Сенсорное развитие детей с ТМНР через использование дидактического модуля "Черепаха"
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике

Котина Наталья Александровна

Сенсорное развитие детей с ТМНР через использование дидактического модуля "Черепаха". Описание пособия, цель, задачи, примерные игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_cherepaha.docx68.06 КБ

Предварительный просмотр:

                   Сенсорное развитие детей с ТМНР

через использование

дидактического модуля «Черепаха»

Цель: приобретение сенсорного опыта у детей, необходимого для овладения всеми видами деятельности и представлений об окружающей действительности.

Задачи:

-способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

-развитие мелкой моторики рук;

-создание условий для формирования представлений о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

- повышать уровень педагогической компетенции по формированию представлений о сенсомоторной деятельни

   

                   ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ «ЧЕРЕПАХА»

Игрушка Дидактическая черепаха Альма АЛ 228

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ «ЧЕРЕПАХА»  представляет собой дидактический материал для индивидуальной и коллективной работы в ДОУ. В комплект игрового модуля входят пять чехлов: «Волшебный круг», «Веселый калейдоскоп», «Математический», «Умелые ручки» и «Укрась полянку». У нас в группе имеется самый простой чехол «Волшебный круг»

Упражнения с чехлом «Волшебный круг» формируют понятия цвет, форма, назначение, больше-меньше, счет, развивают мелкую моторику и координацию движений рука-глаз.

Чехол "Волшебный круг" разбит на пять рабочих секторов: ежик, бабочка, дерево, матрешка, ваза с цветами и один центральный сектор. Комплекты плоскостных фигур: листочки, грибочки, сердечки, кружочки, цветочки разных цветов хранятся в кармане с молнией наверху чехла.Все фигурки крепятся к чехлу при помощи липучек. В каждом секторе имеются «липучки» для прикрепления фигур.

Игровые упражнения  с дидактической «Черепахой» проходят совместно со взрослым который помогает ребенку совершать пока сложные для него увлекательные действия, говорит и обсуждает все, что происходит. Действия, которые проделываются с детьми формируют согласованность движений пальцев, сенсорные координации в системе «глаз-рука», в результате чего повышается работоспособность ребенка, его внимание и умственная активность, происходит стимуляция интеллектуальной и творческой деятельности. Развивается сенсорика, ведь чтобы полноценно познавать окружающий мир, ребёнок должен его ощущать и воспринимать.

Игры с материалом чехла «Волщебный круг» позволяют изучать, формировать и развивать у детей произвольность выполняемых действий, внимание, память, воображение в процессе моделирования различных ситуаций с помощью плоскостных изображений ,ориентировку в двухмерном пространстве ,способность к точному управлению движениями в пространстве (чувство пространства) представления о цвете, форме и величине , навыки невербальной классификации по цвету  (символическое изображение объектов задачи: бабочки, цветочки, сердечки, кружочки, листики, грибочки) способность к словесной регуляции движений (выполнение действий по словесной инструкции педагога)

             

               Примерные упражнения с чехлом «Волшебный круг»

«Что у нас в кармашке?»

Вместе с ребенком расстегните молнию и посмотрите, что лежит в кармашке. Если ребенок сам не решается достать фигуры, то достаньте одну и скажите: «А теперь твоя очередь!» В процессе  деятельности называйте фигурки: «Это цветок, и это цветок, это тоже цветок и т.д. Смотри, сколько ты цветочков достал! Что это?.. Это цветы!» Обращайте внимание ребенка на то, что все фигуры, например цветочки, разного цвета. Когда ребенок достает фигуру из кармашка, говорите: «Этот цветок красный» и т.д.

«Укрась вазочку цветочками»

Предложите ребёнку прикрепить на стебельки прикрепить цветочки(ребёнок выбирает из предложенных фигурок только цветочки),а потом можно усложнить задания, попросив прикрепить сначала синие цветочки, а потом красные.

«Открепи фигурки», «Собери цветочки», «Собери урожай»

Прикрепи к любому сектору фигурки и предложи ребёнку открепить их. Другой вариант: педагог прикрепляет  к стебелькам цветочки и предлагает ребёнку их собрать, показывая это действие. Или прикрепить к дереву яблоки (груши) и попросить снять их с веточек. Когда ребенок выполнит действие, обратите его внимание на то, что он сорвал. «Это цветочки! Как ты много собрал!» Или «Сколько яблок(груш) ты собрал и т.п. Так же можно просить откреплять фигурки в любом секторе.

«Найди среди цветочков синий (красный)»

Задания этого типа можно использовать для уточнения представлений ребенка о цветах. Вы узнаете, какой цвет ребенок уже усвоил, а на какой стоит обратить внимание в процессе дальнейших занятий.

«Собери ёжику грибы»

Из выложенных фигурок предложи ребёнку найти грибочки и прикрепить ёжику на спинку.

«Сделай, как я»

Предложи ребёнку украсить  бабочку кружочками , показав на примере.

Так же можно попросить украсить верхние крылышки бабочки красными кружочками ,а нижние синими.

Так же украшаем матрёшку синими сердечками наверху, а внизу красными.

Дерево украшать листочками можно аналогично: прикрепляем только жёлтые листочки или только зелёные…

«Выше — ниже — рядом»

Предложите ребенку выполнять действия по вашей инструкции: «Прикрепи красный цветок рядом с синим. Выше синего цветка прикрепи грибочек. Ниже красного цветка — желтый листик». …

«Реши задачку»

Предложите ребенку решить задачу: «Ёжик на колючках принёс два грибочка. Вдруг он находит ещё один грибок. Сколько грибочков стало у ёжика?» Проговаривание текста задачи сопровождайте наглядными действиями.

С детьми с тяжёлой умственной задержкой педагог рука в руке выполняет действия прикрепить или открепить фигурку, а так же можно прикрепить фигурку  и навести руку ребёнка ,чтобы он сам открепил. Если ребёнок проявляет интерес к этим действиям, то можно менять сектора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запа...

Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Сенсорное развитие одно из важнейших направлений работы с детьми раннего возраста, когда формируются все виды способностей ребёнка, расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире.Осно...

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фребеля»

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фребеля»...

Сенсорное развитие детей с ТМНР через использование дидактического модуля «Черепаха»

Учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике...

«Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»

Цель мастер - класса :Показать приёмы работы с «Дарами Фребеля» для формирования у детей раннего возраста первичного представления понимания формы, цвета предмета,...

«Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

Методы и приёмы работы  с  детьми первой младшей группы с дидактическим материалом «Логические блоки Дьенеша палочками Кюизенера»...