Консультация для родителей. «Игры и упражнения с неговорящими детьми».
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа)

Тарасова Оксана Владимировна

Материал будет полезен логопедам и родителям при организации занятий с ребенком. Так же этот материал могут использовать воспитатели для занятий с неговорящими детьми в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_s_negovoryashchimi_detmi.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей. «Игры и упражнения с неговорящими детьми».

Подготовила учитель-логопед Тарасова О.В.

Каждому родителю очень важно и полезно знать как у ребенка в норме развивается речь.  

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — это очень важный период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе.  Считается, что в норме речь ребенка развивается постепенно, в зависимости от его возраста и под влиянием близких взрослых.

Уже с первых месяцев жизни ребенок начинает проявлять интерес к взрослому, эмоционально откликается на его появление, формируется избирательное внимание к речи окружающих. В норме у ребенка в 2-3 мес. появляется гуление. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией. В 7-9 мес. Появляется лепет. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: "ля-ля-ля", "ба-ба-ба", "ма-ма-ма".

К концу первого года своей жизни ребенок способен распознать в словах знакомые предмет или человека (например, услышав название любимой игрушки, может указать на нее пальцем). Позднее малыш требует от родителей назвать все предметы, которые ему незнакомы и на которые он укажет. Этот период носит название развитие предметной речи.

В 1 год или чуть позже у ребенка появляется Осмысленная речь. В этом возрасте словарь ребенка включает 10-12 слов и продолжает постепенно пополняться. Поскольку малыш копирует речь взрослых, очень важно разговаривать с ребенком много, четко и правильно.

Период от года до трех лет характеризуется появлением первых фраз. В 2 года малыш знает около 250 слов, а в 3 – около 900. Он уже полноценно общается и верно произносит большинство звуков.

На следующем этапе речевого развития (от 3 до 7 лет) словарь ребенка включает уже 3000 слов, фразы становятся более развернутыми и сложными. Дошкольник способен осознать свои ошибки в речи и исправить их.

При переходе на этап школьного обучения речь ребенка завершает свое основное развитие. Он способен вести диалог, соблюдая все грамматические нормы и правила, и начинает осваивать письменную речь (чтение и письмо).

Однако очень часто у ребенка возникает задержка развития речи.

Выделяют следующие причины нарушения речевого развития

  1. Патологии беременности и родов (ЭКО, угроза прерывания беременности, заболевания матери во время беременности, травмы во время родов и др.).
  2. Различные негативные факторы, которые влияли на ребенка в период от рождения до момента обращения к специалистам (травмы, интоксикации, стресс, различные заболевания инфекционные и соматические и т.д.).
  3. Среда, в которой развивается и воспитывается ребенок (пед. запущенность, гиперопека).

Важно, вовремя определить нарушения в развитии речи ребенка и как можно раньше обратиться к специалистам за помощью.

Признаки нарушения речи детей:

  1. В 2-3 года ребенок не пытается говорить. На первом году жизни малыш не издает никаких звуков, кроме плача.
  2. У ребенка отсутствует интереса к речи взрослых.
  3. В год малыш не понимает смысл наиболее часто употребляемых слов. Словарный запас со временем не расширяется.
  4. Малыш испытывает затруднения при общении со сверстниками или не хочет идти на контакт.
  5.  Есть сложности при обучении, усвоении нового материала.
  6.  Ребенок не обращается ко взрослым, пытается избегать контакта и все делать самостоятельно.
  7. Слова, которые произносит ребенок, сложно понять, при попытках правильно произнести звук ничего не получается.

При малейших подозрениях на задержку развития речи ребенка рекомендуется обратиться за помощью к специалистам:

  1. Посетить невролога или психиатра, чтобы исключить органические причины.
  2. Сходить на консультацию к логопеду в саду, в центре.

Как только станет понятно, что у ребенка наблюдается задержка в развитии речи, взрослым необходимо принять эти особенности ребенка и как можно раньше начать проводить мероприятия по коррекции этих нарушений.

Чем раньше будет оказана логопедическая помощь ребенку, тем выше вероятность преодоления речевых нарушений. Конечно, нужно быть готовыми у тому, что времени и сил на это понадобится много. Но результаты Вас очень порадуют.

Для этого нужно обратиться за помощью к логопедам, психологам, дефектологам. Но не всегда у родителей есть возможность это сделать быстро.  

Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения, направленные на вызывание («запуск») речи детей.

Примеры игр и упражнения для «запуска речи» детей.

  1. Дыхательные упражнения.

Основой речевого высказывания является речевой выдох. Поэтому важно включать в занятия с ребенком различные игры и упражнения по развитию воздушной струи.

  1. Сдувание ватки, пёрышка, маленькой салфетки с ладошки.
  2. Упражнение «Снежинка».

Взрослый вырезает снежинку из бумаги. Привязывает небольшую веревочку к ней. Затем декламирует стихотворение и стимулирует ребенка дуть на неё.

Я летаю, я сверкаю.

И кружусь, кружусь, кружусь.

Я желанья исполняю тем,

Кому на нос ложусь.

  1. Игра с мыльными пузырями.

Очень важно контролировать выдох ребенка. Он должен быть целенаправленным, именно в губы, а не в щеки.

При затруднении на первых этапах работы можно использовать коктейльные трубочки.

  1. Коммуникативная игра «Да/нет».

Цель игры: научить ребенка отвечать «да/нет» доступным ему способом.

Взрослый протягивает ребенку желаемый предмет, спрашивает: «Хочешь?» (делает паузу», затем эмоционально отвечает сам «Да/нет», подкрепляю свой ответ движением головы и жестом. Затем предлагает ребенку дать ответ самостоятельно. Возможно, повторить придется не один раз.

  1. Упражнение «Послушай и сделай.

Цель игры: научить ребенка соблюдать очередность действий

Взрослый раскладывает на полу «кочки» (можно заменить подушками, ортопедическими ковриками, обычными листами бумаги). Ребенок прыгает по ним, взрослый предваряет каждый прыжок словом «Прыг!» («Опа!»). В этом упражнении хорошо поменяться ролями. Пусть ребенок тоже будет подавать сигнал перед прыжком взрослого.

  1. Упражнение, направленное на мотивацию к активной деятельности.

Цель: мотивировать ребенка к активной деятельности и к речевому высказыванию.

Взрослый называет произносит команду («Лети», «Беги», «Бей» в зависимости от того, какую игрушку он использует), после чего активируется игрушка с вау-эффектом (что-то взлетает, бежит, едет, стреляет и т.д.). После нескольких повторений взрослый предлагает ребенку самостоятельно подать сигнал, а взрослый в ответ на него активирует игрушку.

Ребенок должен понять, что речевое высказывание приводит к определённым действиям игрушки.

  1. Игра «Дождь».

Цель: активизация речевого высказывания.

Взрослый предлагает ребенку поиграть с игрушками. Игрушки и дополнительное оборудование взрослый готовит заранее.

На полянке из кубиков (конструктора) взрослый предлагает построить домик. На домик пришли посмотреть разные игрушки (любые любимые игрушки ребенка).

И вдруг начался дождь. Взрослый неожиданно начинает брызгать игрушки из пульверизатора. Игрушкам нужно спрятаться. Взрослый побуждает одну игрушку спрятаться в дом: «Беги сюда» и демонстрирует, как игрушка прячется в домике. Затем стимулирует ребенка побудить речевым высказыванием другие игрушки.

  1. Наращивание словаря междометий.

Эти упражнения родитель может выполнять без вспомогательных средств, просто включая междометия в повседневную жизнь ребенка.  

Слова, которые можно использовать:

- Ай, Ой, Эй!

-Ну-ну-ну!

- Фу!

- На!

- Дай!

- Этот, эти, эта!

- Вот!

- Тут! Там!

- Опа!

- Бах!

- Ого! И т.д.

7. Игры на развитие пассивного и активного словаря ребенка.

  1. Игра «Прятки».

Цель: расширять пассивный словарь ребенка, стимулировать самостоятельность высказываний ребенка.

Взрослый или ребенок находит заранее спрятанные игрушки или картинки. Можно использовать для этого ёмкости с крупой, камушками, сеном, кофе и т.д. Родитель эмоционально их называет, стимулируя высказывание ребенка: «Эта киса, эта миша, это зая и т.д.».

Можно на глазах у ребенка спрятать игрушки обратно и попросить найти кису, мишу, заю и т.д. Действия ребенка можно комментировать фразой «Киса тут, зая тут  ит.д.»

  1. Игра «Послушай – повтори».

Цель: расширять словарь глаголов.

Взрослый выкладывает перед ребенком несколько однотипных предметов (например, машины) и даёт команду к действию. Если ребенок не реагирует, взрослый дает сначала жестовую, затем физическую подсказку (подталкивает к действию).

Эта игра может иметь несколько уровней сложности. На начальных этапах действие, которое должен выполнить ребенок должно быть одно. После того, как ребенок самостоятельно выполняет действие взрослого по команде, можно ввести второй (третий) предмет. Например, можно использовать мяч. Игра повторяется, но теперь вводится команда «Бей».

В дальнейшем команды действий ребенка можно разнообразить: «Хватай!» (игрушку), «Звони!» (колокольчик), «Стучи!» (молоток) и т.д.

Для того, чтобы занятия были продуктивными, родителям необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Ребенок должен играть, а не заниматься! Основным видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра. Ребенку должно нравится то, чем он с вами занимается.
  2. Положительные эмоции! Во время взаимодействия с ребенком, родитель должен быть эмоциональным. Активно проявлять эмоции, заражать ребенка ими.
  3. Регулярность. Постарайтесь организовать режим жизни ребенка таким образом, чтобы занятия проходили в первую половину дня и регулярно. Это важно!
  4. Оценивайте возможности ребенка адекватно. Подбирайте игры и упражнения доступные возможностям ребенка.
  5. Верьте в результат. Важно замечать не ошибки, а положительную динамику в развитии ребенка. Пусть это будут небольшие шаги, но они будут постепенными и продуктивными.

Желаем Вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения с неговорящими детьми.

Подборка игр на развитие слухового внимания, понимания речи, артикуляционная, пальчиковая и дыхательные гимнастики, игры на уточнение и расширение пассивного словаря детей и т.д....

Дидактические игры и упражнения с неговорящими детьми

Подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, появилось желание что-то сказать&hel...

Дидактические игры и упражнения с неговорящими детьми

Дидактические игры и упражнения с неговорящими детьми...

Игры и упражнения с неговорящими детьми

Игры на развитие понимания речи.Основная задача воздействия заключается в накоплении пассивного     словарного запаса. Детям предлагают  запомнить, как называются:-их игрушки,...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Дидактические игры и упражнения с неговорящими детьми»

Подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, появилось желание что-то сказать&hel...

Игры и упражнения с неговорящими детьми

Родителям стоит забеспокоиться, если ребенок не начал разговаривать в 2-3 года. Однако паниковать не нужно. Часто взрослым просто не хватает времени на дополнительные упражнения и обучение малыша, что...

Дидактические игры и упражнения с неговорящими детьми

Подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, появилось желание что-то сказать&hel...