Социализация детей с ОВЗ и включение их в совместную деятельность в инклюзивной группе
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)

Серегина Татьяна Сергеевна

Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования Российской Федерации связаны с новым отношением к детям - инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Появляется и активно развивается, инклюзивное образование, направленное на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программ детского сада.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социализация детей с ОВЗ и включение их в совместную деятельность в инклюзивной группе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 городского округа Кашира» Составила воспитатель высшей квалификационной категории Серегина Татьяна Сергеевна

Слайд 3

Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include -заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Слайд 4

Нормативно - правовое обеспечение инклюзивного образования Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013г. «О коррекционном и инклюзивном образовании»; Приказ Минобрнауки России № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; Федеральный государственный образовательный стандарт ДО.

Слайд 5

Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации. Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Слайд 6

Принципы инклюзивного образования: Принцип индивидуального подхода. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников. Принцип междисциплинарного подхода. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Слайд 7

Направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе: диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка; комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута; разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение адаптированной образовательной программой ребенком с ОВЗ; разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно-развивающей работы; планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы; организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы; мониторинг инклюзивного образовательного процесса, создание специальных условий.

Слайд 8

Взаимодействие со специалистами Взаимодействие с родителями Взаимодействие с воспитателем ПМПк ДОО Взаимодействие с воспитанниками Сетевое взаимодействие Модель взаимодействия в инклюзивной образовательной среде

Слайд 9

Рассмотрим работу, которую выполняют участники педагогического коллектива детского сада

Слайд 10

УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи; • составляет индивидуальные планы развития;

Слайд 11

консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы. УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД

Слайд 12

П роводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов) ; УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД

Слайд 13

Инструктор по физической культуре Осуществляет укрепление здоровья детей, применяя здоровьесберегающие технологии. Совершенствует психомоторные способности дошкольников. Консультирует родителей и педагогов по вопросам физического развития детей.

Слайд 14

Музыкальный руководитель Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей; Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий; Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Слайд 15

Медицинский персонал проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия; • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Слайд 16

Воспитатель: проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей; воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику; применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе; консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Слайд 17

Воспитатель: организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда) ;

Слайд 18

Работа с родителями Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов. Дни открытых дверей – родители (законные представители) посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов. Семинары-практикумы, где родители (законные представители) знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике. Проведение совместных праздников , где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т. п.

Слайд 19

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер. Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Слайд 20

Заключение В заключение хотелось бы сказать, что каждый ребенок в независимости от его статуса, заслуживает нашего внимания и каждая семья в которой есть дети с ОВЗ ждет отзыва и участия. Именно мы формируем восприятие мира у детей - мир в котором есть добро, понимание и забота и от нас зависит, кого они будут готовы в него впустить.

Слайд 21

У КАЖДОГО ИЗ НАС ЕСТЬ ТО, ЧТО МЫ МОЖЕМ ДАТЬ ДРУГИМ! КАЖДЫЙ ИЗ НАС МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ МИР!

Слайд 22

Спасибо за внимание! Успехов в работе!



Предварительный просмотр:

Слайд 1 Социализация детей с ОВЗ и включение их в совместную деятельность в инклюзивной группе

Слайд 2

Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования Российской Федерации связаны с новым отношением к детям - инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Появляется и активно развивается, инклюзивное образование, направленное на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программ детского сада.

Слайд 3

Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Слайд 4

Если говорить о нормативно-правовой базе, то положения об инклюзивном образовании закреплены в таких документах как:

  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995)
  • Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

– (инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей).

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании»
  • Приказ Минобрнауки России № 1014 от 30 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам– образовательным программам дошкольного образования»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (далее                                   ФГОС ДО).

Слайд 5 Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации. Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Слайд 6 

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.
Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны ими и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка.

Слайд 7 Основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе:

  • диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
  • комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута;
  • разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение адаптированной образовательной программой ребенком с ОВЗ;
  • разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно-развивающей работы; планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;
  • организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы; мониторинг инклюзивного образовательного процесса, создание специальных условий

Слайд 8 Модель взаимодействия в инклюзивной образовательной среде

- взаимодействие со специалистами;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с воспитателем;

- Взаимодействие с воспитанниками;

- Сетевое взаимодействие;

- ПМПк ДОО

Слайд 9 Рассмотрим работу, которую выполняют участники педагогического коллектива детского сада

Слайд 10 Учитель - логопед 

диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

• составляет индивидуальные планы развития;

Слайд 11 консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.

Слайд 12 Посмотрим отрывок коррекционного занятия учителя-логопеда

Слайд 13 Учитель – логопед проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);

Слайд 14 Инструктор по физической культуре

Осуществляет укрепление здоровья детей, применяя здоровьесберегающие технологии.

Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Консультирует родителей и педагогов по вопросам физического развития детей.

Слайд 15 Музыкальный руководитель

Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Слайд 16 Медицинский персонал

  • проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Слайд 17 Воспитатель:

проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Слайд 18 А также, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда)

Слайд 19 Работа с родителями Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.

Дни открытых дверей – родители (законные представители) посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

Семинары-практикумы, где родители (законные представители) знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т. п.

Слайд 20 Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.

Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Слайд 21 Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что каждый ребенок в независимости от его статуса, заслуживает нашего внимания и каждая семья в которой есть дети с ОВЗ ждет отзыва и участия.

Именно мы формируем восприятие мира у детей - мир в котором есть добро, понимание и забота и от нас зависит, кого они будут готовы в него впустить.

Слайд 22 У каждого из нас есть то, что мы можем дать другим! Каждый из нас может изменить мир.

Слайд 23 Спасибо за внимание! Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект совместной деятельности педагога и воспитанника. Тема совместной деятельности: «Планета друзей ». Группа: старшая логопедическая. Направление развития: физическое

Конспект итогового занятия для детей 5-7 лет. Дети на протяжении всего занятия закрепляют умения и навыки. легко и точно выполняют движения, ориентируются в пространстве. Развивается мелкая моторика. ...

Социализация детей с особыми образовательными потребностями через организацию совместных игр.

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии ...

Конспект занятия по физической культуре в разновозрастной группе. «Социализация детей младшего и старшего возраста на занятиях двигательной деятельности»

Наш детский сад является участником регионального проекта «Социализация дошкольников в двигательной деятельности». Совместно с инструктором по физической культуре нами был разработан консп...

«Социализация детей младшего и старшего возраста на занятиях двигательной деятельности» Конспект занятия по физической культуре в разновозрастной группе.

Конспект занятия по физической культуре в разновозрастной   группе.«Социализация детей   младшего и старшего  возраста на занятиях двигательной деятельности&ra...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2021-2022гг

Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений в современной системе инклюзивного образования. Первый опыт социализации дети получают в детском са...