Как работать с аутистом в ДОУ
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)

Серегина Татьяна Сергеевна

Ни для кого не секрет что во многих дошкольных учреждениях есть «особые» дети. Практически в каждом детском саду общеразвивающего вида перед воспитателями встает вопрос: как же работать с такими детками? как определить верное направление для правильной коррекции? Как определить кто такой ребенок с аутизмом, и, главное, как помочь ему адаптироваться в среде сверстников и взрослых!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 городского округа Кашира» Составила воспитатель высшей квалификационной категории Серегина Татьяна Сергеевна Как работать с ребенком аутистом в ДОУ

Слайд 2

«Трагедия не в том, что мы есть, а в том, что в вашем мире нет места для нас » (Джим Синклер , статья «Не надо нас оплакивать») «Чего я у Вас прошу, на что уповаю, чего от вас жду, - это доверия, это безоговорочной готовности быть на моей стороне наперекор миру, даже наперекор миру, даже наперекор мне самому .…»

Слайд 3

Аутизм - не приговор

Слайд 4

Начиная с 2008 года Генеральная Ассамблея ОНН объявила 2 АПРЕЛЯ Всемирным днем распространения информации об АУТИЗМЕ

Слайд 5

Нормативно - правовое обеспечение Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Письмо Министерства образования Российской Федерации от 03.04.2003г. №27 2722-б «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»

Слайд 6

АУТИЗМ – особенность психического развития человека. Название болезни происходит от греческого слова autos – сам, т.е. ребенок-аутист находится как бы сам в себе, он отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать.

Слайд 7

На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась. По данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За десять лет количество аутизма увеличилось в 10 раз. Аутизм называют болезнью 21 века и главной загадкой третьего тысячелетия.

Слайд 8

АУТИСТЫ - ДЕТИ ДОЖДЯ После киноленты «Человек - дождя» появилась даже фраза: «Гении – это люди дождя». Было замечено, что в большинстве своем аутисты очень любят смотреть на дождь – только без грозы, грома и молнии. Для примера: все «нормальные» люди, когда хочется побыть наедине, тоже к дождю неравнодушны.

Слайд 9

Ещё аутизм называют расстройства аутистического спектра (РАС). Это название совершенно не случайно, потому что спектр этот огромен. Он включает в себя как тяжелых людей с глубоким аутизмом, неречевых, с проблемным поведением, с низкой социальной адаптивностью, так и высокофункциональных аутистов – людей с синдром Аспергера, среди которых как раз встречаются люди с удивительными способностями в самых разных областях.

Слайд 10

Аутизм: болезнь или гениальность Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: Альберт Эйнштейн, Николай Гумилев, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Исаак Ньютон, Моцарт, Леонардо да Винчи, Дарвин, Микеланджело, Пикассо, Ван Гог.

Слайд 11

Известные люди - аутисты Американский предприниматель и общественный деятель, один из создателей и крупнейший акционер кампании «Microsoft». Билл Гейтс

Слайд 12

Известные люди - аутисты Единственный в истории спорта 18-кратный олимпийский чемпион, 22-кратный призёр олимпийских игр и 26-кратный чемпион мира в 50-метровом бассейне. Майкл Фред Фелпс II

Слайд 13

Известные люди - аутисты Обладал выдающимися познаниями в 15 различных областях жизнедеятельности – истории, географии, литературе, музыке, математике, спорте и др. Ким Пик

Слайд 14

В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней - «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.

Слайд 15

Признаки аутизма у ребенка Ребенок всего боится Ребенок замкнут в себе отсутствие речи боится громких звуков Отсутствует аппетит

Слайд 16

Признаки аутизма у ребенка Ребенок не позволяет к себе дотронуться не нравится играть с другими детьми повторяет то, что только что услышал ( эхолалия )

Слайд 17

Признаки аутизма у ребенка Приступы агрессии Стереотипность поведения Самоагрессия (щипает или кусает себя) чрезмерная активность

Слайд 18

Особенности коррекционной работы с аутичными детьми В основе современных концепций коррекции и развития детей с аутизмом лежит идея о том, что не ребенок должен адаптироваться к своему окружению, а окружению нужно приспособиться к нему. Таблетки от аутизма нет. «Людей с нарушениями в развитии следует воспринимать такими, какие они есть, а, не исходя из желания узкого круга» (Т. Питерс)

Слайд 19

Специфика построения коррекционной работы Гибкость педагога, который может по ходу перестраивать занятие с учетом пристрастий и настроений ребенка. На начальных этапах обучения важно подкреплять желаемое поведение ребенка, а также использовать его интересы для удержания его внимания. Вначале следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха. Совместная деятельность: педагог – ребенок.

Слайд 20

Три основные направления работы 1. Установление эмоционального контакта и выработка продуктивных форм взаимодействия 2. Построение на их основе программы социально-бытовой адаптации, а также систематическая работа с родителями 3. Подготовка к школе

Слайд 21

Принципы коррекционной работы принцип принятия ребенка; принцип помощи; принцип индивидуального подхода; принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий; принцип сотрудничества с семьей.

Слайд 22

Арт-терапия в системе коррекционной работы с аутичными детьми Арт-терапия способствует снижению эмоционального напряжения и созданию ощущения большего комфорта у ребенка.

Слайд 23

Куклотерапия Куклотерапия -расширяет возможности ребенка во взаимодействии с окружающим миром и помогает формировать важные социоэмоциональные навыки.

Слайд 24

Музыкальная и танцевальная терапия Музыка способна помочь наладить коммуникацию, улучшить поведение к лучшему, заменить вербальное общение между специалистом и ребенком на этапе формирования установления контакта.

Слайд 25

Логопедическая работа Логопедическая работа отличается от традиционной в виду специфичности речевых расстройств. В работе с аутичными детьми не всегда применимы традиционные логопедические приемы.

Слайд 26

Игротерапия В игре развивается произвольное внимание ребенка, создаются предпосылки для его независимого, спонтанного, произвольного поведения в целом.

Слайд 27

Чтобы члены общества разделяли гуманистический подход к личности, были готовы принимать «других» и считали их абсолютно полноценными.

Слайд 28

Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научить быть счастливыми! Заключение

Слайд 29

«Эти дети приходят проверить нас с вами на человечность» (Р. Шнайдер) «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть…» (Л. Н. Толстой)

Слайд 30

Спасибо за внимание! Успехов в работе!



Предварительный просмотр:

Слайд 1 Как работать с ребенком аутистом в ДОУ

Слайд 2 «Трагедия не в том, что мы есть, а в том, что в вашем мире нет места для нас» (Джим Синклер, статья «Не надо нас оплакивать»).

Чего я у Вас прошу, на что уповаю, чего от вас жду, - это доверия, это безоговорочной готовности быть на моей стороне наперекор миру, даже наперекор миру, даже наперекор мне самому … .»

Слайд 3 Очень часто можно услышать фразу «аутизм — это не приговор», и это действительно не приговор: современные средства помощи позволяют детям с аутизмом нормально учиться и жить максимально полноценной жизнью.
Слайд 4 Понимая чрезвычайную важность проблемы, 62 сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 2008 году постановила отмечать 2 апреля каждого года «Всемирный день распространения информации об аутизме». В этот день общественные организации всего мира стремятся донести до родителей, специалистов и властей, необходимость повышения уровня информированности, об аутизме, как о тяжелом расстройстве раннего развития ребенка, требующем пристального внимания всего мирового сообщества.

Слайд 5 Если говорить о нормативно-правовой базе, то положения об образовании закреплены в таких документах как:

  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995)
  • Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 03.04.2003г. №27 2722-б «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»

Слайд 6 АУТИЗМ – особенность психического развития человека.

Название болезни происходит от греческого слова autos сам, т.е. ребенок-аутист находится как бы сам в себе, он отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать. Аутизм - это не болезнь им нельзя заболеть, от него нельзя излечиться. Коррекцию такого расстройства осуществляют лишь три узких специалиста: врач-психиатр, врач-невролог и дефектолог.

Слайд 7 Человечество на сегодняшний день не знает ни причин возникновения аутизма, ни причин его такого распространения. Но вне зависимости от причины в большинстве случаев это — пожизненное состояние. В мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась.

По данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей.

За десять лет количество аутизма увеличилось в 10 раз.

Аутизм называют болезнью 21 века и главной загадкой третьего тысячелетия.

В основном аутисты-мальчики, а у девочек аутизм встречается редко, 5-7 случаев на 100 человек.

Слайд 8 Аутисты – дети дождя. После киноленты «Человек - дождя» появилась даже фраза: «Гении – это люди дождя». Было замечено, что в большинстве своем аутисты очень любят смотреть на дождь – только без грозы, грома и молнии. Для примера: все «нормальные» люди, когда хочется побыть наедине, тоже к дождю неравнодушны.

Слайд 9 Ещё аутизм называют расстройства аутистического спектра (РАС). Это название совершенно не случайно, потому что спектр этот огромен. Он включает в себя как тяжелых людей с глубоким аутизмом, неречевых, с проблемным поведением, с низкой социальной адаптивностью, так и высокофункциональных аутистов – людей с синдром Аспергера, среди которых как раз встречаются люди с удивительными способностями в самых разных областях.

Слайд 10 Аутизм: Болезнь или гениальность. Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: Альберт Эйнштейн, Николай Гумилев, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Исаак Ньютон, Моцарт, Леонардо да Винчи, Дарвин, Микеланджело, Пикассо, Ван Гог.

Слайд 11 Известные люди – аутисты

Билл Гейтс. Американский предприниматель и общественный деятель, один из создателей и крупнейший акционер кампании «Microsoft».

В США семья, имеющая ребёнка с диагнозом аутизм, получает от кампании «Microsoft» 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft» - аутисты. В Америке аутизм стал включаться в страховку. То есть он – страховой случай.

 Слайд 12 Майкл Фред Фелпс II. Единственный в истории спорта 18-кратный олимпийский чемпион, 22-кратный призёр олимпийских игр и 26-кратный чемпион мира в 50-метровом бассейне.  

Наиболее силён спортсмен в плавании вольным стилем и баттерфляем, он также успешно выступает в комплексном плавании.

Благодаря своей матери Дебби, которая насильно привела его в бассейн, Майкл не только зажил нормальной жизнью, но уже в 13-летнем возрасте побил все юношеские рекорды США.

Слайд 13 Ким Пик Обладал выдающимися познаниями в 15 различных областях жизнедеятельности – истории, географии, литературе, музыке, математике, спорте и др.

Но при этом абсолютно не был способен к самостоятельной жизни: не умел делать элементарные бытовые вещи - одеваться, включать и выключать свет. В возрасте полутора лет ребенок без труда запоминал дословно текст любой прочитанной ему вслух книги. Научившись читать, Ким прочел и запомнил наизусть более 9 тысяч книжных томов. Любимым же его занятием стало чтение телефонных и адресных справочников, содержание которых ему также легко удавалось запомнить.

Слайд 14 В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней - «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.

Основным методом диагностики детей с аутизмом является наблюдение за всеми видами деятельности ребенка. При подозрении на данную проблему в развитии, диагностика проводится уже в специализированных учреждениях. (УЗИ головного мозга, Электроэнцефалографию, проверка слуха и т. п.)

Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.

Ни для кого не секрет что во многих дошкольных учреждениях есть «особые» дети. Практически в каждом детском саду общеразвивающего вида перед воспитателями встает вопрос: как же работать с такими детками? как определить верное направление для правильной коррекции? Как определить кто такой ребенок с аутизмом, и, главное, как помочь ему адаптироваться в среде сверстников и взрослых! Необходимо научиться «распознавать» признаки аутизма у ребенка.

Вот некоторые из них:

Слайд 15 Признаки аутизма у ребенка

- ребенок всего боится;

- ребенок замкнут в себе;

- отсутствует речь;

- боится громких звуков;

- отсутствует аппетит

Слайд 16

- не позволяет к себе дотронуться;

- не нравится играть с другими детьми;

- повторяет то, что только что услышал (эхолалия)

Слайд 17

- приступы агрессии;

- стереотипность поведения;

- самоагрессия (щипает или кусает себя);

- чрезмерная активность

Слайд 18 Особенности коррекционной работы с аутичными детьми

«Людей с нарушениями в развитии следует воспринимать такими, какие они есть, а, не исходя из желания узкого круга людей» (Т. Питерс)

В основе современных концепций коррекции и развития детей с аутизмом лежит идея о том, что не ребенок должен адаптироваться к своему окружению, а окружению нужно приспособиться к нему. Таблетки от аутизма нет.

Аутистам не нужны общение, болтовня с другими детьми и веселые игры. Они не реагируют ни на какие словесные раздражители, просто все, что происходит за границами мира аутиста, не интересует его. Любознательность, любопытство, попытки экспериментировать – все эти качества не подходят детям с аутизмом. Игрушки не интересны, разве что может быть одна, с которой несмышленыш не расстается, однако играть он с ней будет не так, как сверстник.

Поскольку малыш с таким заболеванием погружен в одиночество, коррекционная работа с ним требует особых правил.

Аутист не может устанавливать контакты:

-эмоциональные;

-зрительные;

-коммуникативные. 

Слайд 19 Специфика построения коррекционной работы

Любое воздействие на ребенка может вызвать агрессию, истерику, поэтому воспитателю, которому нужно наладить контакт с таким непростым воспитанником, потребуются:

- стремление к методическому и ежедневному обучению;

- доброжелательность;

- огромное терпение;

- предельную внимательность;

- позитивный настрой;

- обязательное поощрение дошкольника за каждую попытку выполнить задание;

- понимание состояния малыша;

- требовательность.

  • Важна гибкость педагога, который может по ходу перестраивать занятие с учетом пристрастий и настроений ребенка. Можно заранее составить план занятия, но действовать придется в зависимости от ситуации и желания ребенка. Надо быть чутким к ребенку и можно увидеть, что он сам подсказывает форму взаимодействия с педагогом.
  • На начальных этапах обучения важно подкреплять желаемое поведение ребенка, а также использовать его интересы для удержания его внимания.
  • Вначале следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха. Сложность увеличивается постепенно, после того как у ребенка появилась установка на выполнение задание, причем взрослый на первых порах действует за ребенка, управляя его руками.
  • Важна совместная деятельность: педагог рисует одно, а ребенок заканчивает, или наоборот - в аппликации, в лепке, в конструировании, в игре.

Слайд 20 Три основные направления работы

Процесс адаптации всегда длительный. Невозможно отвлечься, расслабиться, всегда должна быть предельная готовность к действиям и поступкам больного аутизмом, которые он не в состоянии контролировать.

Когда дошкольник приходит в обычный детский сад, ему нужно помочь понять новую для него атмосферу. Каждое действие комментируется, каждый новый объект объясняется спокойно и неоднократно. Общение со здоровыми сверстниками – это хороший шаг вытянуть малыша из мира одиночества.

  1. Установление эмоционального контакта и выработка продуктивных форм взаимодействия;

Установить контакт – вот что должен сделать педагог. Сначала педагог просто наблюдает за малышом. Потом идет первое «общение» – буквально несколько секунд, это зрительное воздействие. Затем нужна пауза в четверть часа. Потом снова идет попытка второго контакта. Теперь он будет чуть длительней. И снова отпустить дошкольника. После перерыва новый контакт. Такое поведение через некоторое время даст положительный результат.

Когда первый шаг к общению сделан, педагог может уже следовать за малышом, разговаривать с ним, комментируя его действия. Однако не следует испытывать воспитанника прямым взглядом, он этого не выдержит. Когда воспитателю становится ясно, что интересно малышу, можно начинать коррекционную работу.

  1. Построение на их основе программы социально-бытовой адаптации, а также систематическая работа с родителями;

Важно понимать, что сразу полноценных плодотворных занятий не будет, большее время заполнят паузы отдыха, однако для аутиста и они имеют огромное значение. Ведь в это время он все равно уже не так одинок.

Обязательно в конце дня воспитатель проговаривает с родителями воспитанника и самим ребенком все события, которыми был насыщен день. 

  1. Подготовка к школе.

Слайд 21 Принципы коррекционной работы

- принцип принятия ребенка;

- принцип помощи;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий;

- принцип сотрудничества с семьей.

Слайд 22 Арт-терапия в системе коррекционной работы с аутичными детьми

Соответствующая терапия и образовательные программы помогают развиваться детям, страдающим от этой болезни.

Вид коррекции подбирают индивидуально для каждого ребенка. Наиболее эффективной терапией будет та, которая сочетает в себе несколько методов.

Арт-терапия способствует снижению эмоционального напряжения и созданию ощущения большего комфорта у ребенка.

Арт- терапия — один из весьма эффективных методов лечения аутичных детей и помогает аутичному ребенку почувствовать свою уникальность. Задача которой является формирование контакта и коммуникации между специалистом (психологом, педагогом) и ребенком, а также между детьми подгруппы.

Именно эта техника позволяет понять и оценить более глубоко состояние психики особенного ребенка. У ребенка развиваются не только коммуникативные навыки, но и воображение.

Слайд 23 Куклотерапия

В работе с особыми детьми используется куклотерапия. Лучше, чем обычные куклы, используются на занятиях с аутичными детьми мягкие куклы – рукавички. Эти куклы помогают детям приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь поддержку. Общение с такой куклой расширяет возможности ребенка во взаимодействии с окружающим миром. От имени куклы ребенок учится задавать вопрос и отвечать на него. Это особенно важно для аутичных детей.

Куклотерапия помогает формировать важные социоэмоциональные навыки.

Взрослый с помощью куклы решает множество задач:

- Он учит детей, прежде всего, выражать заинтересованность в общении;

- Шутит от имени персонажа, способствуя созданию атмосферы доброжелательности;

- Активизирует безынициативных детей;

- Постоянно создает ситуацию успеха, повышая тем самым уверенность у детей.

- Делает более раскованными стеснительных, зажатых, необщительных детей.

- Помогает детям оценивать правильность или неправильность поведения персонажа.

Слайд 24 Музыкальная и танцевальная терапия

Любому специалисту, работающему с аутичным ребенком, музыка способна помочь наладить коммуникацию, улучшить поведение к лучшему. Она способна заменить вербальное общение между специалистом и ребенком на этапе формирования установления контакта. В процессе музыкальной терапии он не только учится воспринимать музыку, но при этом раскрываются его эмоциональные переживания, расширяются возможности эмоционального общения и формируется чувство сопереживания с другими детьми. Музыка обычно сопровождается групповыми танцами. Танцы улучшают общую и тонкую моторику ребенка, повышают мышечный тонус, но эта форма деятельности также способствует общению детей на эмоциональном уровне и разрушают барьер между ними.

Можно часто использовать детские песни в ходе занятий. Игры с ритмами и мелодиями способны помочь «растормозить» речь ребенка, развить подражание, вызвать двигательную активность и положительные эмоции.

Слайд 25 Логопедическая работа

Логопедическая работа отличается от традиционной в виду специфичности речевых расстройств. В работе с аутичными детьми не всегда применимы традиционные логопедические приемы. Центральное место в формировании речевых и коммуникативных навыков занимает игротерапия. При обучении грамоте используется глобальное чтение. Многие понятия дети усваивают на написанных на карточках словах. А некоторые мутичные дети общаются с опорой на карточки.

Слайд 26 Игротерапия

Детям - аутистам крайне сложно обычным способом взаимодействовать с другими, особенно сверстниками. В игре развивается произвольное внимание ребенка, создаются предпосылки для его независимого, спонтанного, произвольного поведения в целом. Игра предоставляет возможность и специальной работы по развитию речи аутичного ребенка. И, наконец, игра является незаменимым способом преодоления его аффективных проблем: изживания страхов, коррекции агрессивного поведения.

Слайд 27 Чтобы ребенок с аутизмом социализировался, то есть научился жить в обществе и умел получать от этого удовлетворение, не требуется дорогостоящих препаратов и медицинских приборов. Для таких детей, прежде всего, необходимы люди. Обыкновенные добрые люди, которые осознают истинную природу «ненормального» поведения аутистов и готовы с ними общаться. Ну и конечно, нужно, чтобы члены общества разделяли гуманистический подход к личности, были готовы принимать «других» и считали их абсолютно полноценными.
Слайд 28 Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научите быть счастливыми!

Слайд 29 «Эти дети приходят проверить нас с вами на человечность» (Р.Шнайдер)

«Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть…» (Л.Н.Толстой)

Слайд 30 Спасибо за внимание! Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕДАЦИИ ПО РАБОТЕ С АУТИСТАМИ

Семинар для педагогов. Рекоменедации при работе с детьми-аутистами....

Рекомендации по работе с детьми- аутистами дома

Развивающие занятия с ребенком аутистом дома...

"Рекомендации родителям детей аутистов по работе дома."

Если ребёнок аутист, что делать мамам дома,как себя вести?...

Опыт работы с аутистами (в рамках работы с детьми ОВЗ).

В данной статье обобщается собственный опыт работы с детьми-аутистами, даются рекомендации, как возможно наладить взаимоотношение с детьми данной категории, чтобы сделать их пребывание в детском колле...

Инструкция по формированию навыка у ребенка-аутиста Описание особенностей в работе . Работа по схеме и пооперационная карта «соберемся на прогулку»

Инструкция по формированию навыка у ребенка-аутиста Описание особенностей в работе Работа по схеме и пооперационная карта «соберемся на прогулку»...

План работы по самообразованию, по теме: "Инновационные технологии работы с детьми аутистами"

Краткий план работы, о том, что и как необходимо работать учителю-логопеду с детьми аутистами.Цель, задачи сроки выполнения реализации....

РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ-АУТИСТОВ В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ.

В статье рассматривается проблема развития творческих способностей у детей-аутистов. Развивая у детей данной категории творческие способности, можно не только помочь им социализироваться в обществе, н...