Диагностика зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Нестерчук Анастасия Сергеевна

Данная диагностика позволит выявить уровень зрительного восприятия цвета, формы, величины, пространственного восприятия, сложной формы, сюжетной картины у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста

Критерии оценки выполненных заданий

Высокий уровень

3 б

Задание выполнено самостоятельно

Средний уровень

2 б

Задание выполнено с 1 ошибкой, которая после помощи была исправлена

Низкий уровень

1 б

Задание выполнено с 2 ошибками, которые после помощи не были исправлены

Высокий уровень: средний балл от 3 до 2,8

Средний уровень: средний балл от 2,7 до 2,5

Низкий уровень: средний балл от 2,4 и ниже

Диагностика восприятия цвета

  1. Узнавание и называние цвета

«Радуга и тучки»

Инструкция: «Назови цвета радуги и тучек».

Дидактический материал: тканевые полоски красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов, картонные тучи белого, серого и черных цветов.

  1. Соотнесение объектов по цвету

«Снегурочка и Весна»

Инструкция: «Определи холодные и теплые тона, поставь фишки нужного цвета туда, где видишь теплые тона, потом туда, где видишь холодные тона».

Дидактический материал: предметные изображения персонажей, фишки с холодными и теплыми оттенками.

  1. Локализация цвета из множества

«Игрушки»

Инструкция: «Возьми игрушку, которая понравилась тебе больше всего и назови цвета этой игрушки».

Дидактический материал: мяч, игрушка «Буратино», кукольный домик.

  1. Фиксация по насыщенности

«Малина»

Инструкция: «Выложи ягоды малины от самой светлой до самой темной».

Дидактический материал: ягоды малины из бумаги разных оттенков розового цвета, пособие для выкладывания ягод.

  1. Составление сложного цвета из двух основных

«Новогодние игрушки»

Инструкция: «Составь новый цвет из двух цветов, которые видишь на карточке».

Дидактический материал: индивидуальные карточки с изображением новогодних игрушек разных цветов.

  1. Выделение цвета в окружающей среде

Инструкция: «Назови цвет предметов, которые видишь в комнате».

Критерии оценки выполненных заданий

Высокий уровень

3 б

Задание выполнено самостоятельно, без ошибок

Средний уровень

2 б

Задание выполнено с ошибками, которые после помощи тифлопедагога были устранены

Низкий уровень

1 б

Отказ от выполнения задания. Задание выполнено с ошибками, которые после помощи тифлопедагога не были устранены

Высокий уровень:

  • Задание № 1: 30 - 22 балла
  • Задание № 2: 18 -15 баллов
  • Задание № 3: 30 – 19 баллов
  • Задание № 4: 24 – 15 баллов
  • Задание № 5: 9 – 7 баллов
  • Задание № 6: 15 – 9 баллов

Общее количество баллов: 126 – 86 (средний балл от 21 – 14,3)

Средний уровень:

  • Задание № 1: 21- 12 баллов
  • Задание № 2: 14 – 9 баллов
  • Задание № 3: 18 – 8 баллов
  • Задание № 4: 14 – 9 баллов
  • Задание № 5: 6 – 4 балла
  • Задание № 6: 8 – 4 балла

Общее количество баллов: 85 – 46 (средний балл от 14,2 – 7,6)

Низкий уровень:

  • Задание № 1: 11 баллов и ниже
  • Задание № 2: 8 баллов и ниже
  • Задание № 3: 7 баллов и ниже
  • Задание № 4: 8 баллов и ниже
  • Задание № 5: 3 балла и ниже
  • Задание № 6: 3 балла и ниже

Общее количество баллов: 45 и ниже (средний балл 7,5 и ниже)

Диагностика восприятия формы

  1. Узнавание и называние формы

«Геометрические фигуры»

Инструкция: «Узнай и назови геометрические формы».

Дидактический материал: плоскостные и объемные геометрические фигуры.

  1. Соотнесение форм и фигур

«Фигуры»

Инструкция: «Назови геометрические фигуры на карточке одним словом».

Дидактический материал: индивидуальная карточка с изображением геометрических фигур.

  1. Соотнесение форм фигур и предметного изображения

«Пингвины»

Инструкция: «Найди предмет такой же формы как фигура на карточке и поставь пингвина на объемную фигуру».

Дидактический материал: индивидуальная карточка с предметными изображениями фигур, объемные фигуры, бумажные фигурки пингвинов.

  1. Выделение формы в окружающей среде

Инструкция: «Найди и покажи в комнате предметы, похожие на треугольник, круг, шар, квадрат».

  1. Составление геометрических фигур из других геометрических фигур

Инструкция: «Составь фигуру из частей».

Дидактический материал: плоскостные формы фигур.

  1. Локализация: треугольники - четырехугольники

«Заплатки на платье»

Инструкция: «Найди заплатки на платье похожие на квадрат, прямоугольник, треугольник, овал».

Дидактический материал: индивидуальное пособие «Платье», «заплатки» из бумаги.

  1. Дифференцировка близких форм: треугольники – четырехугольники

Задание: «Домик»

Инструкция: «Раздели фигуры на две группы, подбери крышу к домику».

Дидактический материал: плоскостные формы фигур.

Критерии оценки выполненных заданий

Высокий уровень

3 б

Задание выполнено самостоятельно, без ошибок

Средний уровень

2 б

Задание выполнено с ошибками, которые после помощи тифлопедагога были устранены

Низкий уровень

1 б

Отказ от выполнения задания. Задание выполнено с ошибками, которые после помощи тифлопедагога не были устранены

Высокий уровень:

  • Задание № 1: 21 - 15 балла
  • Задание № 2: 15 - 12 баллов
  • Задание № 3: 30 – 21 баллов
  • Задание № 4: 24 – 15 баллов
  • Задание № 5: 18 – 15 баллов
  • Задание № 6: 12 – 9 баллов
  • Задание № 7: 24 – 21 балла

Общее количество баллов: 144 – 108 (средний балл от 20,5 – 15,4)

Средний уровень:

  • Задание № 1: 14- 11 баллов
  • Задание № 2: 11 – 8 баллов
  • Задание № 3: 20 – 10 баллов
  • Задание № 4: 12 – 9 баллов
  • Задание № 5: 14 – 4 балла
  • Задание № 6: 8 – 4 балла
  • Задание № 7: 20 – 10 баллов

Общее количество баллов: 107 – 56 (средний балл от 15,2 – 8)

Низкий уровень:

  • Задание № 1: 10 баллов и ниже
  • Задание № 2: 7 баллов и ниже
  • Задание № 3: 9 баллов и ниже
  • Задание № 4: 8 баллов и ниже
  • Задание № 5: 3 балла и ниже
  • Задание № 6: 3 балла и ниже
  • Задание № 7: 9 баллов и ниже

Общее количество баллов: 55 и ниже (средний балл 7,8 и ниже)

Диагностика восприятия величины

  1. Соотнесение предметов по величине

«Елочка, игрушка, подарок»

Инструкция: «Найди елочку, новогоднюю игрушку и подарок таких же размеров, как на карточке и положи картинку на нее».

Дидактический материал: карточки с изображением предметов, индивидуальное пособие.

  1. Словесное обозначение величины

«Дед Мороз и Снегурочка»

Инструкция: «Рассмотри картинку и скажи, чем отличаются Дед Мороз и Снегурочка».

Дидактический материал: предметные изображения Деда Мороза и Снегурочки.

  1. Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания

«Матрешка»

Инструкция: «Расставь матрешку от самой большой до самой маленькой».

Дидактический материал: фигурки матрешки.

  1. Использование в практической деятельности способов наложения, приложения и сравнения на глаз

«Звезды»

Инструкция: «Наложи на контурное изображение звезд силуэтное».

Дидактический материал: индивидуальное пособие с контурными изображением звезд, силуэты звезд.

Критерии оценки выполненных заданий

Высокий уровень

3 б

Задание выполнено самостоятельно, без ошибок

Средний уровень

2 б

Задание выполнено с ошибками, которые после помощи тифлопедагога были устранены

Низкий уровень

1 б

Отказ от выполнения задания. Задание выполнено с ошибками, которые после помощи тифлопедагога не были устранены

Высокий уровень:

  • Задание № 1: 36 - 27 балла
  • Задание № 2: 12 - 9 баллов
  • Задание № 3: 12 – 9 баллов
  • Задание № 4: 33 – 27 баллов

Общее количество баллов: 93 – 72 (средний балл от 23,2 – 18)

Средний уровень:

  • Задание № 1: 26 - 15 баллов
  • Задание № 2: 8 – 5 баллов
  • Задание № 3: 8 – 5 баллов
  • Задание № 4: 26 – 17 баллов

Общее количество баллов: 71 – 42 (средний балл от 17,7 – 10,5)

Низкий уровень:

  • Задание № 1: 14 баллов и ниже
  • Задание № 2: 4 баллов и ниже
  • Задание № 3: 4 баллов и ниже
  • Задание № 4: 16 баллов и ниже

Общее количество баллов: 41 и ниже (средний балл 10,2 и ниже)

Диагностика пространственного восприятия

  1. Оценка расстояния в большом пространстве относительно себя

Инструкция: «Скажи, какая игрушка ближе к тебе, а какая дальше?».

Дидактический материал: фигурки животных.

  1. Оценка расстояния в большом пространстве относительно предмета

«Кегли, кольца и стол»

Инструкция: «Какая кегля и кольцо ближе к столу, какая дальше?»

Дидактический материал: кегли, кольца.

  1. Оценка взаимного расположения предметов в пространстве

Инструкция: «Найди одинаковые карточки».

Дидактический материал: индивидуальное пособие, карточки.

  1. Определение взаимного расположения предметов в пространстве с помощью предлогов и наречий (в, на, за, перед, у, слева, под)

«Мышонок и коробка»

Инструкция: «С помощью предлогов расскажи, где находится мышонок».

Дидактический материал: предметное изображение.

Критерии оценки выполненных заданий

Высокий уровень

3 б

Задание выполнено самостоятельно, без ошибок

Средний уровень

2 б

Задание выполнено с ошибками, которые после помощи тифлопедагога были устранены

Низкий уровень

1 б

Отказ от выполнения задания. Задание выполнено с ошибками, которые после помощи тифлопедагога не были устранены

Высокий уровень:

  • Задание № 1: 12 - 9 балла
  • Задание № 2: 15 - 12 баллов
  • Задание № 3: 12 – 9 баллов
  • Задание № 4: 48 – 40 баллов

Общее количество баллов: 87 – 70 (средний балл от 21,7 – 17,5)

Средний уровень:

  • Задание № 1: 8 - 5 баллов
  • Задание № 2: 11 – 8 баллов
  • Задание № 3: 8 – 5 баллов
  • Задание № 4: 39 – 27 баллов

Общее количество баллов: 69 – 45 (средний балл от 17,2 – 11,2)

Низкий уровень:

  • Задание № 1: 4 балла и ниже
  • Задание № 2: 7 баллов и ниже
  • Задание № 3: 4 баллов и ниже
  • Задание № 4: 26 баллов и ниже

Общее количество баллов: 44 и ниже (средний балл 11 и ниже)

Диагностика восприятия сложной формы

  1. Составление целого из частей

«Медвежонок»

Инструкция: «Сложи картинку из частей».

Дидактический материал: образец (изображение медвежонка), разрезные части.

Критерии оценки выполненных заданий

Высокий уровень

3 б

Задание выполнено самостоятельно, без ошибок

Средний уровень

2 б

Задание выполнено с ошибками, которые после помощи тифлопедагога были устранены

Низкий уровень

1 б

Отказ от выполнения задания. Задание выполнено с ошибками, которые после помощи тифлопедагога не были устранены

Высокий уровень: 18 – 15 баллов

Средний уровень: 14 – 8 баллов

Низкий уровень: 7 и ниже

Диагностика восприятия сюжетной картины

  1. Объем восприятия: выделение основных персонажей и второстепенных

Картина «Игры зимой»

Инструкция: «Перечисли, кого ты видишь на картине, какие предметы».

Дидактический материал: сюжетная картина.

  1. Уровень понимания сюжета и качество оречевления

Инструкция:

  1. Расскажи, что происходит на картине?
  2. Какое время года на картине?
  3. Как ты догадался?
  4. Кто изображён на картине?
  5. Какая одежда у детей?
  6. Что дети делают?
  7. Кто изображен на первом плане, ближе всего к нам?
  8. Кто находится на втором плане, чуть дальше от нас?
  9. Кто находится на третьем плане, дальше всего?

              Критерии оценки выполненных заданий

Высокий уровень

3 б

На вопрос дан точный ответ, дан развернутый ответ, без помощи тифлопедагога

Средний уровень

2 б

Ответ на вопрос точный, дается неразвернутый ответ, требуется небольшая помощь тифлопедагога

Низкий уровень

1 б

Отказ от выполнения задания. Ответы на вопросы неверные, для ответа требуется значительная помощь тифлопедагога

Высокий уровень: 27 – 21 балла (средний балл от 3 – 2,3)

Средний уровень: 20 – 14 баллов (средний балл от 2,2 – 1,5)

Низкий уровень: 13 и ниже (средний балл от 1,4 и ниже).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зрительные гимнастики для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

Зрительные гимнастики с картинками для старшего дошкольного возраста....

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения и восприятия – звенья единого процесса чувственного поз...

Конспект образовательной деятельности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста по ознакомлению с предметным миром и развитию зрительного восприятия

Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталк...

Коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

      Издание 1-ое,  написанное  в соответствии с ФГОС ДО. Книга может быть интересна и полезна тифлопедагогам, учителям-дефектологам, воспитателям, работающим в коррек...

Комплексы пальчиковых и зрительных гимнастик по лексическим темам для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

Комплексы пальчиковых и зрительных гимнастик по лексическим темам для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста...

Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-развивающей познавательной деятельности.

1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:" Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-развивающей познавательной деятельност...