Комплексы индивидуальных занятий для ребенка с РАС
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)

Батанина Ольга Александровна

В материале представлены примерные конспекты домашних заданий для ребенка с РАС для отработки формируемых навыков на коррекционно-развивающих занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_zanyatiy_po_rabote_s_ras.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы индивидуальных занятий для ребенка с РАС

(Примерные конспекты домашних заданий для отработки формируемых навыков на коррекционно-развивающих занятиях)

Занятие № 1

  • Артикуляционная гимнастика:
  • Пальчиковая гимнастика:

3. Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)

Для работы с пластичными материалами следует обучить ребенка некоторым навыкам работы с ними:

  • Мнем и отщипываем.
  • Надавливаем и размазываем.
  • Скатываем шарики, раскатываем колбаски.
  • Режем на кусочки.

4. Игры с движениями и тактильными ощущениями

Поскольку прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка неприятными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до него. Будьте терпеливы и тактичны и дождитесь момента, когда ребенок первый проявит инициативу.

  • Тормошение, возня

Обычно происходит на полу или диване, и ребенок является инициатором этой игры. Во время подобных игр можно валяться, обниматься, толкаться, кататься, щекотаться и т.п.

  • Догоню – догоню, поймаю - поймаю

Делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, а он убегает. Предложите ему вариант игры наоборот — пускай он попробует догнать вас. Однако этот вариант очень сложен для аутичного ребенка, т.к. требует от него большей активности и произвольности действий.

  • Змейка

Возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.

  • Самолетик

Покружите ребенка в воздухе — «Полетели, полетели!», затем опустите на диван или на пол—«Приземлились...»

Поощряйте успехи ребенка наградами!

 

Занятие № 2

1.Артикуляционная гимнастика:

2.Пальчиковая гимнастика:

3.ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком:

Ляля, Киса, Зая, би-би.

Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:

Что я убрала?

Ребёнок отвечает:

БИ-БИ. и т.п.

4.Покажите ребенку фотографии членов семьи.

Задавайте ребёнку вопросы:

Где мама?

Где папа?

Где баба? И т.д.

Пусть показывает и называет.

Подберите фотографии для составления простых предложений:

Мама идёт.

Папа сидит. И т.д.

Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно.

5. Динамическая пауза:

Включить аудиозапись Екатерина Железнова «Мы ногами топ, топ, топ»

Ребенок выполняет движения с родителем.

Мы ногами топ-топ-топ (топают ногами)

Мы руками хлоп – хлоп – хлоп - хлоп (хлопки руками)

И туда и сюда повернемся без труда (поворот вокруг себя)

Мы головками кивнем (наклоны головы)

Дружно ручками махнем (руками вверх)

И туда и сюда повернемся без труда (поворот вокруг себя)

Мы подпрыгнем высоко (прыгают на месте)

Прыгать вместе так легко

И туда и сюда, повернемся без труда( поворот вокруг себя)

6. Игра Сортируем по цвету.

Берем коробки разных цветов, вырезаем из картона кружки. Раскладываем кружки с проговариванием цвета. Учим цвета и развиваем пальчики!

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

 

Занятие № 3

  • Артикуляционная гимнастика: повторить
  • Пальчиковая гимнастика: повторить

3. Предметная игра -она учит ребенка обращать внимание на характеристики объектов, устанавливать контакт со взрослым для совместной игры

«Мячик, катись!»

Родитель садиться напротив ребенка на полу, и толкает мяч по направлению к нему. Нужно дать инструкцию вернуть мячик таким же образом..

4. Игра «Вверх, вниз, в сторону» - улучшение моторной имитации и осознание своего тела, понимание движений "вверх", "в сторону" и "вниз".

Задание: подражать простым движениям рук без поддержки

 Встаньте напротив Олега и скажите: "Посмотри сюда, Олег!". Поднимите обе руки вверх со словами: "Руки вверх!". Если он не реагирует, то поднимите его руки над головой, подержите их одну минуту и повторите: "Руки вверх!". Держите свои руки над головой, в то время как он делает то же и повторяйте: "Руки вверх!". Опустите руки вниз, велите ему сделать то же самое. Повторите еще раз: "Руки вниз!" - в то время как Вы и Олег опускаете руки. Затем вытяните обе руки в стороны и скажите: "Руки в стороны!". Попытайтесь достичь того, чтобы Олег подражал Вам без оказания ему помощи. Когда он будет увереннее, случайно проделайте движение руками без речевых указаний или сделайте указание, не делая при этом движений. Понаблюдайте, начинает ли он ждать движения или требования.

5. Сортируем по цвету.

Берем коробки разных цветов, вырезаем из картона прямоугольники или подойдет даже конструктор и просим ребенка для каждого цвета подобрать прищепки такого же цвета и прищепить их! Учим цвета и развиваем пальчики!

Сортируем по цвету

6. Рисование:

Задание: 2-3 секунды рисовать (царапать) карандашом на большом листе бумаги

Материал: карандаши, бумага

Сядьте за стол напротив Олега. Положите 1 карандаш перед ним, а другой оставьте себе. Положите большой лист бумаги между собой и Олегом так, чтобы он мог хорошо дотянуться до бумаги и карандаша. Затем в течение 2-3 секунд пишите каракули на бумаге. Вложите Олегу карандаш в кулак и помогите ему также писать каракули в течение 2-3 секунд. Похвалите его и положите на стол новый лист бумаги. Повторите это действие: однако на этот раз попытайтесь чтобы он царапал без Вашей помощи. Если он не пытается Вам подражать, то возьмите его руку и помогите ему.

Если он начинает регулярно подражать Вам, то изменяйте формы каракуль: делайте круговые движения, точки или рисуйте горизонтальные линии. Учите Олега делать такие же действия

 

ЗАНЯТИЕ № 4

1. Артикуляционная гимнастика:

Широко открываем рот, громко поём:

  • А-а-а!
  • Как мама укачивает малыша?
  • А-а-а!

Округляем губы, громко поём:

  • О-о-о!
  • Как плачет мальчик, у которого болит зуб?
  • О-о-о!

Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:

  • У-у-у!
  • Как гудит пароход?
  • У-у-у

2. Пальчиковая гимнастика: Цель: активизировать движения пальцев рук, формировать положительный эмоциональный настрой на занятия со взрослым.

Взрослый действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:

Сорока - сорока Кашку варила, Деток кормила.

Этому дала (по очереди загибаются мизинец),

Этому дала(безымянный),

Этому дала (средний),

Этому дала (указательный),

Этому дала (большой пальцы).

3. Рассматривание фотографий, иллюстраций семейных альбомов «Моя семья».

- формирование представлений ребенка о себе и родных людях; формирование умения узнавать и показывать себя в зеркале

- задаем вопрос:- «Это кто»?

( называете членов семьи (мама, папа, баба, дед, Олег)

Задаются вопросы: Кто маленький? (Олег).

Кто большой? (мама, папа, баба, дед).

Мама какая? (Большая)

Папа какой? (Большой)

Кто стоит? Кто сидит? Кто играет? Кто рисует? Кто готовит?

При необходимости повторное проговаривание. Использование указательного жеста

4. Игра «Кто ушел?» (по картинкам членов семьи).

Взрослый закрывает фотографию мамы.

- Кто ушел? проговаривание «Мама ушла»

- Кто ушел? проговаривание «Папа ушел»

5. Динамическая пауза:

Включить аудиозапись Екатерина Железнова «Мы ногами топ, топ, топ»

Ребенок выполняет движения с родителем.

Мы ногами топ-топ-топ (топают ногами)

Мы руками хлоп – хлоп – хлоп - хлоп (хлопки руками)

И туда и сюда повернемся без труда (поворот вокруг себя)

Мы головками кивнем (наклоны головы)

Дружно ручками махнем (руками вверх)

И туда и сюда повернемся без труда (поворот вокруг себя)

Мы подпрыгнем высоко (прыгают на месте)

Прыгать вместе так легко

И туда и сюда, повернемся без труда( поворот вокруг себя)

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

 

ЗАНЯТИЕ № 5

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика:

- активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать

положительный настрой на занятия со взрослым.

Взрослый действует руками ребенка: загибает и разгибает пальчики малыша

попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот мальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Олежка.

3.Рисование: «Салют»

Материалы: трубочки для коктеля (надрезать);

лист бумаги; гуашь

4. Дидактическая игра:

«Разбери по цвету»

5. Игры-ситуации:

- Развивать у ребёнка интерес к игровым действиям

«Машины едут по дороге»

 

ЗАНЯТИЕ № 5

  • Продолжать формировать умение выполнять гигиенические процедуры
  • Пальчиковые игры: «Курочка»
  • Артикуляционная гимнастика

4. Ролевая игра: Стройте из деталей для конструктора дома, составляйте из них улицы и водите между ними автомобиль;

5.Чтение по желанию (рассматривание картинок)

6. Ансамбль барабанов. Расставьте по столу барабаны. Пусть ребенок стучит в них с разным темпом и скоростью

Занятие № 6

1. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Хоботок»

Целенаправленный выдох

Учиться сдувать с ладони кусочки ватки, сначала поднося ладошку близко к губам, потом постепенно увеличивая расстояние.

2.Пальчиковая гимнастика:

- активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать

положительный настрой на занятия со взрослым.

Взрослый действует руками ребенка: загибает и разгибает пальчики малыша

попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот мальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Олежка.

3. Отработать жесты в реальных ситуациях:

Тут – указательным пальцем перед собой или в сторону предмета

Там – указательным жестом вдаль

Да - наклон головы вперёд

Нет – отрицательный жест головой или пальцем, выражающий несогласие

Нет – развести руки стороны, показав отсутствие чего-то

Дай – просить рукой, загибая пальцы

На – протягиваем руку вперед

4. Показать ребенку картинки с животными с подписями :

корова, лошадка, свинья.

Даем звукоподражания на этих животных: му-му, и-го-го, хрю-хрю. Играем с фигурками этих животных, достаем их из мешочка, кормим, озвучиваем.

5. Насыпаем в глубокую кастрюлю горох и прячем внутри гороха 2-3 маленькие игрушки ( машинку, шарик для пин-понга, куколку) и просим ребенка найти в крупе игрушку сначала двумя руками, потом одной. (можно использовать коробку с манкой)

6. Упражнения по подражанию. Вы показываете ребенку, а он должен вместе с вами повторять эти упражнения. Упражнение повторяется несколько раз.

Ручки поднимаем, ручками махаем ( машем кистями)

Ручки опускаем, в кулачки сжимаем. ( сжимаем пальцы в кулаки)

7. Учим цвета: красный.

 

ЗАНЯТИЕ № 7

1. Показать ребенку картинки: курица (ко-ко-ко), цыпленок (пи-пи), петух (ку-ка-ре-ку), утка ( кря-кря).

2. Формирование целенаправленного выдоха

Мы салфеточку возьмем ( берем бумажную салфетку)

И в руках ее сомнем (мнем салфетку в шарик)

А теперь подуем : «Ух!» (сдуваем салфетку с ладони)

Улетела! Бух! ( жест рукой вниз, изображающий падение)

3. Стихотворение с показом

Зайка серый скачет ловко, ( прыгаем, как зайчик)

В лапках у него морковка (даем в руки морковку)

4. Выполнение движений под текст.

Взрослый сначала выполняет движения вместе с ребенком, потом ребенок должен выполнять движения сам, только под текст , который произносится.

Руки вверх ,руки вниз ( поднимаем и опускаем руки)

и вокруг повернись (повороты туловища влево, вправо)

Мы совсем не устали (грозим указательным пальчиком)

Сели-встали, сели-встали! (Приседаем и встаем)

5. Читаем вместе с ребенком книгу К.Чуковского «Цыпленок». Рассматриваем картинки, спрашиваем, где цыпленок, где курица, кого нашел цыпленок? Кто хотел съесть цыпленка? Прогоняем кошку и т.п. Должна получиться маленькая инсценировка с опорой на картинки. Взрослый должен рассказать ребенку текст с жестами и яркой мимикой.

6. Повторяем цвета: красный и жёлтый.

7. -Учить составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков)

 

ЗАНЯТИЕ № 8

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Пальчиковая гимнастика:

3.ПОКАЗАТЬ РЕБЕНКУ КАРТИНКИ: хлеб, молоко, суп, яйцо.

Даем ребенку инструкции, которые он должен выполнить:

- Положи хлеб на тарелку.

- Налей молоко в стакан.

- Ешь суп.

Если ребенок не может самостоятельно выполнить эти поручения, то помогаем ему своими руками совместно выполнить эти действия.

4.. Стихотворение с движением:

Мы потрем наши ладошки ( трем ладошки)

И похлопаем немножко: хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем)

5. Классификация предметов, разных по тактильным ощущениям.

Ставим перед ребенком две пустые коробки и бросаем в одну из них шишки, а в другую ватные шарики.

6. Массаж пальчиков рук.

Захватываем большим и указательным пальцами каждый пальчик ребёнка у ногтя и круговыми движениями массируем палец от кончика к основанию, а затем скользящим движением к кончику вытягиваем палец.

7. Рисуем на картоне яйцо, вырезаем его и разрезаем эту картинку на 2-3 части и просим ребёнка сложить картинку.

8. Учим цвета: зелёный

 

ЗАНЯТИЕ № 9

1. Развитие мелкой моторики.

а). Собираем в пластиковую бутылку горох, потом завинчиваем крышку и гремим как погремушкой «ча-ча-ча»

б) Сжимаем руки в кулачки и стучим по столу под текст:

Туки – ток, туки – ток,

Так стучит молоток!

2. Стихотворение с показом

Положили куклу ( зайку, мишку) спать ( жест « качаем»)

Стали песню напевать

Баю-бай, баю-бай! (складываем ладошки под ухо)

Глазки, кукла, закрывай! (закрываем глаза)

3. Вырезаем из цветного картона круг диаметром 20 см. Берём набор цветных прищепок. Прикрепляем по кругу прищепки сначала одного цвета, потом можно чередовать прищепки двух цветов (красный-синий-красный-синий…), изображая лепестки цветка.

4. Массаж стоп ног ребёнка под текст.

Что за ножки, что за ножки

У тебя у нашей крошки ( гладим, растираем)

Ни собачке и ни кошке

Не дадим мы твои ножки ( пощипываем)

Эти ножки, эти ножки

Будут бегать по дорожке ( похлопываем ладонями).

5.Учим цвета: зелёный.

6. Аппликация из цветной бумаги «Светофор».

7. Д/игра «Сигналы светофора» (красный-стой, жёлтый- жди, а зелёный свет-иди!) (ПОПРОСИТЕ РЕБЕНКА ПОКАЗАТЬ ЦВЕТ КАКОЙ ВЫ НАЗОВЕТЕ)

 

ЗАНЯТИЕ № 10

1. Формирование выдоха.

Дуем на шарик для пин-понга через трубочку для коктейлей. Шарик должен катиться по столу.

2. Пальчиковая гимнастика:

Наши пальчики плясали (крутим пальцами перед собой)

Вот так, вот так,

В кулачки мы их зажали ( сжимаем в кулаки и крутим ими)

Кулачками постучали ( стучим по столу или по ногам)

Вот так, вот так,

До свиданья всем сказали ( машем ладонями)

Вот так, вот так!

3. Дидактическая игра «Угадай, где картинка».

Показываем ребенку и называем картинки, выкладывая перед ним на стол:

-Это дом

-Это машина

Преворачиваем на глазах у ребёнка картинки, называя их , а потом просим найти нужную картинку.

- Где дом?

- Где машина?

Ребёнок должен найти картинку и перевернуть её. Если он легко находит две картинки, то можно увеличить их до 3-4 , например: мяч, кошка, часы, носки и т.п.

4. Стихотворение с показом:

Листья в воздухе кружатся ( крутим перед собой кистями рук)

Тихо падают, ложатся ( приседаем и кладём ладони на пол)

5.Рисование

Нарисовать на листе бумаги картинки дать раскрасить ребёнку их цветным карандашом или фломастером.

6. Учим цвета: синий.

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

 

ЗАНЯТИЕ № 10

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика: « Зайчик»

3. Сенсорные игры:

Игры с водой

Переливание воды

Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь — полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.

«Ванна с фасолью или рисом»: 

как уже говорилось ранее, пусть дети погружают в нее руки, закапывают и выкапывают зверей и другие игрушки.

3. Физическое развитие

- ПОМНИТЕ! Физические упражнения помогут ребенку лучше чувствовать тело, гармонизируют равновесие, улучшат проприоцептивную чувствительность и даже могут повлиять на развитие навыков речи.

  • Шведская стенка. Прикрепите к стене шведскую стенку и поощряйте малыша подниматься по ней вверх и вниз, свешиваться на руках и ногах;
  • Кольца и перекладина. Подвесьте к потолку пару колец и перекладину. Учите ребенка свисать с них, подтягивать тело вверх, раскачиваться в висе руками, поджав ноги.
  • Посещайте игровые площадки: ребенок должен освоить спуск и подъем на горки разной высоты (по лестнице, используя альтернативные маршруты карабканья), уметь преодолевать препятствия, кружиться на карусели, прыгать по пенькам и колесам.
  • Детский транспорт. Учите ребенка кататься на специальных тележках в форме машин и мотоциклов, на самокатах и особых велосипедах без педалей (велобегах).

4. Игра «Имитация»

– это крайне значимый инструмент развития ребенка и основа усвоения им множества навыков

  • Делайте жесты руками, меняйте положение ног и всего тела, и просите ребенка повторить за вами;
  • Изображайте животное, и пусть ребенок повторяет повадки, которые вы демонстрируете.

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!

 

ЗАНЯТИЕ № 11

  • Артикуляционная гимнастика:
  • Пальчиковая гимнастика:

3. Совместная аппликация:

Совместная аппликация — это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком наклеивает различные предметы, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такая деятельность обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.

ТЕМА:

«Салют»: на листе картона черного или темно-синего цвета наклеиваются звездочки, кружочки, треугольники различного цвета. Так быстро и эффектно руками самого ребенка «зажигается салют в ночном небе»

4.Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками

«Салют»

Подбрасывайте вместе с ребенком мелкие детали конструктора или шарики, бусины. Затем собирайте их в коробку и, если ребенок захочет, возобновите игру — «салют продолжается».

5.Ролевая игра (по желанию ребенка)

Особенно часто у детей с аутизмом наблюдается задержка в развитии навыков ролевых игр, их полное отсутствие или искажение. Чтобы помочь малышу преодолеть отставание, попробуйте играть с ним в такие игры

Поощряйте успехи ребенка наградами!

 

ЗАНЯТИЕ № 12

  • Дыхательная гимнастика:

Цель дыхательной гимнастики – дифференциация ротового и носового дыхания, получение длительного ротового выдоха под контролем движений диафрагмы и мышц брюшного пресса.

Упражнения выполняются в положении стоя.

  • Ребенок дует на перо, лежащее на поверхности стола.
  • На уровне рта ребенка держат лист бумаги. Ребенок дует на лист, заставляя его трепетать. Постепенно отодвигают лист от рта ребенка.
  • Ребенка просят вообразить, что он – пожарная машина. Он делает глубокий вдох и негромко издает звук, имитирующий сирену.

2. Артикуляционная гимнастика: (посмотрите по ссылкеhttps://yandex.ru/video/preview)

  • Пальчиковая гимнастика:

4.Игры с прищепками

Игра «Большая стирка»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, обучение бытовым навыкам.

Оборудование: прищепки, веревка, кукольная одежда, платочки

Ход игры: Натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепками.

Игра «Коробочки»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, мышления

Оборудование: 4 картонные коробочки, на дно приклеить кружки красного, желтого, зеленого и синего цвета. Подготовить прищепки таких же цветов

Ход игры: Попросим ребенка рассортировать прищепки по цветам. Прищепки соответствующего цвета прикрепить к краю коробочки такого же цвета.

5. Разучивание стиха с движением:

Желаю успехов!!!

 

ЗАНЯТИЕ № 13

1. Развитие артикуляционной моторики:

Упражнение «Семья» «Папа, мамочка и я — вместе дружная семья».

Ребенок находиться перед зеркалом.

- «Посмотрите в зеркало, будем играть»?

Папа улыбается, мама улыбается, улыбаюсь я (Широко улыбнуться, обнажив зубы).

Папа удивляется, мама удивляется - удивляюсь я. (Поднять брови, губы сложить как при произнесении звука (о)).

Папочка ругается, мамочка ругается (погрозить указательным пальцем, нахмурить брови, губы поджать).

Извиняюсь я (сделать виноватое лицо, закусить нижнюю губу).

  • Развитие речевого дыхания «Поиграй с мячиком»

Ребенок садиться за стол . Перед ним мягкий мячик «Поиграй с мячиком»

. Будем дуть на мячик».

//Ребенок дует на мягкий мячик//.

  • Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья.

//Поочередно загибаются пальцы на руке//

//При необходимости, загибаем пальцы ребенку//

4. Рассматривание фотографий, иллюстраций семейных альбомов «Моя семья» - развитие понимания речи

- « Покажи где мама, где папа, где дедушка, где бабушка, а это кто?»

(Показывать на фотографию ребенка) (Ответы ребенка , с использованием указательного жеста)

- «Это кто»?

Вы и ребенок называете членов семьи (мама, папа, баба, Олег.) Затем отраженное проговаривание.

Задаются вопросы: Кто маленький? (Олег).

Кто большой? (мама, папа, баба, дед).

Мама какая? (Большая)

Папа какой? (Большой)

Кто стоит? Кто сидит? Кто играет? Кто рисует? Кто готовит?

При необходимости Ваше проговаривание. Использование указательного жеста.

5. Д/Игра «Кто ушел?» (по картинкам членов семьи) - развитие зрительного внимания, памяти, мышления

Взрослый закрывает фотографию мамы.

- Кто ушел? проговаривание «Мама ушла»

- Кто ушел? проговаривание «Папа ушел»

6.Динамическая пауза. «Мы ногами топ, топ, топ» Екатерина Железнова.

Включается аудиозапись.

Дети выполняют движения с дефектологом.

Мы ногами топ-топ-топ топают ногами

Мы руками хлоп – хлоп – хлоп - хлоп хлопки руками

И туда и сюда повернемся без труда поворот вокруг себя

Мы головками кивнем наклоны головы

Дружно ручками махнем руками вверх

И туда и сюда повернемся без труда поворот вокруг себя

Мы подпрыгнем высоко прыгают на месте

Прыгать вместе так легко

И туда и сюда, повернемся без труда поворот вокруг себя

7. Развитие графомоторных навыков: «Нарисуем маму».

Рисунки совместно с ребенком (его рукой).

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

 

ЗАНЯТИЕ № 14

  • Артикуляционная гимнастика:

2. Пальчиковая гимнастика:

  • Игры с мячом:

«Маленький легкий мяч», «Мяч об пол», «Достань мяч, попади в круг» - продолжать формировать у ребенка игровые действия с мячом

4. Ролевая игра «Больница»Особенно часто у детей с аутизмом наблюдается задержка в развитии навыков ролевых игр, их полное отсутствие или искажение. Чтобы помочь малышу преодолеть отставание, попробуйте играть с ним в такие игры

Создайте больницу для мягких игрушек и лечите зверей: делайте им уколы, капайте в глаза, носы и уши капли, перевязывайте лапы, поите их лекарством

5. Имитация – это крайне значимый инструмент развития ребенка и основа усвоения им множества навыков. У детей с РАС умение имитировать и повторять за другим человеком часто страдает. Попробуйте такие игры:

  • Делайте жесты руками, меняйте положение ног и всего тела, и просите ребенка повторить за вами;
  • Изображайте животное, и пусть ребенок повторяет повадки, которые вы демонстрируете;
  • Копируйте поведение своего ребенка с РАС. Делайте это до тех пор, пока он не заметит вашего обезьянничания;
  • Если у вас есть, кого поставить в пару, просите одного ребенка быть зеркалом другого – когда первый совершает движение, второй должен за ним безошибочно и вовремя повторять.

Поощряйте успехи ребенка наградами!

 

ЗАНЯТИЕ № 15

1.Продолжать развивать у ребёнка гигиенические навыки:

2. -Учить составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков)

3.Развивать зрительную ориентировку на величину предметов, учить выделять по слову – большой, маленький

4. «Где глазки, ротик и т.д.» - учить показывать на лице и называть глаза, рот, язык, щеки, губы, нос, уши, на голове – волосы

5.Артикуляционная гимнастика: «Улыбка, трубочка»

6. Пальчиковая гимнастика:

 

ЗАНЯТИЕ № 15

  • Артикуляционная гимнастика:
  • Пальчиковая гимнастика:

3.Игры с прищепками

1. "Найди жучка"

Я прошу ребенка выйти из комнаты, а сама креплю прищепки в различные места: шторы, игрушки, мебель. Для ребенка подготавливаю историю, что пока его не было, прилетели жучки и спрятались в комнате, прошу его помочь собрать всех жучков и сложить в коробку.

Эта игра помогает развивать память, воображение и мелкую моторику ребенка.

2.Игра "Сушим одежду"

Натягиваем веревку между ножками стола и просим ребенка помочь развесить белье. Маленький помощник с радостью возьмется за работу и будет развешивать свои носочки!

3. Игра "Бусы из прищепок"

Берем веревочку и просим малыша одеть прищепки на нее, после завершения задания, одеваем ребенку получившиеся бусы и просим подойти к зеркалу. Обычно у ребенка это вызывает восторг!

4. Играем "в Ежика"

Берем прищепки и просим ребенка прицепить их к своей одежде, а потом изображаем, как фыркает ежик. Обязательно позвольте ребенку и на себя одеть пару прищепок, а потом и снять их. Прекрасно тренирует ручки малыша эта игра.

5. Сортируем по цвету.

Берем коробки разных цветов, вырезаем из картона прямоугольники или подойдет даже конструктор и просим ребенка для каждого цвета подобрать прищепки такого же цвета и прищепить их! Учим цвета и развиваем пальчики!

Сортируем по цвету

Вот такие игры можно придумать с обычной бельевой прищепкой. Играйте и развивайтесь вместе со своим малышом.

4.Рисование пальчиками:

1.Артикуляционная гимнастика:

2.Пальчиковая гимнастика:

3. Рассматривание фотографий, иллюстраций семейных альбомов «Моя семья».

- формирование представлений ребенка о себе и родных людях; формирование умения узнавать и показывать себя в зеркале

- задаем вопрос:- «Это кто»?

( называете членов семьи (мама, папа, баба, дед, Олег)

Задаются вопросы: Кто маленький? (Олег).

Кто большой? (мама, папа, баба, дед).

Мама какая? (Большая)

Папа какой? (Большой)

Кто стоит? Кто сидит? Кто играет? Кто рисует? Кто готовит?

При необходимости повторное проговаривание. Использование указательного жеста

4. Игра «Кто ушел?» (по картинкам членов семьи).

Взрослый закрывает фотографию мамы.

- Кто ушел? проговаривание «Мама ушла»

- Кто ушел? проговаривание «Папа ушел»

5. Динамическая пауза:

Включить аудиозапись Екатерина Железнова «Мы ногами топ, топ, топ»

Ребенок выполняет движения с родителем.

Мы ногами топ-топ-топ (топают ногами)

Мы руками хлоп – хлоп – хлоп - хлоп (хлопки руками)

И туда и сюда повернемся без труда (поворот вокруг себя)

Мы головками кивнем (наклоны головы)

Дружно ручками махнем (руками вверх)

И туда и сюда повернемся без труда (поворот вокруг себя)

Мы подпрыгнем высоко (прыгают на месте)

Прыгать вместе так легко

И туда и сюда, повернемся без труда( поворот вокруг себя)

6. Игра Сортируем по цвету.

Берем коробки разных цветов, вырезаем из картона кружки. Раскладываем кружки с проговариванием цвета. Учим цвета и развиваем пальчики!

Сортируем по цвету

Вот такие игры можно придумать с обычной бельевой прищепкой. Играйте и развивайтесь вместе со своим малышом.

7.Чтение стихов А. Барто с имитацией

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

 

ЗАНЯТИЕ № 17

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика: « Зайчик»

3. Сенсорные игры:

Игры с крупами

Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Занятие проводится на кухне.

  • Прячем ручки

Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?»

Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.

На следующих занятиях можно использовать другие крупы.

  • Пересыпаем крупу

Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.

  • Разложи по тарелочкам

Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту».

4. Игра «Имитация»

– это крайне значимый инструмент развития ребенка и основа усвоения им множества навыков

  • Делайте жесты руками, меняйте положение ног и всего тела, и просите ребенка повторить за вами;
  • Изображайте животное, и пусть ребенок повторяет повадки, которые вы демонстрируете.

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!

 

ЗАНЯТИЕ № 18

1. РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

Это корова. Корова мычит:

  • Му-му-му!

Как мычит корова?

Это коза. Коза кричит:

  • Ме-ме-ме!

Как кричит коза?

Это кошка. Кошка кричит:

  • Мяу! Мяу!
  • Как кричит кошка?

Это собака. Собака лает:

  • Ав! Ав! Ав!
  • Как лает собака?

2. Пальчиковая гимнастика:

Тук- тук, я стучу (стучим кулаками по столу)

Новый столик сколочу ( ударяем ладонями по столу)

3. Пластилиновые картинки

При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания.

Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные «картины» из пластилина:

- размажьте по картону зеленый пластилин — это «травка»,

- отщипните от бруска красного пластилина небольшие кусочки и прилепите их — получилась «полянка с ягодками».

Таким же способом в синем пруду поплывут «золотые рыбки», а на голубом картоне появится желтое пластилиновое «солнышко» с лучиками и т.д.

4. Повторяем цвета: синий и зелёный.

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!!!

 

ЗАНЯТИЕ № 19

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. ЛЕПКА «ПОКОРМИ ПТИЧКУ»

Занимаясь лепкой, мы учим ребенка:

- делить пластилин.

Делать это можно следующими способами:

- отщипывать маленькие кусочки, катать «колобочки» и кормить ими птичек;

3. Игры-ситуации:

- Развивать у ребёнка интерес к игровым действиям

4.Д.И. «Покажи части тела человека»

- продолжать учить ребенка показывать на теле голова, руки, ноги и т.д.

 

ЗАНЯТИЕ №21

1. Пальчиковые игры:  

«КУРОЧКА»

«Курочка - рябушечка не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла, пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

- Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!» загибают пальчики на другой руке

2. Артикуляционная гимнастика

2. Дидактическая игра:

«Разбери по цвету»

4. Игры-ситуации:

- Развивать у ребёнка интерес к игровым действиям

«Кукла заболела»

5.Д.И. «Где глазки, ротик и т.д.»

- учить показывать на лице и называть глаза, рот, язык, щеки, губы, нос, уши, на голове – волосы

 

ЗАНЯТИЕ №22

1.Учить составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков).

2. Продолжать развивать у ребёнка умение выполнять постепенно усложняющие правила.

Дидактическая игра:

«Найди цвет, который назову».

3. Игры-ситуации:

«Машина едет по улице»

- Развивать у ребёнка интерес к игровым действиям

4. Пальчиковые игры:  

«КУРОЧКА»

«Курочка - рябушечка не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла, пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

- Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!» загибают пальчики на другой руке

5.Артикуляционная гимнастика

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия с ребенком раннего возраста

Конспект коррекционно-развивающего занятия с ребенком раннего возраста,имеющего проблемы речевого развития.Цель данного занятия- развитие коммуникативных и речевых навыков....

Конспект индивидуального занятия с ребенком с РДА 5 лет

Пример индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста, имеющим РДА....

Индивидуальное занятие с ребенком

Индивидуальное занятие...

Конспект индивидуального занятия с ребенком 3-4-х лет с ОНР-1 уровня речевого развития по сказке "Три Медведя". План-конспект занятия по логопедии (младшая группа).

Конспект занятия с презентацией. Может быть использованно специалистами в индивидуальной и подгрупповой работе....

Комплекс индивидуальных занятий для дошкольников с низким уровнем интеллектуального развития 5-7 лет

Цель комплекса - оказание помощи воспитанникам детского сада в преодолении интеллектуальных трудностей, а также развитие творческого потенциала каждого ребенка....

Комплекс индивидуальных занятий для детей с РАС и ЗПР.

Подойдет для индивидуальной (индивидуально-подгрупповой) работы....