АОП для детей с нарушением зрения
рабочая программа по коррекционной педагогике

Попова Елена Михайловна

АОП для детей с нарушением зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_1.docx59.54 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15 «Сибирячок» г. Канска

Адаптированная образовательная программа

Ф.и.о

(дата рождения)

Утверждено:

Заведующий МАДОУ № 15

___________

Рассмотрена и принята на заседании ППк

Протокол № 2

«14» сентября 2022 года

Ведущий специалист

_____________ ()

Согласовано

______________ ()

     (Подпись родителя)

Срок реализации: с 15. 09. 2022 г. по 13.05. 2023 г.

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Ф.И.О. ребёнка:

Дата рождения:

Домашний адрес: Место прописки                               Адрес фактического проживания: 

Сведения о семье и ближайшем окружении:

Лиза  воспитывается в полной, благополучной семье. У девочки есть  старший брат. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Проявляют заинтересованность в воспитании ребенка, рекомендации педагогов выполняют, активно участвуют в мероприятиях. Детский сад посещает регулярно, пропускает  только по уважительным причинам.

Оценка состояния двигательной сферы: На физкультурные занятия и в утреннюю гимнастику с детьми включается охотно, сопровождая действия громким смехом и криком. Элементарные движения выполняет по подражанию педагога и некоторые упражнения сопряжено с педагогом. Мелкая моторика развита слабо, ведущая рука правая. При выполнении заданий удерживает карандаш, восковой мелок и кисть не правильно. Правила элементарных подвижных игр понимает не всегда.

Сформированность навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков сформированы частично. При посещении туалета самостоятельно снимает штанишки, с помощью педагога усаживается на унитаз,  при надевании штанишек требуется  помощь педагога и контроль. Самостоятельно открывает кран, моет руки в соответствии с алгоритмом с помощью педагога, с помощью педагога находит свое полотенце. При приеме пищи самостоятельно пользуется ложкой,  из чашки пьет сама. Ест не аккуратно, иногда руками накладывает пищу  в ложку.  Засыпает быстро, сон спокойный.

Развитие речи и коммуникативные навыки.

Лиза  откликается на своё имя, фиксируя взгляд на зовущим. Реагирует на жестовый призыв: «Иди ко мне», «Дай руку». Понимает простую бытовую инструкцию в знакомых режимных моментах. Собственная речь ребенка представлена отдельными словами из ближайшего окружения («мама», «здравствуйте» «пока», «на», «дай» ит.д), а также иногда говрит заученную фразу «..Привет как дела? Нормально. Что делаешь?..». Со знакомыми взрослыми вступает в тактильный и зрительный контакт на непродолжительное время, с детьми группы контактирует  ситуативно. Может выполнять действия по подражанию педагогу и другим детям. Узнает  и называет на фотографии близких родственников.

Сформированность сенсорных (математических) представлений. Сенсорные эталоны не сформированы : (не называет основные цвета, геометрические фигуры, не выкладывает предметы по величине «большой - маленький»).

Особенности игровой деятельности. Игровые действия ограничены кратковременными манипуляциями с игрушками.  Взяв игрушку в руки, может фиксировать взгляд на ней. Интерес к игрушкам кратковременный, неустойчивый.

Сформированность временных и пространственных представлений. Временные и пространственные представления у ребёнка не сформированы: в пространстве и на листе бумаги не ориентируется. Представления о себе и близком окружении сформированы частично: узнает себя и близких родственников на фотографии; показывает некоторые части тела и лица. Иногда называет свое имя, половую принадлежность не дефференцирует. Возраст не называет.

Изобразительная деятельность.

Девочка под контролем педагогов включается в совместную продуктивную деятельность. На занятиях по лепке, аппликации  работу выполняет сопряженными действиями. Контурное изображение предмета закрашивает самостоятельно, выходя за контур. На листе не ориентируется. Интерес к результатам деятельности  проявляет не всегда. На протяжении всего занятия требуется постоянный контроль педагога.

Конструктивная деятельность.

С конструктивным материалом выполняет действия предметно-манипуляционного характера. Картинку из 2 частей собирает самостоятельно, из 3 - х с частичной помощью Самостоятельно собирает пирамидку из 3 – х колец, из 5 – ти без учета их величины. Строит башню, дорожку из кубиков по просьбе педагога.

Отношение ребёнка к занятиям, организация деятельности. Во время занятий Лиза часто отвлекается и всегда нужен контроль со стороны педагога, часто не слышит общую инструкцию, необходимо индивидуально планировать деятельность.

Доминирующие увлечения и интересы. В свободной деятельности предпочитает играть с куклами, раздевает их и бросает, часто ходит по группе, не задерживаясь на конкретных играх и уголках.


Цель и задачи:

Цель: Создание условий для коррекции нарушений развития ребенка через комплексное сопровождение в воспитательно-образовательном процессе специалистами дошкольного учреждения.

Задачи:

Развитие фонематического слуха и воспитание звуковой культуры речи

  • Учить подражать звукам различных предметов и животных (тук-тук — молоток; мяу-мяу — кот; хрю-хрю — поросенок и т.д.). Выполнять различные действия с предметами по словесному указанию: «Прокати шар», «Повесь кольцо», «Набрось кольцо», «Найди игрушку (куклу, машину, мяч и т.д.)». Вычленение звука при четком произношении слова. Воспитание интонационного чутья, дикции, темпа речи.
  • Учить умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, а также умению регулировать темп речи в связном высказывании.
  • Учить детей правильному словесному обучению: как здороваться, прощаться, просить, благодарить, спросить.

Развитие словаря

  • Накопление и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни.
  • Учить детей различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?», выделять признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движениями игрушек, животных, человека (что делает?, что с ним можно сделать?). Игры: «Что за предмет?», «Скажи какой», «Кто что умеет делать?», «Кто больше слов скажет о яблоке, какое оно?».

Формирование грамматического строя речи

  • Учить детей составлять фразу из 2—3-х или более слов, используя для этого игры с игрушками, действия с предметами, описание картинки.
  • Упражнять детей в назывании предмета и его признаков, подводить к его описанию.

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром

  • Упражнять детей в игре с зеркалом (наблюдать за собой, видеть и называть цвет глаз, волос, детали прически: бантик, косичка). Учить детей красиво улыбаться, говорить ласковые слова, следить за своим отображением в зеркале и понимать мимику.
  • Учить детей красивым манерам общения с окружающими, вызывать детей на сопереживание и сочувствие к окружающим людям, животным и растениям.
  • Упражнять детей в дидактических играх по познанию свойств своего тела.
  • Учить детей безопасному движению в пространстве с опорой на зрение и сохранные анализаторы.
  • Развивать сенсорные способности детей в процессе различения признаков и свойств предметов, воспринимаемых зрением, слухом, обонянием, осязанием и др.

Сенсорное развитие

Количество и счет

  • Учить детей выделять из группы однородных предметов один (по подражанию, образцу или слову), объединение предметов в группы.
  • Развивать умения сравнивать группы предметов по количеству: входящих в них элементов; устанавливать их тождество или различие путем приложения и наложения элементов множества. Учить счету предметов в пределах 3-х. Находить в ряду из трех предметов первый, второй и третий.

Величина

  • Развивать умения сравнивать предметы по величине, используя слова больше, меньше, одинаковые.
  • Развивать у детей умение видеть качественные характеристики предмета, используя дидактические игры типа «Найди большую куклу, маленькую...» и т.п., «Найди такой же предмет (кубик, шарик, пирамидку и т.п.)», «Что больше?».
  • Развивать понимание смыслового значения слов: выше, ниже; длиннее, короче, одинаковые по длине; шире, уже, одинаковые по ширине.

Форма

  • Знакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Учить с помощью моделей отличать плоские геометрические фигуры от объемных: круг и шар, квадрат и куб.
  • Развивать способы зрительного и осязательного обследования формы геометрических фигур, находить в реальных предметах форму эталонов геометрических фигур.
  • Развивать умения видеть в предметах форму и величину (большой круг — маленький круг; мяч такого же размера, как шар, и т.п.).

Ориентировка в пространстве и во времени

  • Учить детей показывать части своего тела по словесной инструкции: «Подними правую руку», «Топни левой ногой», «Покажи правое ухо», «Покажи левый глаз» и т.п. Учить детей определять направление по отношению к себе: впереди — сзади, справа — слева, далеко — близко, вверху — внизу.
  • Обучать ориентировке в комнате с использованием слов, выражающих пространственные отношения. Например, пол внизу (под ногами), стена впереди, окна слева, дверь справа и т.п.
  • Учить детей двигаться в заданном направлении

Направление работы педагога-психолога

  • Обогащать  чувственный и сенсорно-перцептивный опыт.
  • Формировать образы восприятия (узнавать, запоминать предмет и его признаки).
  • Развивать внимание

Развитие зрительного восприятия

  • Формировать умение использовать эталоны формы при выделении основной формы и формы деталей реальных предметов.
  • Учить находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире; группировать предметы по одному из сенсорных признаков.
  • Учить сличать контурные, силуэтные, реальные изображения и соотносит их с реальными предметами.
  • Учить правильно воспринимать картину по заданному плану.

Развитие ориентировки в пространстве

  • Учить различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник).
  • Формировать умение соотносить их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометр. тел (шар, куб, конус), находить в реальных объемах предметов.

Социально-коммуникативное развитие

Направление работы педагога-психолога

  • Обучать умению общаться в доступной форме при бытовом и игровом взаимодействии с педагогом.
  • Учить понимать и выполнять простую инструкцию педагога в процессе образовательной деятельности.

Игра

  • Развивать у детей стремление играть рядом и совместно с товарищами в игровом уголке, способствовать формированию у детей умений общаться друг с другом в игре.
  • Знакомить детей с внешними и функциональными свойствами игрушки, применять правильно игрушку в игре: укачивать куклу, катать машину, строить из кубиков и т. п.
  • Формировать у детей интерес и эмоциональное, бережное отношение к куклам, учить действиям с куклой в дидактических играх: «Оденем куклу», «Покатаем куклу», «Угостим куклу».

Развитие социально-бытовой ориентировки

  • Учить пользоваться предметами быта в групповой комнате, знакомить с правилами хранения игрушек, книг, посуды, одежды, обуви.
  • Учить пониманию слов: посуда, одежда, книги, мебель и др.

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыком самообслуживания

  • Учить быть самостоятельным в самообслуживании, демонстрирует желание быть всегда аккуратным, опрятным.
  • Учить самостоятельно одеваться, раздеваться, соблюдать установленную последовательность (зашнуровывает ботинки, застегивает пуговицы).
  • Учить аккуратно складывать и вешать одежду. С помощью взрослого своевременно приводить ее в порядок (чистит, просушивает и пр.).
  • Знакомить детей с помещениями детского сада, их назначением, ориентировкой и поведением в них в соответствии с назначением. Дети должны знать, где что можно делать, чем заниматься, где хранятся предметы быта, игрушки, одежда, обувь и т.д.

Художественно-эстетическое развитие

Чтение и рассказывание детям

  • Учить детей понимать смысл стихотворений, сказок: задушевность, лиризм, народные песенки и потешки), радость («Травка-муравка»), игровой характер («Солнышко-ведрышко»), торжественность, приподнятость. Сохранять последовательность сюжета в процессе пересказа знакомых сказок, передавать характер персонажей. Эмоционально передавать характер диалога действующих лиц, образные слова и выражения. Воспроизводить авторские слова, выражения в процессе пересказа.
  • Воспитывать эмоциональную восприимчивость художественных произведений, различать жанр сказки и рассказа.

Лепка. 

  • Учить обследовать (ощупывать, рассматривать) знакомые предметы: видеть форму, цвет, величину. Для развития формообразующих движений в лепке учить пользоваться трафаретами, формами-печатками, объемными эталонами (шары, конусы, эллипсоиды и т.д.).
  • Учить отщипывать большие, маленькие кусочки в зависимости от величины изображаемых предметов (яблоки, пуговицы, листья большие и маленькие).
  • Учить делать углубления палочкой, пальцем, ступкой на поверхности формы (мисочки разной величины).

Аппликация. 

  • Учить детей правильно подбирать предметы по форме, цвету и величине.
  • Учить детей правильно располагать их на полоске фланелеграфа согласно заданию.

Рисование. 

  • Учить детей рисовать линии разной длины, штрихи, мазки, изображая образы предметов и явлений окружающей действительности (дорожки разной длины, карандаши, ленточки узкие и широкие, ниточки, волны, ручеек, дождь, снег, следы на дорожке, травку).
  • Учить рисовать различные линии в разных направлениях по трафарету, линейке и самостоятельно (прямоугольная и квадратная салфетки в полоску и клетку, с волнистой каймой, снежные дорожки, снежные комочки).

Конструирование. 

  • Обучать детей обыгрыванию построек: угостим кукол, уложим кукол спать и т.д.
  • Побуждать детей к самостоятельной игре с постройками, самостоятельному конструированию.
  • Учить разбирать постройки и аккуратно складывать детали в коробку.

Физическое развитие

  • Обучать ходить прямо, не опуская головы, не шаркая ногами, сохраняя заданное направление по ориентирам; выполнять задание воспитателя: находить ориентир, остановиться, присесть, повернуться.
  • Учить бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указанием воспитателя.
  • Учить сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы с использованием опор.

  1. Содержательный раздел

Сентябрь

Декабрь

Май

Развитие фонематического слуха и воспитание звуковой культуры речи

  • Подражает звукам различных предметов и животных (тук-тук — молоток; мяу-мяу — кот; хрю-хрю — поросенок и т.д.). Выполняет различные действия с предметами по словесному указанию. Вычленяет звук при четком произношении слова.
  • Произносит простые фразы, используя интонацию целого предложения, а также регулирует темп речи в связном высказывании.
  • Проявляет речевую культуру: здоровается, прощается, просит, благодарит, спрашивает.

Развитие словаря

  • Использует в речи обогащенный словарь на основе расширения знаний и представлений из окружающей жизни.
  • Различает предметы по существенным признакам, правильно называет их, отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?», выделяет признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движениями игрушек, животных, человека (что делает?, что с ним можно сделать?). Игры: «Что за предмет?», «Скажи какой», «Кто что умеет делать?», «Кто больше слов скажет о яблоке, какое оно?».

Формирование грамматического строя речи

  • Составляет фразу из 2—3-х или более слов, используя для этого игры с игрушками, действия с предметами, описание картинки.
  • Называет предметы и его признаки, описывает их

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром

  • Наблюдает за собой, видит и называет цвет глаз, волос, детали прически. Улыбается, говорит ласковые слова, следит за своим отображением в зеркале и понимает мимику.
  • Использует красивые манеры общения с окружающими, проявляет сопереживание и сочувствие к окружающим людям, животным и растениям.
  • Познает свойства своего тела в дидактических играх
  • Безопасно двигается в пространстве с опорой на зрение и сохранные анализаторы.
  • Различает признаки и свойства предметов, воспринимаемых зрением, слухом, обонянием, осязанием и др.

Количество и счет

  • Выделяет из группы однородные предметы один (по подражанию, образцу или слову), объединение предметов в группы.
  • Сравнивает группы предметов по количеству: входящих в них элементов; устанавливает их тождество или различие путем приложения и наложения элементов множества. Считает предметы в пределах 3-х. Находит в ряду из трех предметов первый, второй и третий.

Величина

  • Сравнивать предметы по величине, используя слова больше, меньше, одинаковые.
  • Видит качественные характеристики предмета, используя дидактические игры типа «Найди большую куклу, маленькую...» и т.п., «Найди такой же предмет (кубик, шарик, пирамидку и т.п.)», «Что больше?».
  • Понимает смысловое значения слов: выше, ниже; длиннее, короче, одинаковые по длине; шире, уже, одинаковые по ширине.

Форма

  • Знает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Отличает плоские геометрические фигуры от объемных: круг и шар, квадрат и куб.
  • Зрительно и осязательно обследует формы геометрических фигур, находит в реальных предметах форму эталонов геометрических фигур.
  • Видит в предметах форму и величину (большой круг — маленький круг; мяч такого же размера, как шар, и т.п.).

Ориентировка в пространстве и во времени

  • Показывает части своего тела по словесной инструкции: «Подними правую руку», «Топни левой ногой», «Покажи правое ухо», «Покажи левый глаз» и т.п. Учить детей определять направление по отношению к себе: впереди — сзади, справа — слева, далеко — близко, вверху — внизу.
  • Ориентируется в комнате с использованием слов, выражающих пространственные отношения. Например, пол внизу (под ногами), стена впереди, окна слева, дверь справа и т.п.
  • Двигается в заданном направлении

Направление работы педагога-психолога

  • Проявляет элементарный эмоционально-познавательный интерес к окружающему миру.
  • Узнает, дифференцирует знакомые предметы по разным признакам (цвет, форма, величина).
  • Выполняет с помощью педагога элементарные операции по классификации, обобщению знакомых групп предметов.
  • Сосредотачивает внимание на задании 5 – 10 минут.

Развитие зрительного восприятия  

  • Использует эталоны формы при выделении основной формы и формы деталей реальных предметов.
  • Находит предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире; группирует предметы по одному из сенсорных признаков.
  • Сличает контурные, силуэтные, реальные изображения и соотносит их с реальными предметами.
  • Правильно воспринимает картину по заданному плану.

Развитие ориентировки в пространстве

  • Различает и называет форму геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник).
  • Соотносит их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометр. тел (шар, куб, конус), находит в реальных объемах предметов.

Социально-коммуникативное развитие

Направление работы педагога-психолога

  • Общается с педагогом, используя доступные методы вербального и невербального характера.
  • Понимает  простую инструкцию, осуществляет действия, следуя ей

Игра

  • Играет рядом и совместно с товарищами в игровом уголке, общается с другими ребятами в игре.
  • Применяет правильно игрушку в игре: укачивать куклу, катать машину, строит из кубиков и т. п.
  • Проявляет эмоциональное, бережное отношение к куклам, действия с куклой в дидактических играх: «Оденем куклу», «Покатаем куклу», «Угостим куклу».

Развитие социально-бытовой ориентировки

  • Пользуется предметами быта в групповой комнате, знает правила хранения игрушек, книг, посуды, одежды, обуви.
  • Понимает слов: посуда, одежда, книги, мебель и др.

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыком самообслуживания

  • Проявляет самостоятельность в самообслуживании, демонстрирует желание быть всегда аккуратным, опрятным.
  • Самостоятельно одевается, раздевается, соблюдает установленную последовательность (зашнуровывает ботинки, застегивает пуговицы).
  • Аккуратно складывает и вешает одежду. С помощью взрослого своевременно приводит ее в порядок (чистит, просушивает и пр.).
  • Знает помещения детского сада, их назначение, ориентируется в них в соответствии с назначением. Знает, где что можно делать, чем заниматься, где хранятся предметы быта, игрушки, одежда, обувь и т.д.

Художественно-эстетическое развитие

Чтение и рассказывание детям

  • Понимает смысл стихотворений, сказок: задушевность, лиризм, народные песенки и потешки), радость («Травка-муравка»), игровой характер («Солнышко-ведрышко»), торжественность, приподнятость.
  • Сохраняет последовательность сюжета в процессе пересказа знакомых сказок, передает характер персонажей.
  • Эмоционально передает характер диалога действующих лиц, образные слова и выражения.
  • Воспроизводит авторские слова, выражения в процессе пересказа.
  • Эмоционально восприимчив к  художественным произведениям, различает жанр сказки и рассказа.

Лепка. 

  • Обследует (ощупывает, рассматривает) знакомые предметы: видит форму, цвет, величину.
  • Пользуется трафаретами, формами-печатками, объемными эталонами (шары, конусы, эллипсоиды и т.д.).
  • Отщипывает большие, маленькие кусочки в зависимости от величины изображаемых предметов (яблоки, пуговицы, листья большие и маленькие).
  • Делает углубления палочкой, пальцем, ступкой на поверхности формы (мисочки разной величины).

Аппликация. 

  • Правильно подбирает предметы по форме, цвету и величине.
  • Правильно располагает их на полоске фланелеграфа согласно заданию.

Рисование. 

  • Рисует линии разной длины, штрихи, мазки, изображая образы предметов и явлений окружающей действительности (дорожки разной длины, карандаши, ленточки узкие и широкие, ниточки, волны, ручеек, дождь, снег, следы на дорожке, травку).
  • Рисует различные линии в разных направлениях по трафарету, линейке и самостоятельно (прямоугольная и квадратная салфетки в полоску и клетку, с волнистой каймой, снежные дорожки, снежные комочки).

Конструирование. 

  • Обыгрывает постройки: угости кукол, уложи кукол спать и т.д.
  • Самостоятельно играет с постройками, самостоятельно конструирует.
  • Разбирает постройки и аккуратно складывает детали в коробку.

Физическое развитие

  • Умеет ходить прямо, не опуская головы, не шаркая ногами, сохраняя заданное направление по ориентирам; выполнять задание воспитателя: находить ориентир, остановиться, присесть, повернуться.
  • Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указанием воспитателя.
  • Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы с использованием опор.

Критерии оценивания:

+   выполняет      

#  с помощью педагога

-   не выполняет


План взаимодействия МАДОУ с семьями воспитанников

на 2022 – 2023 учебный год

№ п/п

Содержание

Сроки проведения

Ответственный

«Я в Навигаторе!» Регистрация и подача заявок на дополнительное образование дошкольников в Навигаторе дополнительных образовательных программ

Сентябрь

Воспитатели

Выставка творческих работ, изготовленных совместно с родителями и детьми «Как я провел лето»

Ц: активизировать совместное творчество детей и родителей

Сентябрь

Анкетирование: «Социальный паспорт семьи»

Ц: сбор первичной информации о ребенке и его семье

Сентябрь

Фотовыставка «Лето для здоровья»

- создание фото-галереи об отдыхе воспитанников;

- выявление и пропаганда семейного опыта организации и проведения летнего оздоровления детей

Сентябрь

Составление планов взаимодействия с родителями

Сентябрь

«Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду»

Оформление и размещение наглядно-информационных материалов в родительских уголках

Октябрь

Проведение родительского собрания в группе

«Родители-активные участники образовательного процесса»

1 раз в квартал

«Растим сознательных пешеходов» Размещение наглядно-информационных материалов для родителей.

Обновление с периодичностью 1 рез в месяц

Выставка творческих работ, изготовленных совместно родителями и детьми «Яркие краски осени»

- привлечение родителей к изготовлению творческих работ совместно с детьми в домашних условиях

Октябрь

Брошюра «Упражнения для развития связной речи дошкольника»

Ц: активизация речи ребенка в домашних условиях

Октябрь

Осенний утренник

Октябрь

Оформление наглядно-информационных материалов «зрительная гимнастика для ребенка в детском саду»

Ц: рекомендовать родителям в домашних условиях организовывать деятельность по осуществлению ими зрительной гимнастики для ребенка

Октябрь

«Природа нашего города» 

Оформление фотогазет совместно с родителями дошкольников

Ноябрь

Папка-передвижка «Нашим мамам посвящается»

Ц: воспитывать уважительное отношение к своим мамам»

Ноябрь

Индивидуальные консультации «Зрительные тренажеры»

Ц: продолжить работу родителей с технологиями укрепления и сохранения зрения

Ноябрь

Индивидуальные консультации с педагогом-психологом для родителей старшей подгруппы на тему «Самостоятельность ребенка старшего дошкольного возраста и способы ее развития»

Ноябрь

Выставка творческих работ, изготовленных совместно родителями и детьми «В царстве матушки Зимы»

- привлечение родителей к изготовлению творческих работ совместно с детьми в домашних условиях

Декабрь

Краткосрочный проект совместно с родителями «Покорми птиц зимой»

Ц:  привлечь внимание детей и взрослых к зимующим птицам, способствовать сплочению коллектива

Декабрь

Мастер-класс по теме «Нетрадиционные техники рисования зимних пейзажей»

Ц: развивать интерес различным нетрадиционным способом изображения предметов на бумаге

Декабрь

Новогодний утренник

Декабрь

Оформление наглядно-информационных материалов «Проблемные вопросы в развитии логического мышления ребенка»

- изготовление памяток, листовок, буклетов с рекомендациями специалистов

Январь

Развлечение «Коляда-коляда»

Январь

Памятка «Осторожно, лед!»

Январь

Видео Мастер-класс для родителей «Развиваемся в игре»

Размещение видеороликов мастер-классов на сайте МАДОУ № 15 в разделе «Дистанционное образование»

Февраль

Консультация «Самостоятельность ребенка. Ее границы»

Ц: уточнить представления родителей о роли самостоятельности в жизни ребенка

Февраль

Фотогазета «23 Февраля»

Ц: способствовать сплочению детского коллектива; формировать патриотическое отношение к Родине»

Февраль

Памятка «развиваем речь, играя» (Для детей от 3 до 5 лет)

Цель: продолжить знакомство родителей с различными играми по развитию речи

Март

Утренник «8 Марта – Женский день»

Март

Материал в родительский уголок «Я люблю свой город – Канск»

Цель: формировать патриотическое отношение к своей малой Родине.

Март

Памятка «Чем опасна оттепель на улице»

Цель: закрепить правила поведения на улице в весенний период.

Март

«Светлый праздник Пасхи»

Организация творческой выставки детско-взрослых работ

Апрель

«Соберем макулатуру»

Экологическая акция по сбору бытовых отходов для вторичной переработки.

Апрель

Развлечение «Весна красна!»

Апрель

Коллаж «Весенние краски»

Ц: развивать творчество и самостоятельность детей

Апрель

Родительское собрание

«Сотрудничество детского сада и семьи - гарант успешности воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении»

- презентация итогов образовательной деятельности ДОУ;

- анализ работы группы за 2022 – 2023 уч. год.

Май

Неделя памяти «День победы»

Ц: расширить знания детей о Вов и ее героях, воспитывать патриотизм и любовь к Родине.

Онлайн-анкетирование родителей детей по удовлетворенности деятельностью ДОУ за учебный год

 

                                    3.  Организационный раздел

Ребенок посещает ДОУ в режиме 12-часового пребывания.

Режим дня для детей специализированной группы с нарушением зрения (3 – 5 лет)

 (холодный период)

Режимные моменты

Время  

Прием детей: индивидуальный контакт с ребенком и родителями; осмотр, свободная игра, утренняя гимнастика

7.00 – 8.25

Подготовка к завтраку: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; завтрак

8.25 – 8.45

Самостоятельная деятельность детей, игры/ аппаратное лечение

8.45 – 9.00

Организованная образовательная деятельность (по подгруппам)

9.00 – 10.00

Второй завтрак

10.00 – 10.15

Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование, самостоятельная деятельность

10.15 – 11.30

Возвращение с прогулки: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации и самообслуживания

самостоятельная деятельность/ аппаратное лечение

11.30 – 12.00

Подготовка к обеду: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; обед

12.00- 12.30

Подготовка ко сну: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; сон

12.30 - 15.00

Постепенный подъем: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; воздушные процедуры

15.00 – 15.15

Организованная партнерская деятельность воспитателя с детьми: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации дидактические игры, наблюдение, экспериментирование, досуги, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов, чтение книг; игры, самостоятельная деятельность

15.15 – 16.10

Подготовка к уплотненному ужину: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; уплотненный ужин

16.10– 16.45

Игры, самостоятельная деятельность

16.45 – 17.30

Подготовка к прогулке: приобщение детей к общеприняты нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование

Уход домой: индивидуальный контакт с родителями

17.30 –  18.00

Режим дня для детей специализированной группы с нарушением зрения (3 – 5 лет)

 (теплый период)

Режимные моменты

Время  

Прием детей: индивидуальный контакт с ребенком и родителями; осмотр, свободная игра, утренняя гимнастика/ аппаратное лечение

7.00 – 8.15

Подготовка к завтраку: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; завтрак

8.15 – 8.55

Игры, подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование, самостоятельная деятельность. Воздушные и солнечные процедуры/ аппаратное лечение

8.55 – 10.00

Второй завтрак

10.00 – 10.15

Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование, самостоятельная деятельность

10.15 – 11.35

Возвращение с прогулки: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации и самообслуживания

самостоятельная деятельность/ аппаратное лечение

11.30 – 12.00

Подготовка к обеду: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; обед

12.00 - 12.20

Подготовка ко сну: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; сон

12.20 - 15.00

Постепенный подъем: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; воздушные процедуры

15.00 – 15.20

Игры, самостоятельная деятельность

15.20 – 16.05

Подготовка к уплотненному ужину: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; уплотненный ужин

16.05 – 16.35

Игры, самостоятельная деятельность

16.35 – 17.00

Подготовка к прогулке: приобщение детей к общеприняты нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование

Уход домой: индивидуальный контакт с родителями

17.00 - 18.00

Индивидуальный учебный план (на неделю)

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Уч.-логоп

8.30-8.50

ИКЗ

10.20-10.40

ИКЗ

Уч-психол

11.10-11.30

Уч-дефектол

10.00-10.20

8.00-8.20

Воспитатель

РЭМС / Грамота

9.35 – 9.55

Пространственные отношения

9.35 – 9.55

ИЗО

15.15-15.40

Экология

9.35-9.55 Конструирование

10.00 – 10.30

(ГЗ)

ИЗО

15.15-15.40

ХЛиРР

9.30-9.55

СКР

15.15-15.40

Муз.

 рук

11.00-11.20

11.00-11.20

Физ. инстр

10.25-10.45

9.00-9.20

Условия для развития ребенка

 Лиза посещает  специализированную группу для детей с нарушениями зрения. Состав  группы - 18 детей разного возраста: 10 мальчиков, 8  девочек.  Наиболее часто встречающееся заболевание у наших воспитанников – это гиперметропия, миопия, амблиопия, астигматизм и сходящееся косоглазие.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы

При организации коррекционно-развивающей среды учитываем:

•структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации и взаимодействии с окружением;

•обеспечение комплексного подхода во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции.

В группе размещены зрительные тренажёры: схемы Базарного, тренажеры Ковалева,  различные лабиринты.

Дети с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержены гиподинамии, а так же имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами. Поэтому в группе размещен центр двигательной активности для полноценного физического развития дошкольников, для удовлетворения их физической активности. Через разные формы двигательной активности ребёнка с нарушением зрения мы стараемся обогатить коррекционно-познавательную и двигательную деятельность. С этой целью нами подобраны комплексы  пальчиковых и зрительных гимнастик, физкультминутки, подвижные игры, дидактические игровые упражнения, досуговые мероприятия.

В группе создан центр сенсорики, включающий в себя специальные дидактические пособия и игры. Большое количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Которые позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части,  воссоздавать форму из геометрических фигур.

Кроме того, пособия по развитию цветового восприятия, тактильных ощущений и слухового восприятия находятся в центре искусств, а в центре математики размещены пособия по развитию восприятия формы и величины.

Для доступности ориентировки детей во всех помещениях, где осуществляется образовательная деятельность, выделили косяки всех дверей желтым цветом.  

Стараемся сохранять стабильность интерьера для того, чтобы дети запоминали условия для передвижения, порядок хранения различных игрушек, развивающих игр и предметов быта. Ведется работа по разграничению зон («центры»), оснащенных достаточным количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

 Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Программу составили:

Учитель-дефектолог _______________

Учитель-логопед __________________

Педагог-психолог__________________

Музыкальный руководитель __________

Инструктор по физической культуре_____________

Воспитатель _________________________

Воспитатель_________________________  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Пьеса-сказка с элементами инклюзии для детей с нарушением зрения «Снеговики» для детей с нарушением зрения

Адаптированная сказка для детей с нарушением зрения с применением кукольного театра и вокальных номеров на основе статьи Ирины Бодраченко, журнал «Начальная школа», №3, 2006г....

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»

предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения "Формирование правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения"

Познакомить родителей с педагогическими средствами, которые могут сформировать у слепых и слабовидящих детей правильное отношение к своему дефекту....

Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»

Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения» (в старшей возрастной группе)

     Главным условием адекватного отношения ребенка к своему дефекту является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а с д...