Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи "Дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах, предложениях" (В гостях у куклы Маши)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Логишенкова Татьяна Юрьевна

Закрепление пройденного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ssh.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 комбинированного вида» г.Пикалево

Конспект занятия

в подготовительной

группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

«Дифференциация звуков  С и Ш в

слогах, словах, предложениях».

                                                                                                         

Подготовила и провела

учитель-логопед

Логишенкова Татьяна Юрьевна

Г.Пикалёво

Программа: «Программа логопедической работы по преодолению Общего недоразвития речи» под редакцией Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой.  с внесением в них элементов других авторских программ.

Раздел: Звукопроизношение

Тема занятия: «В гостях у куклы Маши»

Тип занятия: закрепление пройденного материала.

Методы работы: словесные, наглядные, частично-поисковые, практические

Формы работы: работа в подгруппах

Задачи.

-Коррекционные

Различать звуки С, Ш в изолированном положении, слогах, словах, предложениях.

Закрепить правильное произношение звуков

Совершенствовать артикуляционную моторику.

-Образовательные

Развивать интерес к познанию окружающего мира, с использованием ИКТ

Развивать монологическую и диалогическую речь

- Совершенствование психических функций

Зрительное внимание, мышление, воображение.

-Воспитательные

Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать друг друга, взаимопомощь.

Вызывать в детях положительный эмоциональный отклик.

Формировать умения действовать по инструкции.

Материалы к занятию:

Презентация «День рождения Маши»

Карточки-символы

    Игрушки (лиса, носорог, самовар, собачка, груша, мышка, шишка, кошелёк, неваляшка).

Используемое оборудование:

Мультимедийная установка,  нетбуки для воспитанников, зеркала

Занятие идёт заключительным в данном разделе.

Ход занятия.

Логопед:

Посмотрите, что за диво!

На полянке так красиво.

Стол на четверых накрыт.

Маша за столом сидит.

На столе том угощенье,

Есть и чай там, и варенье.

Гости к Машеньке спешат.

Поздравлять её хотят.

Логопед: Ребята, какой праздник сегодня у Маши?

Дети:  У Маши день рождения.

Логопед: Почему вы так думаете?(…)

- А сколько лет Маше? (7)

-Молодцы!

Посмотрите, какая она сегодня нарядная, красивая. Машенька ждёт гостей. А кто они, хотите узнать? Тогда располагайтесь.

Летом в болоте вы её найдёте

Зелёная квакушка

Кто это?

Дети: Лягушка.

Логопед : Посмотрите (слайд - лягушка).

- Что подарила лягушка Маше?

Дети:  Лягушка подарила Маше цветок.

Логопед: Посмотрите на этот цветок.

-Как он называется?

Какая же лягушка молодец, подарила такой необычный цветок.

-Какие по форме лепестки у цветка?

Дети:  Овальные и треугольные.

Логопед: Переверните лепесток треугольной формы.

-Какой звук мы услышим, посмотрев на эту картинку?

Дети:   С.

Логопед : Возьмите зеркала, произнесите звук С. (ССС).

- В каком положении губы?

Дети:   В улыбочке.(слайд).

Логопед: В каком положении зубы?

 Дети: Заборчиком. (слайд).

Логопе : А язык вверху или внизу?

Дети: Вниз. (слайд).

Логопе : Переверните лепесток овальной формы.

-Какой звук мы услышим, посмотрев на эту картинку?

Дети: ШШШ.

Логопед: Посмотрите в зеркала, произнесите звук Ш.

- В каком положении губы?

Дети: «хоботочком» (слайд).

Логопед : В каком положении зубы?

Дети: «заборчиком» (слайд).

Логопед: А язык вверху или внизу?

Дети: Вверху (слайд).

Логопед: Ребята, как вы думаете, какой звук сейчас хочет произнести лягушка?

Дети:  С (слайд).

Логопед: Почему?

Дети: Язычок внизу.

Логопед: А сейчас?

Дети: Ш. (слайд).

Логопед : Почему?

Дети: Язычок вверху.

Логопед: А сейчас я буду произносить звуки и слоги, а вы поднимать соответствующую картинку.

Молодцы! Лягушке понравилось как вы научились различать звуки С и Ш.

Кого же ещё пригласила Машенька? Отгадайте.

Живёт в норке, грызёт корки.

Короткие ножки, боится кошки.

Дети: Мышка

Логопед : Почему вы решили, что это мышка?

- Посмотрим…(слайд - мышка)

Логопед : Что принесла в подарок Машеньке Мышка?

Дети: Мышка принесла в подарок Машеньке мяч.

Логопед :  С мячом можно поиграть в интересные игры.

Подойдите ко мне. Сейчас мы и поиграем в игру, которая называется «Наоборот».

Я бросаю вам мяч, называю слог – СА -, вы заменяете звук С на звук –Ш-, получается – ША-  и бросаете мне мяч обратно. Например: СА-ША.

СО (ШО),  СЫ (ШИ),  АС (АШ),

СУ (ШУ),  СЭ (ШЕ),  ЫС(ЫШ).

А теперь задание посложнее. Я называю слова, а вы заменяете звук С на звук Ш и бросаете мне мяч обратно. Например: каска-(кашка)

мишка-(миска)

мыс-(мышь)

усы-(уши)

сутки-(шутки)

крыша-(крыса)

касса-(каша)

басня-(башня)

-Мышке понравилось, как вы играете.

-Кто-то ещё спешит к Маше в гости. Отгадайте кто это?  

С  хозяйкой дружит

Дом сторожит

Живёт под крылечком

Хвост колечком.

Дети: Собака.

Логопед :  Правильно, ещё к Маше пришла собачка. Зовут её Шарик.

- Подумайте, что сказала собачка Маше?

Дети: Здравствуй, Маша, поздравляю тебя с днём рождения.

Логопед :  Что подарил Маше Шарик?(…)-полным ответом.

- Какие подарки, хотите узнать?

Подойдите к столу.

 - Сейчас каждый из вас по очереди будет доставать из мешочка предметы, и ставить их на соответствующий коврик.   Например, в слове «самовар» я слышу звук С.

  Слова (игрушки): слон, лиса, самовар, собака, мышка, мишка, кошелёк, неваляшка.

  Ещё раз посмотрите на эти предметы. Запомните их.

- Какие предметы вы запомнили со звуком Ш?(ответы детей).

- Какие предметы вы запомнили со звуком С?(ответы детей).

- Много слов запомнили, молодцы!

 Подарили гости Машеньке много подарков. Но Маша тоже придумала для гостей игру – «чистоговорки –небылицы».

Повторяйте за мной по очереди.  (по 1 чистоговорке).

са-са-са – на луне сидит лиса (слайд.)

уш-уш-уш – слон с лисою съели душ (слайд.)

лон-лон-лон -  на лопате едет слон (слайд.)

уша-уша-уша – на слона упала груша (слайд.)

аф-аф-аф – к Сане в гости едет шкаф (слайд.)

ыш-ыш-ыш – на окошке дремлет мышь (слайд.)

ос-ос-ос – кот забрался в пылесос (слайд.)

ост-ост-ост – у собаки красный хвост (слайд.)

-А теперь мы подарим Маше предметы со звуками С и Ш.

 А работать мы будем на нетбуках.

-Посмотрите, что нам нужно сделать? (слайд).

Дети: Включить компьютер.

Логопед :Пока нетбуки включаются, поиграем вместе с Машей.

Физкультминутка. (Речь с движением).

Я хочу построить дом:

Чтоб окошко было в нём,

Чтобы в доме дверь была,

Чтоб в саду сосна росла,

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

Чтоб солнце было, дождик шёл,

А в саду тюльпан расцвёл.

Для Катюши, Саши и для куклы Маши. (слайд).

Работа на нетбуках.

Садитесь на свои рабочие места.  Проверьте, пожалуйста, у всех нетбук готов к работе?

-Смотрим на экран. Что будем делать дальше?

Дети:  открываем программу «Пингвин»)

Логопед: Что дальше?

Дети: Найти кнопку «Штамп».

Логопед :  Справа появились разные картинки. Найдите несколько предметов, в названии которых вы услышите звуки С и Ш.

Работаем спокойно, не отвлекаемся.

По ходу следить за осанкой, глазками.

(звучит релаксирующая музыка).

Гимнастика для глаз.  (сидя).

Все закончили работу? Пусть глазки отдохнут.

«Мой веселый, звонкий мяч»

Мой веселый,  звонкий мяч, ( посмотреть влево- вправо.)

Ты куда помчался вскачь? ( посмотреть вниз – вверх)

Красный, синий, голубой, (моргаем глазками)

 Не угнаться за тобой  (закрываем глаза, гладим веки пальцем).

Повторить 2 раза.

Логопед: Отдохнули ваши глазки?

Кто готов рассказать о своей работе?

Полина, расскажи, какие предметы со звуком С ты нашла? А какие предметы со звуком Ш? (…). Составь с любым словом предложение. (Проговаривание предложений детьми).

А я бы придумала такое предложение…

  Итог занятия.

- Какие звуки мы сегодня учились различать?

- Кто приходил к Маше в гости?

Вы были добрыми, активными, умными. Я уверена, что скоро ваши язычки научатся произносить все звуки. Мне было приятно работать с вами, а  Маша угощает вас.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"

Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. ТЕМА: «В ГОСТИ К ОСЕНИ».

Формирование знаний детей об изменениях в живой и неживой природе осенью, обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи "Звуки [т] - [д]. Дифференциация".

Данный материал поможет дифференцировать у детей звуки [т] - [д] изолированно,в слогах, словах, проводить сравнительный анализ звуков с помощью плана-схемы,  составлять предложения...

Конспект НОД с подгруппой учащихся в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (для учителей-логопедов) «Раз, два, три слово собери!»

Конспект НОД с подгруппой учащихся в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (для учителей-логопедов в рамках РМО)«Раз, два, три слово со...