Дидактическое пособие «Загадочные круги» (Круги Луллия)
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ощепкова Наталья Викторовна

Актуальность: Старший дошкольный возраст - это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающем мире, что способствует формированию потребностей у ребенка в общении и познании. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности на основе собственных представлений. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе. Понятие развития речемыслительной деятельности включает в себя формирование процессов мышления, речи, общения, которые неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены (Л.С. Выготский). Многолетние исследования состояния речемыслительных процессов у детей с нарушениями речи выявило ряд особенностей: • отмечается неспособность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; • с трудом развивается способность классифицировать информацию, умение пользоваться знаниями; • обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии и связаны с тяжестью речевого дефекта. Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ поставила перед педагогами целую систему задач по развитию и коррекции речемыслительной деятельности: 1. Развивать мыслительные операции (соотнесение признаков с предметами и явлениями, соотнесение предметов и явлений по степени выраженности признака, классификация, сравнение, анализ отношений между предметами и явлениями – аналогии). 2. Развивать способность выделять существенные признаки предметов и явлений. 3. Побуждать к переходу от использования готовых связей между объектами к самостоятельному их открытию (установление логических, в том числе причинно–следственных связей, поиск новых связей между предметами и явлениями и т. д.). 4. Стимулировать стремление объяснять происходящее и рассуждать (нахождение причин событий, определение последовательности событий, опровержение ложных суждений и т. д.). 5. Формирование умения задавать вопросы (произвольная постановка вопроса, переход от вопросов устанавливающего типа к вопросам–гипотезам, осуществление целенаправленного поиска неизвестного с помощью вопроса и т. д.). 6. Формировать умение понимать скрытый смысл предметов и явлений, умение видеть с разных точек зрения. 7. Развивать планирующую и регулирующую функции речи (действие по словесной инструкции, составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, картинки, упражнение в речевом формулировании алгоритма детей). Как активизировать речемыслительную деятельность ребенка и можно ли использовать для этого педагогические приемы? Можно и нужно. Нам известно положение о том, что в дошкольный период ведущей является игровая деятельность, а наиболее эффективной для обучения – практическая. Сочетание данных видов деятельности представлено нами в дидактическом пособии «Загадочные круги».

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon zagadochnye_krugi_krugi_lulliya.pdf1.02 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие по типу кругов Луллия «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникационные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удиви...

Дидактическое пособие для дошкольников "Круги ЛУЛЛИЯ" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с№6 город Чебаркуль 2016год

Дидактическая игра "Круги Луллия" работает по двум направлениям:1. Закрепляет и уточняет уже имеющиеся у ребёнка знания;2. Развивает воображение, фантазию и творчество....

Дидактические игры на основе кругов Луллия.

Дидактические игры на основе кругов Луллия.Автор: Щепкина Татьяна  Викторовна. Воспитатель  средней группыМБДОУ №5, г.Сорочинск.  Предлагаю вашему вниманию игры и пособия...

Дидактическая игра на основе кругов "Луллия" "Угадай узор"

Данное пособие предназначено для реализации в старшей группе ДОУ....

Дидактическая игра на основе кругов "Луллия" "Назови узор матрёшки"

Данное пособие предназначено для реализации в старшей группе ДОУ....

Дидактическая игра на основе кругов «Луллия». «Что из чего сделано»

Данное пособие предназначено для реализации детям от 4 до 7 лет....

Дидактическая игра на основе кругов «Луллия». «Размен монет»

Данное пособие предназначено для реализации детям от 5 до 7 лет....