Дефектологическое обследование дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике

Алифанова Татьяна Юрьевна

Дефектолог - это коррекционный педагог и его основная задача: коррекция и компенсация существующих недостатков развития ребенка. Дефектолог проводит обследование особенностей развития, определяет  способность к обучению, организует работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей, развивает высшие психические функции. В данной разработке подобран материал для обследования дошкольников, отражен практический опыт по обследованию познавательной деятельности детей от 3 до 7 лет, учтены возрастные особенности данной группы. Содержание методической разработки будет интересно коррекционным педагогам, дефектологам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл defektologicheskoe_obsledovanie_doshkolnikov.docx14.29 КБ

Предварительный просмотр:

Дефектологическое обследование дошкольников

1.ФИО ____________________________________________________________

2. Дата рождения ___________________________________________________

3. Детский сад _____________________________________________________

4.Умение вступать в контакт: контактен, с трудом идет на контакт, замкнут, негативен.

5. Понимание обращённой речи: в полном объёме, на уровне фразы, не понимает сложные грамматические конструкции.

6.Уровень общей осведомлённости _________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Графо-моторные навыки:

Ведущая рука: правая, левая, амбидекстр.

Моторика кистей и пальцев рук: все движения выполняет правильно, моторика развита недостаточно, моторная неловкость__________________________________

8. Обследование пространственно-временных понятий и отношений:

Части суток: утро, день, вечер, ночь_________________________________

 Времена года: зима, весна, лето, осень_______________________________

 Дни недели ______________________________________________________

 Схема собственного тела__________________________________________

 Понимание понятий: далеко __, близко__, напротив__, между__, налево__, вверх__

9. Исследование конструктивного праксиса и ручной умелости:

Собери башню__________________________________________________________ Построй мебель для куклы_____, дом из палочек____, Танграм_________________

10.Сформированность сенсорных эталонов:

Цвет: определяет, затрудняется

Красный ____, зеленый____, синий ____, желтый ____, оттенки _________________

Форма: определяет, затрудняется.

Круг ____, квадрат ____, треугольник ____, прямоугольник ____, овал ____.

Величина (складывание матрёшки, пирамидки, чашечек) ________________________________________________________________________

11. Исследование памяти: соответствует возрасту, снижен объём кратковременной памяти, долговременной памяти.

А) Объём слухоречевой памяти:

 1) Запомни слова, повтори: дом, кот, рука, сын, мыло__________________________

Конь, каша, машина, брат, кот, окно, рука, стол, мост, цветок____________________

Какое слово встречается чаще других: тучи, снег, зима, окно, лицо, мак, зима, дочка, мама, зима, стол, дерево, зима __________________________________

Послушай предложение, повтори: Летом в лесу было много ягод и грибов. ________________________________________________________________________

Б) Зрительная память:

        1) Запомни, что нарисовано (круг, квадрат, треугольник), назови_____________

        2) Что изменилось? ___________________________________________________

12. Исследование внимания: соответствует возрасту, неустойчивое, часто отвлекается.

 Рассмотри картинку. Какие предметы на ней спрятались? ______________________

 Найди одинаковые предметы ______________________________________________

 Скажи, чем отличаются? __________________________________________________

 Корректурная проба______________________________________________________

13. Исследование мышления: соответствует возрасту, развито недостаточно.

 Подбери заплатку к коврику ______________________________________________

 Разрезные картинки ______________________________________________________

 Что любят животные, нарисованные на картинке? ____________________________

 4-ый лишний____________________________________________________________ Сравнение понятий: девочка – кукла, мяч – арбуз, птица – самолет, утка – лодка____________________________________________________________________

Понимание смысла сюжетной картинки_____________________________________

14. Обследование импрессивной и экспрессивной стороны речи:

Беседа _________________________________________________________________ Автоматизированная речь_________________________________________________ Составление рассказа по серии сюжетных картинок____________________________

15. Исследование элементарных математических представлений:

Покажи, каких предметов больше (меньше)? __________________________________

Сравни 3-4 предмета по величине ___________________________________________

Найди много предметов и один  _____________________________________________

Счет: прямой до 10___________________, обратный____________________________

Пересчитывание предметов с называнием итога (Сколько всего?)________________

Сформированность цифрового гнозиса______________________________________

16. Чтение: побуквенное, послоговое, медленное, целыми словами, угадывающее, плавное, монотонное, выразительное_________________________________________

17. Особенности эмоционально-волевой сферы ________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Заключение______________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Дефектолог________________________________Дата обследования______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие "Дефектологическое обследование воспитанников детского дома дошкольного возраста"

Это авторское учебно-методическое пособие разработаное  мною, я использую при проведении дефектологического обследования воспинанников детского дома дошкольного возраста.В связи с особенностями р...

Образец карты дефектологического обследования.

Данное пособие может быть полезным для дефектологов. Карта содержит примерный план дефектологического обследования и приложения для разных возрастов для обследования мелкой моторики....

Особенности дефектологического обследования ребенка дошкольного возраста на базе ГБУ ЦДК СПб.

В данной презентации раскрываются основные принципы, лежащие в основе обследования учителем-дефектологом  детей ранего и дошкольного возраста, обращающихся за помощью в Центр диагнгостики и консу...

Примерны бланков дефектологического обследования

бланки дефектологического обследования от 3 до 8 лет...

Дефектологическое обследование от 2-8 лет

Дефектологическое обследованиеВозраст 3 года1.Умение вступать в контакт _______________________________________________________________________________________________________________________2.Сведени...

Дефектологическое обследование детей с ЛИН, УТИН, сложной структурой дефекта

Диагностическая работа дефектолога построена согласно требованиям к базовому содержанию дошкольных образовательных программ ФГОС для детей с ОВЗ....

Методики дефектологического обследования детей раннего и дошкольного возраста

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ раннего возраста Стребелева Е.А.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-4 ЛЕТ  Стребелева Е.А. ПСИХОЛОГО...