Педагогический опыт - 2022г. «Экологическое воспитание детей с ЗПР по методике Марии Монтессори (космическое воспитание)
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Скачко Елена Владимировна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Скачко Елена Владимировна

воспитателя структурного подразделения «Детский сад №18 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Тема опыта: «Экологическое воспитание детей с ЗПР по методике Марии Монтессори (космическое воспитание)»

                                               Введение

       Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором

Для российского образования все более важным становится повышение ответственности подрастающего поколения как за судьбу человеческого сообщества, так и за сохранение окружающего мира. В связи с этим, особое значение приобрело космическое воспитание. Он не ограничивается только национальными духовными ценностями и традициями, придавая образовательному процессу общецивилизационный и общечеловеческий характер, что предполагает использование всего прогрессивного педагогического опыта и органически связанных с ним гуманных духовных ценностей. 

Космическое образование – это обширный раздел программы, объединяющий знания о природе, окружающем мире и человеке. Эти подразделы тесно переплетены между собой, ведь хотим мы этого или нет, но человек является частью Космоса и развивается по его законам. М. Монтессори говорила, что космическое образование должно включать в себя не только природу, но и человека как активную силу созидания. И так же, как в мире природы каждый вид работает на целое, и жизнь целого зависит от работы каждого, так должно быть и в человеческом обществе. Самопроизвольно возникающее в детстве чувство принадлежности должно поддерживаться особыми усилиями взрослых.

Первоначальная концепция космического образования, разработанная Монтессори, стала, с одной стороны, существенным этапом, а с другой стороны, важным структурирующим элементом всей  педагогики. Отражая трактовку М. Монтессори понятия «космическое образование» и исходя из контекста часто употребляемых ею терминов: «космический план творения», «космическая задача», «космический субъект», можно заключить, что М. Монтессори поняла процесс построения личности ребенка в специально подготовленной среде через раскрытие ему закономерностей и связей, существующих в Космосе.

Основная идея опыта

Работая с детьми ЗПР, основная моя идея - научить их быть наблюдательными, удивляться любой, даже самой маленькой частичке мира, будь то растение или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и оберегать ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными вариантами: с помощью речи, живописи, скульптуры, жестов.

На мой взгляд, учить детей наблюдать природу не означает требовать: «Наблюдай!». Ребенок не будет замечать многого вокруг себя, если у него не развита страсть к наблюдению с раннего возраста, когда он видел вокруг себя простые, но нужные вещи или замечал поведение близких людей. Может быть, он никогда не научится наблюдать за природой, если взрослые рядом с ним не умеют удивляться и восхищаться ею.

       –  Ух-ты! Необычайно красивая полная луна! Видны даже темные пятна!

       –  Необыкновенно! Здесь лужа после дождя была, а теперь исчезла! Интересно, куда она делась?

      –  Как интересно! Одуванчик был желтый, а теперь в пушок превратился!

      – Удивительно, только вчера листик был зеленый, а теперь он желтый!

     – Замечательно! Солнце такое ясное и освещает все вокруг!

Любовь ребенка к природе абсолютно бескорыстна. Он просто любит все проявления жизни.

Теоретическая база, опора на современные педагогические теории

В отечественной литературе специальное исследование методологического аспекта концепции космического образования М. Монтессори проводилось в брошюре Т. И. Афанасьевой «Учи Монтессори» (1996). В статье предлагаются некоторые общие методические подходы к процессу реализации идей космического образования в подготовительных группах дошкольных учреждений. Соответствующие программно-методические аспекты рассмотрены в работах И. Н. Дичковской и А. В. Хуторского. Специальный раздел посвящен космическому воспитанию в программе «Дом Монтессори» (1997 г.), которой до 1999 г. руководил Э. А. Хилтунен.

Большой вклад в изучение отечественной космической педагогики внесли работы В. И. Додонова и С. Н. Касаткиной.

Следуя различным «космическим» теориям (традиции русской философии всеединства В. Соловьева, идеи К. Э. Циолковского, Н. Федорова, Л. Н. Толстого), Монтессори видит во всем творении «единый план, от которого зависит не только разнообразные формы живых существ, но и эволюция самой Земли.

Если проанализировать современных авторов педагогов, несмотря на осознание актуальности космического образования и появление наработок по его методической и дидактической реализации, сейчас в отечественной педагогике отсутствует целостный взгляд на космическое образование в педагогической системе М. Монтессори и теоретической основы соответствующей концепции. Не выявлены его какие-либо связи и противоречия с идеями русского космизма и отечественного космического образования. Так же не выявлены  возможности соотнесения космического воспитания в педагогической системе Марии Монтессори с современной естественно-научной базой.

Новизна и творческие находки

На занятиях с детьми группы ЗПР я активно использую Монтессори-материалы, которые являются средством, с помощью которого каждый ребенок познает окружающий мир и тренирует свои физические и умственные функции. Играя с материалами, ребенок упорядочивает свой внутренний мир, учится понимать свои эмоции, систематизирует свой жизненный опыт.

Считаю, что игры с Монтессори-материалом учат ребенка с ЗПР получать информацию об окружающем мире, сопоставлять, анализировать, переживать, упорядочивать свои впечатления о жизни, о себе и своем месте в нем, поощрять его, показывать возможности собственного развития через самодеятельность.

Так же в работе с детьми с ЗПР я активно использую ИКТ ресурсы, ведь они очень разнообразны. Компьютер, во – первых, одновременно служит мощным техническим средством обучения, а во – вторых, играет роль важного помощника в процессе работы.

Технология опыта

Для реализации работы по экологическому воспитанию детей с ЗПР по методике Марии Монтессори (космическое воспитание) я поставила перед собой цель – дать дошкольнику умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания мира.

В связи с поставленной целью мною были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по данному вопросу.

2. Разработать перспективный план.

3. Систематизировать методический и дидактический материал по данной теме.

4. Совместная работа с родителями.

5. Пополнение дидактического материала.

В ходе своей работы непосредственно с детьми с ЗПР по теме «Экологическое воспитание детей с ЗПР по методике Марии Монтессори (космическое воспитание») я активно использую Монтессори-материал, который является средством, с помощью которого каждый ребёнок опытным путем познает окружающий мир и упражняет свои физические и духовные функции. Играя материалами, ребенок упорядочивает свой внутренний мир, учится разбираться в своих эмоциях, систематизирует свой жизненный опыт. Это такие упражнения, как: «Распределение на живое-не живое»,   «Подбор животных к среде обитания». В работу активно включаю игры, предметом которого может быть абсолютно любая вещь: тазик, стакан, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и многое другое. Игры «Найди на ощупь»,  «Разбитый кувшин», «Одним словом назови и запомни», «Игры с крупой», «Тени на стене», «Подбери пару» и многие другие.

Еще одно направление которое я часто использую в работе с детьми в зоне космического воспитания - это экспериментирование.

Очень часто провожу с детьми опытно-экспериментальную деятельность с помощью Монтессори-материала (классического и созданного своими руками).  Ведь в процессе этой деятельности развиваются все психические процессы ребенка. Он учится систематизировать, обобщать, учится описывать увиденное. Материал Монтессори побуждает ребенка к активности, чтобы найти ответы на различные вопросы: «Как?», «Зачем?», «Почему?», «Куда прячутся насекомые и улетают птицы осенью?» и т.д.

Проектно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей с ЗПР, для опытно-экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности. Например, проект «Праздник осени», данный проект решено преподать следующим образом: начинаем с пространства, задавая вопрос: « А что я могу полезного сделать для осени?». Это: собрать урожай, листья, укрыть листьями корни деревьев на зиму. А так же следующие проекты: «Насекомые», «Морской мир», «Планета и космос».

Обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно должно формировать мировоззрение, развивать в нем любознательность. С этой задачей я справляюсь, организуя экспериментальную работу с дошкольниками. Такие эксперименты, как: «Тонет, не тонет», «Как пьют растения», «Смешивание цветов», «Поднимаем уровень воды», «Рвется-мнется» и другие.

Любой ребенок вовлечен в работу постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом и многое другое.

Моя задача – помочь ребенку с ЗПР в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для него и его окружения. Исследовательское поведение для ребенка - один из главных источников получения представлений о мире. Поэтому я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

Опытно – экспериментальная деятельность детей соответствует возрасту и возможностям детей с ЗПР. Изучая свойства песка узнают, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него удобно лепить. Знакомясь со свойствами бумаги, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде.

Уголок природы является важной частью предметно-пространственной развивающей среды. Это самое яркое место в группе. Его зеленая территория привлекает детей. Здесь дети не только исследуют, учатся и экспериментируют, но и часто отдыхают. В нем  имеются все необходимые материалы для работы: календарь природы, времени года и погоды, демо-картинки, наборы фотографий, книги о природе, муляжи фруктов и овощей.

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей

Одна из главных задач – привлечение родителей к совместной работе.

Совместная работа педагога, детей и родителей – залог успешного ознакомления с окружающим миром.

Я рассказываю своим детям «большие» истории – про возникновение Земли, жизни, письменности и т. п. Я делаю это в форме проектов, в которые включены и творчество, и музыка, и семьи детей. Один из проектов который очень увлек детей и родителей «Строение человека». Ребенок с ЗПР активно познает окружающий мир, но не менее важно, чем все окружающее, это - познание себя. Строение своего тела, организма. Поэтому работа по формированию элементарных представлений о себе, о строение своего тела обязательно должна проводиться. Так же проект «Экологи»: выращивание комнатных растений вместе с родителями.

Так же проводятся совместные творческие конкурсы.

В уголке для родителей всегда имеются различные формы проведения совместной деятельности с детьми. Среди своих родителей провожу различные консультации, например: «Прогулки в лес с детьми».

Результаты опыта

Проанализировать эффективность работы по экологическму воспитанию детей с ЗПР по методике Марии Монтессори (космическое воспитание), позволяет анализ данных диагностического обследования детей.

Для этого мною был проведен первичный мониторинг, который показал следующие результаты: низкий уровень - 30 %; средний уровень - 58 %; высокий уровень – 12 %.

После изучения и отбора необходимого содержания был составлен перспективный план работы для детей с ЗПР. Работая по этому направлению, использовала различные формы работы: экспериментирование, проектно-исследовательская деятельность, наблюдение, беседа, проводила консультации с родителями.

Показатели мониторинга по окончании опыта значительно улучшились. Средний уровень составил – 60 %; высокий уровень – 28 % , низкий уровень –12 %. На основании мониторинга  в  образовательной деятельности детей, можно сделать вывод, что в дошкольной образовательной области произошли качественные изменения в уровне развития детей по экологическому воспитанию детей с ЗПР (космическому воспитанию).

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей, им интересно, познавательно узнавать что-то новое. Дети стали внимательнее, стали активнее включаются в работу.

Таким образом, сравнивая результаты диагностики, можно установить положительную динамику у детей с ЗПР, что говорит об эффективности работы по экологическому воспитанию детей с ЗПР по методике Марии Монтессори (космическое воспитание).

Список использованных источников

1. Афанасьева, Т. И. Учить по Монтессори (из опыта работы) / Т. И. Афанасьева. – Москва : МЦМ, 1996. - 48 с.

2. Афанасьева, Т. И. Экспериментальный план работы по проектам / Т. И. Афанасьева. – Москва : Рукопись, 1996. - 24 с.

3. Богуславский, М. В. Тридцать лет по системе Монтессори / М. В. Богуславский. – Москва : Рукопись, 2000. - 146 с.

4. Гогоберидзе, А. Г, Солнцева, О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – Санкт – Петербург : Питер, 2013. – 464 с.

5. Гребенников, Л. Р. Экспериментальная программа для дошкольных учреждений с элементами Монтессори-педагогики / Л. Р. Гребенников. – Москва : ММЦ, 1996. – 28 с.

6. Сумнительный, К. Е. Монтессори в России: Новый взгляд.// Сборник научно-практических статей / К. Е. Сумнительный. – Москва : . МЦМД. – 2008. – 124 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по экологическому воспитанию на тему: «Ознакомление детей с природой родного края».

Педагогический опыт по экологическому воспитаниюна тему: «Ознакомление детей с   природой  родного края»....

Развивающая среда для детей раннего возраста по методике Марии Монтессори в домашних условиях.

Рекомендации для родителей:Педагогика Монтессори — система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом Марией Монтессори. Основными принципами системы являются:...

Педагогический опыт по экологическому воспитанию дошкольников.

Материал для воспитателей по работе с детьми от 3 до 7 лет....

План самообразования воспитателя по теме "Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори"

План самообразования воспитателя по теме "Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори"...

«Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори»

Цель: Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы сенсорно-моторного развития детей младшего возрас...

Развитие детей с ОВЗ по методике Марии Монтессори

Педагогика Марии Монтессори-замечательный пример свободного воспитания...