Сенсорные игры для детей с РАС
методическая разработка по коррекционной педагогике

Албот Светлана Викторовна

Сенсорные игры для детей с РАС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensorne_igry_dlya_detey_s_ras.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорные игры для детей с РАС

Сенсорными  условно называются  игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения, создать положительный эмоциональный настрой. Ощущения могут быть самыми разнообразными: 

  • зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);  слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);  тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком); двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы); обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины); вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

Чтобы наладить с аутичным ребенком контакт,  родителям предлагается проводить с ним сенсорные игры. Целесообразность проведения с аутичным ребенком таких игр основывается на том, что сенсорный компонент мира приобретает для такого ребенка особую значимость.  Поэтому проведение сенсорных игр является своеобразным «соблазнением» ребенка. А если удается связать приятное переживание, которое возникает у аутичного ребенка при получении нового сенсорного ощущения, с образом конкретного человека, ребенок проникается доверием к взрослому, который играет с ним, начинает видеть в нем союзника. В этом случае можно говорить об установлении эмоционального контакта.

 

Рекомендации по проведению сенсорных игр

  •         Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия, либо каким-то образом выражает протест против ваших действий, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы уже действуете вместе с ребенком. Поначалу не стоит ждать от ребенка активности, следует радоваться любому, даже самому минимальному участию в игре.
  • Помните о том, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку предположить заранее, какое именно впечатление произведет на него данный сенсорный эффект невозможно, будьте осторожны: предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за  тем, как реагирует ребенок, и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.
  •         Понравившаяся ребенку игра потребует некоторого количества повторений. Не противьтесь просьбам ребенка повторить игровые действия вновь и вновь: ему необходимо время, чтобы обжить новые ощущения.
  •         Следует учитывать тот факт, что произвольное внимание ребенка кратковременно и неустойчиво, поэтому, если в игре появилась сюжетная линия, не затягивайте сюжет. Пусть поначалу игровые действия будут свернуты: например, на грядку посажен всего один овощ, а кукольный «обед» длится всего две минуты. Главная задача на данном этапе - при помощи эмоционального комментария сохранить логическую структуру игры, завершить игровое действие и подвести итог.
  •         Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая при этом вам в лицо в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Улыбнитесь в ответ и повторите то, что сказал ребенок, с соблюдением интонации. Такая форма общения, своеобразная «перекличка» даст ребенку подтверждение того, что вы его понимаете, вызовет большее доверие к вам.
  • Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь найти социально адекватную возможность это желание удовлетворить. Чаще это желание обладать каким-либо предметом, совершать с ним определенные действия. Если же ребенок захотел что-то потенциально опасное, попробуйте предложить заменитель желаемого, Например, вместо таблеток предложите ему для кукольной аптечки безвредные конфетки-горошки,
  •         Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты. Они будут зависеть от предпочтений ребенка, а также от вашей фантазии и педагогического чутья. Необходимо постараться на основе интереса ребенка, его желания, организовать ситуацию обучения, которая позволит ребенку получить новые полезные сведения, усвоить новые навыки. При этом необходимо быть готовым к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет не сразу, а с чем-то не согласится категорически.
  •         Всегда существует опасность того, что предложенные действия ребенок начнет воспроизводить в многократно усиленной, а порой неадекватной форме. Так, он стучит по стеклу со всей силой, над огоньком свечи начинает поджигать палочки и т.п. При этом отвлечь его от подобных экспериментов очень трудно. Позвольте ребенку получить новое впечатление под вашим контролем и страховкой, а затем постарайтесь переключить на его любимую спокойную игру.

        Виды сенсорных игр: игры с красками, игры с водой, игры с песком, игры с крупами, игры с мыльными пузырями, игры со светом и теням, игры с пластичными материалами, игры со звуками, игры с движениями и тактильными ощущениями .

  Рекомендации по проведению сенсорных игр.

 

Примеры сенсорных игр:

 

1. Игры с красками

 

«Цветная вода»

Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой; ребенок же своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно скоро может проявить желание более активно участвовать в происходящем: начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно.  

 

«Смешивание красок»

Для этого можно сливать воду разных цветов в один стакан либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок.

 

«Кукольный обед»

Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их различными напитками. В этой игре,  красная вода превращается в томатный сок, белая - в молоко,  оранжевая - в фанту, а черная - в кофе... Фантазируйте вместе с ребенком!  Используя пластиковые стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины. Посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству «гостей».

 

  1. Игры с водой

 

«Фонтан» - подставив под струю воды ложку или пузырек с узким горлышком; обычно такой эффект приводит детей в восторг.

 

«Бассейн», в котором учатся плавать игрушки (возможно в том случае, если у ребенка уже есть опыт посещения бассейна). Наполненный водой таз теперь станет "озером", в котором плавают рыбки или уточки.

 

 «Море», по которому плывут кораблики.  

 «Купание кукол» -  искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце, сопровождайте свои действия словами: «А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички, попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?..» и т.д.  

 «Мытье посуды» - вымойте посуду после кукольного «обеда».

 

  1. Игры с мыльными пузырями

 

Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не передавят все до одного, и тут же просят повторения. Но сами попробовать выдуть пузыри часто отказываются, т.к. это требует определенной сноровки и развития дыхания. Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого необходимо научить его дуть, сформировать сильный выдох, умение направлять струю воздуха в нужном направлении. Во время игр с мыльными пузырями следует соблюдать некоторые меры предосторожности: следите, чтобы ребенок дул, но не втягивал в себя жидкость (он может сделать это по привычке, если привык пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус). Предусмотрите такую вероятность и используйте для приготовления мыльных пузырей экологически чистое средство для мытья посуды в небольшом количестве.

  • Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки, например, коктейльную трубочку, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Можно разобрать гелевую ручку, получив в результате корпус - прозрачную трубочку из твердой пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать или перегибать трубочку.
  • «Пенный замок». В небольшую емкость с водой добавьте немного средства для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть; одновременно с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую игрушку - это «принц, который живет в пенном замке».

 

4. Игры со светом и тенями

 

«Солнечный зайчик»

 Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону. Попробуйте привлечь ребенка к игре: предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребенку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Если у ребенка получится «солнечный зайчик», постарайтесь «ловить» его как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый заяц - как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать... Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д.

Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой.  

 

«Тени на стене»

 Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. Однако, помня, что ребенок может испугаться, рекомендуем пробовать осторожно и первый раз проводить такую игру не в детской комнате. Ведь испуг будет связан именно с местом, где ребенок его испытал, с конкретной настольной лампой. Попробуйте для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д.  

 

«Театр теней»

 А можно придумать несложный сюжет и организовать целый «театр теней», для чего использовать также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.  

«Фонарик»

Приготовьте электрический фонарик и, когда стемнеет, походите с фонариком по квартире. Фонарик пригодится, если перегорела лампочка, во время прогулки по темным аллеям парка, где нет фонарей и т.п.

«Темно - светло». При помощи фонарика устройте освещение в кукольном домике или в домике для игр, который можно соорудить из большой коробки. 6) «Китайский фонарик». Оклеив проволочный каркас цветной бумагой и закрепив внутри маленький фонарик, вы получите «китайский фонарик», который осветит все вокруг загадочным мерцанием разноцветных бликов.

5. Игры со льдом

Попросите маму ребенка заранее приготовить лед: пусть вместе с ребенком заполнят водой форму для льда и поставят в морозильную камеру. На следующий день на занятии достаньте лед и вместе с ребенком выдавите из формы в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла: стала холодная и твердая». Возьмите кусочек льда и погрейте его в ладошке: «Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая, давай зажмем в ладошке. Смотри, водичка капает: это лед тает и снова превращается в воду».  

 

Можно поиграть с водой следующим образом:  

1. В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячий чай (можно подкрасить горячую воду), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и наблюдать, как лед по-разному тает в воде разной температуры. А когда ребенок будет пить очень горячий чай, добавьте в чашку с чаем кусочек льда, чтобы «быстрее остыл». Также можно охладить сок для мишки: мишка пьет и приговаривает: «Ах, какой холодненький сок!»  

2. Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать красками на большом куске льда.  

3. Зимой на прогулке обращайте внимание ребенка на заледеневшие лужи, снимите и рассмотрите сосульку и т.д.

 

6. Игры с крупами

Приготовьте по упаковке следующих круп - гречка, горох, манная крупа, фасоль, рис. Занятие проводится на кухне. Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга - немножко колется, да?» На следующих занятиях можно использовать другие крупы.  

 

Ещё:

1. Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.  2. Пересыпайте крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика из одной емкости в другую. Пересыпайте в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.  

3. Если ребенок захочет рассыпать крупу, пусть это будет «дождь» или «град». По рассыпанной по полу крупе можно походить в носочках. Можно посыпать крупу на шейку или голую спинку ребенка, если он позволит.

4. «Приготовление еды». Насыпьте в кастрюльку из набора кукольной посуды небольшое количество манной крупы, добавьте воды и перемешайте, - так вы сварите «кашку» для куклы. А если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, то получится «шоколад с орехами».

 

7. Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)

 

1. Слепим маленькие шарики из пластилина красного цвета, получились «ягодки», а если в разноцветные пластилиновые шарики воткнуть палочки (можно использовать «ушные палочки», предварительно удалив вату) - получаются фруктовые леденцы «чупа-чупс». Раскатаем кусочек красного пластилина, получаем «колбасу», а если тонко-тонко раскатать белый пластилин - выкладываем на тарелку «спагетти». Теперь возьмем пластмассовую стеку и разрежем светло-коричневый пластилин на кусочки, - это «хлеб». Итак, «угощение» готово, приглашаем кукол на «обед». Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить праздничный пирог, вставить свечку и организовать «день рождения».  

2. Игра «Огород». На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки. Теперь «сажаем овощи», для этого можно использовать крупы: так горох станет "репкой", а красная фасоль - «картошкой»; разноцветная мозаика превратится в «красные помидорчики» и «зеленые огурчики»; некоторые овощи (например, «морковку») можно попытаться вылепить из пластилина.

3. Методом размазывания можно получить картину из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин, - это «травка», прилепите маленькие красные кружочки - вот и получилась «полянка с ягодками». Таким же способом в синем пруду станут плавать «золотые рыбки», а на голубом картоне появится желтое пластилиновое «солнышко» с лучиками. В дальнейшем можно использовать в работе другие материалы - тесто, глину. Однако следует учесть, что использование пластичных материалов в работе с аутичным ребенком может быть осложнено его повышенной брезгливостью. Так, ребенок может с отвращением отшвырнуть тесто, потому что оно липнет к рукам, не решится притронуться к глине, откажется от работы с пластилином, если тот мажется или неприятно пахнет. И все же, опыт показывает, что если пробовать, предлагая ребенку различные материалы и разные виды одного и того же материала, удается найти такой, который ему понравится.

 

8. Игры со звуками

 

1. Обращайте внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, звон бокалов друг о друга, скрип тормозов, стук колес поезда и т.д.

 

2. Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу. Насыпьте в коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочку, привлекая внимание ребенка к звучанию - пусть ребенок найдет коробочку, которая звучит так же.  

3. Приобретите для ребенка следующие детские музыкальные инструменты: барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино. Когда ребенок научится играть на них, используйте его умения в сюжетных играх: «У Мишки день рождения. Давай сыграем для него на пианино. Когда поем песенку про Антошку, играем на гармошке» и т.д.

 

4. Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг: шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и чувство гармонии.

 

9. Игры с движениями и тактильными ощущениями

Поскольку прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка болезненными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до него. Будьте терпеливы и тактичны и дождитесь момента, когда ребенок первый проявит инициативу. Это может произойти по-разному: вот ребенок впервые забрался к вам на колени или вдруг во время занятия в первый раз надолго остановил взгляд на вашем лице, а затем протянул руку и стал ощупывать ваши нос, щеки, лоб (надо обязательно предоставить ему эту возможность). Или же ребенок снял кофточку и словами «Больно, болит!» выразил просьбу погладить ему спинку. Будьте внимательны и не пропустите этот важный шаг ребенка в вашу сторону.  

 

Возможные виды игр:

  • Тормошение, возня: обычно происходят на полу, и ребенок является инициатором этой игры.  
  • Игра «Догоню-догоню» (поймаю-поймаю): вы делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, он же с визгом убегает.  
  • Игра «Змейка» возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.
  • Игра «Самолетики»: покружите ребенка в воздухе - «Полетели, полетели!», затем опустите на диван или на пол: «Приземлились».

 

 

Литература

  1. «Дети и подростки с аутизмом» О.С. Никольская, М.М. Либлинг
  2. «Аутичный ребенок» пути помощи, О.С. Никольская, Е.Р.Баенская
  3. «Особый ребенок» проблемы и решения, под редакцией Е.Т. Лильина
  4. «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» Д.Альвин, Э. Уорик

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сенсорные игры для детей с 1,5 до 3 лет»

Используя разнообразные дидактические игры, для накапливания сенсорного опыта детей, мы заметили, что дети легче адаптируются  к условиям детского сада, дети увереннее накапливают представления о...

Сенсорные игры для детей 1,5-2 лет.

Сенсорные игры для детей раннего возраста своими руками....

Сенсорные игры для детей с родителями

В сборнике  представлены сенсорные игры для развития и стимуляции сенсорных систем ребенка. Данный материал может быть полезен родителям, родителям детей-инвалидов, педагогам....

Сенсорные игры для детей. Неожиданные открытия

Наверно, многие со мной согласятся, что может быть прекраснее, чем осязание? Когда чувствуешь прикосновения, ощущаешь легкость или тяжесть, грубость и мягкость, пластичность, твердость, обтекание&hell...

Сенсорные игры для детей с ОВЗ

что можно сделать из бросового материала...

Сенсорные игры для детей с РАС и признаками РАС

Сенсорных игры для детей с РАС и признаками РАС.С каждым годом количество детей с  РАС и признаками РАС увеличивается. Но, несмотря на  неадекватность действий ребенка  с РАС и признака...