« Пoдгoтoвкa peбeнкa к шкoлe: тяжeлый тpуд или увлeкaтeльнaя игpa? (технологии, позволяющие ребенку избежать дисграфии)»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Камышенко Галина Юрьевна

Выступление в  рамках II районного форума педагогов коррекционного и инклюзивного образования в образовательных организация Ашинского Муниципального района «Маршруты успеха». Пoдгoтoвкa к шкoлe, зaнятия для дoшкoльникoв — тeмa, кoтopaя бecпoкoит мнoгиx зaбoтливыx poдитeлeй. Чтo дoлжeн знaть  ребенок пepeд пocтуплeниeм в шкoлу? Kaк пpивить eму нaвыки, нужныe в уcвoeнии шкoльнoгo мaтepиaлa? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление в  рамках II районного форума педагогов коррекционного и инклюзивного образования в образовательных организация Ашинского Муниципального района «Маршруты успеха»

Дата проведения: 24.03.2020

Место проведения: г. Аша, Челябинская область

Тема выступления – « Пoдгoтoвкa peбeнкa к шкoлe: тяжeлый тpуд или увлeкaтeльнaя игpa? (технологии, позволяющие ребенку избежать дисграфии)»

Текст выступления

Пoдгoтoвкa к шкoлe, зaнятия для дoшкoльникoв — тeмa, кoтopaябecпoкoитмнoгиxзaбoтливыxpoдитeлeй. Чтoдoлжeнзнaть  ребенок пepeдпocтуплeниeм в шкoлу? Kaкпpивитьeмунaвыки, нужныe в уcвoeниишкoльнoгoмaтepиaлa? Будет ли он успешно  и с удовольствием учиться,  справится ли со школьной нагрузкой и постоянно усложняющейся программой. Многие родителей, озадаченные этими проблемами, обращаются в разные развивающие детские центры, направленные на подготовку детей к школе. Большинство же из них  возлагают на дошкольное учреждение эту задачу.

Действительно – детское дошкольное образовательное учреждение для того и создано и существует, чтобы создаватьусловия для  развития ребенка. Детское  учреждение открывает ребенку возможности для:

  • позитивной социализации
  • личностного развития
  • развития инициативы
  • творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видам деятельности

Из всех целей и задач реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения  мною  выделено  две последние задачи:

Первая,построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, так какосновной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

Вторая,         реализацию  принципа непрерывности всех ступеней дошкольного образования. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы.

Для сегодняшней выступления,  выбран один  из ряда целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, а именно: «…ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности…».Такая оценка развития речи ребенка, производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий). Мы все понимаем, что любое наше педагогическое воздействие на ребенка, должно быть оценено с точки зрения эффективности его личностного  развития.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития)
  2. оптимизация работы с группой детей

Исходя из целей и задач, поставленных перед дошкольным образованием, нам, педагогам, остается только выбрать оптимальные методики и  технологии , а также  средства  воспитания, обучения и развитиявоспитанников. Но, если бы все было так хорошо в жизни, как это диктуется программой дошкольного образования, тогда повсеместно не озвучивалась бы проблема, с которой столкнулось наше общество за последние 20- 30 лет.Это связано с рядом проблем:

  •  ухудшением экологии,
  •  с низким качеством медицинского обслуживания
  •  недостаточным уровнем дошкольного образования
  •  зачастую с некачественной диагностикой речевого развития.

Согласно нормам развития речи, первые слова ребенок произносит до года (5–10 слов), фраза формируется к 1,5 годам, умение говорить – к 2–2,5 годам. В настоящее время эти показатели сдвинуты: хорошо, если первые слова малыш произносит в 1,5 года, простое предложение – к 2 годам, а к 3 годам формируется более-менее понятная фразовая речь. Почему так происходит? Речь – явление социальное, появляется по подражанию. С ребенком нужно постоянно разговорить, «оречевляя» все свои и его действия. Единицы родителей  разговаривают с детьми, когда у тех нет собственной речи. Вот у этих единиц речь и появляется. А у остальных?Родителям часто некогда разговаривать с ребенком, играть с ним, поэтому его чуть ли не с младенчества сажают к компьютеру, а там – игры, мультики! Мало того что речь не развивается, словарный запас не увеличивается, фраза не совершенствуется, так еще и ребенок живет в нереальном мире. Специалисты утверждают: если в 70-80-е годы речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без речевых нарушений. А так как это явление становится все более и более массовым, то нам, специалистам  коррекционного образования,  просто необходимо активно привлечь к этой проблеме всех неспециалистов, то есть педагогов общеобразовательных групп и родителей. Мы все прекрасно понимаем, что несформированность компонентов устной речи к школьному возрасту, приведет к проблемам письменной речи, а, значит, к дисграфии. Нам,  педагогам, понятно, как важно вовремя создать для ребенка благоприятную среду для развития речи. Особенно это важно для детей «группы риска», имеющих те или иные отклонения в развитии. Основные признаки детей «группы риска»:

- «цепочка» пери- и постнатальных вредностей

- позднее и аномальное развитие устной речи

- задержка психического развития

- выраженная незрелость  изобразительных способностей

- билингвизм в семье

Основное содержание профилактической работы направлено на устранение  у детей возможных предпосылок  дисграфии, в  старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.Поэтому, дальнейшая речь пойдет о дисграфии, которая чаще всего появляется у учеников начальных классов, а начало ей положено в дошкольном возрасте.Полная невозможность или даже просто затрудненность слуховой дифференциации ребенком некоторых речевых звуков является несомненной предпосылкой «Дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания».Основная сложность ситуации заключается в том, что несовершенство или даже полное отсутствие у ребенка слуховой дифференциации ряда звуков не может быть замечено окружающими взрослыми без специального исследования, поскольку слышит такой ребенок нормально и речь окружающих хорошо понимает.Обследование наличия или отсутствия у ребенка слуховой дифференциации звуков может быть выявлено лишь в специально созданных условиях (в ПМПК или на консультации у специалиста - учителя-логопеда). А так как далеко не все дети проходят обследование учителем-логопедом или бывают выведены службой сопровождения ДОУ на ПМПК, то данная проблема, не получившая профилактическую работу в устной форме, выливается в специфические ошибки письменной   речи. Поэтому, учителю-логопеду необходимо проводить профилактическую (разьяснительную) работу среди педагогов общеобразовательных групп ДОУ и родителей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Технологии, мной разработанные, предложенные к апробации, а затем давно и успешно применяемые педагогами общеобразовательных групп  нашего дошкольного учреждения. Первая из них – это Комплекс упражнений по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с целью профилактики «Дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания». Цели данного комплекса упражнений:

  1. Развивать фонематический слух, как необходимое условие успешного обучения грамоте.
  2. Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза (выделение звука в слове, анализ и синтез звуков в словах).

Планируемые результаты:

  1. Различать понятия «звук», «слог», «слово».
  2. Называть  последовательно звуки и слоги  в словах.
  3. Находить место звука в слове.
  4. Анализировать слово  и синтезировать новые слова. [1]

Вторая технология развивающего обучения это Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста   [2]с целью профилактики «Дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока»

Для внедрения этого комплекса в работу  нужно распечатать и иметь «под рукой», образцы суффиксов, несущих значение уменьшительности – ласкательности  и личное понимание педагогом, что именно «натаскивание» детей, по формированию у них этого навыка словообразования, приведет не только к непоявлению у них «Дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока», как часто встречающейся у учеников начальных  классов, но и аграмматической дисграфии , типичной для среднего и старшего звена школы, но и к расширению активного словаря, а, в конечном итоге, к более свободному владению родным языком.

Цели комплекса упражнений по формированию навыка словообразования:

  1. Развивать навык языкового анализа и синтеза.
  2. Формировать у детей грамматические системы словоизменения и словообразования.
  3. Обогащать словарный запас.

4. Развивать слуховое восприятие и памяти

Планируемые результаты:

  1. Закреплять понятие «слово».
  2. Постепенно усвоить  правильные грамматические формы.
  3. Сформировать умение использовать грамматические формы словообразования в своей устной речи.

  Особенностью этого комплекса упражнений является систематическое  использование в соответствии с календарно-тематическим планом, напечатанном в специальных «домиках» - суффиксов, несущих значение уменьшительности. Но никто и не требует сейчас в дошкольном возрасте вводить термин «суффикс», достаточно предложить детям прочитать в «домике» части слов и объяснить им, что они, помогают назвать слово ласково, когда мы хотим назвать какой-то предполагаемый предмет маленького размера . В устной форме предложить детям слова по теме,  зачастую они сами легко изменяют эти слова, а педагогу нужно всего лишь показывать на нужную морфему и еще раз произнести слово, выделяя голосом эту часть. Почему именно «домики» -  суффиксы, ведь многие дети еще не читают, будет ли им понятен этот прием, можно мне возразить? Но мной принято решение пойти по такому пути обучения детей, опираясь на принцип многократного повторения предъявляемого материала, что усилит развитие зрительного восприятия и памяти и  приведет к сохранению информации, полученной зрительным путем. Хочется  надеяться, что,  если в течение последнего года пребывания в детском саду,  и активной подготовке к школе, системно,  будущие школьники видят перед глазами части слов, спрятанные в «домики», то их зрительная память сохранит эти части слов и подскажет им эти суффиксы,  когда в школе они начнут изучать состав и разбор слова по составу. У таких детей, я надеюсь,  дисграфия,  возможно и не наступит. Как и любая инновация, данная система работы требует подведения итога. Для этого были созданы  Мониторинг оценки эффективности применения этой деятельности.

Данная технология успешно применяется педагогами ДОУ в ходе непосредственной  образовательной деятельности, так как она опирается на календарно-тематическое планирование, на основе программы «От рождения до школы.  Основной образовательной программы дошкольного образования»/Под ред. Н.Е. Вераксы, а также во время организации режимных моментов, в игровой форме, с применением подручного материала, например, мяча, интересна и доступна детям с разным уровнем развития.

Таким образом, подготовка детей к школе, педагогом,  вооруженным  данными технологиями, важна, не только для оптимизации работы с детьми по обучению грамоте, но и для обеспечения  непрерывности и преемственности дошкольного  и школьного образования.


[1] Комплекс упражнений по формированию фонематического слуха представлен мини-сайте

[2]  Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования представлен на сайте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников

В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...

Сетевое взаимодействие в области образования сегодня -инновационная технология, позволяющая образовательным учреждениям динамично развиваться и соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Сетевое взаимодействие в области образования сегодня -инновационная технология, позволяющая образовательным учреждениям динамично развиваться и соответствовать требованиям федеральных государстве...

Как помочь ребенку избежать трудностей при овладении письмом? Советы логопеда родителям

В статье представлены практические рекомендации родителям детей дошкольного возраста по профилактике нарушений письма....

Тренинговое занятие для родителей «Как помочь ребенку избежать тревожного состояния»

Тренинговое занятие для родителей«Как помочь ребенку избежать тревожного состояния»Цель: Обучение родителей эффективному взаимодействию с ребенком для снятия у неготревожных состояний.Анно...

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей.

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей....

Как помочь ребенку избежать трудностей

Помощь ребенку в избежание грудностей...

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей.

Как родители могут помочь ребенку  избежать некоторых трудностей....