Комплекс упражнений по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Камышенко Галина Юрьевна

Интеграция образовательной области: «Коммуникация». Развитие  фонематического слуха, как необходимое условие успешного обучения грамоте. Совершенствование  навыка фонематического анализа и синтеза (выделение звука в слове, анализ и синтез звуков в словах)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_uprazhneniy_po_ffs.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений по формированию

фонематического слуха

 у детей старшего

дошкольного возраста

с целью

профилактики дисграфии

  

                                     

        

                

         

Учитель – логопед

МАДОУ Д/С № 49 КВ

Камышенко Г.Ю.


Комплекс упражнений по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

Интеграция образовательной области: «Коммуникация»

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная

Цели:

  1. Развивать фонематический слух, как необходимое условие успешного обучения грамоте
  2. Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза (выделение звука в слове, анализ и синтез звуков в словах)

Планируемые результаты:

  1. Различать понятия «звук», «слог», «слово»
  2. Называть  последовательно звуки и слоги  в словах
  3. Находить место звука в слове
  4. Анализировать слово  и синтезировать новые слова

     

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

РАЗДЕЛ 1. ВЫДЕЛЕНИЕ В СЛОВАХ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

 

ЗВУК [ А]

  1. «Повторяйте за мной только те слова, которые начинаются на звук [А]» (№1)

Оля – Аля,  Ася – Ося, Инна – Анна, арка – урна, остров – астры, асы – осы, утка – атака, аптека – оптика.

  1.  «Из двух слов повторите только слово со звуком [А]» (№2)

лук – лак          мок – мак

бок – бак          сом – сам

ток – так           мол – мал

ЗВУК [У]

  1. «Повторяйте за мной только те слова, в которых услышите [У] в начале слова » (№3)

оборка – уборка           опора – упор                      ока – уха

калитка – улитка         позор – узор                       очистить – учитель    

порок – урок                окошко – укол                   осыпать – усы    

2.        «Повторите только те слова, в которых услышите звук [У ] в середине слова»(№4)

            мак – мук            дам – дуб        шар – шум            так - тук      

            шаг – шут            зал – зуб         сад – сук               пол – пух                                

бок – бук             газ – гул        

ЗВУК [О]

1.«Повторите слова, в которых услышите звук [О]»(№5)

мул – мол                        сын – сон

бок – бак                         сок - сук

сом – пас                        пух – пол

ЗВУК [И]

  1. «Повторяйте за мной слова, в которых прячется [И]»(№6)

бас – бис           бал – бил         рис – рос             пил – пол

тип – топ          кит – кот          мил – мал           Нил – нос

ЗВУК [Ы] 

  1. «Повторяйте за мной только те слова, в которых вы слышите звук [Ы] в конце слова» (№7)  

боец – бойцы      борец – борцы      пловец – пловцы        кузнец – кузнецы

певец - певцы       шар – шары         сноп – снопы                дрозд – дрозды

ус – усы                куст – кусты        пруд – пруды                нос – носы

  1. «В каком слове спрятался звук [Ы] (№8)

Вол – выл             бал – был             бак – бык                   дом – дым

мал – мыл            мост – мыс           сон – сын                   раз   -  рысь

ЗВУКИ [И] – [Ы] 

  1. «Повторяйте за мной пары слов и назовите звук, который находится в середине слова» (№9)

Был – бил                             выл – вил                  ныл – Нил

мыл – мил                            пыл – пил                  

  1. «Повторите слова по парам. Назовите последний звук в слове» (№10)

Дары – дари               шипы – шипи             сады – сади            

цветы – цвети            носы – носи                плоды – плоди

пары - пари                пусты – пусти             круты – крути

ЗВУК [Э]

  1. «Повторите имена, которые начинаются на звук [Э]» (№11)

Алла – Эля              Элла – Алик          Эмма – Инна                

Эрик – Олег            Эдик - Аким          Оля – Уля

РАЗДЕЛ 2. ВЫДЕЛЕНИЕ В СЛОВАХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

ЗВУК [Г]

  1. «Добавьте звук к слову. Какое новое слово получилось?» (№12)

Г… розы         г… лаз              г … руды          г … лаз              г … ром          

г …рад            г …реки            г … рим            г … лоток          г …речка                  

г …. лина      

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Г] – [К]

  1. «Повторите пару слов. Назовите, в каком слове ты слышишь [Г], в каком [К]» (№13)

горка – корка               галета – котлета        гости – кости                                                            

гаси – коси                  голос – колос             громко – кромка      

гусак – кусать             игра – икра                 густы – кусты          

Галька – калька           угол – укол                год – код  

группы – крупы          голени – колени      

   

  1. « Договорите слово слогом [ГИ] или [КИ]» (№14)

Сло…        фла…          моз…        виз…          тан…          

дис…         шлан…        кру…        пол…         пар…      

ЗВУКИ [Т]  – [Т,]  

  1. «Повторите имена только с [Т]» (№ 15)     

Ваня – Таня        Тома – Рома      Толя – Коля          Вася - Тася  

  1.  «Назовите первый и второй звуки в словах» (№16)

Тук     так     таз     туш     том     там     ток    тапка     туфля     тыква     тополь

  1. «Замените первый звук в слове на [Т]» (№ 17)

 Порт – торт        лапки – тапки         ропот – топот          банк – танк            

 права – трава     ком – том                куча – туча              пачка – тачка    

        сон - тон             ночка – точка         санки – танки          нолик - Толик

 ранец – танец     волки - толки          раз – таз                   пруды - труды    

 

4. «Замените [Т] на [Т,]»   (№ 18)                              

Шест – шесть           брат – брать                 насест – насесть          жест – жесть                                           обут – обуть             надут - надуть             уснут – уснуть             нагрет – нагреть                                    гаснут – гаснуть      мокнут – мокнуть        клюнут – клюнуть       пуст – пусть

ЗВУКИ [Д] – [Д’]

  1. «Замените первый звук в слове на [Д]» (№19)

Сом – дом            вождь - дождь               мойка – дойка

кочка – дочка       пачка – дачка               пороги – дороги        

пушка – душка     позор – дозор               поход – доход            

круг – друг           пружина – дружина        пух – дух                                                       лавка – давка        ночь - дочь                   пар – дар    

  1. «Замените первый звук на [Д’]» (№ 20)

Писк – диск        метка – детка               мина – Дина           миски – диски

тень – день         белить – делить       тело – дело             весна – десна

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Т] - [Т’] - [Д] - [Д’] 

  1. «Повторите пары слов. Замените [Т] на [Д] или наоборот» (№21)        

     

  Коты – коды           Тверь – дверь                     плоды - плоты           тоска – доска                уточка – удочка      кадушка – катушка     трава – дрова              стул – сдул

             Таня – Даня             туп – дуб                         ток–док                       точка – дочка

             там – дам                 тачка – дачка              тары - дары                 том–дом                                          

                        

  1. «Добавьте слог ТА или ДА» (№22)

 Пома …         запла …            огра …               лопа …

     грана …         воро …              рабо …              поща …                                                  

     забо…            побе …              котле …            пого …                                                  

     защи …          одеж…              конфе …          

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [К] – [Т] 

  1. «Повтори слова по парам, назови первый  звук в каждом слове» (№ 23)

Как – так                кок – ток                  ком – том                Коля – Толя          

копка – топка         кройка – тройка       кочка – точка          копить – топить          

    качка – тачка          кучка – тучка           крест – трест           куры – туры                                                                                                      

2. «Добавьте слог [ТА] или [КА]» (№ 24)

    Поч… мар …   мар …  кас …    

ЗВУК [Х]

  1. «Замените первый звук на [Х]» (№25)

Салат – халат            шмель – хмель        голод - холод          полка – холка                

свалить – хвалить     звать – хвать           гудеть – худеть       гриб – хрип                  

пан – хан                   сор – хор                год – ход                  Глеб – хлеб

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [К]– [К] – [Х] – [Х]

1.«Замените [Х] на [К]» (№ 26)

хатка – кадка        хлад – клад            хрен – крен                хлоп – клоп

холл – кол             хорь – корь            хрупко – крупка        хрюк – крюк

хряк – кряк            ход – кот               хочу – качу

ЗВУК [В]

  1. «Замените первый звук на [В]» (№ 27)

Газы – вазы         полк – волк            газон – вазон         дата – вата                                      

  грач – врач              пар – вар               дождь – вождь          брать – врать                                       драки – враки         мыть – выть          пол – вол                   корона – ворона                       

  пышка – вышка      лоск – воск            морс – ворс               голос – волос                    

                         

ЗВУКИ [Ф]- [Ф]

  1. «Повторяйте только те слова, в которых услышите звук [Ф]» (№28)

 Маки-факел                пенал-финал                     фабрика-паприка        

 флажок-лужок            фартучки-карточка           флейта-шлейф

      фарфор-картон           футбол-футляр                  караван – сарафан  

      кошка – кофта            маки – факел                     кафтан - каштан      

            дракон – флакон         флажок – лужок                

2.«Замените первый звук на Ф» (№ 29)

 Бантик – фантик      марш – фарш       пара – фара        казан – фазан

 манера  - фанера      норма – форма     плот - флот        порт – форт

 

4.«Повторите только те слова, в которых слышится [Ф’]» (№ 30)

 Винтик-финик        киви-кефир         пенал - финал          

ведьма-Федя           ген-фен                сапёр-шофёр                                          

ЗВУКИ [В] – [Ф]

  1. «Повторяйте только те слова, в которых есть звук [Ф] (№ 31)

Ванна-фантик             фары-варит               фикус-Вика        

конверты- конфеты    караван-сарафан       флаги-влага

  1. «Добавляйте слоги [ВЫ] или [ФЫ], чтобы получилось слово» (№ 32)

    Шка…            гра…           сли…            жира…

      тык…             бук…           штра…              тра…        

      кана…            шар…         голь…           заба…

ЗВУКИ [Б] – [Б’]

1.«Назовите первый, второй и третий звук в словах» (№30)

БАК   БУК   БЫК   БОК  БАЛ   БЫЛ   БАС   БОР   БЫТ

2.«Замените первый звук в слове на звук [Б]» (№31)                 

  Пас – бас            мыл – был           рык – бык               рак – бак                

             ваза – база         Таня – баня        плеск – блеск       валет - балет        

             клин – блин       соты – боты       ранка – банка      Мурка -  бурка  

             сок – бок            Марс – барс                  

3. «Из двух названных слов выберите одно с мягким звуком [Б]’» (№32)                  

             Белка – балка              быль – бил                 берёза – баржа           баран - берег                      

            балет – билет       быстро – бисер          бананы - бинокль      бант – бинт

            бега – багаж         бассейн – беседка     берет – борец             батон – бидон

 

ЗВУК [П] 

1. «Назовите первый и второй звук в слогах» (№ 33)       

Паста   павлин   пудель   почка   палка   пальто   пуговка   полка

Папка   панама   пудра    пони    пачка   паук       пушка      поле

2.«Повторите слово и назовите гласный в этом слове» (№ 34)      

 Порт   путь   пыль   пар   пост   пух   плащ   пас   плот   пупс   пруд  

  1. «Замените первый звук в слове на [П]» (№35)

Точка – почка            тачка – пачка               марочка – парочка

Карта – парта            лапочка – папочка       щёлка – полка                        

Кони – пони              шёлк – полк                 торт – порт

4. «Замените в слове первый звук на звук [П’]» (№ 36)

Лекарь – пекарь          медаль – педаль           лесенка – песенка              

Ленка – пенка             речка – печка               лень – пень

Леченье – печенье      мир – пир                     лесок - песок

Вилы – пилы              зелёнка – пелёнка         мел – пел

         

ЗВУКИ [Б] – [Б’] – [П] – [П’]

  1. «Повторите слова, только со звуком [Б] или [П]» (№ 37)

Багет – пакет                  болит – палит              брык – прыг                        

Блок – плот                пилить – белить                   бледный – пленный

  1.  «Замените [Б] на [П]»(№38)

Бас – пас                   быль – пыль           балка – палка              бар – пар                                

Бочка – почка           бот – пот                 башня – пашня           бока – пока                    

Бомба – помпа                  баня – Паня            бравый – правый         блеск – плеск        

    Бабочка – папочка    робот – ропот              барин – парень        

3.  «Послушайте слова, назови, на каком месте  звук [П] или[Б]» (№ 39)

        Пол                  бак                  пушок                пуля                   бык

         Сапог              парк                собака                забор                  пастух

         Боря                суп                  сапоги                добыча              работа

         Павлин           рыба                потоп                 лопата               поезд

 4 .«Закончите слово слогами [БА] или [ПА]» (№ 40)

Жа…,   шай…, бом…, ры…, ре…, ли…, лу…, ла…, тум…, вер…, шу…, лам…, шля….

ЗВУК [Й] 

1.«Добавьте в середину слова звук [Й]»(№41)

Ма… ки – ма–й–ки      стро… ка         ла… ки             ре… ки      

 Ко… ка                         со – ки            балала…ка       скаме…ка

Лентя…ка                     лине…ка         хозя…ка           фуфа…ка.

2. «Замените звук в середине слова на [Й]»(№42)

Чашка – чайка                 марка – майка       галка – гайка               шапка – шайка

лапка – лайка                 корка – койка       леска – лейка               мошка – мойка

     речка - рейка                 тропка – тройка   юбка - губка           пума – юмор      

3. «Повторите слова по парам и расскажите,  в каком из них слышится [Й],

     а в каком  [Л’]» (№43)

Даль – дай              ноль – ной            боль – бой         полю - полью

     Моль – мой            пилю - пью          шалю - шью       ель – ей                                    

люлька – Юлька    полет - поет         лесть – есть        лежи – ежи      

ледок – едок          Любка – юбка      лямка – ямка

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [С] - [С’]

1.«Добавьте  слог [СА] или [СЫ]» (№ 44)

Ли …              ко …             кляк …              у …                        

     бу …              но …              ро …                 плак …                  

кра …            ко …               ве …                  ча …

2. . «Добавьте [С] в начало слова» (№ 45)

Лава – Слава        тон – стон                вой – свой                    ток – сток                        

тук – стук             кот – скот                тройка – стройка          наряд – снаряд

     Тая – стая            только – столько     клад – склад                  кок – скок                      

Пицца – спица    крепко – скрепка     мак – смак                     мех – смех                        

Пас – спас           пуск – спуск             топ – стоп                      мешок – смешок

4. «Замените первый звук на [С]» (№ 46)

Мало – сало         лайка – сайка         ранки – санки             Клава - Слава                

Топка – сопка      Тоня – Соня           дам – сам                    бок – сок                            

дом – сом             кон – сон                бор – сор                     лук – сук

5. «Замените последний звук на [С]» (№ 47)

Бак – бас               пар – пас                век – вес              бил – бис                            

Лик – лис              Рим – рис               рот – рос              таран – Тарас                  

Ответ – отвес       покой – покос        март - Марс         бег – бес                                            

Лев – лес              нож – нос               морж – морс        труд - трус

6. «Замените звук в середине слова на [С]» (№ 48)

Лапка – ласка         марка – маска          парта – паста        сопка – соска        

Качка – каска         килька – киска         мишка – миска     лепка – леска

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [З] – [З] 

1.«Замените первый звук на [З] или на [З’]» (№ 49)

Губы – зубы           набор – забор         намок – замок         двери – звери                  

Гнать – знать         лоб – зоб                 вал – зал                   смей – змей                          

Клюка – злюка      кефир – зефир        пеленка – зеленка    трение – зрение

Наряд – заряд        вагон - загон           дуб – зуб                   горько – зорька                    

2. «Какой звук [З] или[З’] в слове» (№50)

 Зубр           изюбр             зебра          обезьяна         заяц                      

 Козел        бизон              зяблик         зимородок     фазан

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [С] – [С’] – [З] – [З’]

1.  «Повторите слова, назовите звуки, покажите буквы отличия» (№ 51) 

Роза – роса      зима – Сима          коза – коса                  зев – сев

Лиза – лиса     зверь – сверь         Захар – сахар        змей – смей

Зуб – суп         забор – собор         Зоя – соя               залы – сало

Базы – басы    зайка – сайка  

2.  «Добавьте слоги [ЗЫ] или [СЫ], чтобы получилось слово» (№ 52)

Бу…                 ве…                   колба…              моро…              

ча…                  грима…             гро…                  плак…

зано…              рель…                арбу…               берё…              

ДИФФЕРЕНЦИЯ [Ц] – [С]

  1. «Повторите слова только с [Ц] или только с [С] (№ 53)

Лица – лисы     сарай – царапина      цокот - сокол      овцы -  осы

Цари – сори      цель - сель                цапля -  сабля             цвет - свет

Цены – сено     кольцо - колесо               сыр - цирк         цели - сели

  1.  «Закончите слово нужным звуком» (№ 54)

Автобу…      глобу…         пару…           колодец…         коло…

Страу…        дворе…         ледене…        певе…               абрико…

Огуре…            анана …       компа…          матро…             мизине…

3.  «Закончите слово нужным слогом [ЦА] или [СА]»  (№ 55)

Мыльни…          поло…          грани…            кузни…      

кури…                больни…       колба…            умни…                          

Терра…              пятни…         актри…             пшени…

ЗВУК [Ш]

1.«Замените первый звук на [Ш]»  (№ 56)

Тапка – шапка        мышка - шишка        чашка – шашка        мыло - шило

Топот – шёпот        жаль - шаль                    губы - шубы             майка - шайка      

Дар - шар                    маг - шаг                    бык - шик            толк – шёлк

 

ЗВУК [Ж]

1.«Замените первый звук на [Ж]» (№ 57)

Лук – жук                      мало – жало                 болеть – жалеть          зал – жал

Курить – журить     Лора – Жора             дать – жать                     пакет – жакет                        

Бурчат – журчат      баба – жаба                   бетон – жетон            чуткий – жуткий

Печь – жечь           билет – жилет         ракетка – жакетка       мир – жир

Пучок – жучок           идёт – ждёт              гора - жара         вилка - жилка        

 

ДИФФЕРЕНЦИЯ ЗВУКОВ [Ш] – [Ж]

1.«Какой звук [Ш] или[Ж]»  (№ 58)

Шар – жар                 Луша – лужа         шить – жить              шаль – жаль                              Тушить – тужить      Саша – сажа          шила – жила             крушить – кружить

Шест – жест              сушу – сужу          шесть – жесть           машет – мажет

Шарить – жарить      скошу – скажу      шалость – жалость  шутка – жутко

2.«Закончите [ШИ] или [ЖИ]» (№ 59)

Каранда …          гара…            камы …            шала …

Клави …              эта …             черте …            ланды …

Вклады …           детены …      гусены …          кра …

3.«Послушайте слова,  скажите, какой по счету звук [Ш] или [Ж]» (№ 60)

Шар                 жар                    шапка                  шум                 жук

Ножик             башня                лужок                  крыша             ужи

Ждать              джем                  шкаф                   душно             лягушка

Рыжик             душ                    камыш                 лошадь          снежок

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [С] – [Ш]

1.«Замените [С] на [Ш]» (№ 61)

Сайка – шайка            сутки – шутки          стуки – штуки             скала – шкала

Вас - ваш                    нас – наш                   мыс – мышь                плюс – плюш

2.«Повторите пару слов, назовите, в каком слове ты слышишь [С],

а в каком [Ш]» (№ 62)

Солить – шалить           сила – шила            сапер – шофер          

Миска – мишка             каска – кашка         маска – Машка        

Крыса – крыша              касса  - каша          соли – шали                                        

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [З] – [Ж]

1.«Повторите пару слов, назовите место звука [З] или [Ж] в каждом слове»

 (№ 63)

Зал – жал                     залей – жалей           везу – вяжу              грызу – грожу

Козы – кожа                режет – резать          жевать – зевать       флажок - глазок                                

2.«Закончите слово нужным слогом [ЗА] или [ЖА], [ЗЫ] или [ЖЫ]» (№ 64)

Ко …                      ко …                       лу …                        неве …

Бере …                   зано …                   стра …                     кра …

Подли …                бар …                     угро …                    ва …

Арбу …                  моро …                  мор …                     стри …

Карни …                серви …                 разре …                   капри …

Гара …                   водола …              дикобра …               эта …

ЗВУК [Ч]

1.«Замените последний звук на [Ч]» (№ 65)

Враг – врач                ткань – ткач                 план – плач            грамм – грач    

кулик – кулич            смерть – смерч            усат – усач             мел – меч                          

     мять – мяч                  сыт – сыч                    клюв – ключ           бить – бич

2.«Замените первый звук на [Ч]» (№ 66)

    Гайка – чайка            басы – часы               масть – часть

    кашка – чашка          худо – чудо                судак - чудак

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ч] - [Т] 

1.«Повторите слово только с [Ч] или с [Т ]» (№ 66)

Чук – тюк                    чиж – тишь             мяч – мять            печь – петь                    

Честно – тесно           лечи – лети              челка – телка        пугач – пугать                

Зачем - затем             печка - Петька          речка – редька     вечер – ветер

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ч] – [Ш]

1.«Повторите слово только с [Ч] или с [Ш]» (№ 67)

Чайка – шайка            пачка – Пашка          печка – пешка      тучка – тушка                

Чурка – Шурка           кручу – крушу          мычи – мыши       мочка – мошка              

Мочка – мошка          дачка – Дашка           кочка – кошка       качка – кашка                

ЗВУК [Щ] 

1.«Замените первый звук на [Щ]» (№ 68)

Кепка – щепка           мука – щука           кит – щит           мель – щель              

Тучка – щучка           тетка – щетка         толк – щелк        река – щека            

Венок – щенок           детина – щетина   полка - щелка     курит – щурит

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ч] – [Щ]

1.«Повторите пару слов, назовите место звука [Ч] или [Щ]» (№ 69)

Плач – плащ          челка – щелка           четки – щетки         помочь – помощь          

Печать – пищать   горячий – горящий   лечи – лещи           точу – тащу                          

Мочу - мощу         ущелье - ученье        кучи – кущи            угощать - укачать      

2.«Закончите слово [Ч] или [Щ]» (№ 70)

Товари…,  кле…,  гра…,  ме…,  кала…,  бога…,  труба…,  хря…,  обру…,  мя…, вра…,         ле…,    клю…,  ве…,  ово…,  бор….

3. «Закончите слово слогом [ЧА] или [ЩА]» (№ 71) 

Ту …, ро …, пи …,  гу …, ку …, да …, ча …, све …, добы….

 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ц] – [Ч]

1.«Послушайте слова, назовите, какой звук [Ц] или [Ч]» (№ 72) 

Цепь             цапля               чай               чек             цветы         чашка

Ученик         дача                плечо            лицо          яйцо           бахча

 Птица          овцы               добыча         водица      гречка         танцы

Отец             мяч                 меч               заяц            кузнец       кирпич

ЗВУК [Л]

  1. «Повторите цепочку слов, назовите звук, который изменил слово» (№ 73)

Стул  – стол     стол – стал       стал – спал         спал – спел        спел – смел

Бал – был         был – выл        выл – вол            вол – гол            гол – дал

дал  - жал         жал – зал         зал – зол              зол – кол             кол – мол

мол – мал         мал– мыл        мыл – ныл          ныл – пыл            пыл – пал

ЗВУК [Л’]

  1. «Повторите пару слов, назовите звук, изменяющий слово»  (№ 74)

Медаль – педаль           зелёный – беленый              мальчик – пальчик        

Пеленка - зеленка         солянка – полянка               след - плед

Калина – малина           хмель - шмель                      клюшка – плюшка            

Блин – клин                   калёный – палёный             лед – лен                                                  

Клев – клен                    Лева – Леша                        клюв – ключ                                      

Плюс – плюш                 соль – ноль                         хлев – хлеб                        

Лев – лес                         боль – моль                      

  1. «Замените звук [Л] на звук [Л’]» (№ 75)

Мол – моль           был – быль           пыл – пыль            дал – даль

Мел – мель           цел – цель             жал – жаль            мыл – мыль          

Ел – ель                     кол – коль             стал – сталь

ЗВУК [Р]

1.«Замените первый звук на [Р]» (№ 76)

Хобот – робот         жакетка – ракетка          козы – розы             танец – ранец

Губка – рубка          высь – рысь                    забота – работа       пыжик – рыжик

Поза – роза              мычать – рычать            дом – ром                 мука – рука

Пугать – ругать       нога – рога                     мак – рак                  кот – рот            

Лама – рама            газ – раз                          макеты – ракеты      Тома – Рома

 

ЗВУК [Р’]

  1. «Замените первый звук в словах на звук [Р’]» (№ 77)

Бис – рис                  Лёва – рёва              бита – Рита              кепка – репка

Зябь – рябь         печка – речка           лейка – рейка              Федька – редька

Лепка – репка     писк – риск             лис – рис                   лечь - речь

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л] – [Л’] – [Р] – [Р’]

  1.  « Замените [Л] на [Р]»  ( № 78) 

Лак – рак                   лов – ров                  лад – рад                 ложки – рожки              

 Лама – рама             Лука – рука              пил – пир                ложь – рожь

2.«Прослушайте слова, назовите, на каком месте в слове (№ 79)

Лом                рак                        луна                      лук                    рот

Пела               жара                     парад                    вилы                 пеналы

Травы             урок                     пламя                    глобус              брат

Двор               топор                   стол                       забыл               товар  

3.«Закончите слогом [РЫ] или [ЛЫ]»  (№ 80)

Шко …, ков …, шку …, коз …, ску … , уз …, ска , забо … .[1][2]


[1] Ирина Лопухина.Упражнения для развития речи. СПб.: Дельта, 2012

[2] Богомолова А.И.. Нарушение произношения у детей. Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 1979


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...

Презентация проекта «Игры и упражнения по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»

Создать условия для эмоционально положительного отношения к процессу формирования звуковой стороны речи.Сформировать у детей правильные речевые навыки.Развивать эмоционально-волевую сферу.Развив...

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании счётной деятельности детей старшего дошкольного возраста». (обобщение педагогического опыта)

В современной жизни проблема обучения детей математике приобретает глобальное значение. Прежде всего, это объясняется бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные...

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании счётной деятельности детей старшего дошкольного возраста». (обобщение педагогического опыта)

В современной жизни проблема обучения детей математике приобретает глобальное значение. Прежде всего, это объясняется бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные сферы знаний...

Игра - упражнение для развитие фонематической речи детей старшего дошкольного возраста

Описание образовательного продукта.Наша разработка направлена на развитие фонематического слуха дошкольников, а именно научить детей распознавать звуки, определять место звука в слове, отличать одно с...