ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ ЖИЗНЕННЫМ НАВЫКАМ.
статья по коррекционной педагогике

Бедрина Анна Александровна

Многие родители мечтаю, чтобы их любимые дети поскорее выросли и стали самостоятельными, чтобы как можно быстрее приобрели, так называемые, жизненные компетенции. Жизненные компетенции - это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. А как же обучить необходимым навыкам детей с ОВЗ, они, что никогда не будут самостоятельными? Такой вопрос задают многие родители детей с ОВЗ, ответ прост - все возможно, нужно только приложить усилия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bedrina_a.a.docx240.92 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ  ЖИЗНЕННЫМ НАВЫКАМ.

Бедрина Анна Александровна

учитель-дефектолог МБДОУ « Детский сад № 99», г. Иваново.

Многие родители мечтаю, чтобы их любимые дети поскорее выросли и стали самостоятельными, чтобы как можно быстрее приобрели, так называемые, жизненные компетенции. Жизненные компетенции - это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. А как же обучить необходимым навыкам детей с ОВЗ, они, что никогда не будут самостоятельными? Такой вопрос задают многие родители детей с ОВЗ, ответ прост - все возможно, нужно только приложить усилия.

Педагогика Монтессори, сенситивные периоды, алгоритм последовательности действий, естественные последствия.

Обучение навыкам самообслуживания является одной из приоритетных направлений в развитии  детей раннего возраста. К сожалению, сейчас, в наше время большинство родителей делают упор на развитие  академических навыков у детей, что в корне не имеет смысла без овладения, например, элементарными навыками гигиены. Современное общество диктует свои правила воспитания, задает свой образец.  Дети до 3-4 лет ходят в памперсах, пользуются соской, не умеют пить из кружки, список можно продолжать бесконечно. Все это в совокупности приводит к дисбалансу в развитии ребенка, и к возможным проблемам в будущем.

В вопросах обучения жизненным компетенциям детей с ОВЗ и нормотипичных детей нет существенной разницы. Главная задача - не пропустить сенситивные периоды развития. Сенситивные периоды - это  периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности.

Одним из ведущих представителей данной теории является Мария Монтессори. Мария Монтессори считала, что  мы, взрослые, не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но обязаны:

  1. знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности;
  2. наблюдать, замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка;
  3. предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду.

Мне близок подход Марии Монтессори в вопросах развития детей. Ее принципы, которые она использовала в педагогике просты и понятны, а также  применимы во всех областях развития ребенка. Давайте рассмотрим их.

- Принцип нормализации заключается в процессе максимальной оптимизации развития ребенка, в ходе которого в его развитии устраняются отклонения девиантного характера, за счет свободной работы в специально подготовленной среде.

-Принцип возрастной периодизации. М. Монтессори выделила 3 основных периода в развитии ребенка. С рождения до 3-х лет ребенок «впитывает» свое окружение помощью органов чувств. В период с 3-х до 6 лет ребенок являлся «строителем самого себя». В этот период ребенок хочет быть максимально самостоятельным. В возрасте от 6 до 9 лет ребенка можно назвать «исследователем окружающего мира». Происходит его ориентация на мир посредством собственной деятельности. Данный период активного становления социальных отношений между детьми, детьми и взрослыми.

-Принцип сенситивных периодов детства.  М. Монтессори выделяла следующие периоды:

  • Сенситивный период развития движений (от 1 года до 4 лет)
  • Сенситивный период развития речи (от 1 года до 6 лет)
  • Сенситивный период сенсорного развития (от рождения до 6 лет)
  • Сенситивный период развития руки и интереса к мелким предметам (от 1.2 до 6 лет).

 - Принцип свободного развития в подготовленной среде. Состоит в  изменение подхода к воспитанию: приоритетность самовоспитания ребенка в условиях свободного выбора деятельности, средств и времени для неё, партнеров по работе в подготовленной педагогом среде.

Рассмотрев принципы Монтессори педагогики,  переходим к  основным аспектам обучения детей с ОВЗ  жизненным компетенциям.

Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развитии речи, тонкой моторики и зрительно - моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

При обычном варианте развития ребенок по мере своего взросления постепенно овладевает всеми навыками самообслуживания. Эти умения и навыки он приобретает в основном, подражая взрослым. Для закрепления и развития гигиенических навыков нужно использовать  эти  подражательные способности детей. Ребенок, как ему ни объясняй, не поймет смысла полоскания рта и чистки зубов, но он всегда повторит и довольно ловко исполнит эти действия за взрослым.

У детей с ОВЗ  формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Только через подражание, усвоение образца навыка у таких детей не формируются. В основу этой работы входит пошаговое обучение навыкам самообслуживания. Преимущество пошаговой системы состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка с особенностями развития определенному навыку именно в том возрасте и в том объеме, в котором этот навык формируется в случае нормального развития. Для этого определяется уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг, которому надо ребенка обучать. Используется система поощрений (внимание, пищевое подкрепление — любимая еда или питье, любимые занятия и т.п.). Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту, а затем — к инструкции.

 Выделяют основные правила обучения жизненным компетенциям ребенка с овз.

 1. Важно учитывать возрастные периоды развития ребенка, его физические возможности и особенности.

2. Ребенку должно быть психологически комфортно, действия взрослого должны быть тактичными и продуманными, излишняя опека, чрезмерная забота и суета здесь не нужны.

3.В освоение любых навыков ребенок должен видеть границы, начало и конец своей деятельности.

4. Вся практическая среда должна полностью соответствовать росту ребенка, быть ему удобной, интересной.

5.Обязательно учить  ребенка исправлять естественные последствия своей деятельности во всем,  никогда не ругать ребенка.

6.Создавать ситуацию успеха и поощрять за выполненное задание.

7.Создать дома  элементы среды, которые помогут ребенку в развитие этих навыков.

Любой ребенок с ОВЗ или нет,  хочет быть самостоятельным, а самое главное он может им быть, главная задача, нас взрослых, открыть эту дверь в мир свободы и независимости. Создать специальную среду для развития этих навыков, сформировать у ребенка чувство успеха и понимания того, что он делает.

Библиографический список.

1. Андрущенко Н. В. Монтессори-педагогика и монтессори-терапия. —

СПб.: Речь, 2010. — 315 с.

2. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори: популярные развивающие методики. – М.: ЭКСМО, 2008. – 224 с.

3. Сорокова М. Г. Система М. Монтессори: Теория и практика. — М.:

Academia, 2007. — 384

4. Фаусек Ю. И. Педагогика Марии Монтессори. — М.: Генезис, 2007. —

368 с.

D:\разные дети\3 встреча\проект 3 встреча\изображение_viber_2021-03-18_15-00-03.jpg D:\разные дети\4 встреча\24.03.2021 4 встреча Иваново (22).jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс – семинар «Обучение детей умениям и навыкам исследовательской деятельности»

Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, твор...

Планирование обучения детей старшей группы навыкам самообслуживания

Материал паможет воспитателям планировать работу по обучению детей старшей группы навкам самообслуживания...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей культурно-гигиеническим навыкам. Тема: "Чисто жить - здоровым быть"

- учить детей принимать предложенный образ и соответственно себя вести;- продолжать формировать у детей представление о личной гигиене, её влиянии на здоровье;- дать детям информацию о микробах,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей культурно-гигиеническим навыкам. Тема: Здоровье впорядке - спасибо зарядке.

- дать детям представления о том, что упражнения по сложности выполнения бывают разными. В начале надо выполнять упражнения полегче, а затем приступать к более сложным;- формировать желание выпо...

Конспект по обучению детей культурно-гигиенических навыков. Тема: Зачем нужны полотенца.

дать детям информацию о полотенце, как о предмете личной гигиены; учить детей технике мытья рук; закреплять представления о личной гигиене, микробах и их влиянии на человека....

Конспеки по обучению детей культурно-гигиенических навыкам. Тема: носовой платок.

Познакомить детей с назначением носового платка, убедить в необходимости всегда иметь его при себе, развивать мелкую моторику рук...

Обучение детей культурно - гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания

В материале представлены возрастные показатели развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Даны алгоритмы обучения детей самостоятельности, которые бу...