Практика "Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи в процессе создания мультипликационного фильма".
методическая разработка по коррекционной педагогике

Макарова Снежана Сергеевна

Практика показывает, что у большинства  дошкольников с ТНР существуют не только   речевые нарушения, но и наблюдается недоразвитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), нарушения общей и мелкой моторики, пространственных представлений, снижение познавательного интереса. Так же характерна излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость, низкая мотивация. Определяющим моментом в успешном решении коррекционных задач по речевому развитию дошкольников ОВЗ, является правильный выбор методов и нестандартных подходов, педагогических технологий. Одной из  форм работы с детьми,  для меня стало совместное созданием мультфильма.

Данная технология позволяет осуществить необходимую коррекцию по профилактике и преодолению недостатков в познавательно-речевом развитии, способствует социализации и творческому развитию детей с ТНР и даёт возможность применения своих потенциальных способностей любому ребёнку, с любым уровнем развития, любым состоянием здоровья; способствует установлению позитивного межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Кроме  того , отличается быстрым получением готового продукта – мультфильма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи в процессе создания мультипликационного фильма.

Макарова С.С. воспитатель МБДОУ д/с 23

Тип представленной практики: педагогическая практика.

Ключевые слова практики: дети с тяжелыми нарушениями речи, мультипликация, анимация, развитие речи, коммуникативные навыки.

Целевая аудитория: воспитанники

ФГОС ДО одной из основных задач определяет «Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от… его особенностей, в том числе и ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ).  Стандарт предоставляет возможность для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ограниченными возможностями  здоровья, что в свою очередь направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.  На сегодняшний день процесс включения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольные образовательные учреждения принял в нашей стране формы инклюзии как государственной образовательной стратегии. Одной из функций воспитателя, работающего с детьми ОВЗ, это коррекционно- развивающая деятельность по преодолению и профилактике недостатков в развитии детей.

Группу, в которой я работаю посещают дети с ОВЗ, имеющие тяжелые нарушения речи (ТНР). Практика показывает, что у большинства  дошкольников с ТНР существуют не только   речевые нарушения, но и наблюдается недоразвитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), нарушения общей и мелкой моторики, пространственных представлений, снижение познавательного интереса. Так же характерна излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость, низкая мотивация. Определяющим моментом в успешном решении коррекционных задач по речевому развитию дошкольников ОВЗ, является правильный выбор методов и нестандартных подходов, педагогических технологий. Одной из  форм работы с детьми,  для меня стало совместное созданием мультфильма.

Данная технология позволяет осуществить необходимую коррекцию по профилактике и преодолению недостатков в познавательно-речевом развитии, способствует социализации и творческому развитию детей с ТНР и даёт возможность применения своих потенциальных способностей любому ребёнку, с любым уровнем развития, любым состоянием здоровья; способствует установлению позитивного межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Кроме  того, отличается быстрым получением готового продукта – мультфильма.

Создание мультфильма - это многогранный процесс, который  основан на совместной деятельности детей и взрослых реализующих проект придуманной истории, сказки и т.д. в результате которой создается мультфильм. Процесс создания мультфильма включает в себя неограниченное число разных видов детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и другие. В результате, у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, овладение коммуникативными умениями, навыками. Собственные продукты деятельности, который кажется ребенку некрасивым, при появлении  на экране, включенный в общий контекст, начинает восприниматься ребенком совсем по-другому.

Мультфильм — это волшебный мир, он помогает ребенку развиваться, фантазировать, учит сопереживать героям, учит дружбе и доброте. В процессе создания мультфильма взрослый является связующим звеном между ребенком и сказочным миром мультипликации, он помогает ребенку окунуться в сказочный мир, направляя его на верные дорожки в процессе создания мультфильма. В ходе всех этапов создания мультфильма происходит увеличение социального опыта ребенка, задействуются эмоциональная, волевая сферы психической деятельности, активизируются  скрытые возможности детей и творческие позывы. Дети  получают новые положительные эмоциональные переживания, а заодно постепенно овладевают специфическими навыками работы с различными новыми для них материалами и инструментами.

Во время создания мультфильма ребёнок сможет попробовать себя в качестве художника мультипликатора, оператора, актёра озвучивающего персонажа, познакомиться с разными видами творческой деятельности и профессиями. Мультипликация может выступать как средство творческой социализации детей с ОВЗ. Путём создания мультфильмов возможно строить партнёрские взаимоотношения с ребёнком создавать позитивный настрой. В мультипликации важен не столько результат, сколько сам процесс создания мультфильма, где взаимодействует взрослый и ребёнок, тем самым мультипликация представляет модель творчества взрослых и детей.

Поэтому, для активизации коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ (ТНР) старшего дошкольного возраста была выбрана мультипликация, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решить большинство речевых проблем. С ее помощью можно сделать процесс коррекции и обучения удовольствием для дошкольников.

Цель: совершенствование коммуникативных навыков, развитие выразительности речи через организацию деятельности по созданию анимационного фильма.

Задачи:

  • Знакомить с основными видами анимации, формировать некоторые практические умения создания анимационного фильма.
  • Учить съемочному процессу и безопасной работе с оборудованием.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук через использование пластичных материалов.
  • Формировать умение работать в команде, строить партнерские взаимоотношения (учить слушать другого, развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, создать в группе отношения сотрудничества, взаимопомощи, принятия).
  • Способствовать коррекции речевых нарушений у детей:
  • обогащать, расширять пассивный и активный словарь;
  • автоматизировать звуки на материале лексики, употребляемой при создании анимационного фильма;
  • способствовать развитию детей умение владеть устной речью; использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения со сверстником и взрослым;
  • развивать психологическую базу речи (восприятие, внимание, мышление, память).

Методика обучения мультипликации представляет собой поэтапное обучение детей азам анимации (Приложение № 1).

Первоначально дети узнают историю, технологию создания мультфильма, знакомятся с техническим оборудованием. На этом этапе мы проводили беседы и просматривали презентации на тему: «Что такое мультипликация», «История мультипликации», «Какие бывают мультфильмы», «Кто делает мультфильмы», «Как создать мультфильм» и другие. Проводились дидактические игры: «Угадай профессию по предметам», «Расставь правильно (этапы создания мультфильма)», «Какие предметы нужны человеку этой профессии?», «Из чего сделаны герои?» и т.д. Так же просматривали мультфильмы, созданные в различных техниках («Пластилиновая ворона», «Песочные сказки», мультфильмы про крокодила Гену и Чебурашку, рисованные советские мультфильмы.)

Здесь же мы знакомились с фото и видеоаппаратурой, штативом. Дети учились фотографировать  и снимать на видео друг друга.

Следующим этапом является изучение самого процесса создания мультфильма. Главным моментом здесь является выбор содержания, сюжета мультфильма это  может быть экранизация сказки или другого литературного произведения, либо ребята сами сочинят историю, по которой и будет сниматься мультфильм.

Если детям с нормой развития не составляет труда придумать историю, то детям с ТНР порой бывает трудно придумать свою историю, либо запомнить очередность сюжета в сказке. Здесь для сюжетосложения с детьми ТНР мы используем образные экраны, на которых располагаются фигурки героев и фона. Так же для запоминания очередности сюжета используем мнемотаблицы.

На этом этапе мы с детьми читаем сказки, рассказы, отгадываем загадки о мультипликационных героях, пересказываем, рассказываем по ролям, инсценируем знакомые произведения художественной литературы. Так же были проведены викторины: «Знатоки мультфильмов», «В стране мультфильмов»; театрализованные игры: «Превращение детей» (дети превращались в деревья, цветы, грибы, игрушки, насекомых, птиц, животных), театрализация сказок; дидактические игры на сюжетосложение: «Сложи историю (сказку) по картинкам», «Кого не хватает, а кто лишний», «Перепутанные сказки», «Узнай сказку», «Лабиринт по мультфильму». Конструировали «Сказочный город» по мотивам мультфильмов.

Третий этап — один из самых важных и интересных. Детям нужно определиться с техникой, в которой будет создаваться мультфильм, после чего приступить изготовлению персонажей и декораций.

После того, как дети определились с техникой создания мультфильма, приступаем к подбору или изготовлению декораций и персонажей, которые становятся главными действующими лицами будущего мультфильма. При изготовлении героев и декораций выбор материала и техники изготовления предоставляется детям. Дети могут нарисовать героя, слепить его, сделать из бросового материала, выбрать уже готовых персонажей, а так же, изготовить фон и декорации с использование различных техник изобразительного искусства, или использовать различные виды конструктора. Огромное разнообразие современных материалов дает возможность создать удивительных, необычных и самобытных героев.  Важным моментом является восхищение собственной работой, удовлетворенность от проделанной работы и положительные эмоции от конечного результата.

Если дети изготавливают фон и персонаж самостоятельно, то работа может быть индивидуальной, парной и групповой.

Следующим этапом станет непосредственный процесс снятия мультфильма, его озвучивание и монтаж.

Здесь мы выбираем оператора, который ведет покадровую съемку,  аниматоров, которые передвигают героев, каждый отвечает за своего героя.

Так как процесс покадровой сьемки довольно длительный по времени и требует концентрации внимания, на определенных действиях (перекладка героев) происходит смена ролей – все бывают операторами и аниматорами. В таких условиях дети раскрепощаются, чувствуют себя свободнее, не комплексуют – раскрываются. При сьемке дети работают  в парах и тройках, где один ребенок норма, остальные с ТНР или наоборот. Так как детям с ТНР сложнее сконцентрировать внимание, иногда необходимы повторные действия с перемещением фигур. При такой расстановке дети с ТНР наблюдают за действиями ребенка с нормой, и повторяют или копируют действия, а дети с нормой подсказывают детям с ТНР, как лучше произвести те или иные действия. В непринужденной игровой обстановке дети учатся договариваться, продумывать дальнейшие действия.

На этапе покадровой съемки мы с детьми проводим игры малой подвижности, физминутки, что предполагает смену видов деятельности в процессе кропотливой работе съемки, перекладки или передвижения героев мультфильма. А так же в процессе двигательной активности у детей появляется возможность повторений тех действий, которые будут выполнять «герои» мультфильма. Благодаря этому дети понимают,  как нужно передвигать героев, для реалистичности движений в мультфильме.  

В процессе озвучивания мультфильма вместе с детьми подбирается музыка, распределяются роли и озвучивается мультфильм.  Для эффективной озвучки мультфильма, непосредственно перед озвучиванием, я использую речевые игры и скороговорки.

Монтаж мультфильма в видеоредакторе производится взрослым, дети  присутствуют  при монтаже, здесь мы соединяем фото со звуком и получаем единый продукт в виде готового видеоролика.

И заключительным этапом создания мультфильма является просмотр мультфильма и рефлексия всей деятельности по созданию мультфильма.

На каждом этапе создания мультфильма дети принимают участие, как равноправные участники процесса.  (создание сюжета, создание героев и фона, покадровая съемка, озвучка, монтаж). Помощь взрослого оказывается на этапе монтажа.

Процесс создания мультфильма предполагает, как групповую, так и индивидуальную форму деятельности.

При осуществлении деятельности по созданию мультфильма используются информационно-коммуникационные технологии, аудиовизуальные (презентации), печатные, наглядные и словесные методы работы, демонстрационные материалы.

На протяжении всей работы мной используются разнообразные формы рефлексии: словесные, применение рефлексивных экранов, не только в конце образовательных ситуаций, но и при подведении итогов работы на очередном этапе, в конце дня, а также по завершению съемки мультфильма.

Инструментом, позволяющим произвести мониторинг реализации практики являются шкалы МКДО  область качества «СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (3) →  Социально-коммуникативное развитие (1) → показатель 3.1.3. «Развитие коммуникативных способностей и активности». Познавательное развитие (2) → показатель 3.2.2. «Развитие воображения и творческой активности. Речевое развитие (3) → показатель 3.3.2. «Обогащение словарного запаса», показатель 3.3.4. «Развитие культуры устной речи и речевая активность», показатель 3.3.6. «Знакомство с литературой и фольклором». Художественно-эстетическое развитие (4) → показатель 3.4.3. «Изобразительное творчество»,  показатель 3.4.6. «Театрально-словесное творчество».

Педагогические наблюдения (Свирская Л.В.) , а так же путем наблюдений и бесед анализирую детскую деятельность, представленную в диагностической карте по мультипликационной деятельности (Приложение № 2).

В ходе реализации технологии были получены следующие результаты: 

- у 75 % детей сформировались первоначальные знания о способах «оживления» (движение персонажей на экране), практические умения применения знаний для создания анимационного фильма;

- 62 % детей научились съемочному процессу (выполнять покадровую съемку) и безопасной работе с оборудованием;

- дети смогли создать анимационный фильм;

  -  у 37 % детей усовершенствовались психические процессы;

-  у 62 % детей получила развитие мелкая моторика, творческая активность;

- сформировались коммуникативные навыки, умение работать в команде, проявлять доброжелательное отношение друг к другу;

- у  62 % детей расширился пассивный и активный словарь;

- у  37 % детей повысилась мотивация к автоматизации звуков.

Таким образом, можно утверждать, что использование технологии по созданию мультфильма с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, является действенным средством не только для развития речи, но и развития других психических процессов, творческой активности. За полтора года реализации практики отмечаем, что дети имеют начальные представления о мире мультипликации, технических средствах используемых в процессе создания мультфильма, видах мультипликации,  участвуют в коллективных мультипликационных проектах на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми (Приложение № 2). У дошкольников с ТНР повышается мотивация к исправлению своей речи, автоматизации звуков, расширяется словарный запас.

Я считаю, при грамотном педагогическом подходе, мультипликация в силу своей новизны, универсальности, доступности и привлекательности может стать инструментом педагога в решении задач коррекционно-развивающей деятельности, в наиболее доступном для детей виде деятельности – игровой.

С материалами данной практики  принимала участие в конкурсе воспитателей детских садов, внедряющих эффективные технологии работы с детьми, соответствующими требованиям ФГОС дошкольного образования, школа Росатома «Поддержка и развитие игровой деятельности дошкольников через создание авторского мультипликационного фильма»;  в Краевом фестивале инклюзивных практик - «Мультстудия как инструмент педагога при работе с детьми  с ОВЗ». Практика «Мультстудия как инструмент педагога при работе с детьми ОВЗ» (размещена на официальном сайте МБДОУ д/с № 23).

                 Результативность применяемой технологии позволила нам с детьми принять участие в следующих мероприятиях:

- Фестиваль анимационного творчества «Снежные мультярики» - (1 место на муниципальном уровне, 3 место на федеральном уровне).

- Фестиваль «Космофест» (создание мультфильма с использованием конструктора «Дары Фрёбеля») -  3 место.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Технология создания мультфильма.

  1. Предварительный этап : знакомство  детей с историей мультипликации, с основными техническими средствами используемыми в процессе создания мультфильма, с технологией создания и видами анимации, профессиями людей создающих мультфильмы. Проводятся беседы, игры, просмотры видео и презентаций на тему знакомства с мультипликацией.

Открыть изображение

  1. Выбор сюжета. Это может быть, как сказка, рассказ, басня, так и авторские сказочные истории, придуманные вместе с детьми. Для детей с ТНР использую «образные экраны».

Задачи :

-вызывать интерес детей к созданию мультфильмов;

- развивать воображения, индивидуальные творческие способности;

- развивать умение вести диалог, выражать свои мысли, описывать свои действия, проговаривать элементы завязки, развития и развязки;

 - учить детей реализовывать задуманное.

C:\Users\Снежана\Downloads\IMG20220617082109.jpg 

3. Раскадровка служит вспомогательным средством  при создании м/ф, это пронумерованные сцены сюжета. Деление сюжета на отдельные сцены способом  схематической зарисовки, либо создается мнемотаблица.  

Открыть изображение

  1. Изготовление героев и декораций для мультфильма. Выбор материала и техники изготовления предоставляется детям. Дети могут нарисовать героя, слепить его, сделать из бросового материала, выбрать уже готовых персонажей, а так же изготовить фон и декорации с использование различных техник изобразительного искусства, или различные виды конструктора.

Задачи:

- формировать умение работать в команде;

- формировать умение проводить элементарные аналитические действия;

- развивать мелкую моторику рук.

Открыть изображение

  1. Покадровая съемка.  Здесь мы выбираем оператора, который ведет покадровую съемку мультфильма и выбираем аниматоров, которые передвигают героев, каждый отвечает за своего героя. Одно действие, один кадр.

Задачи:

- Развивать умение ориентироваться в пространстве, располагать персонажей и атрибуты в зависимости от плана раскадровки;

-  формировать умение работать в команде;

Открыть изображение

  1. Озвучка. Вместе с детьми подбирается музыка, шумовые эффекты, распределяются роли и озвучивается мультфильм.

Задачи :

- развивать звуковую культуру речи, дикцию и интонацию;

- расширять и активизировать словарь;

Открыть изображение

  1. Монтаж мультфильма. Все фотографии проекта помещаются в видеоредактор, выставляется время кадров, добавляется звук.

- формировать умение работать с информационно – коммуникационными технологиями.

C:\Users\Снежана\Downloads\IMG20211207091537.jpg



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Диагностическая карта по мультипликационной деятельности на основе наблюдения и беседы.

Ф.И ребенка.

Отличает виды анимации

Способен придумать собственную историю

Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей

Изготавливает декорации и героев

Оживляет героя

Озвучивает мультфильм

Принимает участие в монтаже.

Монтирует сам-но при небольшой помощи взрослого

самостоятельно

Образный экран


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ТЕАТАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недоста...

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Практический  опыт работы учителя-логопеда. Адаптированные к применению в условиях детского сада здоровьесберегающие и инновационные методы и  методы и приемы оптимизируют работу логопеда по...

Формирование социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи в процессе НОД

С целью коррекции и компенсации недостаточной сформированности представлений детей дошкольного возраста о социальных явлениях была разработана обучающая методика. Цель обучения – формирование це...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игровой деятельности"

Статья опубликована в сборнике XXII Международной научно-практической конференции "Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия" (КГПУ им. В.П. Астафьева, 2020)....

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет

Целью  Адаптированной основной  образовательной программы  является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием...

«Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Расширение представлений родительской аудитории о формировании фонематических процессов у детей в игровой деятельности....