Статья "Обучение имитации детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья

Орлова Анна Сергеевна

Имитация – чрезвычайно важный навык, которому необходимо обучать детей, имеющих проблемы с подражанием (чаще всего трудности в этом испытывают дети с расстройством аутистического спектра). Подражание также является одним из базовых навыков ребенка, которые предшествуют появлению речи. Цель обучения имитации - научить детей считывать информацию с собеседника и повторять за другими людьми не только отработанные движения, но и совершенно новые действия.

Ключевые слова: имитация, подражание, прикладной анализ поведения, расстройство аутистического спектра, умственная отсталость, формирование навыков, двигательная имитация, предметная имитация, вербальная имитация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение имитации детей с ОВЗ26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Орлова Анна Сергеевна,

учитель-дефектолог,

МБДОУ – детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга»,                г. Екатеринбург

Обучение имитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Имитация – чрезвычайно важный навык, которому необходимо обучать детей, имеющих проблемы с подражанием (чаще всего трудности в этом испытывают дети с расстройством аутистического спектра). Подражание также является одним из базовых навыков ребенка, которые предшествуют появлению речи. Цель обучения имитации - научить детей считывать информацию с собеседника и повторять за другими людьми не только отработанные движения, но и совершенно новые действия.

Ключевые слова: имитация, подражание, прикладной анализ поведения, расстройство аутистического спектра, умственная отсталость, формирование навыков, двигательная имитация, предметная имитация, вербальная имитация.

Имитация (подражание) – один из четырех базовых навыков ребенка, которые предшествуют появлению речи (имитация, сопоставление с образцом, зрительный контакт и следование инструкциям). Для типично развивающихся детей подражание – занятие простое и развивать у них этот навык не требуется. Однако детям с расстройством аутистического спектра и другими особыми образовательными потребностями сильно недостает подражательных способностей, эти навыки у них, как правило, крайне неразвиты. Они не подражают другим играющим в игрушки детям или занятым бытовыми делами родителям. В ходе дошкольной подготовки, во время групповых занятий, аутичные дети не пытаются копировать движения других детей или педагогов.

Навыки подражания являются необходимой основой для любого обучения. Имитация включает в себя наблюдение за поведением, которое демонстрирует другой человек, и воспроизведение такого же поведения. Если ребенок не может имитировать ваши движения, он не сможет копировать движения губ и языка, которые помогут ему произносить звуки и слова, он не научится использовать язык жестов в качестве способа общения.

 В рамках прикладного анализа поведения детей, в первую очередь, обучают имитировать общую моторику (топанье ногами, хлопанье в ладоши и т.д.). Потом переходят к копированию мелкомоторных движений, затем начинается работа над развитием артикуляционной имитации, а далее начинается обучение вербальной имитации (повторение звуков, слогов, слов, словосочетаний).

Виды имитации:

  1. Двигательная имитация (повтор движений за другим человеком).
  1. Крупномоторная имитация
  2. Мелкомоторная имитация
  3. Артикуляционная имитация
  1. Вербальная имитация
  2. Предметная имитация (повтор действий с предметами за другим человеком)
  1. Бытовая имитация (повтор действий с предметами ежедневного использования).
  2. Игровая имитация (повтор манипуляций с игрушками)
  3. Музыкальная имитация (повтор действий с музыкальными инструментами)
  1. Имитация по фото/видео (может быть предметной, двигательной, музыкальной).

При работе над обучением имитации, перед показом действия, необходимо произнести инструкцию: «Сделай так», затем сделать движение, потом дать ребенку полную физическую или частичную подсказку. После выполнения ребенком действия должно обязательно следовать поощрение. Следует постепенно ослаблять подсказку до тех пор, пока ребенок не научится выполнять правильные действия самостоятельно. Примерный список двигательной имитации, которой можно обучать ребенка, представлен в таблице №1.

Таблица №1. Списки двигательной имитации

Имитация крупной моторики

Имитация мелкой моторики

Артикуляционная имитация

Похлопать в ладоши

Жест «Ок»

Открыть рот

Положить руки на голову

Разжать и сжать кулачки

Показать язык

Помахать рукой

Жест «Хорошо»

«Надуть» щеки

Потопать

Указать на части тела

Подуть

Поднять руки вверх

Показать «зайчика»

Улыбнуться

Встать

Показать «козу»

Облизать губы

Попрыгать

Обхватить кулак ладонью

«Почистить» зубы языком

Вербальная имитация (звуковая, словесная) – это умение ребенка произносить за педагогом звуки, слоги, слова и фразы. Инструкция, в данном случае, будет «Скажи». Затем педагог произносит звук/слог/слово/фразу, а ребенок ее повторяет. Начинать обучение следует с развития вокализаций, отработки моторной и артикуляционной имитации. Потом переходите к игре с предметом, сопровождающейся звуком (например: сигналим машинкой «би-би», подносим телефон к уху «але-але», кукла упала «бух»). После этого следует начать обучение повторению звуков после паузы (просите ребенка повторить звуки, которые он произносил ранее). Далее к имитации звуков и слов, звукосочетаний и слогов. Переходите к повторению звуков/слогов без визуальных сигналов (не показывайте вашу артикуляцию во время произнесения) и к имитации модуляции голоса (громко-тихо, коротко-длинно, с разной интонацией). На следующем этапе научите ребенка сочетать отдельные слоги («ма-ма», «ки-са», «по-ка»). Когда предыдущие этапы будут отработаны, нужно начинать обучение имитации слов, затем фраз.

Еще одной разновидностью подражания является предметная имитация. Зачастую детям с ОВЗ легче повторять движения, когда есть предметы. При работе над обучением игровой, музыкальной или бытовой имитации, важно подобрать идентичные предметы для педагога и для ребенка. Перед показом действия также необходимо произнести инструкцию: «Сделай так», затем сделать движение со своим предметом, потом дать ребенку полную физическую или частичную подсказку, чтобы ребенок выполнил действие со своим. После выполнения ребенком действия должно обязательно следовать поощрение. Следует постепенно ослаблять подсказку до тех пор, пока ребенок не научится выполнять правильные движения самостоятельно. Примерный список предметной имитации, которому можно обучать ребенка, представлен в таблице №2.

Таблица №2. Списки предметной имитации

Музыкальная имитация

Бытовая имитация

Игровая имитация

Погреметь погремушкой

Попить из чашки

Покатать машинку

Постучать в барабан

Покушать ложкой

Построить башню

Поиграть на ксилофоне

Вытереть стол тряпкой

Покормить куклу

Позвенеть колокольчиком

Расчесаться

Покатать куклу на машине

Побить в бубен

Почистить зубы

Положить куклу спать

Поиграть на пианино

Постучать молоточком

Закатить машинку в гараж

Так же учить ребенка имитировать действие можно с помощью изображения/фото или видео. Это разнообразит занятие и поможет генерализировать навык подражания. Для этого следует подготовить фотографии/видео, где человек выполняет какое-то действие с предметами или без них. Перед показом фото или видео также необходимо произнести инструкцию: «Сделай так», затем показать образец, потом дать ребенку полную физическую или частичную подсказку, чтобы ребенок выполнил действие. После правильного выполнения должно также обязательно следовать поощрение. На подготовленных фотографиях/видео могут быть движения из списков моторной и предметной имитации, но необходимо расширять репертуар и обновлять действия.

Важно понимать, что цель обучения имитации заключается не в том, чтобы разнообразить двигательные навыки ребенка, а чтобы научить его считывать информацию и повторять за другим человеком. Поэтому недостаточно просто отработать несколько движений. Нужно продолжать обучение до того момента, пока ребенок не начнет повторять незнакомые движения в разных местах – то есть, пока навык не станет генерализованным.

Когда у ребенка начнут формироваться навыки имитации, ему станет проще выполнять задания на фронтальных занятиях, таких как музыка и физическая культура, потому что там практически все движения с предметами и без них нужно скопировать с педагога. Так же дети, с которыми развивают подражание, быстрее начинают повторять звуки, слоги и слова, что положительно сказывается на формировании речи. Еще ребенок, наученный подражать, сможет перенимать действия у играющих в игрушки детей, а также у занятых бытовыми делами родителей, что способствует приобретению новых навыков.

Библиографический список

  1. Барбера Мэри Линч, Расмуссен Трейси, Вербально-поведенческий подход в АВА-терапии. Методы обучения детей с аутизмом и другими особенностями развития. Екатеринбург:  Рама Паблишинг, 2019 г. 264 с.
  2. Лиф Р., Макэкен Д., Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивного поведенческого вмешательства при аутизме. Москва: ИП Толкачев, 2016 – 608 с.
  3. Макдональд Ребекка, Лангер Сьюзен, Различаем и сопоставляем. Обучение детей с РАС базовым навыкам дискриминации на основе прикладного анализа поведения. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2019 г. 248 с.
  4. Мелешкевич Ольга, Эрц Юлия, Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА). Принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройством аутистического спектра и другими особенностями развития. Самара: Бахрах-М, 2017 г. 208 с.
  5. Шрамм Роберт, Детский аутизм и АВА – терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017 г. 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка

В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...

Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителей всегда расходятся), поэтому, прежде чем начать работу, н

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителе...