Детско -родительская гостиная "Растем и развивается вместе"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Оксана Анатольевна Слотюк

Данная программа создает условия для успешной организации коррекционно-развивающей деятельности. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов позволяет добиться максимальной положительной динамики в развитии дететй с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gostinaya.docx40.34 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующий МДОУ -детский сад

                                                                                           компенсирующего вида №23

                                                                                            Ермилова И.Ю. ___________

_________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

детско-родительской гостиная

«РАСТЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ»

                              Разработала:

Учитель-дефектолог, логопед    Слотюк О.А.

2022 г.

г.о.Жуковский

Пояснительная записка

 

 Семья имеющая ребенка с ОВЗ — это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются  большей частью личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними,  а также специфическим положением  в семье ребёнка с ОВЗ,  которое объясняется  его нарушениями.

Актуальность создания гостиной обусловлена тем, что общество, не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.

Проблема социально-психологической адаптации детей с ОВЗ к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. Здоровый человек быстрее  приспосабливается   к окружающей среде, а для  того чтобы ребенок с ОВЗ смог адаптироваться в среде, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям этого ребенка, чтобы он чувствовал себя на равных со своими здоровыми сверстниками, и дома, и в общественных местах.

В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями области образовательной политики.

Государственная социальная политика на современном этапе направлена  на  утверждение такой точки зрения, при которой  ребенок, имеющий определенные ограничения своих возможностей, может достаточно активно участвовать во всех сферах социальной деятельности, должен иметь равные права и возможности с остальными членами общества.

Семья для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения, и  поэтому именно семья должна дать первый опыт общения «особому» ребёнку.

Поэтому данная программа – это  комплекс мероприятий, направленных не только на самого ребенка, но и на его окружение,  в первую очередь на его семью.

Предметом особого рассмотрения  в программе является изменение  отношения семьи к проблеме ребёнка и способам её решения.

Программа содержит  комплекс тех видов деятельности, которые решают задачи развития, обеспечивают активность взаимодействия ребёнка  с окружающим и динамический  контакт специалистов с ребёнком  и его семьёй. У всех участников этой деятельности формируется  единая точка зрения на проблему ребёнка, вырабатывается единство требований к её решению, распределяются функции. Взаимодействие  со специалистами и освоение  комплексной программы являются взаимодополняющими и взаимообогащающими компонентами тех ресурсов, которые необходимы родителям  для формирования  их родительской компетенции.

          Адресаты программы:

- дети с ограниченными  возможностями здоровья;

- родители «особых» детей;

- члены  семей, где воспитываются дети с ограниченными возможностями  здоровья.

Паспорт программы

Название программы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

родительской гостиной

«РАСТЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ»

Основания для разработки программы

Закон РФ «Об образовании в РФ», ФГОС

Разработчик и основные исполнители программы

Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог

Сроки реализации программы

Сентябрь 2022 г.- июнь 2023 г.

Адресат программы

- дети с ограниченными  возможностями здоровья (5-6 лет);

- родители «особых» детей;

- и члены  семей, где воспитываются дети с ограниченными возможностями  здоровья.

 Целевое назначение

  • Оказание комплексной психолого-педагогической помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (и другим членам семьи).
  • Коррекция нарушенных функций и развитие компенсаторных возможностей личности у ребенка с ОВЗ

Задачи

  • развивать педагогическую компетентность родителей имеющих детей с ОВЗ,
  • помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании  и развитии детей,
  • привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию ребенка,     
  • Формирование предпосылок к адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в социум по средствам индивидуального и дифференцированного подхода
  •  развитие   ребёнка на основе  формирования системы  практических навыков  и умений;
  •  расширение   социальных  контактов   семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; 
  • оптимизирование   родительской   позиции;
  • совершенствование   форм  социального партнёрства.

Основные направления программы

  1. Коррекционно-развивающее.
  2. Просветительское.
  3. Диагностическое.

Принципы реализации программы

  1. Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно- ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь
  2.  Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его образовательных потребностей, возможностей.
  3.  Принцип системности - обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития детей с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений.
  4. Принцип интегрированного подхода - предполагает интеграцию развития и коррекции путем включения в рабочую программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития ребенка
  5.  Принцип непрерывности - гарантирует непрерывность педагогической помощи детям с ОВЗ.
  6.  Принцип комплексного взаимодействия всех участников  в ходе реализации  программы- предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации программы.

Ожидаемый результат

  • повышение педагогической культуры родителей в области воспитания, развития и коррекции  детей с ОВЗ;
  • развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия  и обучение продуктивным способам разрешения семейных противоречий;
  • устранение или профилактика нарушения дестко-родительских отношений
  • формирование предпосылок для успешной адаптации детей с ОВЗ в обществе.

Количество занятий -10 (1 раз в месяц-последняя суббота месяца).

Продолжительность - детско-родительской гостиной-1,5 часа

Количество детей – 4-7 чел.

Категория детей - дети с ОВЗ со сложной структурой дефекта:

1 тотальное недоразвитие интеллектуальной сферы у ребенка с ДЦП и нарушением зрительного анализатора;

1 задержка познавательного развития, грубое нарушение речи (ОНР 1-П ур.,анамальное строение артикуляционного аппарата), тугоухость (восстановление), СДВГ.

1 задержка познавательного развития, грубая задержка речи, СДВГ.

1 тотальное недоразвитие интеллектуальной деятельности, нарушение зрительного анализатора.

Структура проведения детско-родительской гостиной.

Название

Краткое содержание

1.

Вводная часть.

Приветствие участников детско-родительской гостиной.

Совместные игры на сотрудничество и коммуникацию.

П.

Основная часть.

  1. Сюрпризный момент.

  1. Игры с использованием элементов логоритмики.

  1. Работа по секциям.

  1. Динамические паузы, психогимнастика.

(между секциями).

  1. Совместная творческая деятельность специалистов, родителей и детей.

Введение в тему.

Организация двигательной и речевой активности детей с музыкальным сопровождением.

Привлечение родителей к совместной деятельности.

Коррекционная деятельность в развивающих зонах по различным направлениям (логопед, дефектолог, спец.психолог)

Рече-двигательная деятельность детей и участников гостиной.

Снятие психо-эмоционального напряжения.

Продуктивная творческая деятельность (с использованием изобразительных средств, театрализованная деятельность, деятельность с использованием глины, пластилина, бросового материала и т.д.)

Ш.

Заключительная часть.

Обобщение темы. Подведение итогов. Выставка и анализ работ.

IV.

 Впечатления о проделанной работе.

Обсуждение с родителями методов и приемов психолого-педагогического подхода с целью их закрепления и использования  в повседневной жизни (в неформальной обстановке).

Содержание деятельности специалистов.

Учителя-логопеда

№ занятия

Содержание занятия

1.

Ритмическая разминка «Прогулка в лесу». Марш в рассыпную по залу, боковой галоп, ходьба на носочках, прыжки через «лужи», спокойная ходьба.

Пальчиковая гимнастика «Чудесный лес»:

Меж еловых мягких лап (развести пальцы рук)

Дождик ка, кап, кап. (постукиваем указательным пальчиком правой руки по ладошки левой)

Где сучок давно засох (вытянуть большой палец и мизинец)

Серый мох, мох, мох (шевелим пальцами обеих рук)

Где листок к листку прилип (раскрывать и закрывать ладони)

Вырос гриб, гриб, гриб (поочередно накрывать кулак ладошкой)

Кто нашел, его друзья? (показать открытые ладони обеих рук)

Это я, я, я!(показать указательный палец правой руки).

Речедвигательные упражнения. Дыхательно-артикуляционный тренинг.

Развитие речевого и не речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха. Дети имитируют дуновение ветерка, используя для этого различные фонемы.

У весны ветер ласковый и нежный, теплый – Ф-Ф-Ф

Улета жаркий, согревающий – Х-Х-Х,

У осени прохладный – С-С-С,

У зимы – холодный, студеный – В-В-В

2.

Двигательная разминка «Ходьба с хлопками».

Развитие слухового внимания, чувства ритма, способности передавать движениями динамические оттенки музыки. Дети шагают по кругу под маш и одновременно прохлопывают в ладоши каждый шаг. С изменением силы звучания музыки (тихо, громко) дети соответственно шагают бодро и хлопают громко, или шагают тихо и хлопают тихо. Логопед меняет силу звучания музыки на свое усмотрение.

Игровой массаж и пальчиковая гимнастика «Мимическая зарядка».

Выполнение мимических движений по подражанию, экспрессивное выражение эмоций. Логопед рассказывает стихотворение и показывает движения, а дети повторяют.

Здесь живет Хмурилка, (дети нахмурились, указательные пальцы около сведенных бровей)

Здесь живет Дразнилка, (Упражнение «Буратино» дети показывают языки)

Здесь живет Смешилка,(указательные пальчики на щеках, дети улыбаются)

Здесь живет Страшилка, (глаза широко открыты, руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, рот открыт)

Это носик Бибка! (указательные пальцы сведены на кончике носа)

А где твоя улыбка? (дети улыбаются)

Игра на развитие грам. строя «Назови ласково»

Нос – носик, щека – щечка, глаз – глазик и.т.д.

3.

Игра «Сигнальщики». Развитие быстроты и точности реакции на вербальные сигналы, умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.

Вот флажки – четыре цвета, нам игра знакома эта.

Желтый флаг я подниму – всех похлопать попрошу.

Флаг зеленый подниму – всех потопать попрошу.

Синий будем мы молчать,

Красный – все «ура» кричать.

Речедвигательные упражнения, дыхательно-артикуляционный тренинг.

«Говорливый ручеек». Развитие артикуляционной моторики. Дети беруться за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам – динь-динь-динь, по корягам – буль-буль-буль, по осоке – Ш-Ш-Ш».

Игра на развитие грам. строя «Один – много». Стол – столы, кукла-куклы, дом – дома и.т.д.

4.

Игра-миниатюра «Лесные сценки». Развивать умение действовать по представлению.

Дети сидят на стульях. Логопед предлагает по очереди изобразить действия лесных животных: белочка собирает грибы, лисичка крадется за зайцем, медвежата играют на поляне. При этом дети должны показать серию последовательных движений, отражающих определенные действия, изображать действия только при помощи мимики и жестов.

Подвижная игра «Лисонька, где ты?» (М.А.Касицына.Коррекционная ритмика с.93)

Игра «У кого – чей?». Употребление в речи относительных прилагательных (по картинкам).

У лисы  хвост (чей?) – лисий; У зайца лапа (чья?) – заячья; У медведя уши (чьи?) – медвежьи и.т.д.

5.

Ритмическое упражнение «Дождик» вырабатывает чувство ритма и темпа.

Логопед предлагает детям палочки, в лесу начался дождь и запел свою песенку. Логопед отстукивает определенный ритм, а дети должны его повторить. Затем дети могут сами придумывать свои ритмические рисунки.

Упражнение «Замри». Развитие чувства ритма, координации движений, преодоление двигательного автоматизма. Дети прыгают в соответствии с ритмом музыки, чередуя движения ног (в стороны-вместе) и сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам. Внезапно музыка останавливается и дети застывают в позе, на которую пришлась остановка в музыке. После того, как зазвучит музыка, дети вновь продолжают ыполнять упражнения. Рекомендуемое музыкальное произведение «Клоуны» Кабалевского.

Артикуляционная гимнастика для язычка перед зеркалом.

6.

Упражнение на развитие произвольного внимания. По музыкальному или речевому сигналу дети выполняют простые действия. Эти упражнения развивают внимание, его устойчивость, концентрацию и распределение. Упр. «Дождь и солнце» под музыкальное сопровождение. «Дождь» - Дети поднимают руки через стороны вверх и опускают их. «Солнце» - Дети приседают и поднимаются на носочках, руки на поясе.

Упражнения на развитие эиоционально-волевой сферы. Развивают выразительность и координацию движений, мимическую моторику, эмоциональность. Выполняются под музыку. Это упражнения на рисование в воздухе, на дорисовывание предметов с использованием предложенной детали, упражнения с элементами психогимнастики. Упр. «Бабочки» дети изображают полет бабочек, двигаясь по кругу или в рассыпную. Выбирается ребенок – «бабочка», который выполняет роль ведущего. Все дети выполняют движения этой бабочки. Или логопед показывает движения, а дети повторяют.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Способствуют совершенствованию умений управлять своими движениями. Понятия большей и меньшей силы мускулатурного напряжения соотносятся с понятием «громко» и «тихо» в музыке. «Натянутая струна», «Холодно».

Упражнения на развитие дыхания. Спосоюствует выработке правильного диафрагмального дыхания, достаточного продолжительного сильного и постепенного выдоха. Использеются упражнения , рекомендованные А.Н. Стрельниковой, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, дыхательную гимнастику с различием ротового и носового выдоха. Упражнения «Ладошки», «Наездники», «Кошка».

7.

Упражнение на развитие дикции и артикуляции. «Постучи в ворота». Проговаривание открытых и закрытых слогов с активным движением ведущей руки, имитирующей стук в ворота. (па-па-па, по-по-по, ап-ап-ап, оп-оп-оп).

Упражнения на развитие речевого внимания – «Покажи, где растет». Логопед перечисляет овощи и фрукты. Если это овощ, надо присесть. Если фрукт – подняться на носочки, руки поднять вверх.

Упражнения с элементами изодеятельности. Способствует развитию эмоционально-волевой сферы творческого воображения. Логопед раздает детям карточки с изображением окружности и фломастеры, дети дорисовывают овощи или фрукты под спокойную мелодию. Когда музыка замолкает, каждый выставляет свою картинку на наборное полотно и называет предмет, который получился.

8.

Упражнения на развитие фонематического восприятия. – «Будь внимательным».  Дети сидят, образуя круг на ковре. Логопед произносит ряд гласных звуков. Надо хлопнуть в ладоши, услышав определенный гласный звук.

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса. (Муз сопровождение – В. Шаинский «Голубой вагон») Лежа на ковре, руки вытянуты вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. На счет 1,2,3 – напрягать мышцы, 4- расслаблять.

Игры с предметом и речевым сопровождением. «Верни мяч и назови слово во множественном числе» (стол – столы, дерево – деревья, гнездо – гнезда).

9.

Игра «Так бывает или нет». Развивает логическое мышление, внимание. Примерные вопросы: Рыбы летают? Зимой холодно? Снег зеленый? Соль сладкая? Лед холодный? Ит.д.

Игра «Подбери пару предмету» Развивает мышление. Нужно объяснить, почему они подходят.

Упражнение на развитие диафрагмального дыхания.(Муз.Сопровождение – В. Шаинский «Белые кораблики».) Дети лежат на ковре с игрушкой на животе. На счет 1,2 делается вдох, игрушка подним. вверх, на 3,4 – выдох, игрушка опускается.

10.

Упражнения на различные виды ходьбы.(Муз. Сопровождение Ф Надененко, «Марш») Если звучит мелодия в высоком регистре, надо идти, высоко поднимая колени, если в низком – идти на носочках. Если темп быстрый – легко бежать, если медленный – подскоками.

Игра на произвольное внимание – «Кто за кем?» (Муз.Сопр. А. Ферро, «Гавот»).По залу расставлены стулья, дети свободно двигаются. Ребенок, которого назвал логопед, садится на стул. Когда все дети рассядутся, логопед им предлагает выйти из зала в том порядке, в котором он их называл.

Игра на развитие речи. Употребление простых предлогов. Логопед показывает картинку, на которой спрятались животные. Нужно назвать кто где находится. Мышка сидит под домом. Собака сидит перед домом. Кот стоит на крыше. Ворона летит над домом. Белка сидит в доме. И т.д.

                             Учителя-дефектолога

Формирование сенсорных эталонов

Формирование и развитие математических представлений

Формирование зрительно-моторной координации

Формирование причинно-следственных связей

1.

Формирование эталонов цвета (основных). Д/и “ погремушка для

Формирование представлений «один-много».

д/и«Гости»

«Ленивая восьмерка»

Сюжетные картинки (по Стребелевой «Формирование мыслительной деятельности у детей с отклонениями в развитии») с. 9

2.

Закрепление у детей представлений об основных цветах.

д/и «Разноцветные мишки»

Формирование представлений «один-много-два».

Д/и «посчитай-ка»

д/и «C какого дерева листочек?»

Сюжетные картинки (по Стребелевой «Формирование мыслительной деятельности у детей с отклонениями в развитии»)с.10-12

3.

Формирование и развитие представлений о круге и квадрате.

Д/и «Что на какую фигуру похоже»

Формирование понятий о составе числа из меньших. Сравнение групп предметов до 2-х. Уравнивание их.

«В гостях у Маши»

Д/ и «Кто во что играет?»

Сюжетные картинки (по Стребелевой «Формирование мыслительной деятельности у детей с отклонениями в развитии»)с.13-15

4.

Закрепление понятий о круге и квадрате. Формирование представлений о треугольнике. Сравнение геометрических фигур( выявление отличительных особенностей опытным путем)

Формирование представлений о  образовании числа 3. Сравнение групп предметов в пределах 3-х. Уравнивание. Счет по представлению.

Д/и «Сколько не стало?»

Д/и «Гараж для машины»

Д/ и «Развивай-ка» (что сначала, что потом).

«Домик»

5.

Формирование понятий «Маленький-большой». Сериационный ряд из матрешек (из 4 (5)-х).

Счет в пределах 4-х. Соотнесение количества предметов со счетом, на слух.

Д/и «Кто что ест»

Д/ и «Развивай-ка» (что сначала, что потом).

«Рыбка»

6.

Формирование понятий «Высокий-низкий»

Д/ и “Домики»

Счет в пределах 5-х. Соотнесение количества предметов со счетом, со счетной карточкой, на слух.

Д/и «Путаница»

Д/ и «Развивай-ка» (что сначала, что потом).

«Мащина»

7.

Формирование понятий «узкий-широкий»

Д/ и «Шарфики»

Счет в пределах 5-х. Соотнесение количества предметов со счетом, со счетной карточкой, на слух (закрепление материала)

Д/и «У кого какой шарик»

Д/ и «Развивай-ка» (что сначала, что потом).

«Мишка»

8.

Формирование понятий «толстый-тонкий»

Д/ и «Расставь деревья по порядку»

Знакомство с цифрой 1. Соотнесение с количеством, счетом, счетной карточкой.

«Найди детенышу маму»

9.

Формирование понятий «мокрый-сухой»

Знакомство с цифрой 2. Соотнесение с количеством, счетом, счетной карточкой.

Перекрестные движения

Серия сюжетных картинок «Весна»

10.

Закрепление пройденного материала.

Знакомство с цифрой 3. Соотнесение с количеством, счетом, счетной карточкой.

Перекрестные движения

Серия сюжетных картинок «Заяц и снеговик»

                                             Спец.психолога

Литература:

1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С.комаровой,М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп.-доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.

2.БаряеваЛ.Б.,Гаврилушкина О.П., ЗаринА.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.-СПб.: Издательство «СОЮЗ»,2003

3.Гусева М.Р., Дмитриев В.Г.,Плаксина Л.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. М.: «Просвещение», 1978 год.

4.Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001

5.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003. 

6. «Коррекционная ритмика», М.А. Касицина, И.Г. Бородина.М.2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект детско-родительского занятия в клубе "Вместе веселей"

Конспект совместного занятия в рамках клуба "Вместе веселей" для детей подготовительной к школе группы, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, и их родителей. Проведение совместных занятий...

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

Цель проекта: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого  развития детей....

Детско-родительское собрание "День здоровья вместе с папой, вместе с мамой!"

Обучение родителей использованию здоровьесберегающих технологий в условиях семьи....

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...

Детско-родительская студия «ИГРАЕМ ОБЩАЕМСЯ - ВМЕСТЕ РАЗВИВАЕМСЯ»

     Главным и труднопреодолимым препятствием в воспитании детей раннего возраста является их тяжелая адаптация к детскому саду, проживание возрастного кризиса развития, сопровож...

ПРОГРАММА Детско – родительского клуба «ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ»

Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности....

Работа детско-родительского клуба «Познаем мир вместе» как способ решения проблемных ситуаций в образовательном пространстве.

В настоящее время в центре внимания дошкольной педагогики оказывается открытая образовательная система, доступная для всех участников образовательного процесса. Одним из обязательных компонентов откры...