннем возрасте – первая ступень на пути формирования здорового образа жизни"

Консультация о необходимости создания в группах раннего возраста такой здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с те...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се

quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...