Развитие тактильного восприятия на основе тактильных анализаторов у детей с ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Котина Наталья Александровна

Маериал представлен для учителей-дефектологов и воспитателей, работающих с детьми с ТМНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

     «Развитие тактильного восприятия на основе тактильных анализаторов у детей с ОВЗ»

 

Пояснительная записка

       Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Именно сенсорное развитие служит базой для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. В связи с этим, развитие базовых сенсорных эталонов является важным в развитии и воспитании детей со сложными и множественными нарушениями развития. Анализ научно-методической литературы, практика обучения и воспитания, педагогические наблюдения за детьми данной категории позволяют выделить некоторое своеобразие сенсорного развития и интеграции детей со сложными нарушениями развития. Очевидно, что слабое развитие восприятия оказывается одной из основных причин замедленного овладения деятельностью, а так же жизненно необходимыми двигательными и социально-бытовыми умениями и навыками, что отрицательно сказывается на физическом и психическом развитии данной категории детей. Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи, как И. М. Сеченов, П. Ф. Лесгафт, Л. С. Выготский, И. А. Соколянский, Н. А. Бернштейн и др. В настоящее время эта проблема освещена в работах Т. А. Басиловой, М. А. Боровской, Т. В. Лисовской. Все они сходятся в том, что фундамент сенсорного развития и интеграции – это взаимодействие органов чувств ребенка. А для полноценного развития мозгу необходимо постоянное поступление сенсорной информации.

      Тактильная или, как ее еще называют, кожная чувствительность и двигательная память становится у детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями особым способом познания окружающего мира. Зачастую у данной категории детей наблюдается нарушение функционирования зрительных и слуховых анализаторов. Тактильная чувствительность позволяет им воспринимать предметы только касанием и действием с предметами в непосредственном контакте. Интересно, что при помощи тактильных ощущений ребенок получает достаточно большой объем информации об окружающем мире. Именно поэтому так важно развивать осязание ребенка. К осязанию относят тактильную, поверхностную чувствительность - ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др. Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека.

С помощью тактильных ощущений, наряду со зрительными, слуховыми и вкусовыми, ребенок воспринимает окружающий мир. Существует множество игр и упражнений, помогающих ребенку совершенствовать тактильную чувствительность всего тела и чувствительность пальчиков.

      Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей с ограниченными возможностями здоровья проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса, так и словесного обозначения качества и свойства предмета, его основного признака.

      На первом этапе работа начинается с определения зон кожной чувствительности тела ребенка и приучения детей к положительному реагированию на определенные раздражители.

      На втором этапе педагог начинает прикасаться предметами различной фактуры к различным частям тела ребенка.

      На третьем этапе педагог побуждает выполнять сопряженные (совместные) действия по обследованию различных предметов.

      На четвертом этапе педагог побуждает ребенка выполнять полу сопряженные, потом самостоятельные действия с предметами.

      Игровые упражнения на развитие тактильно-двигательного восприятия положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев рук, совершенствуют зрительные и двигательные анализаторы детей, обогащают сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации внимания. Так же эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

Цель: формирование тактильного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности у детей со сложными психофизическими нарушениями.  

Задачи:

Образовательные:

- формирование у детей интереса к изучению объектов живого и неживого мира;

- знакомство детей с предметами окружающего мира, близкими детям по ежедневному опыту;

- знакомство детей с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы;

- обогащение чувственного (тактильного) опыта детей посредством соприкосновения с объектами живой и неживой природы и природными явлениями.

Коррекционно-развивающие :

- коррекция и развитие тактильной чувствительности;

- развитие пассивного словаря;

- улучшение осознания ребенка самого себя через тактильные ощущения;

- побуждение к высказыванию чувств (вербальный/не вербальный способ, которые вызывает соприкосновение с различными материалами и поверхностями;

- расширение опыта тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения;

- развитие умений дифференцировать осязательные ощущения;

- развитие у детей умения выражать свое эмоциональное состояние, чувства через соприкосновения.

Воспитательные :

- воспитание положительного отношения к занятиям;

- воспитание эстетического вкуса.

Формы оценивания и контроль.

При оценивании нужно учитывать следующие моменты:

- степень интеллектуальной недостаточности

- уровень патологии органов зрения, слуха, речи.

- уровень физического развития.

Результаты контроля отражаются в ежедневном мониторинге предмета. Анализ и контроль овладения программой осуществляется в конце учебного года.

Основные технологии обучения :

- личностно-ориентированные;

- уровневая дифференциация;

- здоровьесберегающие;

- игровые;

- музыкотерапевтические;

- сказкотерапевтические.

Основные методы, формы, приемы, средства обучения.

- метод пассивного стимулирования;

- метод активного стимулирования;

- метод сопряженных действий;

- метод последовательности;

- метод систематичности;

- метод повтора;

- метод побуждения.

Особенности образовательного процесса включают различные формы занятий:

- упражнения рефлекторного характера;

- пальчиковую гимнастику;

- игры на развитие тактильной чувствительности;

- пальчиковые игры.

Особенности образовательного процесса

         Обучение детей с ТМНР носит наглядно-действенный характер. Ребёнок действует под руководством взрослого. При этом взрослые не только контролируют действия ребёнка и направляют их, но и помогают выполнять те или иные действия.

         Важно соблюдение такого правила как то, что все предметы, используемые на занятиях, должны раскладываться рядом с ребёнком в пределах его досягаемости.              Игрушки должны лежать рядом с ребёнком.

       Активно используется способность детей к подражанию. Подражание является сопряженным, поскольку взрослой совместно с ребёнком, то есть его руками, выполняет те или иные действия в строгой последовательности. А ребёнок затем самостоятельно пытается повторить каждый элемент этого действия. Затем задание усложняется и подражание начинает носить отражённый характер: взрослые только показывают действия своими руками и предлагают ребёнку самостоятельно это действие повторить.

       Первое правило при проведении занятий по развитию тактильного восприятия детей с ТМНР - это то, что перед началом занятий нужно убедиться, что ребёнок чувствует себя комфортно и отсутствуют какие-либо окружающие отвлекающие факторы.

       Второе условие проведения занятий - это то, что нужно установить контакт с ребёнком, нужно дать понять, что педагог находится рядом с ним, т.е. ласково с ним поздороваться и осторожно прикоснуться к нему.

       Третье обязательное условие - это то, что ребёнок должен каким-либо образом пойти на контакт. То есть нужна ответная реакция ребёнка. Ребёнок может улыбнуться, замереть, оживиться или же издать какой-то звук. Если ребёнок хорошо говорит, то он должен поздороваться и в этом случае реакция уже будет очевидной. И только потом нужно проводить занятия   у ребёнка с ТМНР путём стимуляции. В процессе проведения занятия нужно постоянно поддерживать с ребёнком контакт при помощи речи, или же действия.

         Нужно производить ограниченное число стимулирующих воздействий в определенный промежуток времени. При стимуляции нужно применять односложные раздражители. Необходимо повторение воздействия. Важен сильная повторяющаяся стимуляция, которая производится в отсутствие других воздействий. Нужно обязательно дождаться ответной реакции ребёнка.

      Занятия могут происходить как в форме игры, так и в форме ежедневных обязательных процедур и действий.

      Основная и важнейшая идея - это то, что необходимо обращать внимание на реакции и сигналы, которые подаёт ребёнок в процессе проведения занятия. Поэтому к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход.

       Индивидуальные занятия с ребёнком по развитию тактильного восприятия производятся в форме игр с использованием природных материалов, натуральных объектов. Используется мотивационная деятельность, применяются различные сюрпризные моменты – загадки, потешки, используется специальный подбор аудиозаписей.

      Проводя анализ результатов работы по развитию тактильно-двигательного восприятия у детей со сложными психофизическими нарушениями, мы пришли к выводу, что необходима систематизация форм и методов организации деятельности, расширение и обогащение знаний и тактильного опыта детей. Поэтому, опираясь на работы Л. С. Выготского, И. А. Соколянского, Т. И. Обуховой, Т. В. Лисовской, Э. Г. Пилюгиной был составлен перспективный план занятий. Согласно ему занятия проводятся один раз в неделю. Так же были разработаны и систематизированы игры на развитие тактильно-двигательного восприятия детей со сложными психофизическими нарушениями.

        Планируя работу, мы учитывали, что стимуляция тактильно двигательного восприятия проходит через все режимные моменты и все виды деятельности детей. Ребёнок познаёт окружающий мир не только во время специализированных игр и занятий, но и во время проведения гигиенических процедур  , во время одевания и раздевания, и во время приёма пищи, и во время прогулки.

  Планируемые   результаты    освоения      образовательной    программы

        

          Планируемые результаты освоения ребенком содержания программы учитывают индивидуальные особенности его развития, определены в соответствии с поставленными целями и задачами программы в виде целевых ориентиров, с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.   

Ожидаемые результаты овладения универсальными учебными действиями.

Личностные универсальные учебные действия

1. Положительно относиться к занятиям по развитию тактильного восприятия.

2. С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

3. Понимать правила поведения на занятиях.

Регулятивные универсальные учебные действия

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Принимать выделенные педагогом ориентиры действия.

3. Удерживать цель деятельности.

4. Принимать установленные правила поведения на занятиях.

Познавательные универсальные учебные действия

1. Отзываться на свое имя и фамилию, понимать словесное обращение воспитателя.

2. Выражать реакцию (эмоциональную, двигательную, используя вокализацию) на различение прикосновений к открытым участкам тела мягких, пушистых и жестких, колючих.

3. Выражать реакцию (эмоциональную, двигательную, используя вокализацию) на различение прикосновений к открытым участкам тела мокрых и сухих раздражителей.

4. Выражать реакцию (эмоциональную, двигательную, используя вокализацию) на различение прикосновений к открытым участкам тела теплых и холодных раздражителей.

5. Различать приятные и неприятные прикосновения.

6. Не противиться сопряженным действиям.

7. Захватывать и удерживать предмет из разного материала.

8. Обследовать игрушку, предмет руками, ладошкой.

9. Знать функциональное значение предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

1. Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

2. Учитывать мнение взрослых и стремиться наладить общение с ними.

3. Овладевать невербальными способами общения.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

1. Природные материалы.

2. Упаковочные материалы.

3. Бытовые мелочи.

4. Предметы обихода.

5. Игрушки из материала разной фактуры.

6. Сенсорные бассейны.

7. Подборка аудио записей релаксирующей музыки и музыки для занятий.

Литература:

 

1. Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е. А. Екжановой и Е. А Стребелевой, Москва «Просвещение», 2005г.

2. Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью «Диагностика – развитие – коррекция» под редакцией Л. Б. Баряевой, Санкт-Петербург, ЦДК, 2012 год.

3.Головин Г.В. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Г.В. Головин // Актуальные проблемы социального образования: региональный аспект. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. – С. 16-20.

4.Губанова Е.А. Комплексное применение различных психокоррекционных методик для детей с отклонениями в развитии // Инновации и педагогическое творчество в образовании: Сборник научных и методических трудов / Под ред. Н.В. Павловой, Ю.В. Кнышева Е.Р., Ковалева Г.А., Павловской Н.Т., Теплова И.Н. Психолого-педагогические предпосылки социализации детей с задержкой психического развития// Практическая дефектология. -2017.-№3.-С.48-69.

5.Зарин А.П., Нефедова Ю.В. Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2011. – 71 с.

 

Перспективный план  по программе Тактильная стимуляция группы Сложные дефекты

Тактильная стимуляция

Задачи коррекционно-развивающей  работы.

Период

1 вариант

2 вариант

3 вариант

Сентябрь

 

 Тема 1: «Формирование представлений о свойствах предметов и явлений».

Задачи:

1.      Учить ощущать движение и температуру воздуха.

2.      Стимулировать эмоциональное реагирование.

 3.Развитие  повышению тактильной чувствительности

1.Стимулировать  тактильно-двигательные ощущения,    нормализации мышечного тонуса, 

2. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук.

 3.Создавать условия для формирования адекватного реагирования на безопасные тактильные раздражители.

1.Стимулировать чувствительность тела прикосновением (массированием) в виде: касания, поглаживания, похлопывания, сжимания, растирания, с помощью сенсорных контактов

Октябрь

 

Тема 2: «Формирование представлений о свойствах предметов и явлений».

Задачи:

1.  Учить ощущать влагу и контраст температур.

2. Развивать навык эмоционального реагирования.

 Тема 3: «Формирование представлений о свойствах предметов».

Задачи:

1.      Обогащать спектр осязательных ощущений.

2.Развивать комплексные осязательно-зрительно-слуховые ощущения.

3.Развивать комплексные тактильно-двигательно обонятельиые  ощущения.

 1.Тренирововать мелкие мышцы кисти в различных видах деятельности,

2. Развивать тактильные ощущения с применением нетрадиционного материала,

3.Установливать эмоциональный  контакт.

 1.Стимулировать различные места тела, с целью распознавания эмоциональных реакций ребенка (поглаживая голову, шею, руки ноги произносим стишок);

Ноябрь

 

 

 Тема 1: «Формирование представлений о различной текстуре тканей».

Тема 2: «Формирование представлений о структуре различных поверхностей

Задачи:

1.Развивать тактильную чувствительность ребенка.

2.Расширять тактильный опыт ребенка.

 

 1.Стимулровать с использованием предметов округлой формы

 2.Создавать условия для развития концентрации взгляда, на предмете  используемого в работе по тактильной стимуляции.

3.Активизировать мышечные реакции   стимуляции губ ребенка пальцами взрослого, используя приемы пощипывания, прикосновения льдинками, холодной тканью, детской грелкой и др.; массаж щек ребенка

 1.Стимулировать различные места тела, с целью распознавания эмоциональных реакций ребенка

Декабрь

   

Тема 3: «Идентификация предметов по признаку «мягкий – твердый».

Задачи:

1.Учить ребенка различать предметы по признаку “мягкий - твердый”.

2. Выбирать предмет с указанным признаком из нескольких по словесной инструкции.

 

 

 .

 1.Стимулировать тактильные ощущения при соприкосновении с вибрирующими предметами:  

 2.Привлекать внимание ребенка к дидактической вибрирующей игрушке и вызывание у него реакции на движение вибрации.

3.Создавать условия для формирования интереса к собственному телу,

4.Развивать с помощью упражнений адекватную чувствительность тела, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

1.Стимулировать  хватательный рефлекс (вкладывая в ладошку ребенка перышко или кисточку)

Январь

 

 

 

   Тема 1: «Формирование представлений о различных поверхностях».

Задачи:

1.Учить дифференцировать различные тактильные ощущения.

2.Учить выбирать поверхность с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.

  1.Развивать восприятие различных свойств предметов и их поверхности, веществ: влажного и сухого, мягкого, твердого,  

2.Стимулировать чувствительность тела с использованием предметов округлой формы:

3.Создавать условия для развития мелкой моторики рук.

1.Стимулировать чувствительность тела прикосновением (массированием)в виде: касания, поглаживания, похлопывания, сжимания, растирания, с помощью сенсорных контактов

Февраль

 

 

Тема 2: «Формирование представлений о температуре предметов».

Задачи:

1. Учить различать понятия «холодный - теплый – горячий».

2. Учить соотносить данные понятия с природными явлениями.

3.Учить выбирать заданный признак по словесной инструкции.

1.Стимулировать тактильные ощущения при соприкосновении с различными материалами,

знакомство ребенка с разной температурой воды.   

2.Создавать условия для развития мелкой моторики рук.

3.Создавать условия для развития интереса к  материалам.

1.Стимулировать чувствительность тела предметами с различными поверхностями.

 

Март

 

 Тема 3: «Формирование чувства веса».

Задачи:

1.  Учить дифференцировать понятия «тяжелый – легкий».

2.  Учить подбирать пару по весу.

3.   Учить выстраивать сериационный ряд от более тяжелого к более легкому

1.Расширять тактильный опыт ребенка (мягкий, гладкий);

2. Побуждать выполнять сопряженные действия по обследованию поверхности предмета

3.Создавать условия для формирования умения выполнять действия приемами растирания, поглаживания.

4. Создавать условия для развития мелкой моторики рук.

1.Стимулировать  хватательный рефлекс (вкладывая в ладошку ребенка перышко или кисточку)

Апрель

  Тема 4: «Формирование представлений о форме предмета».

Задачи:

1.   Закрепление знаний ребенка о форме предмета (выбор предмета с заданными признаками на ощупь).

2   Совершенствование перцептивных действий.

 

 Тема 5: «Мелкая моторика».

Задачи:

1.  Совершенствование мелкой моторики.

2.    Подготовка пальцев к письму.

1.Развивать тактильную стимуляцию при соприкосновениях с материалами различной фактуры, температуры, плотности;

2.Создавать условия для развития    ориентации на теле.

3.Обучать производить совместные действия по исследованию предметов предложенных педагогом.

1.Стимулировать при соприкосновении с различными материалами

                    Май

 

Тема 1: «Развитие стереогнозиса».

Задачи:

1.   Учить узнавать предмет и фактуру материала на ощупь.

2.   Выбирать предмет с заданными признаками по речевой инструкции без зрительной основы.

 

 Тема 2: «Знакомство с материалами из которых изготовлены предметы».

Задача: учить детей различать материал, из которого изготовлен предмет.

  

1.Развивать тактильные ощущения ребенка стимулировать его реакции на прикосновения (поглаживание, легкое надавливание на руки, щеки и т.п.);

2.Создавать условия для развития мелкой моторики рук.

3.Создавать условия для развития интереса к  материалам

1.Стимулировать при соприкосновении с различными материалами

Стимулировать прикосновением, поглаживанием, массированием, пощипыванием

Август

 

     Тема  

«Формирование способов тактильного восприятия предметов».

Задачи:

1.  Развивать тактильно-двигательное восприятие.

2.  Развивать навык хватания, удержания и ощупывания предмета.

1.Стимулировать тактильные ощущения в ходе вибрационных ощущений;

2.Развивать умения узнавать и различать тактильно различные материалы и предметы.

3.Создавать условия для развития мелкой моторики рук.

4.Создавать условия для развития интереса к материалам.

1.Стимулировать при соприкосновении с различными материалами

Стимуляция прикосновением, поглаживанием, массированием, пощипыванием

Календарно-тематическое планирование по программе Развитие тактильного восприятия у детей  группы Сложные дефекты.

период

Темы, Задачи коррекционно-развивающей работы, формы работы, упражнения

Тема занятия

для первого варианта

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Сентябрь

 1 этап

 Тема 1: «Формирование представлений о свойствах предметов и явлений».

Пальчиковая гимнастика и элементы массажа, самомассажа. Использование  следующих элементов массажных движений для пальчиков, кистей рук:

поглаживание,

растирание,

лёгкое надавливание,

пощипывание,

похлопывание,

сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.

Использование упражнений

катание одного грецкого ореха или шарика,

массажные мячи

катание ребристого карандаша,

имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,

сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Тема 1: «Формирование представлений о свойствах предметов и явлений».

Игры: «Веер», «Волшебный фен», «Вентилятор».

 Ожидаемый результат: эмоциональные реакции ребенка на различное стимулирование (контраст температур воздуха, воздействие на разные части тела, различная интенсивность воздействия).

Создавать условия для развития ориентировки на теле.

Создавать условия для формирования адекватного реагирования на безопасные тактильные раздражители.

Практические действия с ребенком.

Тексты потешек: «Ладошки», «Ладушки, ладушки», «Вот они сапожки»

Упражнения: «Где же наши ручки», «Мы ногами топ-топ-топ, мы руками хлоп-хлоп-хлоп», «погладь кошечку», «спрячь в кулачек» (используется желудь, грецкий орех).

Стимуляция прикосновением, поглаживанием, массированием, пощипыванием. Установление эмоционального контакта, чтение потешки. Действия  взрослого со  своими руками. Практические действия с ребенком. Создавать условия для развития эмоционального отклика на контакт.

Схема массажей: подушечек пальцев, фаланг пальцев .

Упражнения: складывать пальцы в кулак при малейшем нажатии на ладонь, зажимать предметы в кулаке и держать крепко, обследовать предметы в руке (ощупывать, брать в рот), дотрагиваться до предметов, которые видит, хватать предметы всей рукой.

октябрь

 Тема 2: «Формирование представлений о свойствах предметов и явлений».

Тема 3: «Формирование представлений о свойствах предметов».

Тема 2: «Формирование представлений о свойствах предметов и явлений».

Игры: «Теплое – холодное», «Брызгалки», «Волшебная вода».

Ожидаемый результат: эмоциональное реагирование ребенка на контраст температур

Тема 3: «Формирование представлений о свойствах предметов».

Игры: «Разные поверхности», «Легкие материалы», «Сухие материалы», массаж.

 

Ожидаемый результат: ребенок по-разному реагирует на различные прикосновения, принимает помощь взрослого, делает попытки самостоятельно ощупывать понравившиеся ему поверхности.

Пощипывание ногтевых фаланг пальцев

 

Практические действия с ребенком

- поглаживание с небольшим давлением с проговариванием потешек;

- разминание;

- массирование рук и ног теплыми предметами с проговариванием потешек и детских четверостиший

меховые (поролоновые) шарики.

Упражнения с прищепкой (прищепки).

Упражнения: «Мокрые и сухие лоскутки», «Тяжелые и легкие мешочки, коробочки»

Стимуляция прикосновением, поглаживанием, массированием, пощипыванием. Установление эмоционального контакта.

Действия  взрослого со  своими руками

-ощупывание и массирование рук и ног;

-поглаживание головы, шеи, рук, ног с проговариванием потешек

меховые (поролоновые) шарики.

Упражнения с прищепкой (прищепки).

Упражнения: складывать пальцы в кулак при малейшем нажатии на ладонь, зажимать предметы в кулаке и держать крепко, обследовать предметы в руке (ощупывать, брать в рот), дотрагиваться до предметов, которые видит,хватать предметы рукой, удерживать предмет рукой какое-то время.

Ноябрь

2 этап

 Тема 1: «Формирование представлений о различной текстуре тканей».

Тема 2:

«Формирование представлений о структуре различных поверхностей

 Тема 1: «Формирование представлений о различной текстуре тканей».

Игры: «Шершавая - пушистая перчатка».

Ожидаемый результат: эмоциональные проявления ребенка на различные поверхности, желание самому исследовать поверхность.

Тема 2: «Формирование представлений о структуре различных поверхностей

Упражнения, направленные на стимуляцию с использованием предметов округлой формы

Создание условия для развития концентрации взгляда, на предмете  используемого в работе по тактильной стимуляции.

Воздушный шарик -      резиновый мяч.

Резиновый – пластмассовый мяч.

Упражнения: подбери такой же лоскуток, такой-не такой, подбери крышку к баночке, коробочке.

Установление эмоционального контакта. Рассматривание оборудования (мячей). Практические действия с ребенком.

Мячи: резиновый, пластмассовый,

Упражнения с мячом – ежиком (массажный мяч).

Упражнения: встряхивать звучащие предметы (игрушки, баночки, коробочки), стучать предметом по столу, по другому предмету.

Декабрь

 Тема 3: «Идентификация предметов по признаку «мягкий – твердый».

 

 Тема 3: «Идентификация предметов по признаку «мягкий – твердый».

 

 Игра: «Отберем все мягкие (твердые) предметы», «Волшебный мешочек».

Ожидаемый результат: ребенок выбирает мягкий (твердый) предмет по словесной инструкции

 .

Стимуляция при соприкосновении с различными материалами. Создавать условия для формирования интереса к собственному телу, развивать с помощью упражнений адекватную чувствительность тела, снятие мышечного и эмоционального напряжения. Создавать условия для развития общей моторики.

Практические упражнения с ребенком в сухом бассейне.

Мячи (пластмассовый и массажный)

Упражнения на привлечение внимания ребенка к дидактической вибрирующей игрушке и вызывание у него реакции на движение вибрации.

Вибрационный массаж рук, ног с помощью сенсорных вибромячиков.

Стимуляция при соприкосновении с различными материалами. Установление эмоционального контакта. Массирование рук и ног пластмассовым и массажным мячиками. Рассматривание сухого бассейна. Практические упражнения с ребенком в сухом бассейне, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Сухой бассейн,  подборка упражнений.

Упражнения: перекладывать мячики из одной емкости в другуя,стягивать платок с закрытых мячиков,вынимать мячи из бассейна, бросать мячи в бассейн, бросать мячик одной-двумя руками.

Январь

3 этап

 Тема 1: «Формирование представлений о различных поверхностях».

.Тема 1: «Формирование представлений о различных поверхностях».

 

 Игры: «Разные поверхности», «Гладкие - шершавые таблички».

 Ожидаемый результат: ребенок выбирает поверхность с заданным признаком по образцу, но словесной инструкции.

Игры и упражнения в «пальчиковом бассейне»

Создавать условия для развития мелкой моторики рук. Создавать условия для развития интереса к  материалам.

Упражнения на поглаживание,  разминание рук с небольшим давлением.

Мисочки с разными наполнителями: песок, камушки, шишки, фасоль, шарики, массажные мячики разной величины.

Упражнения: «Наполни ведерко ложкой (песком, камушками), «Найди игрушку» (мелкая игрушка завернута в пакет, в фольгу, в цветную бумагу».

Игры и упражнения в «пальчиковом бассейне»

Создавать условия для развития мелкой моторики рук.

Упражнения с массажными мячиками.

Мисочки с разными наполнителями: песок, камушки, шишки, фасоль, шарики, массажные мячики.

Прикосновения к телу ребенка различными материалами: приятными (вата, мех, мягкая кисточка, плюшевая игрушка, мячи) и, менее приятными (камень, ветки дерева, металлическая тарелка, массажный мяч. Стимулирование чувствительности тела предметами с различными поверхностями.

Щекотание перышком, кусочком ваты, шишкой, пером  развитие тактильной стимуляции при соприкосновениях с материалами различной фактуры, температуры.

Февраль

Тема 2: «Формирование представлений о температуре предметов».

 

 Тема 2: «Формирование представлений о температуре предметов».

Игра «Откуда эта вода?».

Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует температуру воды, соотносит с природными явлениями, выбирает заданный признак по словесной инструкции

Игры и упражнения в «пальчиковом бассейне». Создавать условия для развития мелкой моторики рук.

Создавать условия для развития интереса к  материалам.

Упражнения на поглаживание,  разминание рук с небольшим давлением

Мисочки с разными наполнителями: песок, камушки, шишки, фасоль, шарики, массажные мячики разной величины

Стимуляция тактильных ощущений при соприкосновении с различными материалами

знакомство ребенка с разной температурой воды

Для этого используются пластиковые бутылки, наполненные водой разной температуры, грелки, лед, которые даются ребенку

Игры и упражнения в «пальчиковом бассейне»

Развитие температурных ощущений: теплый, горячий, холодный. Стимуляция тактильных ощущений при знакомстве с разной температурой воды; Прикосновение к ребенку

теплыми и холодными

руками, тряпочками, игрушками, типа «Мякиши» и др.).

Создавать условия для развития мелкой моторики рук.

Упражнения с массажными мячиками

Мисочки с разными наполнителями: песок, камушки, шишки, фасоль, шарики, массажные мячики.

Упражнения: тянуть предмет за ленту,бросать предметы в коробку, откручивать, закручивать крышки баночек.

Март

 Тема 3: «Формирование чувства веса».

 

 Тема 3: «Формирование чувства веса».

 

 Игры: «Весовые таблички», «Весовые баночки».

           

Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует понятия «тяжелый – легкий».

Совместные игры на восприятие различных свойств предмета и их поверхности, веществ

Создавать условия для формирования умения выполнять действия приемами растирания, поглаживания.

Создавать условия для развития мелкой моторики рук.

Показ взрослым способов набирать различные вещества в руки.

Баночка с кремом (лосьоном), губка (ватный тампон), суджочный набор.

Создавать условия для формирования умения выполнять действия приемами растирания, поглаживания.

Создавать условия для развития мелкой моторики рук.

Совместные упражнения по растиранию, массажу рук             (использование суджочного набора)

Баночка с кремом (лосьоном), губка (ватный тампон), суджочный набор.

Упражнения: вынимать предметы из коробки, ведерка., стягивать платок с накрытого предмета.

Апрель

 Тема 4: «Формирование представлений о форме предмета».

Тема 5: «Мелкая моторика».

 Тема 4: «Формирование представлений о форме предмета».

 

Игра: «Волшебный мешочек».

Ожидаемый результат: ребенок находит на ощупь предметы с заданным признаком.

Тема 5: «Мелкая моторика».

Игры: рамки с различными застежками, раскраска, штриховка, сортировка крупы.

Ожидаемый результат: более высокий уровень развития мелкой моторики, развитие координации «глаз – рука».

Игры на прикосновение к телу ребенка различными материалами: приятными и менее приятными.

Создавать условия для развития    ориентации на теле.

Совместные действия по исследованию предметов предложенных педагогом.

Вата, мех, мягкая кисточка, мягкая игрушка, мяч.

Камень,  деревянная палочка, металлическая тарелка, массажный мячик, крем (лосьон).

Упражнения: перекладывать предметы из одной емкости в другую, открываь крышки коробок и находить спрятанный там предмет.

Игры на прикосновение к телу ребенка различными материалами: приятными и менее приятными

Создавать условия для формирования зрительно – тактильных интегрированных ощущений.

.Закрепление действий по растиранию рук с использованием крема (лосьона)

Вата, мех, мягкая кисточка, мягкая игрушка, мяч.

Камень,  деревянная палочка, металлическая тарелка, массажный мячик, крем (лосьон).

Упражнения: перекладывать предметы из одной емкости в другую, открываь крышки коробок и находить спрятанный там предмет.

Май

4 этап

 Тема 1: «Развитие стереогнозиса».

Тема 2: «Знакомство с материалами из которых изготовлены предметы».

Тема 1: «Развитие стереогнозиса».

 

Игра: «Волшебный мешочек».

 

Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет по заданному признаку без зрительной опоры.

Тема 2: «Знакомство с материалами из которых изготовлены предметы».

Задача: учить детей различать материал, из которого изготовлен предмет.

 Игра: «Что из чего сделано?» (предметы из дерева, бумаги, стекла, пластмассы, металла).

 Ожидаемый результат: ребенок может назвать материал, из которого изготовлен предмет (или выбрать предмет по названию материала).

Создавать условия для развития мелкой моторики рук.

Создавать условия для развития интереса к  материалам.

Упражнения на поглаживание,  разминание рук с небольшим давлением.

Мисочки с разными наполнителями: песок, камушки, шишки, фасоль.

Упражнения: «Наполни ведерко»(захват ложкой, насыпание, пересыпание), «Накорми птичку» (сортировка круп), «Напои птичку» (пипетка, ложка, блюдце).

Массаж руками взрослого

Закрепление:

упражнения  с кремом, отработка приемам растирания рук.

Создавать условия для формирования  умения сосредотачивать взгляд на своем отражении в зеркале

Игра на ориентировку на лице «Где ты носик?»

Руки взрослого, зеркало.

Упражнения: катать мяч, ставить предмет к предмету, нажимать, надавливать на кнопку, выключатель и др.

Июнь

 Тема  

«Формирование способов тактильного восприятия предметов».

Тема  

«Формирование способов тактильного восприятия предметов».

 Игры: «Различные материалы», «Поймай игрушку», «Ходим (ползаем) по разным дорожкам».

Ожидаемый результат: ребенок делает попытки самостоятельно обследовать поверхности, старается дотянуться до игрушки, держит ее, сосредоточивает на ней внимание .

Игры и упражнения с природным материалом. Создавать условия для развития мелкой моторики рук. Создавать условия для развития интереса к  материалам.

Упражнения на поглаживание,  разминание рук с небольшим давлением.

Мисочки с разными наполнителями: песок, камушки, шишки, фасоль.

Упражнения: закапывать, откапывать предметы в песке, крупе и др. отпускать предмет специально (различные по форме, тяжести, фактуре игрушки и предметы).

Игры и упражнения с природным материалом.

Создавать условия для развития мелкой моторики рук.

Упражнения с массажными мячиками.

Мисочки с разными наполнителями: песок, камушки, шишки.

Упражнения: закапывать, откапывать предметы в песке, крупе и др. отпускать предмет специально (различные по форме, тяжести, фактуре игрушки и предметы).

Август

        

 Тема  

«Формирование способов тактильного восприятия предметов».

 Тема  

«Формирование способов тактильного восприятия предметов».

 Игры: «Различные материалы», «Поймай игрушку», «Ходим (ползаем) по разным дорожкам».

Ожидаемый результат: ребенок делает попытки самостоятельно обследовать поверхности, старается дотянуться до игрушки, держит ее, сосредоточивает на ней внимание .

Создавать условия для развития мелкой моторики рук.

Создавать условия для развития интереса к материалам.

Упражнения на поглаживание,  разминание рук с небольшим давлением.

Мисочки с разными наполнителями: песок, камушки, шишки, палочки.

Упражнения: закапывать, откапывать предметы в песке, крупе и др. отпускать предмет специально (различные по форме, тяжести, фактуре игрушки и предметы).

Создавать условия для развития мелкой моторики рук.

Упражнения с массажными мячиками

Мисочки с разными наполнителями: песок, камушки, шишки.

Упражнения: наполнять предметы крупой, песком, водой и др.; переливать , пересыпать из одной емкости в другую. Отпускать предмет специально (различные по форме, тяжести, фактуре игрушки и предметы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ Развитие фонематического восприятия как основа звукового анализа

Консультация для воспитателей содержит этапы работы по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного авозраста, игры и упражнения, которые способствуют развитию фонематического восприятия у ...

«Развитие слухового восприятия на основе сенсорного воспитания»

Готовность ребенка к школе предполагает, прежде всего, понимание обращенной речи, а опыт работы показывает, что определенный процент выпускников ДОУ, первоклассников, не всегда понимают обращенную реч...

Развитие тактильного восприятия как основа сенсомоторного развития детей с ОВЗ

Тактильная и кожная чувствительность и восприятие у умственно отсталых детей как способ познания окружающего мира...

Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования детей дошкольного возраста"...

Презентация «Развитие тактильного восприятия как основа речевого развития детей с ТНР»

laquo;Развитие тактильного восприятия как основа речевого развитиядетей с ТНР»(Опыт работы с развивающими играми Вячеслава Вадимовича Воскобовича)    Дошкольный возраст  - п...

конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию тактильного восприятия на основе тактильных анализаторов у детей с ТМНР

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию тактильного восприятия на основе тактильных анализаторов у детей с ТМНР...